Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Осуществление серии индивидуальных↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Оглавление Предисловие 9 Глава I. Осуществление серии индивидуальных Интервью 12 I. Основные способы проведения интервью 12 1. Различные степени направленности 13 2. Основные формы интервью и их использование 14 II. Условия проведения интервью 20 1. Выбор времени и места 21 2. Профиль интервьюера и человеческий фактор 22 3. Контрактные рамки интервью 24 III. Развитие свободного интервью 26 1. Инструкция 26 2. Этапы интервью 28 3. Вмешательство интервьюера 30 IV. Особенности полунаправленного и направленного интервью 35 1. Подготовка и использование руководства по проведению интервью 35 2. Подготовка и проведение направленного интервью 38 Глава II. Использование групповых техник И другие основные формы интервью 40 I. Групповое интервью 40 1. Характеристики коллективных интервью... 40 2. Подготовка и проведение групповых интервью 45 II. Другие основные формы интервью, используемые в изучении рынка 49 1. Метод Келли 49 2. Техника номинальных групп 51 Глава III. Подготовка анкетного опроса 54 I. Определение требуемой информации 54 1. Проблематика исследования и требуемая информация 55 2. Статистическая обработка и кодировка данных 59 II. Определение способа сбора информации 61 1. Обращение к помощи интервьюера 62 2. Самозаполняемые анкеты 69 III. Выбор используемого типа вопросов 74 1. Открытые вопросы 74 2. Закрытые вопросы 85 Вопросы смешанного типа 99 Глава IV. Составление вопросов 101 I. Технические правила 101 1. Вопросы, понятные всем 101 2. Ответы, лишенные двусмысленности 103 II. Формальные ответы и как их избежать 104 1. Навязывание проблематики 106 2. Смущающие (приводящие в замешательство) вопросы и необходимость знать 109 3. Незнание когнитивных способностей опрашиваемых 112 III. Предосторожности во избежание «наведенных» ответов 113 1. Влияние вводных слов 113 2. Давление ключевых слов и коннотаций.... 114 3. Равновесие между противоположными идеями 116 4. Нейтральные варианты ответов 120 5. Порядок презентации вариантов 123 IV. Проблема искренности ответов 126 1. Притягательность поощряемых ответов... 127 2. Меры, ограничивающие утаивание 128 V. Невнимательные ответы и меры, позволяющие их не допускать 133 1. Гало-эффект в ответах 134 Усталость, порожденная вопросами 135 Глава V. Оформление анкеты 137 I. Структурирование анкеты 137 1. Общая организация анкеты 137 2. Порядок вопросов и эффект контекста.... 143 II. Тестирование анкеты 153 1. Подготовка теста 153 2. Анализ результатов теста 155 Библиография 158 Предисловие В непрерывно меняющемся мире предприятия должны располагать оперативной информацией, которая позволит им контролировать ситуацию на рынке. Существуют различные источники данных, но зачастую оказывается необходимо провести опрос потребителей. Техники наблюдения и эксперимента обычно дают много информации. Тем не менее применение в исследованиях интервью или опросников (анкет) представляет собой наиболее гибкую методику; она является приоритетным инструментом исследований рынка. Для осуществления такого типа исследований необходимо обладать широкой компетенцией. Прежде всего важно хорошо знать фундаментальные понятия маркетинга; без этого невозможно обойтись, поскольку полезность исследования зависит прежде всего от актуальности проблематики, которая легла в его основу. Также необходимо владеть методологией исследования и знать статистику (выборки, обработка данных и т. д.). Концептуальные и статистические аспекты обычно выдвигаются начинающими на первый план, поскольку, по их мнению, опрос является относительно простой операцией, в которой достаточно соблюдать некоторые правила. Это ошибочное мнение. Специалисты по исследованиям рынка единодушно признают важность этапа сбора данных, наличие многочисленных трудностей, возникающих в процессе этой работы. Именно поэтому создаются учебники и учебные пособия по данной проблеме. Настоящая работа посвящена исключительно обучению техникам опросов. Она представляет основные правила, анализирует психосоциологические аспекты опроса и акцентирует внимание на различных смещениях, которые могут внести искажения в сбор данных. Объяснения и