Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные категории закрытых вопросовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В этом семействе вопросов существует большое количество вариантов. Наиболее важными из них являются классические закрытые вопросы и вопросы, основанные на шкале. Среди классических закрытых вопросов выделяют вопросы с единичным выбором, в случае которых опрашиваемый может выбрать только один из вариантов, и вопросы с множественным выбором, которые дают ему возможность выбрать несколько вариантов. Эти две категории вопросов являются эффективным средством для изучения поведения. Они также могут быть использованы для ана лиза представлений или мнений.
Пример. Какой вид оплаты вы используете чаще всего? (Отметьте только один вариант.) Чеки Наличные Кредитные карты Какими преимуществами, по вашему мнению, обладает пы-лесос фирмы А? (Вы можете выбрать несколько вариантов.) Дизайн Мощность Надежность Цена
Вопросы с единичным выбором называются дихотомическими, когда они включают только два варианта, выражающих противоположные позиции («да» и «нет», «за» и «против» и т. д.). Этот вид вопросов должен использоваться осторожно, поскольку увеличение количества бинарных вопросов может создать у опрашиваемого ощущение, что анкета схематична и не дает ему возможности выразить свои мысли. Используя вопрос с множественным выбором, мы иногда ограничиваем количество возможных ответов, чтобы побудить опрашиваемых упорядочить свои мысли; в этом случае их просят выбрать не больше двух или трех вариантов. Это ограничение становится необходимым, если тестирование анкеты показывает, что опрашиваемые имеют тенденцию к выбору большинства вариантов. В маркетинговых исследованиях закрытые вопросы зачастую основаны на измерительных шкалах (Vemette, 1991; Berdan et al., 1998). Основные шкалы были изначально задуманы с целью анализа некоторых психологических аспектов личности, таких как установки. Сегодня они используются в разнообразных областях; специалисты по маркетингу часто употребляют их, чтобы изучить мнения потребителей и выделить имидж продуктов или фирм. Наиболее распространенные шкалы — шкала Ли-керта, шкала Осгуда и шкала Терстоуна. Вопросы с использованием шкалы Ликерта позволяют попросить опрашиваемого выразить некоторую степень согласия или несогласия с предложением, которое ему представлено.
Пример. Укажите степень вашего согласия или несогласия со следующим предложением (отметьте позицию, соответствующую вашей): Я люблю носить одежду, которая привлекает внимание. Совершенно Скорее Ни согласен, Скорее Совершенно согласен согласен ни не согласен не согласен не согласен 1 2 3 4 5
Шкала Ликерта обычно включает 5-7 элементов, но можно менять это число от 3 до 10, в зависимости от желаемой точности. Выбирая количество ступеней, необходимо также принимать во внимание мотивацию опрашиваемых лиц (люди, которые склонны сделать некоторое усилие, могут дать более детальные сведения). Использование небольшого числа ступеней может фрустрировать опрашиваемых, создав у них ощущение, что они не могут выразить свое мнение. Если мы увеличиваем количество ступеней, мы получаем больше информации; нам легче следить за тем, чтобы данные соответствовали переменным, разделенным интервалом, а не порядковым переменным. Но если мы выберем больше чем 10 элементов, польза становится иллюзорной, поскольку опрашиваемые больше не могут правильно разделять ступени. Исследования, посвященные этому типу вопросов, показывают, что оптимальное значение — около 7 (Сох, 1980). Когда число ступеней нечетное, шкала включает «нейтральный» пункт, находящийся на одинаковом расстоянии от полюсов. Шкала Ликерта является аддитивной: задавая основанный на шкале такого типа вопрос по каждому из аспектов предмета и складывая значения, закрепленные за различными ответами, данными индивидом, можно синтетически измерить его установку по отношению к этому объекту. Вопросы, в которых используется семантический дифференциал Осгуда, построены на противопоставлении двух прилагательных или двух терминов противоположного значения. Использование серии вопросов, включающих в себя семантический дифференциал, позволяет установить профиль имиджа предмета (марки, продукта и т. д.). После обработки ответов исследователь возвращается к шкалам, представленным в опроснике, и выделяет средний балл, полученный по каждому вопросу. Когда опрос затрагивает несколько предметов (несколько марок), это средство упрощает сравнение результатов. Пример. По моему мнению, продукты фирмы X являются: Красивыми 1 2 3 4 5 6 7 Уродливыми (обведите цифру)
