Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нелекарственные методы лечения острых заболеваний дыхательных путей у детей↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ада Михайловна Тимофеева Беседы детского доктора
«А.М.Тимофеева. Беседы детского доктора»: М.: Теревинф; Москва; 1995 Аннотация
Ада Михайловна Тимофеева – кандидат медицинских наук, известный московский врач‑педиатр с более чем 40‑летним стажем. За время профессионального пути А.М.Тимофеева отошла от многих догм «официальной» медицины и выработала собственные методы профилактики и лечения детских заболеваний, основанные преимущественно на нелекарственном подходе. Особенностью этого подхода является творческое применение в педиатрии многих известных методик раздельного питания и голодания. Даны также советы по целому ряду острых вопросов, активно обсуждающихся ныне родителями и врачами: естественное/искусственное вскармливание, профилактические прививки, учет экологической обстановки, вегетарианское питание и т.д.
Ада Михайловна Тимофеева Беседы детского доктора
Ада Михайловна Тимофеева – кандидат медицинских наук, известный московский врач‑педиатр с более чем 40‑летним стажем. За время профессионального пути А.М.Тимофеева отошла от многих догм «официальной» медицины и выработала собственные методы профилактики и лечения детских заболеваний, основанные преимущественно на нелекарственном подходе. Особенностью этого подхода является творческое применение в педиатрии многих известных методик раздельного питания и голодания. Даны также советы по целому ряду острых вопросов, активно обсуждающихся ныне родителями и врачами: естественное/искусственное вскармливание, профилактические прививки, учет экологической обстановки, вегетарианское питание и т.д. Предлагаемая автором система питания, закаливания, предупреждения и лечения детских болезней нацелена на повышение устойчивости к ним, начиная с момента рождения, и во многом применима даже к старшим школьникам. В доступной форме описаны методы борьбы с наиболее распространенными в настоящее время детскими заболеваниями: дисбактериозом, диатезом, ОРВИ, астматическим бронхитом и т.п. Сбалансированный подход автора, далекий как от господствующего начетничества, так и от новаторского экстремизма, завоевал признание и множества родителей, и персонала ряда детских и лечебных учреждений. Первый вариант «Бесед детского доктора» уже публиковался в периодической печати. В настоящем виде «Беседы» адресованы самому широкому кругу читателей: от молодых родителей до практикующих врачей‑педиатров.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДОКТОР
Ада Михайловна Тимофеева – известный московский детский врач. Уже это само по себе необычно: много ли детских, да и других врачей известно сегодня по именам? Аду Михайловну знают многие, как знали и ее учителей знаменитых столичных врачей В.Х.Василенко, В.И.Виноградова, Ю.Ф.Домбровскую, М.Б.Когана, С.Я.Флексор, К.И.Широкову. Фактически, это была настоящая школа – школа не только высокого профессионализма, но и глубокого человеческого участия в каждом пациенте. От этих врачей, чудом уцелевших в последние дни сталинского режима, приняла свою эстафету Ада Михайловна. Врач‑ученый и врач‑практик... После окончания медицинского института Ада Михайловна около восьми лет работала обычным участковым педиатром и в то же время – врачом в обычных детских учреждениях: яслях, детском саду. Затем два года учебы в клинической ординатуре Московского института педиатрии и детской хирургии, работа в крупных детских больницах в качестве врача‑ординатора. После этого – приобщение к передовым достижениям медицинской науки в НИИ гигиены детей и подростков, в 1973 г. – защита кандидатской диссертации по педиатрии, продолжение исследований к качестве старшего научного сотрудника. И в то же время снова практика: консультирование, осмотры больных с врачами‑ординаторами, обходы в больнице... Однако и по сей день, находясь на пенсии после 40 лет трудового стажа, Ада Михайловна не оставляет своего дела. На консультации к ней всегда огромная очередь – запись ведется за несколько месяцев. Уже третье поколение детей – внуков своих первых пациентов – наблюдает Ада Михайловна. Не только профессионализм, но и личную заинтересованность в каждом пациенте ценят в Аде Михайловне ее приверженцы. Квалифицированный профессионал, замечательный человек – казалось бы, разве этого недостаточно? Но у Ады Михайловны есть еще ряд замечательных качеств, среди которых отмечу лишь два. Первое – постоянный поиск самого лучшего, самого ценного, могущего так или иначе помочь больному. И найдя его, она не боится ломать стереотипы, отказываться от устоявшихся мнений, идти наперекор официальной позиции. Второе – постоянное стремление к сотрудничеству с родителями и самим ребенком, которое столь редко встречается в наше время. К сожалению, сейчас для многих врачей нормой стало отношение к пациенту как к «живому объекту» – т.