рекомендации, данные в этой работе, проиллюстрированы многочисленными примерами. Мы предлагаем вниманию читателя различные формы опросов, но прежде всего — используемые в качественных исследованиях техники интервью, основная цель которых — наиболее полное описание явлений и предоставление различных «наметок» для интерпретации поведения. Затем — опросы при помощи опросников с количественной доминантой, которые предназначены для сбора стандартизированных данных, позволяющих осуществить статистический анализ. Две первые главы посвящены интервью. В первую очередь представлены классические методы индивидуального интервью (глава I); рассмотрены все элементы, необходимые для их проведения. В главе II рассказывается о коллективных интервью; она также представляет два дополнительных приема, используемых в изучении рынка. Три последние главы описывают шаг за шагом этапы, необходимые для осуществления опроса при помощи опросника. Подготовительная работа, роль которой очень важна, рассматривается в главе III (определение информации, которую необходимо собрать, выбор типа заполнения опросника, выбор формата вопросов). Глава IV посвящена формулировке вопросов. Анализируются основные искажения, причиной которых может послужить некорректная формулировка, и указывается, что нужно сделать во избежание этих смещений. Глава V информирует, в каком порядке необходимо распределять вопросы, какова процедура тестирования опросника. Глава I Полунаправленные интервью Интервьюер приступает к полунаправленному интервью, имея на руках список тем, которые должны обсуждаться в ходе опроса. Если интервьюируемый сам, произвольно, не высказывается по какой-либо из предусмотренных тем, интервьюер должен предложить ему сделать это. В рамках отдельной темы интерьвьюируемый высказывается свободно. Как и в случае ненаправленного интервью, интервьюер помогает интервьюируемому, если тот затрудняется с выражением своей мысли. Метод полунаправленного интервью подходит для углубленных исследований (Ghiglione, Matalone, 1998). В подобном типе исследований ответственный за исследование (руководитель) опирается на предшествующие работы, связанные с данной (или родственной) темой, однако объект его исследования несколько иной и популяция, которой он интересуется, имеет свои особенности; он должен дополнить и углубить существующую информацию. Рекомендации, предлагаемые специальной литературой, позволяют ему составить список вопросов для интервью; интервьюер может таким образом проверить, все ли существенные для исследования темы в нем упомянуты. Оставляя интервьюируемому большую свободу слова в рамках каждой темы, руководитель исследования получает возможность доступа к новой неординарной информации. В маркетинге полунаправленные интервью часто используются как основной инструмент качественных исследований, связанных с восприятием и установками индивидов. В данном типе исследований мы не пытаемся измерить, мы стараемся понять. Для этого мы направляем усилия на выявление референтных рамок и схем мышления, используемых данной популяцией.
Пример. Сеть магазинов, специализирующихся на товарах для садоводов, проводит исследование с целью определения уровня увлечения населением данным видом досуга на текущий момент. Результаты исследования должны помочь выявить психологические рычаги, которые могут быть использованы в рекламных кампаниях. Информация, которой располагают руководители данного предприятия, позволила им выделить четыре темы: природный ритм, противопоставляемый ритму работы, творческий талант садовника (садовода), разнообразие видов и оригинальность сада, природа в домашних условиях. Они используют метод полунаправленных интервью и хотят, чтобы интервьюируемые свободно высказались по каждой из данных тем.
Техника полунаправленных интервью может также быть использована при подготовке анкетного опроса, в котором требуется построить многоуровневую измерительную шкалу, основанную на серии вопросов (для определения удовлетворенности спроса, например). Анализ данных, собранных в ходе интервью, позволяет выявить основные аспекты, которые необходимо затронуть при разработке шкалы; он также позволяет выделить существенные вопросы, которые могут быть использованы для изучения различных граней явления.