Профиль имиджа фирмы X (результаты опроса): Красивый 1 2 3 4 5 6 7 Уродливый Эффективный 1 2 3 4 5 6 7 Неэффективный Простой 1 2 3 4 5 6 7 Сложный
В методе семантического дифференциала количество ступеней обычно равно 7, но можно использовать и другие значения, чтобы учесть природу изучаемого объекта, который может быть дифференцирован в большей или меньшей степени. Как и в случае других шкал, необходимо также принимать во внимание мотивацию и когнитивные способности опрашиваемой группы населения (Pinson, 1983). Шкала Терстоуна и связанные с ней шкалы основаны на семантических опорах. Они разрабатываются путем объединения последовательности терминов, описывающих различные степени одного явления и разделенные психологическими интервалами равного охвата. Чтобы удостовериться, что элементы шкалы воспринимаются опрашиваемыми как равные, необходимо осуществить тест, опросив небольшое количество лиц, принадлежащих к изучаемой группе населения (Pras, 1976). Как и в других шкалах, количество ступеней может варьировать в зависимости от контекста исследования. Шкала семантической опоры часто используется с целью определения способа, которым потребители оценивают продукты, и анализа их удовлетворенности. Пример. По каждому из нижеследующих пунктов укажите, пожалуйста, степень вашей удовлетворенности, обведя соответствующий номер:
Вопросы смешанного типа Вопросы смешанного типа родственны вопросам закрытым, поскольку они сопровождаются списком вариантов ответа. Но они также отчасти являются открытыми, так как в последнем варианте опрашиваемым предлагается внести дополнения в свободной форме. Данный вариант выглядит обычно следующим образом: «Другое. Уточните».
Пример. Какой критерий являлся ведущим в выборе вашей страховой компании? Цена Шпрота гарантий Репутация компании D Другое. Уточните:
Основное ограничение, связанное с использованием данного типа вопросов, — это посткодирование, которое необходимо осуществить для тех, кто выбрал вариант «другое». Хотя это относится лишь к части опрашиваемых, подобная операция всегда оказывается длительной. Вопросы смешанного типа обладают неопровержимыми достоинствами. Список вариантов облегчает сбор данных и вносит некоторую стандартизацию. Информация, предоставленная теми, кто выбрал вариант «другое», позволяет, кроме того, определить возможные недостатки и предоставляет сведения о том, как был понят вопрос. Вопросы смешанного типа обладают также и недостатками. Они не позволяют получить однородные данные, поскольку ведут к сбору двух типов ответов: те, кто выбрал вариант «другое», высказывались в свободной форме, другие выбрали ответ из списка. Когда человек выбирает вариант «другое», он должен сделать усилие для того, чтобы выразить свои мысли. Люди, которые заинтересовались темой исследования, более охотно отдаются этой работе; те, чья речь хорошо развита, предоставляют больше сведений. Это ведет к искажениям в ответах. Использование вопросов смешанного типа необходимо лишь в том случае, когда важно не упустить некоторые сравнительно редкие нюансы, которые сложно установить или перечисление которых привело бы к непозволительно длинному списку вариантов. Вопросы смешанного типа могут использоваться и в случае, когда желательно выявить возможные проблемы интерпретации или собрать дополнительные уточнения. Но если мы преследуем такую цель, зачастую предпочтительнее использовать закрытый вопрос, за которым следует открытый типа «Можете ли вы что-либо добавить?» (Berthier, 2000). Рекомендуется не злоупотреблять вопросами смешанного типа, чтобы не усложнять опрос увеличением числа операций по посткодированию. Присутствие большого количества смешанных вопросов в анкете зачастую является признаком того, что руководитель исследования колеблется и ему не хватает информации. Когда дело обстоит таким образом, необходимо перейти к дополнительном проработке (литература, предварительный опрос), чтобы заменить избыток смешанных вопросов закрытыми. Глава IV Составление вопросов
При составлении анкеты нужно соблюдать два основных условия. Прежде всего, необходимо стремиться к ясности. Основные ошибки можно исключить, применяя элементарные правила грамматики. Важно постараться избежать искажений, застраховаться от сбора формальных ответов, не использовать наводящие вопросы, помочь опрашиваемому раскрыться и бороться против невнимательности. Это наиболее тонкая часть работы, но эти составляющие крайне важны, поскольку они определяют валидность данных.
I. Технические правила Вопросы должны быть понятными (в идеале они должны всеми пониматься одинаково); также необходимо, чтобы они позволяли собирать ответы, лишенные дву-смысленности.
