Практические навыки, подлежащие усвоению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические навыки, подлежащие усвоению



Практические навыки, подлежащие усвоению

1. Уметь собрать и оценить анамнез жизни и болезни у детей.

2. Уметь провести клиническое обследование ребенка.

3. Уметь выявить отклонения в состоянии здоровья ребенка и дать им интерпретацию.

 

Исходные знания по теме

Перед изучением темы следует восстановить знания по основным вопросам анатомии человека, нормальной физиологии, эмбриологии, физиологии человека, полученные на соответствующих кафедрах, а также методические навыки полученные на кафедре пропедевтики внутренних болезней и кафедре терапии.

Методические указания по самоподготовке

В процессе подготовки к практическому занятию по теме: периоды детского возраста, анатомо-физиологические особенности детского организма студентам следует обратить внимание на:

1. Методику антропометрического и клинического обследования взрослых больных.

2. Взаимосвязь состояния челюстно-лицевой области и соматического здоровья.

3. Основные причины и механизмы нарушений формирования и функционирования челюстно-лицевой области.

4. Основные методы профилактики заболеваний зубов и слизистой полости рта.

Основные положения темы с блоками информации

Периоды детского возраста

Ребенок постоянно растет, и его развитие протекает в определенной, закономерной последовательности.

Выделение этапов и периодов развития ребенка, имеющих свои анатомо- физиологические особенности, позволяет дифференцированно подходить к ребенку.

 

Внутриутробный этап развития

(от момента зачатия до рождения – 40 недель).

А) Начальный (концептус) – первые 2 недели.

Основные события этого периода – оплодотворение, дробление, имплантация.

 

 

Б) Эмбриональный (зародышевый) – 3-8 недель.

Основные события этого периода. Период отличается высокими темпами дифференцировки тканей; к его окончанию бывают сформированы рудименты всех главных органов и систем. Масса эмбриона в это время составляет 9 г, а длина тела – 5 см.

 

В) Фетальный (плодный) - до конца беременности.

Основные события этого периода.

12 неделя – система кровообращения плода достигает окончательного развития. Отчетливыми становятся признаки пола. Функционирует нормобластический тип кроветворения.

18 неделя – появляется хватательный рефлекс, а затем – дыхательные движения. Начинается минерализация зубов.

28 неделя – устанавливается костномозговое кроветворение вместо печеночного, появляются сосательные движения.

 

Период новорожденности

(с момента рождения до 4 недель жизни)

Основные события периода новорожденности.

Прохождение плода по естественным родовым путям вызывает родовой стресс с последовательным напряжением функциональной активности гормональных систем.

Адаптационные реакции к новым условиям жизни проявляются «пограничными состояниями» в периоде новорожденности:

 

1. Транзиторные изменения кожных покровов - родовая опухоль, простая эритема, milia, физиологическое шелушение кожи.

2. Гормональный половой криз – нагрубание молочных желез, метроррагии у девочек.

3. Транзиторная гипербилирубинемия.

4. Транзиторный дисбиоз и физиологическая диспепсия.

5. Транзиторные особенности метаболизма – транзиторные ацидоз, гипогликемия, гипокальциемия, гипомагниемия, транзиторная потеря первоначальной массы тела.

6. Транзиторные нарушения теплового обмена – транзиторные гипотермия и гипертермия.

7. Транзиторные особенности функции почек- транзиторная олигурия, протеинурия, мочекислый

a. инфаркт почек.

8. Транзиторные изменения кровообращения - снижение (нормализация) давления в легочной артерии, начинает закрываться артериальный проток, функционально закрывается овальное окно, пупочные артерии перестают фукционировать, венозный (аранциев) проток закрывается на 2 неделе жизни, полицитемия и увеличение границ сердца.

9. Для новорожденного характерны недоразвитие нижней челюсти, слабое развитие верхней челюсти (физиологическая ретрогнатия).

10. В альвеолярном отростке расположены фолликулы зубов непосредственно под орбитами.

 

Заболевания (состояния), свойственные периоду новорожденности

Асфиксия и ее последствия, родовая акушерская травма (переломы ключицы, кефалогематома и др.), врожденные пороки развития, гемолитическая болезнь и другие гипербилирубинемии.