Направленные интервью При использовании данного метода интервьюер направляет интервью при помощи вопросов. Интервьюируемые отвечают в свободной форме; им не предлагается вариантов ответа. Каждый вопрос дает им возможность высказаться настолько, насколько они считают необходимым. В данном типе интервью интервьюер вмешивается, чтобы задать другой вопрос или попросить уточнений, если ответы оказываются чересчур лаконичными, или помочь интервьюируемому вернуться к заданной теме, если тот отвлекся от нее. Направленные интервью позволяют осуществить исследования по проверке и контролю (Ghiglione, Matalone, 1998); они представляют собой эффективный инструмент исследования, если мы пытаемся актуализировать некоторые знания или оценить валидность результатов, полученных при помощи других методов (наблюдение, эксперимент и т. д.) Направленные интервью часто используются в качественных исследованиях, когда мы уже обладаем общей установленной схемой анализа, применяемой для различных объектов. Используя направленные интервью, можно быть уверенным, что их результаты позволят руководителю исследования получить детальную информацию, а также практические рекомендации. Поскольку этот тип исследований основан на стандартном списке вопросов, можно сравнивать результаты нескольких схожих исследований, осуществленных в разное время.
Пример. Некое предприятие обновило упаковку продукта. Принято решение изучить результаты этого нововведения с помощью направленных интервью и основываясь на схеме анализа, традиционно используемой в данном типе исследований. Интервьюер представляет новую упаковку интервьюируемому и просит его внимательно на нее посмотреть, затем задает серию вопросов: «Когда вы впервые увидели эту упаковку, что привлекло ваше внимание?», «Какие тексты на упаковке этого продукта вы прочли? Почему? Что вы из них запомнили?», «На какие мысли наводит вас изображение на этой упаковке?», «Каким образом вы опишете продукт в этой упаковке?» и т. д.
Направленное интервью нельзя путать с анкетным опросом. В опросниках большинство вопросов сопровождаются вариантами ответов, а те, которые не включают их, предполагают относительно краткие ответы (имя, несколько фраз), которые исследователи просто записывают, не вмешиваясь. Направленное интервью — это техника сбора информации, в которой взаимодействие между интервьюером и интервьюируемым играет важную роль, оно предоставляет данные качественного характера. Цель использования опросников — собрать направленную информацию, позволяющую осуществлять количественный анализ. Выбор времени и места День и время интервью рекомендуется выбирать так, чтобы смягчить волнующий характер этого события. Интервьюируемый легче выражает свои мысли, если интервью проводится в часы дуга. Когда он начинает говорить, его мысли еще о том, чем он только что был занят. Это в определенной степени мешает ему сосредоточиться, но в то же время может быть полезно. Например, в том случае, когда интервьюируемый занимается деятельностью, связанной с темой исследования, его стремление высказаться в таком случае усиливается.
Пример. Для изучения отношения пенсионеров к чтению журналов лучше всего стараться опрашивать их после полудня. Это как раз тот период, когда они читают или перелистывают журналы.
Выбор места проведения интервью также важен: оно наводит на некоторые размышления, впоследствии проявляющиеся в словах интервьюируемого также оно способствует определению отношений, устанавливающихся между ним и интервьюером.
Пример. Центр исследовании готовит интервью с руководящими работниками с целью анализа их установки относительно финансовых вложений. Рассматриваются несколько вариантов мест. Интервью может проводиться на рабочем месте интервьюируемого. Если принимается этот вариант на интервьюируемого, вероятно, будет оказывать влияние тот факт, что он находится в рабочей обстановке. Таким образом, его речь будет более взвешенной и официальной. Интервью может также происходить дома у интервьюируемого. В этом случае интервьюируемый, скорее всего, попадет под влияние домашней обстановки. Его речь будет более обыденной, повседневной, скорее всего он будет ссылаться на мнения членов семьи (по Blanchet, Gotman, 1992).