Вопросы, понятные всем Понятия, используемые в формулировке вопросов исследования, должны излагаться доступно; научным и эзотерическим терминам не место в анкете. Рекомендуется пользоваться словарем опрашиваемой группы населения, чтобы вопросы казались естественными. Когда анкета предназначается для чтения интервьюером, предпочтительнее использовать разговорный стиль, но при этом стараться, чтобы он не страдал вульгаризмами.
Пример. Мы будем говорить о «мягком» шампуне, а не шампуне «с нейтральным РН».
Если существует риск ошибки или непонимания, нужно не колеблясь дать краткое пояснение. Это иногда является необходимым для выражений, которые кажутся простыми, например для слова «книга». Некоторые используют это слово только для того, чтобы обозначить роман, эссе или научный труд. Для других альбом с фотографиями или комикс — тоже книга. Когда оказывается необходимым прибегнуть к техническому термину, нужно дать краткое определение или представить схему, если анкета является самозаполняемой.
Пример. В почтовом опросе, касающемся автомобилей, вопрос «Есть ли у вашего автомобиля задний борт?» должен сопровождаться схемой со стрелкой, направленной на открытый борт.
Обороты, дающие повод к путанице, такие как двойное отрицание и другие формулы того же типа, должны быть исключены.
Пример. Разве не нужно, чтобы администрация не обладала слишком большой властью? Да Нет
Как должен реагировать человек, выступающий против из-бытка регламентации? Какая ассоциация сформируется в его голове: «да, не нужно...» или же «нет, не слишком..."? Формулировка вопроса явно способствует путанице. Наконец, рекомендуется не использовать длинные вопросы, поскольку их восприятие затруднено, особенно если анкета заполняется устно. Ответы, лишенные двусмысленности Использование таких наречий, как «часто» или «много», категорически не рекомендуется. Значение данных понятий на самом деле меняется от одного человека к другому. Использование точных выражений, таких как «каждый день», «несколько раз в неделю, но не каждый день», позволяет избежать двусмысленности. Кроме того, нужно стараться, чтобы выбор одного и того же варианта не мог произойти вследствие очень разных причин (Ghlione, Matalon, 1998). Когда существуют разнородные мотивации, ведущие к выбору варианта, интерпретация становится сложной, если не невозможной. Обычно можно избежать этого затруднения, используя детальный список ответов. Но существует важное исключение. Проблема не может быть разрешена таким образом, когда нам приходится использовать дихотомический вопрос, на который опрашиваемые должны ответить «да» или «нет». Если мы оказались в подобной ситуации, решение состоит в добавлении дополнительного вопроса, который вносит уточнения в мотивацию опрашиваемых.
Пример. В анкете, касающемся безопасности на дорогах, спрашивается: «Являетесь ли вы сторонником использования ремня безопасности на заднем сиденье автомобиля? Да Нет
Если мы не зададим другого вопроса на эту тему, будет трудно анализировать ответы тех, кто выбрал вариант «нет». Действительно, отрицательный ответ может быть вызван двумя диаметрально противоположными причинами: категорическим неприятием ремня безопасности или согласием с его необходимостью и пользой, но только на переднем сиденье. Чтобы получить информацию, поддающуюся анализу, необходимо сочетать здесь два дихотомических вопроса: «Являетесь ли вы сторонником использования ремня безопасности?» и «Должны ли пассажиры на заднем сиденье использовать ремень безопасности?» (Источник: по De Singly, 1992).