Гнойно-септические заболевания – омфалит, пиодермии, пузырчатка, флегмона новорожденных, гнойный мастит, сепсис. Пневмопатии.

Врожденные деформации опорно-двигательного аппарата:

1) врожденный вывих бедра

2) врожденная косолапость

3) кривошея

 

Хромосомные болезни:

1) болезнь Дауна

2) синдром Шерешевского-Тернера

Генные болезни:

1) фенилкетонурия.

Короткая уздечка языка, укорочение мягкого неба, скрытая расщелина мягкого неба, выявляемые у новорожденного ребенка - приводят к нарушению акта сосания и естественно - к нарушению вскармливания.

Иногда дети рождаются с уже прорезавшимися зубами (центральными нижними резцами), которые травмируют сосок матери, могут стать причиной мастита. Эти зубы следует удалить.

 

Грудной возраст

(от 29 дня до конца 1 года жизни)

Основные события периода грудного возраста.

1. За грудной период длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса более чем втрое.

2. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза выше, чем у взрослого человека.

3. Происходят процессы дифференцировки тканей, наиболее значимые в нервной системе.

4. Появляются и совершенствуются моторные функции:

А) в 1,5 года ребенок начинает держать голову.

Б) в 6-7 месяцев начинает сидеть.

В ) в 6 месяцев появляются первые зубы. К концу году их бывает восемь. Прорезывание зубов может сопровождаться обильным слюнотечением, раздражительностью, желанием грызть предметы.

5. Интенсивно развивается психика ребенка:

А) с первого месяца ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах.

Б) к концу второго месяца следит за движением предмета.

В) после 2-3 месяцев появляется дифференцированное

восприятие предметов.

Г) формирование к 6 месяцам речевой функции (произносит отдельные слоги).

Д) к концу первого года произносит первые слова.

 

Заболевания (состояния), свойственные периоду

Грудного возраста

Первое место в грудном (младенческом) возрасте занимают заболевания, возникающие в связи с дефектами питания, режима, окружающей среды.

Это рахит, анемия, гипотрофия.

Далее следуют ОРВИ, острые расстройства пищеварения и кишечные инфекции, в том числе и обусловленные условно-патогенной микрофлорой.

Наблюдаются различные проявления аномалий конституции (экссудативно-катаральный, нервно-артритический диатез и др.), а также последствия перинатальной патологии (энцефалопатия, детский церебральный паралич, врожденная гипотрофия, гнойно-септические процессы и др.).

Нарушения питания, заболевания с первых месяцев жизни, нарушения микрофлоры полости рта могут неблагоприятно влиять на минерализацию зубных тканей, являться причиной системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.

Преддошкольный возраст (с 1 года до 3 лет)

Основные события этого периода.

1. Постепенно замедляются темпы прибавки массы и длины тела.

2. К 2 годам завершается прорезывание 20 молочных зубов.

3. К концу 3 года дети говорят длинными фразами, рассуждают.

4. Расширяются двигательные возможности – от ходьбы до бега,

лазания и прыжков.

5. Начинают проявляться индивидуальные черты характера.

 

Заболевания, свойственные

Заболевания, свойственные подростковому периоду

А) функциональные расстройства сердечно- сосудистой и вегетативной

нервной системы («юношеское сердце», «юношеская гипертония»),

Б) расстройства питания (тучность, дистрофия),

В) заболевания ЖКТ (гастрит, язвенная болезнь)

Г) дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.),

Д) эндокринопатии,

Е) обострения инфекционно- аллергических заболеваний.

Основные свойства тканей

Вопросы для самоконтроля.

1 – Периоды детского возраста.

2 – Антенатальный период развития ребенка и факторы отрицательно влияющие на формирование органов и тканей.

3 – Период новорожденности и факторы риска поражения челюстно- лицевой области.

4 – Преддошкольный возраст и фатроры риска этого возраста.

5 – Школьный и подростковый период, заболевания свойственные этому возрасту.

6 – Методы профилактики заболеваний зубов и слизистой полости рта во все периоды детства.