В опросах, осуществляемых в сфере маркетинга, руководители исследования зачастую стараются опрашивать людей в относительно нейтральной обстановке, например в обустроенном для проведения семинаров зале отеля. Подобные помещения обычно комфортабельны; кроме того, это демонстрирует интервьюируемому, что с ним обращаются на высоком уровне и он участвует не в обычном разговоре, а в выполнении интеллектуальной работы совместно с интервьюером, по просьбе последнего. В любом случае рекомендуется выбирать помещение, в котором беседа сможет проходить без вторжения третьих лиц. Интервьюер и интервьюируемый должны занимать равнозначные положения вокруг стола или же сидеть в креслах друг напротив друга. Контрактные рамки интервью Перед началом интервью интервьюер представляет исследование и делает несколько замечаний. Он старается, прежде всего, создать для интервьюируемого комфортную атмосферу и мотивировать его. Затем он определяет роли каждого и подчеркивает условия, которые он сам и интервьюируемый должны будут соблюдать. Таким образом, он создает контрактные рамки интервью. Сначала интервьюер должен представиться. Затем он информирует интервьюируемого об организации, занимающейся опросом, и о целях исследования. Это подчеркивает полезность работы, которая будет осуществлена интервьюируемым, и поощряет его высказываться. Интервьюер зачастую из предосторожности не говорит о фирме, которая заказала опрос. Если недавнее поведение этой фирмы вызывает определенную реакцию, интервьюируемый рискует отклониться от темы интервью. Пример. Представим себе исследование, в ходе которого проводится опрос об автомобилях будущего. Желательно, чтобы интервьюируемые не знали, какой именно автомобилестроительный завод заказал исследование, если заказчик, например, недавно объявил о волне увольнений. И точно так же стоит поступить, если этот завод хорошо зарекомендовал себя на последней Формуле-1. В первом случае на мнение интервьюируемых наверняка повлияет негативное отношение к увольнениям, а в другом — восхищение технической мощью фирмы.
После того как презентация исследования удовлетворит любопытство интервьюируемого, интервьюер может напомнить об условиях, которые он и его работодатель обязаны соблюдать: анонимность интервьюируемого гарантируется — это профессиональная тайна, и компания обязуется уничтожить магнитные записи по окончании исследования. Затем интервьюер продолжает разговор, объясняя, чего он ждет от интервьюируемого. Указания меняются в зависимости от степени направленности. Для свободных или полунаправленных интервью он указывает, что не будет расспрашивать интервьюируемого, что именно последнему предоставляется возможность говорить, а задачей самого интервьюера является только слушать и помогать высказаться. Это уточнение важно, поскольку ситуация опроса не является естественной; интервьюируемый привык говорить с людьми, которые отвечают ему, выдвигая собственную точку зрения или задавая вопросы. Интервьюер же предлагает интервьюируемому свободно высказываться. Для этого он использует, например, такие формулировки: «Вы можете говорить все, что вам придет в голову, даже если это кажется вам странным или незначительным. В подобном интервью не существует лучших или худших ответов. Нам интересно, что думаете именно вы». Если интервью направленное, интервьюер уточняет, что он задаст несколько вопросов, и предлагает интервьюируемому ответить, каждый раз развивая свою точку зрения и не ограничиваясь несколькими словами. Интервьюер заканчивает вступление, определяя примерную продолжительность беседы и рассказывая, каким образом она будет записываться. Важно использовать диктофон, чтобы записать всю речь интервьюируемого; это необходимо, когда мы желаем изучить его речь, используя метод анализа содержания (Bardin, 2001). Для того чтобы уменьшить страх перед диктофоном, интервьюер уточняет, что он остановит запись, если интервьюируемый об этом попросит. Инструкция Инструкция разрабатывается руководителем исследования, который проводит опрос. Она определяет тему, по которой интервьюируемому предлагается высказаться. Важно отметить, что люди не должны приходить на интервью с готовой речью. Для того чтобы этого избежать, участников набирают, сообщая им только общую информацию, которая не позволит им заранее узнать содержание инструкции. Интервьюер, произнося вступительное слово, которое предшествует началу интервью, ограничивается повторением этой информации. В ненаправленных интервью инструкция обычно представлена достаточно широко: интервьюируемые говорят не только о том явлении, которое интересует руководите Пример. В исследовании, задуманном для выявления факторов, тормозящих покупку замороженных продуктов, руководитель исследования, вместо того чтобы сосредоточиться на этих продуктах, решает предложить интервьюируемым высказаться о домашней еде и обо всем, что ее касается. Действуя таким образом, он надеется получить информацию, которая поможет ему понять, что заставляет некоторых покупателей отказываться отданного типа продуктов.