е. его собственное мнение (в случае маленьких детей – мнение родителей) в расчет не принимается, ему не предлагаются варианты поведения, он не понимает смысла производимых с ним действий, не знает состава и побочных последствий применения назначаемых ему лекарств и т.д. и т.п. Иначе говоря, для подобного врача идеалом является пассивный, безропотно‑послушный и, конечно же, запуганный подопечный. Не таков подход Ады Михайловны... Конечно, вопрос о принятии решений и, следовательно, «взваливании» на себя ответственности отнюдь не прост. Родители могут не обладать нужной квалификацией, а врач может ошибиться либо просто не проявить должной заинтересованности. Как же быть? И подход, который, по сути, предлагает Ада Михайловна, являет собой пример разумного компромисса. Родителям дается тот минимум информации, который позволяет им поступать самостоятельно в простых случаях и как‑то ориентироваться в сложных, а врач действует на основе свободного соглашения между ним и родителями, с учетом, разумеется, тем или иным способом выраженного отношения самого ребенка. При этом врач должен всегда оставаться честен перед своим подопечным в ситуации даже неочевидного выбора. Замечательный пример такого рода мы находим в предлагаемой вниманию читателя брошюре: хотя Ада Михайловна в настоящее время является в целом сторонницей профилактических прививок, тем не менее она откровенно предупреждает об опасностях их применения в ряде случаев и приводит соответствующие выразительные примеры. Подобный подход привлек к ней даже новое, критически настроенное к традиционной медицине поколение родителей из системы «Здоровая семья». Однако честность, реализм, трезвость всегда сопровождаются у Ады Михайловны оптимизмом. Вера в то, что безвыходных ситуаций не бывает, глубинное признание «правоты верховных сил» у Ады Михайловны далеко не случайны. Уже в совсем немолодом возрасте пришедшая к вере в Бога, она стала стремиться стать Его сознательным служителем. Многие годы она по собственной инициативе лечила детей при одном из ныне широко известных приходов близ города Пушкино Московской области. Но прежде всего ее вера проявляется в обычной ежедневной работе и отношении к своим подопечным. В последние годы Ада Михайловна много выступала с лекциями, однако постепенно все заявки удовлетворить стало просто невозможно. Так родилась идея записать основные мысли, суммировать наиболее важный опыт. В итоге появились «Беседы детского доктора», ранний вариант которых уже публиковался в периодической печати. Теперь, уважаемый читатель, «Беседы» замечательного доктора в виде весьма интересной и полезной брошюры перед вами. Хотелось бы пожелать вам внимательного прочтения, а Аде Михайловне – еще долгой и успешной работы.
Р. П. Дименштейн, директор Центра лечебной педагогики (Москва)
ВВЕДЕНИЕ
Посвящается Игорю – мужу, другу, помощнику – без которого не было бы этой книги А.М.Тимофеева
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Поговорим о том, как помочь ребенку при острых заболеваниях методами нелекарственной терапии, как кормить детей – маленьких и больших, как можно сделать ребенка устойчивым к болезням, повысить его иммунитет и предохранить от возникновения хронических болезней. Многие могут сказать: «Да ведь вопросам питания, закаливания и профилактики хронической патологии посвящены многие прекрасные книги как для врачей, так и для родителей, нужны ли еще разговоры на эти темы?» Мне кажется, нужны. Ибо почти все руководства были написаны без учета экологических катастроф, развившихся на наших глазах в течение последних десятилетий. Резко ухудшился воздух, особенно в промышленных центрах. В связи с этим увеличивается число острых и хронических заболеваний органов дыхания. Растет аллергическая патология у детей и взрослых. Бронхит с астматическим компонентом, как обычно пишут врачи, отмечается в самом раннем возрасте у большинства городских детей. Промышленными отходами отравлены водоемы. Даже в Оке или гордости России – Волге купаться становится с каждым годом все опасней... Может ли врач рекомендовать детям соки с 2‑3‑месячного возраста, как у нас было принято, если фрукты и овощи выращены на земле, насыщенной азотистыми удобрениями? Сегодня – нет. Раньше все врачи рекомендовали почечным больным есть много арбузов, а сегодня мы знаем случаи, когда малыш, впервые попробовавший кусок арбуза, умирает от острой почечной недостаточности (отравлен гербицидами). А чем сегодня кормить детей, если в колбасе, например, содержатся нитраты, вещества с канцерогенными свойствами? С каждым годом изменяется в худшую сторону среда обитания – следовательно, должен быть изменен и подход к питанию и лечению детей. Необходим выход из создавшейся ситуации, нельзя ждать того, что уже сегодня или завтра перестанут в городах дымить трубы, исчезнет поток машин, выбрасывающих в воздух выхлопные газы, прекратится сброс промышленных отходов в реки, запретят использовать вредные для человека вещества в сельском хозяйстве и в пищевой промышленности. Это нереально. Однако выход есть. Он состоит в первую очередь в новом подходе к лечению детей, к их питанию, в поиске методов, повышающих сопротивляемость ребенка к вредным воздействиям.
