Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место общих вопросов по отношению к частным вопросам↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Расположение общих вопросов — сложная операция. Эти вопросы чаще затронуты влиянием порядка презентации, чем частные вопросы по той же теме. Основное объяснение, выдвинутое исследователями данной проблемы, основывается на том, что опрашиваемые не любят повторяться. Когда они сперва отвечают на общий вопрос, они воспринимают его во всей его глобальности. Если этот вопрос появляется вслед за серией частных вопросов на ту же тему, некоторые опрашиваемые думают, что они будут повторяться, если ответят, используя заново сведения, которые они уже дали. Они воспринимают общий вопрос, сужая его направленность, и выбирают только те его аспекты, которые не были упомянуты в частных вопросах, на которые они уже ответили. Существование этого смещения побуждает располагать общие вопросы перед частными.
Пример. Судмэн и Брэдбери (Sudman, Bradburnm, 1982) излагают опыт, основанный на технике разделенной выборки, в которой опрашиваемые должны ответить на общий вопрос {счастливы ли они?) и на частный вопрос {счастливы ли они в браке?). В этом опыте перемена порядка вопросов не сказалась на частном вопросе. Напротив, общий вопрос дает меньше положительных ответов, если он стоит после частного. Судмэн и Брэдбери объясняют этот результат, упоминая об эффекте многословия. По их мнению, опрашиваемые, которым общий вопрос задается первым, принимают во внимание все аспекты жизни. Когда же этот вопрос задается после вопроса о браке, они относят его к работе и прочей деятельности, но семейную жизнь уже не считают, поскольку на эту тему они уже высказались.
Схожую проблему мы встречаем при необходимости собрать общие оценки, относящиеся к продуктам или фирмам в маркетинговых опросах. Обычно рекомендуется располагать этот тип вопросов в начале, а не в конце анкеты. Оба варианта обладают своими достоинствами и недостатками. Когда вопросы такого типа располагаются в начале опросника, мы получаем относительно спонтанные ответы. Но таким образом мы фиксируем предрасположенность опрашиваемого. Ответ может быть необдуманным или неточным, если объект оценки сложен. Кроме того, мы рискуем усилить гало-эффект. Когда мы просим привести общую оценку после того, как задали серию вопросов по различным граням оцениваемого объекта, ответ более обдуманный, опрашиваемый включает в него больше информации. Но при этом ответ находится под влиянием различных частичных оценок, которые опрашиваемого просили дать. В этом случае он склонен складывать ответы, принимая во внимание тот вес, который для него имеет каждый рассмотренный аспект. Предыдущие замечания показывают, что борьба против смещений, связанных с порядком вопросов, является решающей операцией при структурировании опросника. К этому прибавляются требования деонтологического характера. Этот пункт особенно важен, когда исследование направлено на мнения в широком смысле этого слова. Мнения, которые опрашиваемые выражают в ходе опросов, не всегда являются предварительно сформированными, стабильными образованиями их мышления, они не всегда кристаллизованы. Иногда они латентны и обретают плоть только когда опрашиваемый вовлекается в размышления, отвечая на вопросы анкеты. Позиция, которую он в этом случае занимает, следует из конфронтации его мыслительных схем и требований, побуждений к реакции, которые встают перед ним в вопросах. То, как он будет развивать эти размышления, во многом определяется порядком вопросов. Так же как нужно следить за тем, чтобы вопросы не были наводящими, важно не допускать поощрения определенных мнений, выбирая последовательность вопросов тенденциозно или используя указанные выше смещения.