В исследовательских опросах желательно, чтобы инструкция была неоднозначной. Когда мы действуем таким образом, интервьюируемый вынужден интерпретировать инструкцию, используя собственные схемы размышлений, создавая оригинальный подход. Это позволяет получить более богатый материал и представить разнообразие существующих мнений. Пример. Если мы попросим человека высказаться по поводу продовольственной безопасности, не делая иных уточнений, он должен будет определить, что это понятие представляет для него, под каким углом он должен его анализировать (что он делает для того, чтобы защитить себя; что должны делать власти; явная опасность и опасность, о которой мы не знаем, и т. д.)
Инструкция может быть представлена в форме открытого вопроса или предложения высказаться по конкретной теме, в общей или персонализированной форме. Необходимо понимать: когда в инструкции упоминается личность интервьюируемого, мы подталкиваем его к более личностно окрашенной речи, удаляющейся от стереотипов, но при этом усиливается и его самозащита.
Пример. Открытый общий вопрос: «Что сегодня является здоровой пищей?» Персонализированное предложение: «Я бы хотел, чтобы вы рассказали мне о старости, о том, чем она является в вашем представлении». Этапы интервью Когда опрашиваемые высказываются свободно, интервью принимают очень разнообразные формы. Тем не менее существует некоторое количество констант, которые касаются развития речи интервьюируемого. Обычно в ненаправленном интервью выделяют три фазы (Ghiglione, Matalon, 1998).
Стереотипы В первые минуты интервьюируемый старается отбросить свои заботы и сконцентрироваться на теме интервью. Поскольку это сложная задача, он обычно приступает к теме, начиная излагать общие идеи. Стереотипы — хорошая отправная точка для высказываний, кроме того, они помогают преодолеть стресс: интервьюируемый постепенно расслабляется, чувствуя, что ему удается говорить без лишних сложностей. В ходе первой фазы интервью, а также каждый раз, когда интервьюируемый пытается спрятаться за стереотипами, интервьюер должен поощрять его двигаться дальше для того, чтобы тот не ограничился принятыми высказываниями.
Высказывание-поиск Когда интервьюируемый уже не находит готовых формул, ему начинает казаться, что он все сказал. Однако затем он понимает, что еще не представил собственную точку зрения. Тогда он предпринимает исследовательские ходы. Опрашиваемый размышляет вслух, продвигается на ощупь, упорядочивает свои мысли и развивает оригинальный дискурс; описывает свои впечатления, старается распутать клубок эмоций и выразить чувства. Давление норм еще дает о себе знать (оно никогда не исчезает полностью), но с этого момента опрашиваемый говорит от первого лица. Эта исследовательская работа крайне сложна; интервьюируемый не может выполнить ее в одиночку. Интервьюер вносит свой вклад, не отклоняясь от нейтральной позиции: он поощряет интервьюируемого продолжать усилия и помогает ему пояснить или углубить свою мысль. Он также вмешивается для того, чтобы интервьюируемый полностью осознавал то, о чем он говорит.