II. Формальные ответы и как их избежать При использовании анкет в результатах опроса всегда присутствуют смещения и искажения. Информация, передаваемая респондентом, неизбежно испытывает влияние ситуации вопроса, в которой он согласился оказаться. Масштабы подобных искажений различны: исследования, посвященные данной проблеме, продемонстрировали, что они являются более значительными, если опрашиваемый нерешителен (Gallup) и если уровень его образования невысок (Schuman, Presser). Невозможно полностью избежать этих искажений, но совершенно необходимо приложить усилия к их минимизации. Рассмотрев различные формы, которые они могут принимать, и, проанализировав их причины, можно обнаружить несколько способов противостояния им. Ниже мы последовательно рассмотрим четыре типа искажений, связанных с составлением вопросов. Постараемся понять, что приводит к формальным, «закрытым», невнимательным, «наведенным» ответам, и увидим, как избежать этих искажений. Эти смещения зачастую сочетаются, но мы разделим их с целью упрощения анализа. Этот раздел посвящен изучению первой категории смещений: формальным ответам. Формальными называют ответы, полученные в результате того, что человека принудили высказаться, хотя он того не желал. Эти ответы искусственны, поскольку проистекают лишь из обязательства говорить, созданного ситуацией опроса. Они не позволяют уловить информированность, мысли или чувства, которые существовали до этого момента у опрашиваемого. Вопросы, вызывающие формальные ответы, могут быть совершенно нейтральными. Опрашиваемый не побуждается дать скорее один из ответов, а не другой, но он чувствует, что ему нечего сказать и что, несмотря на это, ему приходится что-то говорить. Не стоит рассчитывать, что опрашиваемые помогут выявить такие вопросы. Разумеется, есть люди, которые предпочитают воздерживаться от ответов на подобные вопросы. Но большинство опрашиваемых реагируют попыткой ответить. Многие моменты позволяют объяснить этот феномен. Опрашиваемые обычно стараются быть вежливыми: согласившись поучаствовать в опросе, они чувствуют себя обязанными сказать хоть что-нибудь интервьюеру. Иногда они ощущают потребность скрыть то неприятное чувство, которое возникает у них, если им кажется, что им нечего сказать; в этом случае они дают какой-либо ответ, чтобы преодолеть свое замешательства. Наконец, авторитет, который приписывается автору анкеты, также играет роль. Когда опрос представлен серьезным образом и осуществляется известной компанией, некоторые люди считают, что автор анкеты «умнее» и что у него наверняка были основания задать те вопросы, которые приводят их в замешательство. Существует три типа формальных ответов. Следующие параграфы определяют каждый из этих типов, объясняя, каким образом можно их избежать.
Навязывание проблематики Понятие навязанной проблематики было введено Бурдье (Bourdieu, 1981). Согласно ему, анкета навязывает проблематику опрашиваемому, если она содержит вопросы, которые для опрашиваемого являются беспредметными и которые он не в состоянии задать себе самостоятельно. Бурдье утверждает, что ответы, полученные в таких условиях, являются артефактами, лишенными научной значимости. Решающим моментом является предмет вопроса, а не то, что для опрашиваемого этот вопрос совершенно нов. Навязывание проблематики происходит в явной форме, когда опрашиваемого просят сформулировать некоторое мнение по вопросу, который ему абсолютно чужд и который не относится ни к одной из сфер его интересов (это, например, происходит в случае опроса подростков по темам, затрагивающим взрослые заботы). Напротив, навязывания проблематики не существует, когда мы просим людей высказать свое мнение о проблеме, о которой они никогда не находили времени задуматься, но которая для них имеет смысл. В анкетных опросах при навязывании проблематики опрашиваемые лица отвечают, не владея полностью всеми обстоятельствами дела. Поскольку вопросы не находят мгновенного отражения в их мыслях, то для ответа они вынуждены интерпретировать их по-своему. Сведения, которые собираются таким образом, в некоторой мере передают их схемы мышления и социальные нормы, которые важны для них. Но при этом обычно невозможно определить, каким образом они восприняли вопросы. Для данного типа вопросов нет общей точки отсчета, общих знаний у руководителя исследования и респондентов: напротив, существует разрыв, который делает анализ результатов случайным. При подобном положении дел составление комментария к ответам с опорой на проблематику, разработанную автором вопросов, является ошибочным, поскольку при ответе опрашиваемые опирались не на эту проблематику. Чтобы избежать данного смещения, необходимо использовать только те вопросы, которые соответствуют полю опыта опрашиваемых. Если мы пытаемся исключить навязывание проблематики, необходимо осуществить качественные исследования перед составлением анкеты. В исследованиях восприятия и оценки продукта потребителями определение того, какую информацию необходимо собирать, не дает всех необходимых для составления вопросов сведений. Например, недостаточно знать, что нужно собрать сведения, содержащие серию пунктов, повторяющих категории, используемые потребителями при оценке продуктов. Необходимо определить эти пункты соответствующим образом и корректно их сформулировать, избегая многословия. Чтобы этого достичь, нужно изучить схемы мышления целевой группы населения, осуществив серию интервью с лицами, принадлежащими к данной группе. Подготовительная работа того же рода также необходима в случае, когда мы предполагаем использовать измерительные шкалы и стараемся разработать серию вопросов с целью анализа установки или имиджа (Pinson, 1983; Evrard et al., 2000).