Ориентировочная основа действий при работе с больными

(тема занятия: анатомо-физиологические особенности детского возраста)

Указания к действию Средства Критерии контроля
Соберите анамнез Анамнез жизни –сведения о родителях, наследственный анамнез, антенатальный, постнатальный. 1. Здоровье родителей и ближайших родственников. Генеалогическое дерево. Количество предшествовавших беременностей, их исходы. 2. Внутриутробный период. Течение беременности и родов — срочные, быстрые, затяжные, различные акушерские вмешательства. 3. Период новорожденности. Родился доношенный, недоношенный, вес и рост при рождении, когда закричал (сразу или после оживления, через какой промежуток времени). Заболевания в период новорожденности. 4. Вскармливание. Первое прикладывание к груди (через сколько часов после рождения); вскармливание естественное (до какого возраста). Прикорм (с какого возраста, виды прикорма). Отнятие от груди (в каком возрасте, при раннем отнятии от груди — причина этого). Питание перед поступлением в больницу. 5. Психомоторное развитие ребенка. Когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, узнавать мать, произносить слоги и слова, запас слов к 2 годам. Сроки прорезывания зубов, порядок прорезывания. С какого возраста начал учиться в школе, успеваемость, память. Перенесенные заболевания и оперативные вмешательства. Каким профилактическим прививкам подвергался, в каком возрасте, реакция на прививки.   6. Эпидемиологический анамнез Был ли контакт с инфекционными больными (в семье, яслях, детском саду, школе, в дороге, среди родственников, соседей, знакомых). Не подвергался ли укусам насекомых вшей, клещей, комаров, москитов и др. Наличие в жилище паразитов и грызунов. Какие ранее применялись лекарственные средства (антибиотики, гормоны, и др.), была ли у ребенка реакция на них и в чем она выражалась. Сделайте краткое заключение о факторах, способствовавших возникновению и развитию заболевания.  
  Анамнез заболевания Давность болезни, возможные причины, ведущие жалобы, предшествующее лечение, эффективность его.
Проведите клиническое обследование больного   Обследование ребенка проводить последовательно по всем органам и системам с учетом возрастных особенностей обследования. Длину тела у детей первых 2-х двух лет жизни измеряют в положении лежа с помощью специального настольного ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. У более старших детей длину тела измеряют с помощью вертикального ростомера. Массу тела грудного ребенка определяют на специальных настольных электронных весах с точностью измерения до 1 грамма. Определение массы тела у более старших детей проводят утром натощак на специальных напольных медицинских весах с точностью до 50 граммов.
    Физикальное исследование лёгких. Так как межреберные промежутки у детей младшего возраста узкие (по сравнению с взрослыми), палец — плессиметр следует располагать перпендикулярно ребрам. У детей раннего возраста переднюю поверхность грудной клетки удобнее перкутировать, когда ребенок лежит на спине. Для перкуссии спины ребенка сажают, причем маленьких детей кто-нибудь должен поддерживать. Если ребенок еще не умеет держать голову, его можно перкутировать, положив животом на горизонтальную поверхность или свою левую руку. У детей грудного возраста хорошие результаты достигаются при использовании непосредственной перкуссии — перкуссии непосредственно по поверхности тела пациента. Методика Ауэнбруггера – непосредственная перкуссия "пучком" пальцев. Осязательная, пальпаторная перкуссия - суть ее состоит в том, что врач производит слабые перкуторные удары непосредственно мякотью дугообразно согнутого пальца правой руки. Удар при этом поверхностный, слабый, не вызывает неприятных ощущений у младенца. Исследование нервной системы.При оценке развития и состояния нервной системы учитываются жалобы, результаты расспроса матери, данные объективного обследования. Обращают внимание на – крик, двигательную активность, безусловные рефлексы - сегментарные двигательные автоматизмы (рефлексы Моро, ладонно- ротовой и др.) и надсегментарные позотонические автоматизмы (рефлекс Ландау и др.), патологические неврологические знаки и психомоторное развитие.При оценке психо—моторного развития учитывается состояние моторики, навыки, эмоциональное состояние ребенка, формирование речи (гуление произношение слогов, слов и т.д.). Исследование сердечно—сосудистой системы.При опосредованной перкуссии пальцем по пальцу надо накладывать палец плессиметр только первой фалангой и перкутировать по тыльной поверхности первой фаланги. При этом создается некоторое сгибание пальца-плессиметра. Для перкуссии левой границы сердца у грудных детей и детей с увеличенным сердцем существует только один относительно точный способ перкуссии, так называемая ортоперкуссия, т.е. перкуссия в строго сагиттальной плоскости. Для такой перкуссии палец-плессиметр на дуге перехода передней поверхности грудной клетки в боковую прижимается не всей плоскостью подушечки пальца, а только боковой поверхностью, а перкутирующий палец наносит удар по пальцу-плессиметру в строго сагиттальном направлении. Измерение АД.Для измерения АД используют манжеты разного размера, соответствующие окружности плеча ребенка. Исследование органов брюшной полостипроводится по той же схеме, что и у взрослых. При проведении пальпации органов брюшной полости предпочтение отдается скользящей пальпации внутренних органов по Образцову В.П. Осмотр полости рта, особенно у детей раннего возраста, необходимо осуществлять в последнюю очередь, т.к. эта процедура может вызвать отрицательные эмоции и затруднить дальнейшее обследование ребенка.    
Выделите ведущие патологические синдромы     Учитывая данные анамнеза и клинического обследования, выскажите предположение о возможной патологии у больного
Оцените лабораторные данные       Дать оценку общего анализа крови и общего анализа мочи.
Дайте оценку степени тяжести состояния ребенка   При оценке степени тяжести больного: с острой патологией – учитывают степень выраженности токсикоза (высокая лихорадка, вялость, адинамия, сонливость вплоть до комы или наоборот – резкое возбуждение). с хронической патологией - учитывается степень функциональных нарушений той или иной системы.
Выскажите мнение о возможном заболевании у курируемого ребенка   Предположительно – нозологическая форма.
Определите профилактические мероприятия.   План общих мероприятий по профилактике патологии челюстно- лицевой области (зубов и слизистой полости рта).

