Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Равновесие между позитивными и негативными формулировкамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нейтральность требует, чтобы между позитивными и негативными формулировками было соблюдено равновесие. Прежде всего это относится к вариантам. Когда мы разрабатываем список вариантов, определяя различные степени для позитивных оценок, нужно таким же образом поступить с негативными оценками, используя идентичную градуировку. Когда позитивно окрашенных вариантов больше, это влияет на результаты. Подобная асимметрия сообщает большую легитимность позитивным оценкам (кажется, будто автор исследования разделяет ту точку зрения, которую он более подробно описал). Кроме того, создается впечатление, что позитивные оценки более распространены (чтобы описать их, понадобилось большее количество вариантов). Наконец, такое неравенство оказывает двойное воздействие «притяжения-отталкивания»: поощряет тех, кто имеет позитивное мнение, выразить его (у них больше шансов найти вариант, который точно соответствует их оценкам), а опрашиваемых, придерживающихся негативного мнения, разубеждает в необходимости выражать его (они отказываются отвечать, потому что не находят нужных нюансов, чтобы выразить свое неодобрение). Те же принципы касаются негативных вариантов.
Пример. По вашему мнению, послепродажное обслуживание фирмы X: Совершенно неудовлетворительное Относительно удовлетворительное Удовлетворительное Совершенно удовлетворительное
Такая формулировка недопустима, поскольку позитивные оценки представлены избыточно. В таком вопросе те опрашиваемые, которые скорее не удовлетворены, не найдут возможности высказаться. В некоторых случаях также полезно ввести равновесие между вопросами с позитивной формулировкой и вопросами с формулировкой негативной. Обычно чередование двух типов вопросов используют внутри блока вопросов, касающихся разных граней одного явления. Эта техника обладает двойным преимуществом. Она позволяет, прежде всего, дать большую свободу слова опрашиваемым. Действительно, присутствие вопросов с негативной тональностью показывает, что позволено формулировать критические суждения или выражать неодобрение. Чередование между данными типами вопросов позволяет, кроме того, ограничить искажения, обусловленные так называемым смещением согласия. Подобное смещение происходит по той причине, что приятнее сказать «да», чем «нет», — легче заявить о своем согласии, о чем несогласии. Описанная тенденция является результатом социализации опрашиваемых (тот, кто всегда говорит «нет», оценивается как асоциальная личность) и проявляется в избытке благоприятных мнений. При чередовании позитивных и негативных формулировок последствия данного смещения смягчаются, поскольку согласие с вопросом выражает то установку принятия, то установку отторжения. Когда мы используем подобный прием, нужно следить за тем, чтобы вопросов с позитивной тональностью не оказалось больше, чем вопросов с негативной формулировкой, что позволяет гарантировать нейтральность анкеты.
Пример. Руководители сети розничных продаж хотят сделать ремонт одной из торговых точек. Они заказывают опрос, чтобы узнать, как оценивают данный магазин потребители, совершающие в нем покупки. Осуществлен предварительный анализ, чтобы выделить критерии оценки, используемые клиентами. Выбраны 30 пунктов (атмосфера, создаваемая музыкальным оформлением, освещение, чистота и т. д.). Для каждого из них разработан вопрос, основанный на шкале. 1икер-та. Опрашиваемым предлагается указать степень согласия пли несогласия с такими предложениями, как «Музыка, звучащая в магазине, действует успокаивающе". Половина предложений сформулирована в позитивной форме, остальные используют негативный оборот (пример: «В магазине темно»). Предосторожности приняты для того, чтобы формулировка и презентация вопросов не создали имплицитно определенный образ магазина: пункты, которым дана негативная формулировка, как и порядок презентации вопросов, определены с помощью жребия. 4. Нейтральные варианты ответов Нейтральные варианты — спорная тема. Некоторые авторы считают, что если они не используются, то ограничивается свобода высказываний опрашиваемых и оказывается влияние на ответы. Другие, напротив, акцентируют внимание на сложностях, возникающих при использовании упомянутых вариантов. Чтобы в этом разобраться, нужно проанализировать как их достоинства, так и недостатки.
Преимущества нейтральных вариантов Нейтральные варианты позволяют тем опрашиваемым, которые занимают промежуточную позицию или являются центристами, назвать себя таковыми. Эти люди получают возможность не отказываться от ответа по причине того, что не могут найти вариант, который бы им подходил; им не приходится выбирать позицию, которая не совсем отвечает их собственной.