Повторяющиеся высказывания Последний этап отмечен появлением повторяющихся высказываний. Интервьюируемый начинает повторяться, появляются признаки усталости, он пытается завершить дискурс, подводя итоги сказанного. Близится окончание интервью, но иногда интервьюируемому еще нужно высказать важные замечания или уточнить некоторые детали. Поэтому важно, чтобы интервьюер помог ему возобновить течение мысли, как приходилось это делать на втором этапе, когда интервьюируемый проявлял признаки временной усталости. Интервью заканчивается, когда старания интервьюера становятся неэффективными. Вмешательство интервьюера Существует также большое количество техник, позволяющих помочь интервьюируемому свободно высказываться; их названия меняются от одного издания к другому. Мы рассмотрим основные техники, классифицируя их в зависимости от намерений интервьюера. Поощрение к движению дальше Поощрение к продолжению высказывания осуществляется очень кратким вмешательством, интервьюер довольствуется несколькими словами, такими как «понимаю» или «да». Эти формулы произносятся тоном, который выражает одновременно нейтралитет и эмпатию. «Да» не означает «вы правы», а «я слышу вас, я вас понимаю, можете продолжать». Пример. Интервьюируемый: «Я не люблю продукты такого типа, никогда ими не пользуюсь, разве только я вынужден это сделать». Интервьюер: «Вынужден?»
Эта техника прерывает речь интервьюируемого и побуждает его остановиться на том, что он только что сказал, чтобы уточнить высказывание и пояснить его. Необходимо говорить доброжелательным тоном, чтобы показать, что это вмешательство обусловлено исключительно желанием интервьюера узнать о факте больше (желание услышать то, что, возможно, возникло в мыслях интервьюируемого, но еще не было высказано). Тон также должен быть вопросительным, но не чрезмерно, так как не стоит создавать у интервьюируемого ощущение, что интервьюер сомневается в правдивости его речи. Персонализированное отражение заключается в акценте на личности интервьюируемого, который позволяет сделать повторение той формулировки, которую использовал последний.
Пример. Интервьюируемый: «Те, кто покупает за такую цену, сами не знают, что делают». Интервьюер: «Вы думаете, что они сами не знают, что делают?»
Этот прием побуждает говорящего углубить свою мысль, высказать собственное мнение или чувства. Он может использоваться, когда интервьюируемый прибегает к обезличиванию в речи или замыкается на стереотипах. Интервьюер должен принять нейтральный тон, так чтобы не создать впечатления сомнения в искренности услышанных слов. Использование приема зеркала имеет целью эксплицитно выразить установку или отношение, которые интервьюируемому не удается вербализовать, но которые он ясно выражает интонацией или невербальным образом. Интервьюер использует это средство, чтобы снять блокировку.
Пример. Интервьюируемый демонстрирует неодобрение, но ему не удается высказать это ощущение словами. Интервьюер: «Вы, кажется, не одобряете этого?»