 


Ситуационные задачи

Задача № 1- стомат.

Ребенок 8 месяцев. от 5-ой беременности, протекавшей на фоне хронического нефрита, роды в срок путем Кесарева сечения. Масса при рождении 2700, длина тела 50. На грудном вскармливании до одного месяца. Вскармливание беспорядочное. У матери гипогалактия. Получал цельное коровье молоко, Прикорм не вводили. Находился в деревне, детскую поликлинику не посещал. При осмотре состояние средней тяжести. Масса тела -6500. Кожа бледная, сухая. Слизистые рта яркие, суховаты, заеды в углах рта. Подкожно- жировой слой отсутствует на животе, снижен на конечностях. Сидит неуверенно. Кифоз поясничного отдела позвоночника. Аппетит снижен, частые срыгивания. Зубов нет. Большой родничок 2,0 х 2,0, края податливые. Четки реберные, формируется борозда Гаррисона. По внутренним органам - в легких без изменений. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Живот гипотоничен, печень + 2 см., селезенка - у края реберной дуги. Стул 2-3 раз в день, полуоформленный.

Общий анализ крови

Эр Т/л Hb г/л Цп Рет% Тром Г/л Л Г/л Б % Э % Ю % П % С % Лимф % Мон %
3,9   ? 0,8   6,5 -   -        

Анизоцитоз - +. Пойкилоцитоз- +. СОЭ- 7 мм/час

Биохимическое исследование крови - ОБ- 66 г/л (60-80 г/л),

Кальций- 2,0 ммоль/л (2,5 ммоль/л), фосфор- 1,1 ммоль/л (1,5 ммоль/л), ЩФ- 10 (4 ед), глюкоза – ммоль/л (до 6,0 ммоль/л),

Общий анализ мочи

Кол-во – 150,0, цвет - желтый, реакция - кислая, Уд. вес – 1015, Белок – 0 г/л, глюкоза- отс. Кетоновые тела - отс. Лейкоциты – 2 в п/зр. Эритроциты – 0 в п/зр. Цилиндры – отс. Соли – отс. Бактерии – нет. Проба Сулковича – отр.

Задание:

1. Дайте оценку анамнеза жизни ребенка.

2. Определите факторы риска развития заболеваний, в том числе стоматологических, у ребенка.

3. Какие клинические синдромы можно выделить у данного ребенка?

4. Дайте оценку имеющихся анализов крови и мочи.

5. Какие АФО могли способствовать развитию заболевания?

6. Сформулируйте предположительный диагноз.

7. Какие профилактические мероприятия необходимы для предупреждения возможного развития стоматологической патологии.

Задача № 2- стомат.