Беседа первая. Обтирание водой с уксусом
Но спирт очень сушит кожу, поэтому в домашних условиях лучше делать обтирание водой с уксусом: на один литр холодной воды – одна столовая ложка уксуса (именно уксуса, а не уксусной эссенции!). Можно в такой же пропорции заменить обычный уксус яблочным. Обтирать следует вначале грудь и спину, затем ручки, нижнюю половину тела. На лоб кладется тряпочка, смоченная холодной водой с уксусом. Обтирание можно повторять каждые 1,5‑2 часа. Если ребенок потеет, необходимо каждый раз менять белье. Надо также следить, чтобы ребенок не был перекутан. Вы обтираете ребенка, а температура не снижается или через какое‑то время вновь поднимается? Это очень вероятно, так как организм продолжает бороться с болезнью. И тогда вы наливаете в ванну теплой, приятной воды и кладете туда ребенка. Такая ванночка прекрасно действует и на кишечник, снимает спазмы – и ребенок успокаивается.
Обертывание
Еще лучше сделать обертывание. Это старинный метод не только снижения температуры тела, но и очищения организма. Наша кожа – это вторые легкие. Она так же дышит и выделяет с потом вредные вещества, которые накапливаются в организме во время болезни. Особенно хорошо работает кожа как орган очищения у ребенка. При острых заболеваниях маленьким детям делают полное обертывание. Для этого берется хлопчатобумажное полотно и замачивается в воде или в водном настое тысячелистника (заваривается обычно 1‑2 столовые ложки тысячелистника согласно следующему рецепту: тысячелистник залить водой комнатной температуры в фарфоровой, стеклянной или эмалированной посуде, затем эту посуду поместить в кипящую водяную баню и нагревать при частом помешивании 15 минут, после чего охладить и отфильтровать через ткань или марлю. Водяную баню можно заменить горячей печкой, но нужно следить за тем, чтобы лекарство не кипело. Настой можно готовить на 1‑2 дня употребления. Хранить в темном прохладном месте, не допуская прямого попадания солнечных лучей). Температура воды или настоя тысячелистника должна быть обратно пропорциональна температуре тела больного. Если у малыша температура около 40 градусов, то вода должна быть холодной (из‑под крана), а если у него температура 37‑37,5, то вода должна быть нагрета до 40‑45 градусов.