Пример. В исследовании, целью которого является выделение того, каким образом публика оценивает качество некоторых телепередач, составление вопросов было подготовлено следующим образом. Сначала были проведены интервью с телезрителями (ненаправленные интервью и групповые собрания с представлением отрывков соответствующих передач). Использование техник анализа содержания позволило выделить категории, предваряющие суждения, собранные в ходе интервью, и для каждой найти серию соответствующих фраз. На небольшой группе телезрителей были проведены тесты, с тем чтобы исключить двусмысленные формулировки. Наконец, в ходе предварительного исследования, осуществленного на репрезентативной выборке, 70 оставшихся фраз были представлены опрашиваемым. Статистический анализ результатов позволил удалить повторения, подчеркнув суждения, которые взаимно ассоциировались в глазах опрашиваемых и которые, по их мнению, выражали одну и ту же идею; количество необходимых фраз таким образом, сократилось до 20 (Источник: по Deroo, DusH saix, 1980).
Если существует риск навязывания проблематики некоторым лицам, необходимо предоставить им лазейку, чтобы они могли избежать формального ответа. Для этого используются такие варианты ответа, как «не имею мнения» и «воздерживаюсь». Действуя таким образом, мы демонстрируем опрашиваемым, что нет ничего недостойного в неспособности ответить. 2. Смущающие (приводящие в замешательство) вопросы и необходимость знать Вопросы, относящиеся к знаниям, иногда приводят в замешательство, что побуждает некоторых ответить, в то время как они не способны это сделать. Риск сбора формальных ответов также высок, когда мы стремимся получить оценки, которые могут дать только опытные люди, обладающие реальным знанием изучаемого предмета.
Пример. В несколько последовательных опросов исследователи вводили следующий вопрос: «Знаете ли вы или, возможно, слышали о поправке Буррье, касающейся социального обеспечения?» Каждый раз около 4% опрашиваемых заявляли, что знают об этой поправке, которой на самом деле никогда не существовало (источник: Lebart, Salem, 1994).
Чтобы избежать этого смещения, необходимо исключить формулировки, требующие от опрашиваемых ответа. Необходимо также предоставлять возможность «сохранить лицо» тем, кому не хватает знаний или сложно выразить свое мнение. Могут быть использованы два приема. Первый, который может использоваться только при закрытых вопросах, состоит во включении в спи сок разрешенных ответов варианта «не знаю». Это указывает на то, что по этому поводу человек вполне может быть несведущим. Второй прием состоит в использовании фильтров. Прежде чем задать людям вопрос, на который из-за недостатка знаний они могут дать формальный ответ, необходимо постараться узнать, способны ли опрашиваемые высказаться по данному вопросу. Вопросы, требующие определенных знаний, задаются только тем, кто, как представляется, способен на них ответить. Фильтры — это выход, благодаря которому опрашиваемые могут уклониться от вопросов, ответить на которые они затрудняются. Этот прием уменьшает количество ответов, но позволяет получить информацию наилучшего качества. Тем не менее он является действенным только в том случае, если анкета заполняется интервьюером.
Пример. В опросе одной из затронутых тем были достоинства и недостатки «электронного кошелька». Авторы анкеты хотели, чтобы люди, имеющие отдаленное представление о предмете опроса, не чувствовали себя обязанными отвечать. Для того чтобы выбрать лиц, которые будут опрошены по этой теме, используются прогрессивные фильтры. Первый фильтр. «Слышали ли вы об "электронном кошельке?"» Да Нет => переходите к вопросу №…
Этот вопрос дает понять, что человек вполне может и не иметь понятия об этой технологии. Те, кто не знает о ней, видят, как открывается первый выход.
Второй фильтр. У тех, кто утверждает, что слышал об «электронном кошельке», спрашивают: «Вы лично знакомы с этим инструментом?» Очень хорошо Довольно хорошо Довольно плохо => переходите к вопросу №... Очень плохо => переходите к вопросу №...
Этот фильтр позволяет тем, кто, желая показаться авторитетным, продемонстрировать свои знания («довольно хорошо»). Затем, удовлетворив свои амбиции, они смогут легче воспользоваться лазейкой, предоставленной последним фильтром. Третий и последний фильтр. «Пользовались ли вы уже "электронным кошельком"?» Да Нет => переходите к вопросу №...
Смущающий характер вопроса смягчается присутствием двух предыдущих фильтров. И только тем, кто ответит «да», будет задан вопрос о преимуществах и недостатках электронного кошелька (Deroo, Dussaix, 1980). Некоторые анкеты иногда включают в себя контрольные вопросы, предназначенные для оценки знаний респондентов. Подобная проверка позволяет a posteriori выявить формальные ответы. Рекомендуется не злоупотреблять данной техникой, поскольку она придает "инквизиторский» тон анкете и может раздражать опрашиваемых.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.99 (0.015 с.) |