Ребенок 11 месяцев. От 4-ой беременности, протекавшей на фоне хронического нефрита, роды физиологические в срок. Масса при рождении 2900, длина тела 50. На искусственном вскармливании с рождения. Вскармливание беспорядочное. Получал цельное коровье молоко. Прикорм в виде манной каши с 6 мес, мясо с 10 мес. Находился в деревне, детскую поликлинику не посещал. При осмотре состояние средней тяжести. Масса тела -7500. Кожа бледная, сухая, чистая. Слизистые рта яркие, суховаты, сглаженность сочков языка. Подкожно- жировой слой отсутствует на животе, снижен на конечностях. Выражена мышечная гипотония. Аппетит неустойчив. Зубы= 2\1. Большой родничок 2,0 х 2,0, края сглажены, податливые, очаговый краниотабес в области затылочной кости. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Живот гипотоничен, мягкий, безболезненный, печень + 2 см., селезенка - у края реберной дуги. Стул 2-3 раз в день, полуоформленный, без патологических примесей.

Общий анализ крови

Эр Т/л Hb г/л Цп Рет% Тром Г/л Л Г/л Б % Э % Ю % П % С % Лимф % Мон %
3,9   ? 0,3   6,5 -   - -      

Анизоцитоз - +. Пойкилоцитоз-. СОЭ- 7 мм/час

Биохимическое исследование крови - Кальций- 2,3 ммоль/л (2,5 ммоль/л), фосфор- 1,2 ммоль/л (1,5 ммоль/л), ЩФ- 8 (4 ед).

Общий анализ мочи

Кол-во – 150,0, цвет - желтый, реакция - кислая, Уд. вес – 1015, Белок – 0 г/л, глюкоза- отс. Кетоновые тела - отс. Лейкоциты – 1-2 в п/зр. Эритроциты – 0 в п/зр. Цилиндры – отс. Соли – отс. Бактерии – нет. Реакция Сулковича – отр.

Задание:

1. Дайте оценку анамнеза жизни ребенка.

2. Определите факторы риска развития заболеваний, в том числе стоматологических, у ребенка.

3. Какие клинические синдромы можно выделить у данного ребенка?

4. Дайте оценку имеющихся анализов крови и мочи.

5. Какие АФО могли способствовать развитию заболевания?

6. Сформулируйте предположительный диагноз.

7. Какие профилактические мероприятия необходимы для предупреждения возможного развития стоматологической патологии.

 

 

Задача № 3- стомат.

Девочка 12 лет. Жалуется на повышенную утомляемость, слабость, головокружения, снижение успеваемости в школе, эмоциональную неустойчивость. Иногда отмечается дисфагия, отрыжка пищей. Жалуется также на боли в животе, в околопупочной области, неинтенсивные, связанные с приемом пищи (чаще натощак), неприятный запах изо рта. Данные жалобы появились около полугода назад. Часто болеет ОРВИ, бронхитами. Режим питания не соблюдает, предпочитает сухоядение. Объективно- масса тела - 30 кг., длина тела - 146 см. Состояние средней тяжести. Кожа сухая, бледная. Ломкость ногтей, поперечная исчерченность их, лейконихия, койлонихия. Волосы тусклые, ломкие. Выражены «заеды» в углах рта, слизистые рта бледные, чистые, отпечатки зубов на боковой поверхности языка. Множественный кариес. Лимфатические узлы тонзилярные до 1,5 см., плотно-эластические, безболезненные, по другим группам - без патологических характеристик. Носовое дыхание свободное. Грудная клетка цилиндрической формы. При перкуссии в легких ясный легочный звук. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Границы сердца не смещены. Тоны – приглушены, систолический шум функционального характера на верхушке. ЧСС= 80 - 100 в 1 мин., дыхательная аритмия. АД= 100/70 мм.рт. ст. Аппетит снижен и извращен- испытывает желание есть мел, глину Живот мягкий, умеренно болезненный при пальпации в околопупочной области. Печень пальпируется на 2,0 см ниже реберной дуги, селезенка не определяется. Стул ежедневный со склонностью к запорам. Мочеиспускание свободное, безболезненное. Половое развитие- Ах-2, Ма- 1, Ри- 2, Ме-0. Щитовидная железа – пальпируется перешеек щитовидной железы, не виден на глаз.