О важности личного опыта
Каждый человек, а тем более ребенок, очень индивидуально реагирует на различные процедуры, особенно связанные с холодной водой. Сама мать иногда лучше врача подберет тот вариант, который будет наиболее приемлем для ее ребенка. И если вы почувствуете, что вашему ребенку что‑то помогает, но делать приходится не совсем так, как я говорила, доверьтесь собственной интуиции. Итак, хорошо намоченное полотно вынимается и быстро обертывается вокруг тела ребенка так, чтобы ручки оставались сверху свободными, а ножки, наоборот, были завернуты внутри со всех сторон. Остаются не завернутыми только стопы. После этого очень быстро ребенка следует завернуть в простыню, затем в байковое одеяло и наконец в шерстяное одеяло (одеяла должны быть приготовлены заранее). Свободными в результате остаются только личико и стопы. Когда ребенок полностью завернут, надо надеть на ступни смоченные водой такой же температуры хлопчатобумажные носочки, поверх – шерстяные носочки, а затем подвернуть простыню и одеяла так, чтобы полностью закрыть ступни. Если вы чувствуете, что малышу становится холодно, укройте его еще чем‑нибудь и положите к ногам теплую грелку. Так он должен лежать 50 минут – 1 час. Старшим детям рекомендуется в это время давать потогонные травы, мед, малину – если на них нет аллергии. Чем сильнее потоотделение, тем эффективнее процедура. Нередко потоотделение начинается не после первой или второй процедуры, а позже. Но не стоит делать обертывание дважды в день, лучше повторить эту процедуру во время нового подъема температуры на следующий день. К моменту окончания процедуры надо приготовить теплую ванну, чтобы очистить кожу от пота, затем после ванны, не вытирая ребенка, завернуть его в простынку, одеяло и снова положить на 10‑15 минут в кроватку, а потом одеть в чистое белье. Если малыш не хочет ложиться в ванну, обмойте его с помощью душа. А если вновь через 2‑3 часа температура начнет подниматься, можно снова сделать такую же ванну, но без предварительного обертывания, или теплый душ, или вновь обтереть ребенка уксусным раствором. Обертывания применяются не только при острых заболеваниях, но и при аллергических поражениях системы дыхания и кожи, а также при хронических заболеваниях различных органов. Можно делать обертывание всего тела, можно верхней половины тела или только живота – при болезнях пищеварительной системы.
Очистительная клизма
Еще один полезный метод – очистительная клизма. При высокой температуре увеличивается всасывание токсических отходов, которые всегда накапливаются в нижних отделах кишечника. Очищая кишечник, вы предохраняете организм от всасывания вредных токсических продуктов. Кроме того, после очистительной клизмы температура обычно падает на 0,5‑1,0 градуса, и состояние ребенка улучшается. Конечно, на время. Но ведь аспирин и пирамидон тоже снижают температуру только на 1‑1,5 часа. Потом приходится давать их еще несколько раз...
Просто водяную клизму ставить нельзя!
Необходимо иметь в виду, что детям ни в коем случае нельзя ставить просто водяную клизму. При высокой температуре тела обычная вода, введенная через клизму, активно всасывается кишечником и захватывает с собой вредные продукты обмена. Состояние ребенка при этом резко ухудшается. Я помню, что одно время в Русаковской больнице было несколько случаев тяжелейшей интоксикации после простой водяной клизмы, и врачи после этого повесили плакат «Сестры, детям делать гипертоническую клизму!»
Гипертонический раствор
Действительно, детям следует вводить именно гипертонические растворы. Расчет при этом такой: 1‑2 чайные ложки соли на один стакан (200 мл) теплой воды (холодная вода вызывает спазмы и боль). Такой раствор предотвращает всасывание воды через стенку кишечника и, наоборот, выводит ее наружу с каловыми массами. Детям до 6 месяцев достаточно ввести 30‑50 мл этого раствора, от шести месяцев до 1‑1,5 лет – 70‑100 мл, с 2‑3 лет один стакан, дошкольникам – 1,5‑2 стакана. Детям 12‑14 лет вводится 700800 мл жидкости из расчета на один литр воды 1‑2 столовые ложки поваренной соли (без верха).
Клизма с настоем ромашки
Если у ребенка больной кишечник (колит), то лучше сделать очистительную клизму так, чтобы она была одновременно лечебной. Заваривается ромашка: 8‑10 г (3‑4 столовые ложки) цветков помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (одним стаканом) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают на кипящей водяной бане 15 минут, затем охлаждают при комнатной температуре 45 минут, процеживают, оставшееся сырье отжимают, и объем полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл. Настой ромашки смешивается с подсолнечным маслом, для малышей – пополам, старшим детям к 700‑800 мл раствора добавляют две столовые ложки подсолнечного масла. Общая дозировка указана выше. Этот раствор обладает противовоспалительным действием.
Катаральные явления
Перейдем к описанию способов борьбы с катаральными явлениями.