II. Тестирование анкеты Тестирование анкеты представляет собой чрезвычайно важную операцию. Ему может предшествовать проверка, доверенная эксперту (например, опытному руководителю исследования), но всегда необходимо проводить и тестирование на соответствующей группе населения. Для этого выбирают несколько десятков лиц (примерно от 20 до 50) тем же образом, что и для определения окончательной выборки. Если избранный метод — эмпирический, нужно следить за тем, чтобы опрашиваемые в рамках тестирования люди как можно больше отличались друг от друга. При осуществлении итогового опроса к этим респондентам уже не обращаются. Чтобы гарантировать объективность и валидность теста, нужно, чтобы его осуществление было доверено хорошо обученным интервьюерам. Но желательно, чтобы и автор анкеты участвовал в тестировании. Вступая в контакт с опрашиваемыми, он неформальным образом получит рекомендации, которые будут ему полезны при коррекции опросника. Подготовка теста Существует два способа опроса индивидов во время теста. Первая техника заключается в том, что участвующих в тесте просят ответить на вопросы анкеты, размышляя вслух в присутствии интервьюера, который фиксирует их слова. Опрашиваемые комментируют свои ответы. Им предлагают свободно выражать мысли, колебания, удивление (нелогичная последовательность вопросов, опущенные вопросы или варианты ответов и т. д.), а также описывать трудности, с которыми они сталкиваются (непонимание, недостаток знаний, ощущение, что приходится повторяться, нежелание давать информацию, отсутствие интереса к затронутой теме, усталость и т. д.). Интервьюер внимателен к невербальным реакциям, которые дают указания на то, как воспринимается опросник (охотно даваемые ответы, смущенный смех, внезапная холодность, молчание и т. д.). Эта техника имеет преимущество: дает богатые сведения, касающиеся понимания вопросов. Она также позволяет выявить ошибки, относящиеся к деталям. Но есть и один недостаток. Когда мы пользуемся этим приемом, люди, участвующие в тесте, выполняют операцию, отличающуюся от той, которую обычно выполняют при ответе на вопросы анкеты. Те, кто, отвечая, рассуждает вслух, показывают большие критические способности, а их вопросы более обдуманны. Когда используется вторая техника, опрашиваемые начинают с того, что отвечают на анкету, как если бы она заполнялась обычным образом. Затем интервьюер просит их описать постфактум реакции, которые были у них вызваны анкетой, объяснив им, что анкета является объектом оценивания. Чтобы помочь им в решении данной задачи, он снова представляет им вопросы. Эта техника имеет свои преимущества. Она позволяет узнать, сколько времени необходимо на ответы. Она также дает интересные сведения о том, как воспринимается структура опросника. Опрашиваемый делает комментарии уже после того, как он приобрел целостный взгляд на анкету. Эта техника, кроме того, позволяет получить годные для анализа данные, поскольку опрашиваемые отвечают так же, как и при реальном опросе. Но этот прием имеет свои слабые стороны: комментарии менее точны и более рационализированы, поскольку собираются постфактум. Когда опросник не предназначен для личного заполнения, нужно дополнить тестирование еще одной проверкой, в которой используется тот способ заполнения, который был выбран (телефонный опрос, почтовая рассылка, использование Интернета). Небольшое число респондентов опрашивают по телефону или при помощи рассылки, не предупреждая их, что речь идет о тесте, затем с ними снова связываются, прося прокомментировать вопросы; в этом случае акцент делается на трудностях, которые могут явиться следствием выбранного способа заполнения. Анализ результатов теста Анализ сведений, собранных в ходе тестирования, включает в себя три операции. Изучение комментариев респондентов позволяет выделить неточные формулировки, последовательность вопросов, которая порождает проблемы, части опросника, которые нужно разгрузить или упростить, поскольку они провоцируют усталость. Ремарки респондентов также предоставляют сведения о том, какие варианты ответа стоит добавить. Изучение ответов должно проводиться с осторожностью, поскольку количество опрошенных в ходе теста очень низко. Тем не менее интересные сведения можно получить, если оказывается, что большинство выбрало один и тот же вариант ответа. Вопрос в этом случае бес полезен, поскольку малоинформативен; нужно вычеркнуть его или разработать более детальный список вариантов. Изучение ответов может также показать, что многие склонны выбирать вариант «Другое. Уточните...» В этом случае нужно дополнить список вариантов. Если значительное количество опрашиваемых словно прячется за формулой «воздержался», нужно исправить вопрос дав ему более релевантное содержание или поощрив