Общий анализ крови

Эр Т/л Hb г/л Цп Рет% Тром Г/л Л Г/л Б % Э % Ю % П % С % Лимф % Мон %
3,5   ? 0,5   6,8 -   -        

СОЭ- 5 мм/час. Гипохромия эритроцитов. Анизоцитоз- ++. Большое количество микроцитов.

Биохимическое исследование крови - ОБ- 68 г/л (60-80 г/л). Сывороточное железо- 5,8 мкмоль/л (10- 33 мкмоль/л). Общая железосвязывающая способность сыворотки – 88 мкмоль/л (40-62 мкмоль/л). Ферритин- 6 мкг/л (более 12 мкг/л).

Общий анализ мочи - Кол-во – 120,0, цвет - желтый, реакция - кислая, Уд. вес – 1015, Белок – отс, глюкоза- отс. Кетоновые тела - отс. Лейкоциты – 2-3 в п/зр. Эритроциты – отс. Цилиндры – отс. Соли – отс. Бактерии – нет.

 

Задание:

1. Дайте оценку анамнеза жизни ребенка.

2. Определите факторы риска развития заболеваний, в том числе стоматологических, у ребенка.

3. Какие клинические синдромы можно выделить у данного ребенка?

4. Дайте оценку имеющихся анализов крови и мочи.

5. Какие АФО могли способствовать развитию заболевания?

6. Сформулируйте предположительный диагноз.

7. Какие профилактические мероприятия необходимы для предупреждения возможного развития стоматологической патологии.

Исходные знания по теме

Перед изучением темы следует восстановить знания по основным вопросам анатомии человека, нормальной физиологии человека, патологической физиологии, биохимии, полученные на соответствующих кафедрах, а также методические навыки полученные на кафедре пропедевтики внутренних болезней и кафедре терапии.

Методические указания по самоподготовке

В процессе подготовки к практическому занятию по теме: вскармливание детей грудного возраста и питание детей старше 1 года жизни студентам следует обратить внимание на:

1. Виды вскармливания детей первого года жизни, их характеристики.

2. Взаимосвязь питания и состояние здоровья зубов и слизистой полости рта у детей.

3. Значение питания в профилактике раннего повреждения зубов. Основные методы профилактики заболеваний зубов и слизистой полости рта.

Лечение гипогалактии.

1. Щадящий режим матери - двигательный и психоэмоциональный.

2. Гидромассаж молочных желез- орошение молочных желез после кормления ребенка горячим душем температурой воды 44-45 градусов, 3-4 раза в день.

3. Продукты специализированного питания для женщин (Энфа-Мама, Аннамария, Фемилак, Мамина каша).

4. Прием никотиновой кислоты с обязательным индивидуальным подбором дозы препарата, начиная в таблетках, начиная с 0,05 за 15-20 мин до кормления грудью и через 1-1,5 часа после приема пищи.

5. Глютаминовая кислота по 1,0 3 раза в день через 20 мин после еды.

6. Апилак 0,01 3 раза в день под язык.

7. «Гендевит» (женщинам до 30 лет) и «Ундевит» женщинам после 30 лет по 1 драже 3 раза в день.

8. Витамин Е в драже.

9. Фитотерапия (укроп, тмин, специализированные чаи).

10. Психотерапия.

Дополнительная

1. Шиляев P.P., Шибаева С.В., Павлова О.Л. Практикум педиатра: Учебное пособие для
студентов медицинских вузов.-Иваново, 2009.-260 с.

2. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ.- Москва, 2008.-65 с.

3. Детская гастроэнтерология на компакт-диске под редакцией С.В. Бельмера, А.И. Хавкина.-2002., 2 издание.

4. Детская гастроэнтерология на компакт-диске под редакцией С.В. Бельмера, А.И. Хавкина.-2008., VIII издание.

 

Вопросы для самоконтроля.

· Виды вскармливания детей первого года жизни.

· Преимущества естественного вскармливания.

· Значение правильного питания на формирование здоровья ребенка, на развитие зубов.

· Особенности пищи, способствующей формированию зубного налета, зубного камня.

· Особенности пищевого рациона, стимулирующего развитие кариеса.

· Флюороз, клинические проявления, профилактика.

· Принципы рационального питания детей старше 1 года жизни.

 


Ориентировочная основа действий при работе на практическом занятии (работа с больными).