Насморк
В начале заболевания у малыша появляется насморк. При насморке детям раннего возраста почти перед каждым кормлением делают туалет носа. Сначала фитильками с содовым раствором (одна чайная ложка соды на стакан воды) очищают носовые ходы от слизи, а потом закапывают одну‑две капли грудного молока. В грудном молоке матери содержатся все защитные вещества, которые человек вырабатывает на протяжении жизни. Если нет молока у матери, то можно закапать одну‑две капли теплого растительного масла. Хочу предупредить вас об опасности введения содового раствора и других жидкостей в носик малыша через грушу. У детей очень легко проходит жидкость из носа в евстахиеву трубу, соединяющую нос и ухо. Это может вызвать воспалительный процесс в среднем ухе (отит). Во избежание осложнения лучше промывать нос фитильками, смоченными в содовом растворе.
Как парить ножки
Детям старше девяти месяцев при насморке очень хорошо попарить ножки. Эта процедура делается только при небольшом подъеме температуры тела (до 38 градусов). Вначале нужно опустить ножки в теплую приятную воду, а потом постепенно доливать горячую, доводя температуру воды до 40‑41 градуса. Как только ноги покраснеют, очень хорошо облить их холодной водой, а затем снова опустить в горячую. Так повторить три раза, и после третьего обливания холодной водой надеть шерстяные носки и уложить малыша в кровать. Можно так же парить ручки. Можно парить и ручки, и ножки.
«Сапожки»
Есть аналогичная процедура, которую делают чаще маленьким детям (до девяти месяцев). Это так называемые «сапожки»: вначале на ножки надевают хлопчатобумажные носочки или ползунки, на них к стопам прикладывают половинку горчичника, смоченного в теплой воде, а сверху надевают шерстяной носок. Процедура продолжается 45‑50 минут. Проделывать эти процедуры следует не чаще чем один раз в день в первые 2‑3 дня болезни.
Кашель
Если появился кашель – хорошо поставить горчичники. Но горчичники полностью противопоказаны при любых аллергических проявлениях у детей. Детям со склонностью к аллергии вообще противопоказаны процедуры, в которых применяются пахнущие вещества (например, камфарный спирт, горчица, скипидар). Эти вещества могут спровоцировать спазм бронхов и затруднение дыхания.
Масляные компрессы
А вот масляные компрессы при бронхитах полезны всем: и аллергикам, и неаллергикам. Масляные компрессы, как и другие тепловые процедуры, следует делать тогда, когда хотя бы временно температура снизилась. Растительное масло греют до температуры 40‑45 градусов, в нем смачивают холщовую или полотняную тряпку, быстро оборачивают вокруг грудной клетки, сверху еще оборачивают тряпкой, потом полотенцем, шерстяным шарфом и оставляют на два часа. После окончания обертывания ребенка надо непременно вымыть, чтобы масло не закрывало кожные поры, через которые выделяются вредные продукты обмена. Вообще, для лучшего очищения организма во время болезни ребенка следует купать не боясь, что это ухудшит его состояние.
Творожные компрессы
Кроме масляных, хорошо делать и другие компрессы, например, творожные. Согреть творог, слить сыворотку, положить творог в марлю, а затем привязать его к груди на 30‑40 минут. Творожный компресс можно делать и при высокой температуре.
Круп и борьба с ним
При сухом лающем кашле следует добиваться его перехода во влажный, поскольку в подобном состоянии может развиться так называемый круп (сужение гортани из‑за ее воспаления и аллергического отека). Предвестником крупа бывает появление сиплого голоса. Лечение должно быть незамедлительным и упорным для того, чтобы не допустить появления затрудненного дыхания (вдоха). В первую очередь надо парить ноги. Хорошо во время этой процедуры открыть кран с горячей водой так, чтобы в помещении была большая влажность и теплый воздух, способствующие отхождению сухих корок и слизи из гортани. В это время детям дают пить отхаркивающие травы (мать‑и‑мачеха, фиалка, корень солодки и др.), любые детские отхаркивающие микстуры. Как противоаллергическое применяют антигистаминные препараты (димедрол, супрастин и т.д.) в возрастных дозах не более 7‑10 дней.
