Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стимулирование и возобновлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В первой части интервью, если интервьюируемый прерывается и справедливо отмечает, что он отклонился от темы, интервьюер может помочь ему вернуться к теме (подтолкнуть его), повторив инструкцию доброжелательным тоном. Когда испытуемый долго молчит, интервьюер может возобновить течение интервью, также сохраняя молчание. Действуя таким образом, он дает интервьюируемому время отдохнуть или овладеть собой; показывает ему, что желает его снова услышать. Эта техника требует большого умения: интервьюер должен держаться одновременно спокойно и внимательно. Необходимо избегать повторного молчания, поскольку это породит страх и интервьюируемый будет скован. Когда говорящий демонстрирует признаки усталости от длительного рассуждения на одну из тем, можно помочь ему двигаться дальше (подтолкнуть его), задав ему нейтральный общий вопрос. Интервьюер не ссылается на уже сказанное, он просто предлагает интервьюируемому иной путь.
Пример. «Возможно, вы видите и другие аспекты проблемы?»
IV. Особенности полунаправленного и направленного интервью Течение полунаправленного интервью имеет свои особенности, поскольку интервьюер, использующий эту технику, должен следовать указаниями руководства (путеводителя) по проведению интервью. Особенности направленных интервью обусловлены тем, что интервьюер располагает списком конкретных вопросов, которые он должен задать. Подготовка и использование руководства по проведению интервью Руководство разрабатывается руководителем исследования; он определяет инструкцию и темы, которые должны быть затронуты в ходе интервью. Когда интервью осуществляется несколькими интервьюерами, вступительные фразы могут иногда предшествовать каждой теме, так чтобы темы имели одинаковое введение (Berthier, 2000). Список тем определяется целями и характеристиками исследования. Если предшествующие работы позволяют сразу определить проблематику, то в этом случае содержание руководства по проведению интервью обычно ограничивается основными вопросами, составляющими данную проблематику. В случае поисковых исследований зачастую необходимо предварительное изучение: сначала проводится несколько свободных интервью с целью выделения основных тем и на основе этого составляется руководство, позволяющее получить точную информацию в ходе полунаправленных интервью. Объем списка тем меняется от одного исследования к другому. Когда руководитель исследования желает сориентировать опрашиваемых на конкретные темы, пользуясь при этом максимумом преимуществ недирективности, он использует небольшое количество тем (5-6). В этом случае интервьюер может дать опрашиваемому возможность свободно высказываться, ограничиваясь направлением его к тем сюжетам, которые тот не затрагивает произвольно. Если руководитель исследования желает получить очень точные сведения, он обычно увеличивает число тем и подтем; руководство к интервью в таком случае включает 20-30 рубрик. Действуя подобным образом, руководитель исследования теряет часть преимуществ, предоставляемых недирективностью. Действительно, когда список достаточно длинный, различные подтемы не могут быть независимыми одна от другой; существует логика, которую необходимо соблюдать, и ограничения, налагаемые на интервьюируемых. Руководство по проведению исследования, кроме того, определяет стратегию, которой должен следовать интервьюер. Оно определяет, как лучше сочетать направленность и ненаправленность, указывая, должен ли интервьюер представлять темы в указанном порядке или он должен быть гибким. В некоторых случаях руководство указывает на искомую степень точности и определяет темы, о которых интервьюер обязательно должен напомнить, если опрашиваемый не сообщает достаточного количества информации. Руководство также может указывать, надо ли поощрять интервьюируемого развивать аффективную составляющую речи. Наконец, в отдельных исследованиях руководство указывает, какой тип вмешательства предпочтителен, а какого следует избегать (если высок риск блокировки, обычно желательно не использовать технику персонализированного повторения). Пример. Производитель туалетной воды заказывает исследование, имеющее двойную цель: узнать, как потребители представляют себе сегодня туалетную воду и как они покупают данный вид продукта. Первоначальная инструкция достаточно конкретна: «Я бы хотел, чтобы вы рассказали мне о туалетной воде, что это такое в вашем представлении». Руководство по проведению интервью включает пять тем: туалетная вода для женщин и мужчин, стиль туалетной воды и личность использующего ее, место покупки, выбор продукта в магазине, покупка туалетной воды. В инструкции уточняется, что сперва необходимо дать интервьюируемому возможность свободно высказываться; две первые темы необходимо рассмотреть в начале разговора, но порядок их введения свободный. Вторая часть интервью должна быть посвящена аспектам покупки туалетной воды, при этом три последние темы должны быть представлены в указанном порядке. Что касается пятой темы, руководство уточняет, что интервьюер должен попросить рассказать о последней покупке; подчеркивается, что необходимо вернуть говорящего к теме, если интервьюируемый не предоставляет детального описания. Подготовка и проведение направленного интервью Подготовка направленного интервью требует разработки подробной проблематики. Руководитель исследования составляет вопросы, принимая во внимание цели исследования и опираясь на знания, почерпнутые из литературы. Обычно он использует довольно большое количество вопросов.
Пример. «Укажите, пожалуйста, все, что вы отметили, рассматривая эту рекламу». «Каково, по вашему мнению, значение этого рекламного обращения?» «Что вам понравилось в этой рекламе?» «Что вам не понравилось?»
Интервьюер проводит интервью, задавая вопросы в заданном порядке и в одинаковой формулировке. Хотя рамки вопросов достаточно жесткие, опрашиваемые могут, несмотря на это, подробно излагать свои взгляды; интервьюер позволяет им долго высказываться, возвращаться к уже сказанному, поправлять или дополнять информацию. Важно, чтобы опрашиваемые могли высказаться по каждому вопросу в необходимом объеме, поскольку именно разнообразие собираемой информации отличает направленное интервью от анкетного опроса. Если интервьюируемый отклоняется от темы, интервьюер вмешивается, используя прием реконцентрации (он вежливо предлагает индивиду сосредоточиться на заданном ему вопросе). В подобном типе интервью он может также попросить разъяснений. Когда он чувствует, что полученный ответ недостаточно ясен и не дает информации, которая требуется руководителю исследования, он задает специальный вопрос («Что вы имеете в виду под...?»). Наконец, когда ответ слишком лаконичен, интервьюер может попросить уточнений («Не могли бы вы рассказать мне подробнее?»). Глава II
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.008 с.) |