Тема занятия: вскармливание детей первого года жизни, питание детей старше 1 года жизни.

Указания к действию Средства Критерии контроля
Соберите анамнез Анамнез жизни –сведения о родителях, наследственный анамнез, антенатальный, постнатальный. 7. Здоровье родителей и ближайших родственников. Генеалогическое дерево. Количество предшествовавших беременностей, их исходы. 8. Внутриутробный период. Течение беременности и родов — срочные, быстрые, затяжные, различные акушерские вмешательства. 9. Период новорожденности. Родился доношенный, недоношенный, вес и рост при рождении, когда закричал (сразу или после оживления, через какой промежуток времени). Заболевания в период новорожденности. 4. Вскармливание. Первое прикладывание к груди (через сколько часов после рождения); вскармливание естественное (до какого возраста). Прикорм (с какого возраста, виды прикорма). Отнятие от груди (в каком возрасте, при раннем отнятии от груди — причина этого). Питание перед поступлением в больницу. 5. Психомоторное развитие ребенка. Когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, узнавать мать, произносить слоги и слова, запас слов к 2 годам. Сроки прорезывания зубов, порядок прорезывания. С какого возраста начал учиться в школе, успеваемость, память. Перенесенные заболевания и оперативные вмешательства. Каким профилактическим прививкам подвергался, в каком возрасте, реакция на прививки. 6. Эпидемиологический анамнез Был ли контакт с инфекционными больными (в семье, яслях, детском саду, школе, в дороге, среди родственников, соседей, знакомых). Не подвергался ли укусам насекомых вшей, клещей, комаров, москитов и др. Наличие в жилище паразитов и грызунов.   Какие ранее применялись лекарственные средства (антибиотики, гормоны, и др.), была ли у ребенка реакция на них и в чем она выражалась. Сделайте краткое заключение о факторах, способствовавших возникновению и развитию заболевания, о правильности питания ребенка в грудном возрасте и в более поздние сроки.  
  Анамнез заболевания Давность болезни, возможные причины, ведущие жалобы, предшествующее лечение, эффективность его.
Проведите клиническое обследование больного   Обследование ребенка проводить последовательно по всем органам и системам с учетом возрастных особенностей обследования (см. предыдущую тему занятия).  
Выделите ведущие патологические синдромы   Учитывая данные анамнеза и клинического обследования, выскажите предположение о возможной патологии у больного
Оцените лабораторные данные   Дать оценку общего анализа крови и общего анализа мочи.
Предположительная нозологическая форма.     Выскажите мнение о возможном заболевании у курируемого ребенка. Какое значение на возникновение, развитие и течение заболевания могли оказать выявленные погрешности вскармливания или питания ребенка.
Профилактические мероприятия   Назначьте питание ребенку соответствующего возраста, находящемуся в состоянии здоровья и обоснуйте рекомендуемые продукты питания для профилактики заболеваний зубов.

 


Самостоятельная работа студентов в клинике

Курируя больного (решая ситуационные задачи), студент должен:

· Научиться собирать и интерпретировать анамнез и жалобы;

· Оценить состояние вскармливания ребенка на первом году жизни характер питания в последующие годы (характер вскармливания, сроки введения прикорма, соответствие прикорма возрасту ребенка).

· Проводить клиническое обследование пациента с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей.

· Дать оценку питания ребенка в настоящее время и при необходимости дать рекомендации по коррекции питания больного, позволяющие профилактировать заболевания зубов и слизистой полости рта у данного ребенка.

 

 

Ситуационные задачи

Задача № 1- стомат.

 

Девочка 11 месяцев. Родилась от 32-ти летней матери, страдающей гипертонической болезнью, от вторых родов в 39 недель беременности массой 3250 г, длиной 53 см. Первые роды закончились выкидышем. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. К груди приложили на вторые сутки. В периоде новорожденности отмечалось избыточное беспокойство, диагностировано поражение ЦНС, наблюдается у невролога. В настоящее время данное заболевание находится в состоянии компенсации. На грудном вскармливании находилась 2 месяца, затем в связи с гипогалактей у матери докармливалась коровьим молоком. В настоящее время находится на искусственном вскармливании. Прикорм ввели в 8 месяцев манной кашей. Овощное пюре ввели в 10 мес. Зубы- 4\4.