Бронхит с бронхоспазмом
Наиболее тяжелым состояние ребенка кажется в тех случаях, когда бронхит сопровождается спазмом бронхов. При этом выдох становится длинным и затрудненным, при дыхании втягиваются межреберные промежутки, появляется синева вокруг губ. Ребенок испуган, мечется. В таких случаях, повторяю, не следует делать горчичники, смазывать кожу пахнущими веществами. Помните, это – проявление аллергии! В таких случаях следует спокойно и долго работать:
Три истории болезни
Малыш девяти месяцев накануне моего осмотра выписан из отделения, где по поводу бронхоспазма получил массивную антибактериальную терапию. При осмотре состояние тяжелое, бронхоспазм, живот резко вздут, печень значительно увеличена. У ребенка имеется снижение активности ферментов, признаки дисбактериоза, стул неустойчивый, плохо перевариваются овощи. В ответ на многие продукты дает аллергические реакции. При таком состоянии желудочно‑кишечного тракта я не могла решиться на холодные обливания, понимая, что нарушения в работе ферментативного аппарата от этого только усилятся. Мы с мамой сделали контрастные ванны: вначале горячую (постепенно повышая температуру воды от 37 до 38‑40 градусов), а затем быстро окунали малыша в совсем холодную воду. Так повторяли три раза подряд. После последнего холодового воздействия, не вытирая, завернули ребенка в простыни и одеяла на 30‑40 минут. Через некоторое время дыхание постепенно стало спокойным, приступ был купирован без медикаментозных средств, на фоне соответствующей диеты и лечения дисбактериоза. Впоследствии мать сама научилась снимать бронхоспазм. Другая история. Мальчик 13 лет страдал тяжелой формой нейродермита, на фоне которого ночью появлялись астматические приступы. Мальчик часто спасался от невыносимого зуда различными холодовыми процедурами. Зная это, мы вместе зимой попробовали купание в проруби. Эффект был положительным: приступы бронхиальной астмы прекратились, хотя кожные проявления до конца не исчезли. Добавлю, что лечение проходило на фоне особой диеты. Молодой человек, маляр по профессии, страдал от бронхиальной астмы. Приступы ему удавалось снимать, принимая очень горячий душ.
Роль микрофлоры в организме
Для того чтобы понять, что такое дисбактериоз, мы должны сначала поговорить о том, что такое нормальная микрофлора и какова ее роль в организме. Нормальная бактериальная флора необходима для жизнедеятельности человека. В ее состав входят полезные бактерии, обладающие удивительными свойствами. Во‑первых, они стимулируют иммунитет человека. Напоминая некоторыми своими свойствами болезнетворных микробов, они постоянно обеспечивают выработку иммунитета против них. Это как бы естественная постоянная прививка. Во‑вторых, они участвуют в переваривании пищи, расщеплении сложных углеводов, белков, всасывании жиров, железа и витаминов. Благодаря этим полезным бактериям хорошо расщепляется клетчатка. В‑третьих, эта флора останавливает рост вредных бактерий (например, дизентерийных палочек и вибрионов холеры) и выделяет особые вещества, уничтожающие их.
Что такое дисбактериоз?
Что же такое дисбактериоз? Это нарушение нормальной микрофлоры в организме и замена ее так называемой условно‑патогенной флорой (грибки, стафилококки, протей, стрептококки, синегнойные палочки и др.) Если нормальная бактериальная среда в кишечнике разрушается, то падает иммунитет и дети часто болеют, заболевания у них всегда тянутся длительно.
Последствия дисбактериоза
Без этой флоры человек не может усвоить железо, такие витамины, как D, K, всю группу витаминов B, кальций. Поэтому даже при полноценном кормлении маленький ребенок не может получить из пищи всего комплекса веществ, необходимых для его развития. К тому же его кишечник раздражается продуктами неполностью переваренной пищи, и это вызывает вздутие и внутренние воспалительные процессы (колит). Страдает при дисбактериозе не только толстый кишечник. Часто вредная флора распространяется вверх и доходит до тонкого кишечника, в котором также возникает воспаление. В таких случаях уже полностью нарушается переваривание и всасывание пищи.
Дисбактериоз и инфекция
У маленьких или очень ослабленных детей вредные бактерии заселяют также и мочевыводящие пути, вызывая их инфицирование. А иногда они могут проникнуть через кишечник в кровь и вызвать очаги воспаления во многих органах (гнойный отит, кровавый понос, пузыри на коже). В частности, такие поражения характерны для стафилококковой инфекции. В этом случае говорят, что у ребенка сепсис. Стафилококк особенно опасен в первый год жизни. Такие же распространенные поражения дают грибки. Грибковые поражения органов называют кандидомикозом. Кандидомикоз возникает чаще всего у ослабленных детей, непрерывно болеющих и при всяком заболевании получающих массивную антибактериальную терапию.
