III. Развитие свободного интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Развитие свободного интервью



В случае ненаправленных интервью по окончании вступле­ния интервьюер передает слово интервьюируемому, обра­щая его внимание на инструкцию. Затем интервьюиру­емый развивает свое высказывание, проходя несколько этапов, которые присутствуют в большинстве интервью. Ненаправленность не запрещает интервьюеру проявлять себя; каждый раз, когда это необходимо, он вмешивается для того, чтобы помочь интервьюируемому. Это вмеша­тельство требует большого умения. Когда интервьюер не взвешивает свои слова, они могут вызвать раздражение, породить блокировку и создать смещение. Хорошо про­веденное вмешательство помогает интервьюируемому по­бедить механизмы защиты, мешающие ему высказаться, удалиться от стереотипов и высказываться глубоко.

Инструкция

Инструкция разрабатывается руководителем исследова­ния, который проводит опрос. Она определяет тему, по которой интервьюируемому предлагается высказаться. Важно отметить, что люди не должны приходить на ин­тервью с готовой речью. Для того чтобы этого избежать, участников набирают, сообщая им только общую инфор­мацию, которая не позволит им заранее узнать содержа­ние инструкции. Интервьюер, произнося вступительное слово, которое предшествует началу интервью, ограничи­вается повторением этой информации.

В ненаправленных интервью инструкция обычно пред­ставлена достаточно широко: интервьюируемые говорят не только о том явлении, которое интересует руководите­
ля исследования, они касаются также целой серии погра­ничных вопросов. Это позволяет выявить некоторые дополнительные факторы, влияющие на исследуемый феномен. Данный прием, тем не менее, имеет один не­достаток, поскольку в случае слишком широкой инструкции основная тема может быть затронута недостаточно. Задача интервьюера в такой ситуации — попросить чело­века развить свою мысль более глубоко.

Пример. В исследовании, задуманном для выявления фа­кторов, тормозящих покупку замороженных продуктов, руководитель исследования, вместо того чтобы сосредо­точиться на этих продуктах, решает предложить интер­вьюируемым высказаться о домашней еде и обо всем, что ее касается. Действуя таким образом, он надеется полу­чить информацию, которая поможет ему понять, что за­ставляет некоторых покупателей отказываться отданно­го типа продуктов.

 

В исследовательских опросах желательно, чтобы инст­рукция была неоднозначной. Когда мы действуем таким образом, интервьюируемый вынужден интерпретировать инструкцию, используя собственные схемы размышле­ний, создавая оригинальный подход. Это позволяет по­лучить более богатый материал и представить разнооб­разие существующих мнений.

Пример. Если мы попросим человека высказаться по поводу продовольственной безопасности, не делая иных уточнений, он должен будет определить, что это понятие представляет для него, под каким углом он должен его анализировать (что он делает для того, чтобы защитить себя; что должны делать вла­сти; явная опасность и опасность, о которой мы не знаем, и т. д.)

 

Инструкция может быть представлена в форме откры­того вопроса или предложения высказаться по конкрет­ной теме, в общей или персонализированной форме. Необходимо понимать: когда в инструкции упоминает­ся личность интервьюируемого, мы подталкиваем его к более личностно окрашенной речи, удаляющейся от сте­реотипов, но при этом усиливается и его самозащита.

 

Пример. Открытый общий вопрос: «Что сегодня является здоровой пищей?»

Персонализированное предложение: «Я бы хотел, чтобы вы рассказали мне о старости, о том, чем она является в вашем представлении».

Этапы интервью

Когда опрашиваемые высказываются свободно, интер­вью принимают очень разнообразные формы. Тем не ме­нее существует некоторое количество констант, которые касаются развития речи интервьюируемого. Обычно в не­направленном интервью выделяют три фазы (Ghiglione, Matalon, 1998).

 

Стереотипы

В первые минуты интервьюируемый старается отбросить свои заботы и сконцентрироваться на теме интервью. Поскольку это сложная задача, он обычно приступает к теме, начиная излагать общие идеи. Стереотипы — хорошая отправная точка для высказываний, кроме того, они помогают преодолеть стресс: интервьюируемый постепенно рас­слабляется, чувствуя, что ему удается говорить без лишних сложностей. В ходе первой фазы интервью, а также каж­дый раз, когда интервьюируемый пытается спрятаться за стереотипами, интервьюер должен поощрять его двигать­ся дальше для того, чтобы тот не ограничился принятыми высказываниями.

 

Высказывание-поиск

Когда интервьюируемый уже не находит готовых фор­мул, ему начинает казаться, что он все сказал. Однако за­тем он понимает, что еще не представил собственную точ­ку зрения. Тогда он предпринимает исследовательские ходы. Опрашиваемый размышляет вслух, продвигается на ощупь, упорядочивает свои мысли и развивает ориги­нальный дискурс; описывает свои впечатления, старает­ся распутать клубок эмоций и выразить чувства. Давле­ние норм еще дает о себе знать (оно никогда не исчезает полностью), но с этого момента опрашиваемый говорит от первого лица. Эта исследовательская работа крайне слож­на; интервьюируемый не может выполнить ее в одиночку. Интервьюер вносит свой вклад, не отклоняясь от нейтраль­ной позиции: он поощряет интервьюируемого продолжать усилия и помогает ему пояснить или углубить свою мысль. Он также вмешивается для того, чтобы интервьюируемый полностью осознавал то, о чем он говорит.

 

Повторяющиеся высказывания

Последний этап отмечен появлением повторяющихся высказываний. Интервьюируемый начинает повторять­ся, появляются признаки усталости, он пытается завершить дискурс, подводя итоги сказанного. Близится окон­чание интервью, но иногда интервьюируемому еще нуж­но высказать важные замечания или уточнить некото­рые детали. Поэтому важно, чтобы интервьюер помог ему возобновить течение мысли, как приходилось это делать на втором этапе, когда интервьюируемый прояв­лял признаки временной усталости. Интервью заканчи­вается, когда старания интервьюера становятся неэф­фективными.

Вмешательство интервьюера

Существует также большое количество техник, позволя­ющих помочь интервьюируемому свободно высказывать­ся; их названия меняются от одного издания к другому. Мы рассмотрим основные техники, классифицируя их в зависимости от намерений интервьюера.

Поощрение к движению дальше

Поощрение к продолжению высказывания осуществля­ется очень кратким вмешательством, интервьюер доволь­ствуется несколькими словами, такими как «понимаю» или «да». Эти формулы произносятся тоном, который вы­ражает одновременно нейтралитет и эмпатию. «Да» не означает «вы правы», а «я слышу вас, я вас понимаю, мо­жете продолжать».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.88 (0.008 с.)