 

Задание:

1. Дайте оценку анамнеза жизни ребенка.

2. Дайте оценку состояния питания ребенка.

3. Риск развития каких заболеваний, в том числе и стоматологических, имеется у ребенка.

4. Назначьте правильное питание ребенку.

 

Задача № 2- стомат.

Мальчик 4 мес. Родился от 14 летней матери, от первой беременности, протекающей на фоне нефропатии, нейроциркуляторной дистонии по гипотоническому типу, в срок беременности 40 недель. Масса при рождении - 2600, длина тела – 51 см. Оценка по шкале Апгар при рождении 6/8 баллов. На искусственном вскармливании с рождения. В настоящее время кормится смесью «Малютка» по 120 г 6 раз в день. В настоящее время масса ребенка 5100, длина 58 см.

 

Задание:

1. Дайте оценку анамнеза жизни ребенка.

2. Дайте оценку состояния питания ребенка.

3. Риск развития каких заболеваний, в том числе и стоматологических, имеется у ребенка.

4. Назначьте правильное питание ребенку.

 

 

Задача № 3- стомат.

Мальчик 7 месяцев направлен на стационарное лечение. При поступлении жалобы на распространенные высыпания на коже, сопровождающиеся мокнутием и зудом. Ребенок стал капризным, плохо спит, засыпает только после тугого пеленания и длительного укачивания на руках. Отмечается ухудшение аппетита. Мать указывает на неэффективность предшествующего лечения.

Из анамнеза выявлено, что ребенок от первой беременности, протекавшей на фоне гестоза и тяжелой бронхиальной астмы. Роды произошли при сроке беременности 39 недель. Оценка по шкале Апгар 6/8 баллов Масса при рождении 3000 г, длина 53 см. К груди приложили на вторые сутки. Выписан из родильного дома на 10 день по состоянию матери. В родильном доме привит вакциной БЦЖ и вакцинирован против гепатита В. До 5 месяцев находился на грудном вскармливании, затем получал цельное молоко, каши. В 7 месяцев после введения в рацион питания фруктового и картофельного пюре появилась гиперемия и отечность щек. В настоящее время масса ребенка 7900 г, длина 72 см. Зубы- 0\2

 

Задание:

1. Дайте оценку анамнеза жизни ребенка.

2. Дайте оценку состояния питания ребенка.

3. Риск развития каких заболеваний, в том числе и стоматологических, имеется у ребенка.

4. Назначьте правильное питание ребенку.

Терминология

Рахит – своеобразное состояние растущего организма характеризующееся сочетанием признаков интенсивного перемоделирования костной ткани, свойственного детям первых 2-х лет жизни, патологических изменений остеогенеза и функций ряда органов и систем,возникающих в ответ на пищевой дисбаланс, неблагоприятные режимные факторы, острые и хронические заболевания ребенка

 

Классификация рахита (С.О.Дулицкий, 1947)

Период болезни Тяжесть процесса Характер течения
Начальный Разгара Реконвалесценции Остаточных явлений I степень - легкая II степень – средней тяжести III степень - тяжелая Острое Подострое Рецидивирующее

 

Минимальная

Сбор и анализ биологического и генеалогического анамнеза

Оценка сбалансированного питания и режимадня ребенка

Проба Сулковича.

Максимальная

Определение уровня кальция и фосфора в плазме крови

Определение свободного ионизированного кальция в плазме крови

Определение активности щелочной фосфатазы

Определение суточной экскреции кальция и фосфора с мочой

Рентгенограмма трубчатых костей предплечья

Определение уровня метаболитов витамина Д в плазме крови

Гипервитаминоз Д - заболевание обусловленное токсическим действием витамина Д и характеризующееся интоксикацией различной степени,гиперкальциемией, дистрофическими и дегенеративными изменениями ряда органов и систем, нарушением обмена веществ в организме

Минимальная

Сбор и анализ анамнеза жизни и заболевания ребенка

Выявление признаков токсикоза

Общий анализ крови

Общий анализ мочи

Проба Сулковича

Максимальная

Определение уровня кальция, фосфора, холестерина в крови

Определение белка и белковых фракций в сыворотке крови, КОС

Исслкдование ЭКГ

Рентгенологическое исследование трубчатых костей предплечий

Общий анализ крови



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.145 с.)