Симптомы дисбактериоза
Остановимся на симптомах дисбактериоза. У старших детей появляется жидкий непереваренный стул со слизью и зеленью, а часто и с прожилками крови (или, наоборот, запор). У малышей возникают срыгивания, рвота, вздутие живота. Врач может обнаружить увеличение печени. Дети много плачут от болей в животе, раздражены и капризны. Они часто и долго болеют, почти не прибавляют в весе. Аппетит обычно снижен, наблюдаются малокровие и признаки рахита. Наиболее тяжелым является так называемый распространенный дисбактериоз, когда микробы разносятся из кишечника по всему организму, вызывая воспалительные процессы во многих органах. Например, грибковое заболевание (кандидомикоз) может вызвать одновременно молочницу, ангину, поражение желудочно‑кишечного тракта и воспаление легких. Дисбактериоз порой протекает и незаметно, без описанных ярких симптомов. Но при этом все же наблюдается частая заболеваемость, снижение аппетита, отставание в весе от сверстников. Такое течение называется латентным (скрытым).
Роль состояния матери
Правильное питание матери имеет колоссальное значение. Необходимо, чтобы мать сама получала большое количество витаминов. Надо обязательно дать ей возможность отдохнуть. И, наконец, только по рекомендации врача можно использовать биопрепараты и различные фаги («пожиратели» микробов). Хорошо одновременно лечить и мать и малыша. Лечение самого ребенка надо начинать с назначения правильной диеты. Для грудных детей необходимо во что бы то ни стало сохранить грудное вскармливание. Если невозможно полностью, то хотя бы частично. При смешанном вскармливании продолжайте давать детям те смеси, к которым они привыкли. Соблюдайте осторожность в назначении новых продуктов, особенно соков и овощей. Особенности вскармливания грудных детей в современной обстановке будут отмечены в следующей беседе.
Универсальной диеты нет
Все назначения врача должны учитывать особенности данного больного. Так что я не могу предложить единую диету для всех страдающих дисбактериозом. У одних детей основной очаг поражения может быть в кишечнике, у других – в желчном пузыре. Одни имеют нормальную, другие – пониженную, а третьи – повышенную кислотность в желудке. Да и осложнения могут быть самыми разными. Все это затрудняет назначение диеты, полезной всем. Но некоторые советы можно предложить.
Пример диеты
Приведу пример такой диеты для ребенка старше трех лет. После сна (в это время дети пьют охотно) натощак дайте ребенку немного воды. Воду надо давать детям в таком количестве, в каком они ее требуют. Через 15‑30 минут или позже дайте ребенку разведенный сок, используя фрукты по сезону. Летом – ягодные соки (черника, черная и красная смородина, вишня и т.д.), осенью и зимой – яблоки и груши, весной – цитрусовые. Для лучшего переваривания пищи соки детям разводят водой в пропорции 1:1 или одну часть воды к двум частям сока. (Неразведенные соки угнетают деятельность поджелудочной железы, а разведенные усиливают. Угнетение переваривающей способности поджелудочной железы всегда сопровождается и угнетением ферментативной деятельности желудка. Разведенные же соки, выпитые натощак, стимулируют деятельность желудка и поджелудочной железы.) Через 15‑20 минут дайте ребенку кашу – лучше из цельного зерна. В обед снова можно предложить малышу любой сок, а можно дать салат из помидоров с подсолнечным маслом (сырая белокочанная капуста и свежие огурцы могут усилить дисфункцию кишечника). Дальше – крупяной или овощной вегетарианский суп; можно положить в него отварное мясо, фрикадельки. Иногда – рыбный суп с отварной рыбой. Не следует давать мясо с картофелем, это сочетание неблагоприятно для переваривания. Дети плохо едят гарниры к мясу, они охотнее едят мясо отдельно. Через 2‑3 часа можно предложить ребенку компот (кисели противопоказаны!), либо печеные яблоки, либо чай с сухарями, сушками, нежирным печеньем. Ужин должен состоять чаще из белковой пищи. Можно дать творог с кефиром, но только, если творог у вас собственного приготовления. Если же у вас имеется лишь творог, купленный на рынке или в магазине, то во избежание отравлений сделайте сырники, творожную запеканку. Эти блюда хорошо сочетаются с кефиром. Иногда на ужин можно дать какое‑то картофельное блюдо. Дети охотно едят жареную картошку с квашеной капустой, соленым огурцом. Можно предложить 1‑2 яйца, но не давайте к ним еще какие‑либо блюда.