Недостатки нейтральных вариантов Нейтральные варианты иногда становятся «убежищем», в котором стараются укрыться самые разные люди: те, кто боится неодобрения, следующего за признанием в экстремистской позиции, нерешительные и те, кто предпочитает «золотую середину», поскольку не желает утруждать себя размышлениями (возможно, они обозначили бы определенную позицию, если бы сделали усилие, но они отказываются от этого, поскольку анкета их не интересует). Когда все эти люди смешиваются с теми, кто действительно занимает центристскую позицию, значение нейтрального варианта становится неоднозначным. Использование нейтральных вариантов Не существует единого правила. Все зависит от контекста опроса и целей исследования. Если существует опасность, что использование данных вариантов предоставляет убежище тем, кто на самом деле не занимает нейтральную позицию, необходимо отказаться от их использования. Тестирование анкеты позволяет оценить возможный риск. Обычно он высок, если используется длинная серия вопросов, основанных на шкалах типа Ликерта или Осгуда. Уставшие от однообразия люди действительно склонны прекращать размышления и использовать нейтральные ответы. Проблемы могут возникнуть и в том случае, если мы затрагиваем деликатные проблемы, по которым опрашиваемые не решаются высказать свое мнение. Если же нейтральный вариант не используется, рекомендуется предложить достаточное количество вариантов, чтобы придерживающиеся умеренных позиций могли их обозначить. Кроме того, следует контролировать качество результатов, изучив процент неответивших. Если он высок, хотя вопрос и не затрагивал деликатной темы, то скорее всего некоторые люди с нейтральной по-зицией отказались отвечать, поскольку не нашли варианта, который бы им подходил. Использование нейтрального варианта также рекомендуется, если мы заинтересованы в отражении «центристской» позиции как специфической точки зрения. В этом случае полезно ввести вопрос, касающийся силы убеждении опрашиваемых. Если большинство опрашиваемых, выбравших нейтральный вариант, заявят о слабой убежденности, стоит задуматься. Среди них, вероятно, есть нерешительные и лица, которые не захотели выбрать какую-либо позицию. Формулировка нейтральных вариантов Это достаточно сложная задача. У каждого из определений, которые можно использовать, есть свои особенности. Слово «нейтральный» имеет значение, близкое к «воздержался»; его смысл отличается от смысла выражения «ни согласен, ни не согласен», которое выражает мнение и указывает, что это мнение основывается на логике, отличающейся от указанной в вопросе. Это выражение, кроме того, отличается от формулы «и за и против", которая выражает синкретический подход. Полученные результаты меняются в зависимости от выбранной фор мулы. Иногда хочется обойти эти трудности, использовав шкалу с нечетным числом ступеней, на которой лишь крайние позиции обозначены ключевым словом. Значение промежуточной позиции, таким образом, основано на том факте, что она равно удалена от полюсов. Это не является наилучшим решением, поскольку те, кто выберет промежуточную позицию, могут присваивать ей заметно различающиеся значения («ни то, ни другое», «нечто среднее» и т. д.). В шкалах Ликерта нейтральный пункт обычно связывается с выражением «ни согласен, ни не согласен», но иногда для его обозначения используется вариант «нет мнения». 5. Порядок презентации вариантов Порядок, в котором представлены варианты, иногда может повлиять на ответы. Это смещение нельзя назвать систематическим; исследования, проведенные с целью его оценки, не принесли ощутимых результатов. Но тем не менее с ним нельзя не считаться, поскольку порой оно приводит к значительным искажениям. Данный феномен связан с эффектом презентации, при котором некоторые опрашиваемые склонны, рассматривать упомянутое в первую очередь как более важное, чем то, что идет следом; также он проявляется в случае, когда опрашиваемые сталкиваются с трудностями в запоминании или понимании. Проблемы запоминания наблюдаются, когда список вариантов слишком длинен; они усиливаются, если этот список зачитывается интервьюером. Лица, испытывающие трудности подобного рода, в первую очередь сосредоточиваются на элементах, оставивших наиболее четкий след в их памяти (речь идет либо о первых, либо о последних вариантах, в зависимости от особенностей их памяти). Если вопрос или варианты ответа включают абстрактные элементы, некоторым трудно их понять. Не справляясь с выбором, они ищут выделяющийся из списка элемент и обращаются к тем, которые расположены в начале или в конце списка. Исследователи различают два проявления этого смещения: 1) предпочтение первого варианта. Данный тип искажений в основном проявляется, если анкета является самозаполняемой. Читая анкету, некоторые индивиды сосредоточиваются на первых по очередности вариантах, ибо воспринимают как точку зрения автора исследования; 2) предпочтение последнего варианта. Обычно наблюдается в случае, если анкета заполняется интервьюером. Выслушав список вариантов, некоторые отвечают «эхом», повторяя последний упомянутый элемент.
Пример. Грэми (Gremy, 1992) провел параллельный опрос двух схожих выборок молодых французов при помощи самозаполняемой анкеты. В каждом случае он просил указать, что, по мнению опрашиваемых, является наиболее важной общественной проблемой на текущий момент. При опросе второй выборки он инвертировал порядок вариантов (внутри каждой из двух групп некоторые отказались отвечать и не выбрали никакого варианта). Результаты данного исследования воспроизведены в табл. 4.1. В данном опросе поря док презентации вариантов оказал важное влияние на результаты: вариант выбирается чаще, если он расположен в начале списка. Вариант «безработица», выбранный 34,2% опрашиваемых в том случае, когда он упомянут первым, собрал лишь 19,2% при упоминании последним. Частота варианта «преступность» возрастает на 7%, когда он переходит с последнего па первое место.
Таблица 4.1 Наиболее важная проблема сегодняшнего дня: влияние порядка представления вариантов.
Если существует опасность проявления подобных искажений, рекомендуется варьировать порядок презентации вариантов. Самый простой прием заключается в определении порядка по жребию. При наличии компьютера случайное определение порядка может выполняться машиной всякий раз при опросе нового респондента. В общем, нужно следить за тем, чтобы не располагать в начале списка наиболее очевидные или наиболее привлекательные варианты, это действительно может со-здать у некоторых опрашиваемых ощущение, что существует имплицитная иерархия и «правильные ответы» стоят первыми. Когда анкета заполняется интервьюером, рекомендуется, кроме того, облегчать работу опрашиваемых по запоминанию, предоставляя им письменную опору (после прочтения длинного списка вариантов ответов интервьюер дает респонденту карточку, на которой воспроизведен этот список).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.027 с.) |