Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начинать с завоевания доверия опрашиваемыхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Инструкции, даваемые интервьюерам, определяют, какой подход нужно использовать в отношениях с людьми, которых нужно опросить. Профессиональные интервьюеры действуют следующим образом. Сначала они представляются, кратко упоминают о теме исследования, затем стараются мотивировать опрашиваемого, сообщая ему, что, ответив на вопросы анкеты, он совершит полезную работу. Они заканчивают обещанием не выходить за рамки некоторого временного интервала. Если ответы анонимны, интервьюеры сразу подчеркивают это. В другом случае они упоминают об этом после заполнения анкеты и поясняют, что личные данные и координаты респондента фиксируются для контроля работы интервьюеров (исследовательские центры, собирающие информацию, используют эти сведения для того, чтобы вновь связаться с некоторыми из опрашиваемых и убедиться, что интервьюер действительно с ними встречался). Чтобы успокоить людей, к которым они обращаются, интервьюеры часто дают им карточку, изданную профсоюзом исследовательских центров и консалтинговых компаний Syntec. Такая карточка напоминает о правах респондента культативный характер ответов, доступ к касающейся их информации и т. д.), она полностью описывает основные деонтологические правила, созданные данной профессией (ответы обрабатываются статистически, а не личностно соблюдаются условия профессиональной тайны интервьюера и т. д.). Когда анкета отправляется по почте, в качестве презентации выступает сопроводительное письмо.
Пример. «Здравствуйте, мадам, я работаю в компании X, осуществляющей статистические исследования по заказу предприятий. Сегодня мы проводим опрос для производителен продуктов питания, которые хотят улучшить свою продукцию; для нас важно узнать Ваше мнение. Не могли бы Вы уделить мне немного времени и ответить на вопросы анкеты? Ответы полностью анонимны. (...) Благодарю Вас за согласие. Разрешите предложить Вашему вниманию первую серию вопросов.»
Вводные вопросы также способствуют установлению благоприятной атмосферы. Их цель — ободрить опрашиваемого и завладеть его вниманием. Это вопросы общего порядка, немногочисленные, на которые легко и приятно отвечать. Они часто формулируются в открытой форме. Хотя ответы на эти вопросы не предназначены для обработки, интервьюер не забывает отмечать все. что сообщает ему опрашиваемый.
Пример. В опросе, касающемся покупки пряностей, интервьюер начинает с вопроса: «Любите ли вы французскую традиционную кухню?", затем — «Какое ваше любимое блюдо?" Настоящие вопросы зачитываются далее.
Принцип песочных часов При упорядочивании вопросов рекомендуется соблюдать принцип песочных часов, двигаясь сначала от общего к частному (от простого к сложному), затем возвращаясь к некоторым общим вопросам, а именно — к тем, которые позволяют составить профиль опрашиваемого. Разделяя анкету таким образом, нужно следить, чтобы вопросы не «перепрыгивали» с темы на тему. Если последовательность вопросов не создает впечатления плавного перехода, есть риск, что опрашиваемые вскоре проявят признаки усталости или раздражения. Первая часть анкеты группирует вопросы, не представляющие трудности. Обычно речь идет об общих вопросах, относящихся к окружению, в котором живет опрашиваемый, и его основному паттерну поведения. Вопросы, предназначенные для выявления глобальных оценок на темы, которые не вызывают недомолвок, также располагаются в этой части анкеты. Так же обстоит дело и с вопросами, направленными на получение фактических данных. Их цель — сбор сведений, которые опрашиваемый легко может дать, не затрачивая больших усилий на воспоминания или размышления. Поняв, что ответы даются легко, опрашиваемый расслабляется и перестает держаться настороже. Вопросы, размещенные в этой части анкеты, позволяют ему разогреться и постепенно погрузиться в проблематику опроса. Ответив на эти вопросы, он становится доверчивее и внимательнее; может начать более тонкую и трудную работу. Пример. Случается ли вам заказывать доставку покупок па дом? Имеете ли вы карту постоянного покупателя этого магазина?
Вторая часть анкеты составлена из точных и сложных вопросов. Эти вопросы часто являются наиболее важной частью анкеты. Они касаются таких явлений, как мотивация или мнения. Серии вопросов, которые позволяют рассмотреть разные грани имиджа фирмы или составляющие установки, располагаются в данной части анкеты. Так же дело обстоит с теми вопросами, которые требуют сложных мыслительных операций (подсчитать частоту некоторого события, классифицировать продукты, и т. д.). Наиболее вовлекающие вопросы зачастую сгруппированы в конце этой части анкеты. Действительно, существует риск, что опрашиваемый не захочет отвечать искренне, пожалев, что «чересчур разоткровенничался».
Пример. Какова основная причина, по которой вы посещаете этот магазин? Почему вы больше не являетесь постоянным покупателем этой марки? Привлекают ли вас рекламные распродажи?
В длинных анкетах, затрагивающих разнообразные темы, невозможно вынести все общие вопросы в начало, поскольку получился бы «винегрет». Такие опросники обычно структурируются по темам. Общие темы затрагиваются в первую очередь, а те, которые представляют-ся деликатными, располагаются в конце. Внутри каждой темы воспроизводится последовательность, описанная выше (простые вопросы предшествуют сложным). Темы разграничены переходными фразами, позволяющими сделать передышку и придающими ритм работе, осуществляемой опрашиваемым. Если анкета самозаполняемая темы разделяются заголовками, размещаемыми над различными блоками вопросов.
Пример. В опросе, осуществляемом лично, интервьюер анонсирует изменение темы, используя следующую формулу: «Сейчас мы затронем другой аспект вашего поведения-то, как вы используете...».
Третья и последняя часть анкеты соответствует вопросам, называющимся антропометрическими. Она включает серию вопросов, относящихся к составлению профиля опрашиваемого. Собираемые данные обычно касаются социодемографических характеристик индивида (пол, возраст, место жительства, численность семьи, профессия и т. д.). Эти вопросы касаются общих моментов, но они располагаются в конце анкеты, поскольку отличаются деликатным характером информации, которую должен предоставить опрашиваемый. Опрашиваемый не проникся бы доверием, если бы эти вопросы были заданы в начале. Интервьюер переходит к последней части, указывая, что природа вопросов меняется.
Пример. Я закончу, задав несколько общих вопросов о вашем социальном положении и вашей деятельности.
Умело задавать открытые вопросы Открытый вопрос дает разные результаты, в зависимости от того, стоит ли он отдельно или задается в группе других открытых вопросов. Когда он изолирован, ответы скорее будут довольно краткими, а их содержание — порой разочаровывающим. Причина этого в том, что предшествовавшие закрытые вопросы «приучили» опрашиваемого давать очень короткий ответ. Закрытые вопросы приводят опрашиваемых к осуществлению анализа, обязывая их оценить различные представленные на их выбор варианты. Но они также способствуют возникновению некоторой пассивности. Чтобы ответить на открытый вопрос, нужно осуществить мыслительную операцию другого типа: напрячь память, воображение и корректно сформулировать ответ. Если мы желаем, чтобы открытый вопрос позволил получить разнообразный материал, лучше осуществить переход, добавив 1-2 подготовительных открытых вопроса. Иногда также полезно сгруппировать открытые вопросы ближе к финалу анкеты, перед антропометрическими вопросами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.232 (0.008 с.) |