Биопрепараты
В зависимости от нарушения флоры в кишечнике может быть назначено лечение следующими биопрепаратами: либо нистатином (при грибковом поражении), либо хлорофиллиптом (при стафилококковой флоре). С успехом применяются различные фаги (противопротейные и т.д.). До 6‑месячного возраста применяется бифидумбактерин, старшим детям можно назначать бификол, лактобактерин, колибактерин. Курсы лечения проводят длительно – до 21 дня каждым препаратом. Врач направляет больного на анализ кала и по его результатам назначает конкретный биопрепарат. Так же, как и к взрослым, к детям применяют при лечении различные бактериофаги. Процесс заселения больного кишечника нормальной флорой идет порой очень медленно, поэтому курс иногда приходится повторять. Однако успех лечения зависит не столько от количества этих препаратов, сколько от общеукрепляющей терапии.
Режим кормления
Как лучше всего строить режим кормления? Ориентироваться лучше всего на кормление через 2,5‑3 часа. Нужно ли строго придерживаться определенных часов? Например, подходит час кормления, а малыш спит. Стоит ли его будить? Или наоборот, ребенок проснулся и плачет через 2‑2,5 часа после предыдущего кормления. Надо ли строго дожидаться еще 25‑30 минут, а только потом начинать кормить замученного, плачущего малыша? Есть интересное наблюдение американских педиатров, которое показало, что строгое педантичное соблюдение часов кормления приводит к снижению лактации. Гораздо лучше матери присмотреться к ребенку – малыш сам хорошо устанавливает оптимальный для себя режим. В одно кормление ребенок может съесть больше молока – и тогда он больше спит, в другое меньше – и тогда он раньше проснется. При этом необходимо соблюдать одно правило: интервал между кормлениями должен быть не меньше двух часов, а один раз в сутки, обычно после полуночи, интервал между кормлениями следует увеличить до 5‑6 часов. Режим кормления может быть самым разнообразным: для одних детей интервалы между кормлениями могут быть вначале до 2‑3 часов, для других, даже в периоде новорожденности, интервалы могут удлиняться до 3‑3,5 часов.
Кормление и взвешивание
Все мамы всегда боятся недоедания детей. Как проверить, сколько высасывает младенец? Чаще всего прибегают к взвешиванию детей до и после кормления. Но, как показало одно американское исследование, взвешивание детей после каждого кормления также вредно влияет на лактацию. Действительно, мать волнуется, тратит много времени на эту процедуру. Лучше сделать так: взвесить ребенка в определенный день до кормления, а через неделю взвесить его в тех же пеленках, распашонках в тот же час тоже до кормления и посмотреть на прибавку в весе. Так взвешивать малыша еженедельно. Если нет признаков острого заболевания, то за неделю с малышом ничего страшного не произойдет. Если кривая веса плавно поднимается, значит, все в порядке, ребенок сыт. Ориентировочно новорожденный малыш должен прибавлять около 100‑150 г еженедельно. В первый месяц жизни дети обычно прибавляют в весе 600700 г (считая от веса при рождении), во второй месяц – 800 г и больше, а дальше прибавка в весе уменьшается ежемесячно на 50‑100 г. Если же кривая стоит на месте, не поднимается, тогда нужно проверить количество высасываемого молока в разное время дня. При недостатке молока не вводите сразу докорм. Попробуйте отдохнуть, выспаться, погулять. Нередко количество молока от таких простых мер постепенно нарастает.
Грудное молоко и смеси
Лучшее питание для новорожденных – грудное молоко. Дети, находящиеся на чистом грудном вскармливании, прибавляют в весе меньше, чем дети, имеющие докорм смесями. Несмотря на это, грудное вскармливание несоизмеримо полезнее для малыша. Большинство смесей, предлагаемых для вскармливания детей, из какой бы страны они ни поступали, изготавливаются из коровьего молока, которое резко отли
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.14 (0.022 с.) |