Парафраза-резюме — короткая фраза, сигнализирующая о понимании интервьюером сказанного. В некоторых случаях данное вмешательство поощряет интервьюируемого к продолжению, показав ему, что он был услышан. Обычно она заключает в себе побуждение углубить свою мысль, поскольку помогает интервьюируемому осознать, что он на самом деле сказал, и позволяет ему почувствовать, что некоторые моменты из того, что пришло ему в голову, еще не были высказаны. Резюме менее агрессивно, чем повторение в форме эха или пер сонализированное отражение, поскольку интервьюер не «присваивает» себе слова говорящего (Blanchet, Gotman, 1992). Интервьюер просто указывает на то, что он понимает, и должен употребить такую формулировку, которая позволит интервьюируемому внести возможные поправки (он начинает свое вмешательство, говоря: «Если я правильно вас понимаю...», затем обобщает, что именно он понял). Пример. Интервьюируемый явно демонстрирует неоднозначное отношение к цифровой фотографии: говорит, что его интересуют эти технологии, но при этом очень долго рассказывает об удовольствии, которое доставляет ему использование пленки и печать в лаборатории. Интервьюер вмешивается со словами: «Если я правильно вас понимаю, это привлекает вас, но вы боитесь потерять то, что вам нравилось в фотографии?» Опрашиваемый соглашается, давая пояснения своим ощущениям. Дополнение предназначено для того, чтобы помочь интервьюируемому развить свои рассуждения, формы его различны. Интервьюер может выдвинуть заключение, которое логически вытекает из даваемых интервьюируемым объяснений, представив его как гипотезу и попросив опрашиваемого подтвердить ее или скорректировать. Он использует то, что называется гипотетическим заключением (инференцией) (Blanchet, Gotman, 1992). Интервьюируемый может также сформулировать неуверенное предвосхищение (антиципацию), ссылаясь на время и делая выводы на основе слов интервьюируемого. Это предвосхищение должно быть высказано в вопросительной форме с целью особо подчеркнуть, что интервьюер не занимает какой-либо позиции, а просто пытается проверить, правильно ли он понял мысль интервьюируемого. Дополнение не является интерпретацией, а предназначено для того, чтобы помочь интервьюируемому полностью завершить рассуждение.
Пример. После того как интервьюируемый выражает недоумение, что некоторые продукты продолжают продаваться, хотя они потенциально опасны, интервьюер вмешивается, формулируя гипотетическое заключение: «Это, возможно, является следствием пассивности покупателей?» Он может также использовать неуверенное предвосхищение: «Возможно, это будет продолжаться до тех пор, пока не возникнет серьезных проблем?»
Прием специфического (специального) вопроса заключается в том, что опрашиваемому задают вопрос относительно того, что он только что сказал. Этот прием должен использоваться редко, поскольку не стоит создавать впечатление, что интервьюер присутствует для того, чтобы задавать вопросы; это может повлечь пассивность опрашиваемого. Но использование вопросов не создает проблем, когда интервьюируемый желает, вызывает их, когда он колеблется или ему не удается ясно высказаться. Вопросы должны отвечать мыслям или чувствам интервьюируемого («Что вы об этом думаете?»), они могут также затрагивать факты («Часто ли это с вами случается?»).
Подготовка и использование руководства по проведению интервью Руководство разрабатывается руководителем исследования; он определяет инструкцию и темы, которые должны быть затронуты в ходе интервью. Когда интервью осуществляется несколькими интервьюерами, вступительные фразы могут иногда предшествовать каждой теме, так чтобы темы имели одинаковое введение (Berthier, 2000). Список тем определяется целями и характеристиками исследования. Если предшествующие работы позволяют сразу определить проблематику, то в этом случае содержание руководства по проведению интервью обычно ограничивается основными вопросами, составляющими данную проблематику. В случае поисковых исследований зачастую необходимо предварительное изучение: сначала проводится несколько свободных интервью с целью выделения основных тем и на основе этого составляется руководство, позволяющее получить точную информацию в ходе полунаправленных интервью. Объем списка тем меняется от одного исследования к другому. Когда руководитель исследования желает сориентировать опрашиваемых на конкретные темы, пользуясь при этом максимумом преимуществ недирективности, он использует небольшое количество тем (5-6). В этом случае интервьюер может дать опрашиваемому возможность свободно высказываться, ограничиваясь направлением его к тем сюжетам, которые тот не затрагивает произвольно. Если руководитель исследования желает получить очень точные сведения, он обычно увеличивает число тем и подтем; руководство