высказывание мнения меньшинством. Так же тщательно должны анализироваться способы использования нейтральных вариантов и ступеней, находящихся посередине шкалы. Полезно проанализировать отношения между ответами и сопровождающими их комментариями. Если выбравшие один вариант респонденты обосновывают свой выбор очень разными причинами, лучше добавить новые варианты, чтобы их можно было различить. *** Эта работа позволяет сделать многие выводы. Сочетание анализа интервью и анкетного вопроса позволило нам в первую очередь подчеркнуть отношения дополнительности между количественными и качественными исследованиями. Эти два подхода не должны противопоставляться, поскольку они обогащают друг друга. Кроме того, мы увидели, что опрос может быть удачно проведен только в том случае, если он разрабатывался в тесной связи с тем, что ему предшествует, — разработкой проблематики исследования, — и с тем, что следует за ним, то есть с обработкой данных (Bardm, 200, Vedrine, 1991). Наконец мы продемонстрировали, что составление руководства для интервью или анкетного опроса не является банальной операцией, требующей лишь таланта к письменному изложению. Это сложная задача, требующая обширных знаний. Для того чтобы правильно выполнить данную работу, нужно владеть многими параметрами: влияние пространственно-временных рамок исследования или способа заполнения, формулировки вопросов и структуры анкеты и т. д. Рекомендации, представленные в настоящей книге, являются путеводителем, который позволит избежать основных смещений. Однако эти рекомендации не должны использоваться механически. Необходимо помнить о принципах, на которых они основаны, и следовать им, принимая во внимание особенности каждого опроса (природа затрагиваемых тем, профиль опрашиваемой группы населения и т. д.). Библиография
Bardin L, L'Analyse de contenu, Paris, PUF, 2001. Beardcn W. O., Netemeyer R.G., Mobley M.F., Handbook of Marketing Scales, Londres, Sage, 1998. Berthier N., Les Techniques d'enquete. Methode et exercices corriges, Paris, Armand Colin, 1998. Blanchet A. (ed.), L'Entretien dans les sciences sociales, Paris, Du-nod, 2000. Blanchet A., Gotman A., L'Enquete etses methodes: Ventretien, Paris, Nathan, 1992. Bourdieu P., Questions de sociologie, Paris, Minuit, 1981. Cayrol R., Sondages mode d'emploi, Paris, Presses de Sciences Po, 2000. Chirouze Y., Le Marketing: les etudes prealables a la prise de decision, Paris, Ellipses, 1993. Cox E. P., «The Optimal Number of Response Alternatives for a Scale», Journal of Marketing, vol. 17, № 4, 1980, pp. 407-422. De Singly F., L'Enquete et ses methodes: le questionnaire, Paris, Nathan, 1992. Deroo M., Dussaix A.-M., Pratique et analyse des enquetes par sondage, Paris, PUF, 1980. Des Garets V., Etudes et recherches commerciales, Paris, Economica, 1997. Dussaix A.-M., GrosbrasJ.-M., Les Sondages:principeset methodes, Paris, PUF, 1993. Evrard Y., Pras В., Roux E., Market - Etudes et recherches en marketing, Paris, Dunod, 2000. Giannclloni J.-L., Vernctte E., Etudes de man-he, Paris, Vuibert, 2001. Ghiglione R., Matalon В., Les Enquetes sociologiques. Theories et pratique, Paris, Armand Colin, 1998. Gremy J.-P., «Ix\s experiences fran^aises sur la form.os- tions d'cnquete», Revue Francaise de Sociologie, vol. XXVIII №4, 1987, pp. 567- 599. f Jrcmy J.-P., «La formulation des questions d'enquete: son effetsur les rcponses», in I-ebart L. (ed.). La Qualitede Vinformationdans lesenquetes, Paris, Dunod, 1992, pp. 85-102. Gueguen G., «L'administration des enquetes par Internet», ¥ Conference Internationale de I'AIMS, Montpellier, 2000. Lebart L., Salem Л., Statlstique textuelle, Paris, Dunod, 1994. Pinson C, «Pour une etude critique du differentiel semantique», Revue Fran^aise du Marketing, № 95, 1983, pp. 3-25. Pras В., «Echelles d'intervalle a supports semantiques». Revue Fmncaise du Marketing, № 61,1976, pp. 87-95. Richard-Zapella J., «Variations interrogatives dans la question de sondatfc», Молу, № 23,1990, pp. 24-38. Scluiman 11., Presser S., Questions & Answers in Attitude Surveys. Experiments on Question Form, Wording, and Context, Thousand Oaks, Sage Publications, 1996. Smlman S., Bradburn N.M., Asking Questions. A Practical Guide to Questionnaire Design, Jossey-Bass Publishers, 1982. Tourangoau R, Rips L.J., Rasinski K., The Psychology of Sutvey Response, Cambridge, Cambridge University Press, 2000. V c(1 ri no J. - P, Le Trail ement des donnees en mattering, Paris, Editions ^'Organisation, 1991. Vornotto H., «L'officacitc des instruments d'etude: c\ -i ^> cchcHf^s de mesuro», Rechenhe et Applications en Mat !м i*,Lb. \ 1Л л №2, 1991, pp. 43-65. Э. Феннето Интервью и опросник:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.86 (0.022 с.) |