к интервью в таком случае включает 20-30 рубрик. Действуя подобным образом, руководитель исследования теряет часть преимуществ, предоставляемых недирективностью. Действительно, когда список достаточно длинный, различные подтемы не могут быть независимыми одна от другой; существует логика, которую необходимо соблюдать, и ограничения, налагаемые на интервьюируемых. Руководство по проведению исследования, кроме того, определяет стратегию, которой должен следовать интервьюер. Оно определяет, как лучше сочетать направленность и ненаправленность, указывая, должен ли интервьюер представлять темы в указанном порядке или он должен быть гибким. В некоторых случаях руководство указывает на искомую степень точности и определяет темы, о которых интервьюер обязательно должен напомнить, если опрашиваемый не сообщает достаточного количества информации. Руководство также может указывать, надо ли поощрять интервьюируемого развивать аффективную составляющую речи. Наконец, в отдельных исследованиях руководство указывает, какой тип вмешательства предпочтителен, а какого следует избегать (если высок риск блокировки, обычно желательно не использовать технику персонализированного повторения). Пример. Производитель туалетной воды заказывает исследование, имеющее двойную цель: узнать, как потребители представляют себе сегодня туалетную воду и как они покупают данный вид продукта. Первоначальная инструкция достаточно конкретна: «Я бы хотел, чтобы вы рассказали мне о туалетной воде, что это такое в вашем представлении». Руководство по проведению интервью включает пять тем: туалетная вода для женщин и мужчин, стиль туалетной воды и личность использующего ее, место покупки, выбор продукта в магазине, покупка туалетной воды. В инструкции уточняется, что сперва необходимо дать интервьюируемому возможность свободно высказываться; две первые темы необходимо рассмотреть в начале разговора, но порядок их введения свободный. Вторая часть интервью должна быть посвящена аспектам покупки туалетной воды, при этом три последние темы должны быть представлены в указанном порядке. Что касается пятой темы, руководство уточняет, что интервьюер должен попросить рассказать о последней покупке; подчеркивается, что необходимо вернуть говорящего к теме, если интервьюируемый не предоставляет детального описания. Подготовка и проведение направленного интервью Подготовка направленного интервью требует разработки подробной проблематики. Руководитель исследования составляет вопросы, принимая во внимание цели исследования и опираясь на знания, почерпнутые из литературы. Обычно он использует довольно большое количество вопросов.
Пример. «Укажите, пожалуйста, все, что вы отметили, рассматривая эту рекламу». «Каково, по вашему мнению, значение этого рекламного обращения?» «Что вам понравилось в этой рекламе?» «Что вам не понравилось?»
Интервьюер проводит интервью, задавая вопросы в заданном порядке и в одинаковой формулировке. Хотя рамки вопросов достаточно жесткие, опрашиваемые могут, несмотря на это, подробно излагать свои взгляды; интервьюер позволяет им долго высказываться, возвращаться к уже сказанному, поправлять или дополнять информацию. Важно, чтобы опрашиваемые могли высказаться по каждому вопросу в необходимом объеме, поскольку именно разнообразие собираемой информации отличает направленное интервью от анкетного опроса. Если интервьюируемый отклоняется от темы, интервьюер вмешивается, используя прием реконцентрации (он вежливо предлагает индивиду сосредоточиться на заданном ему вопросе). В подобном типе интервью он может также попросить разъяснений. Когда он чувствует, что полученный ответ недостаточно ясен и не дает информации, которая требуется руководителю исследования, он задает специальный вопрос («Что вы имеете в виду под...?»). Наконец, когда ответ слишком лаконичен, интервьюер может попросить уточнений («Не могли бы вы рассказать мне подробнее?»). Глава II I. Групповое интервью Групповые (коллективные) интервью обладают характерными особенностями, вследствие чего они используются только в определенных типах исследований; их подготовка и проведение также имеют свои особенности. Подготовка и проведение групповых интервью Как и в случае индивидуальных техник, необходимо владеть обстановкой, в которой происходит интервью. Большинство принципов, изложенных в предыдущей главе, применяются и здесь. Тем не менее есть некоторые особенности, которые касаются прежде всего человеческого контекста, в котором развиваются коллективные интервью. Основная трудность лежит в определении размера и состава групп. Размер и состав группы Группы должны быть небольшого размера, в среднем К) человек (в большинстве случаев 6-12). Это дает двойное преимущ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.108 (0.017 с.) |