Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Незнание когнитивных способностей опрашиваемыхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В анкетных опросах получение формальных ответов также может являться следствием неадекватной оценки когнитивных способностей опрашиваемых лиц. Подобное незнание иногда ведет к тому, что респондентов просят сделать такое усилие по вспоминанию, на которое они неспособны, или дать такие уточнения, которые они не в состоянии представить. Эта же причина проявляется в вопросах, требующих способностей к обработке информации, которые превосходят способности среднестатистического опрашиваемого. Например, почти невозможно мысленно классифицировать 20 предметов. Опрашиваемые часто стараются все-таки дать ответ на такие вопросы, чтобы «сохранить лицо» или из уважения к интервьюеру, но при этом они действуют путем грубых приближений или отвечают наугад.
Пример. В опросе, проводящемся на выходе из супермаркета, нельзя спрашивать в форме открытого вопроса: «Сколько раз вы рассмотрели продукт, который сейчас рекламируется в универмаге?» Потребители просто-напросто не запоминают факты подобного рода.
Чтобы избежать ошибок этого типа, необходимо поставить себя на место опрашиваемого и тщательно выбрать степень усилия по вспоминанию или обработке ин| формации, которое от него требуется. Также рекомендуется обращаться к проверенным решениям, изучая специальную литературу или опросы, осуществленные опытными руководителями исследований (Sudman, Bradburn, 1982).
III. Предосторожности во избежание «наведенных» ответов Убедившись, что опрашиваемый способен высказаться, нужно постараться избежать «наведенных» ответов. Ответ считается «наведенным», если его содержание подверглось влиянию понятий, использованных в формулировке вопроса, причем выбор некоторых вариантов ответа или упоминание некоторых тем оказываются в привилегированном положении. Чтобы избежать данного типа смещения, необходимо исключить вопросы, осуществляющие эксплицитное давление, включающие упоминание об очевидном или ссылающиеся на авторитет знаменитостей.
Пример. Согласны ли вы с капитаном Кусто, что природа — самое ценное из общих благ? Да Нет
Недостаточно исключить подобные грубые ошибки или манипуляцию. Слова и обороты, употребляющиеся в формулировках вопросов, никогда не являются полностью нейтральными. Они всегда способны оказывать некоторое влияние. Для того чтобы составлять хорошие анкеты, нужно стараться минимизировать это влияние, определив тот остаток, который не удается исключить. Следующие параграфы дадут ориентиры, которые смогут облегчить выполнение этой непростой задачи.
Влияние вводных слов Вводные слова вопроса могут внушить ответ или, наоборот, увеличить свободу выбора респондентов (De Singly, 1992). Лучше отдавать предпочтение формулировкам, которые дают опрашиваемым полную свободу. Такие выражения, как «Считаете ли вы...» или «Думаете ли вы... имеют преимущество: они внушают, что истина субъективна; они предлагают каждому выразить свою позицию, не задумываясь, будет ли это «правильным» ответом. Когда мы колеблемся в выборе из нескольких вводных формул, важно принимать во внимание нюансы: при использовании выражения «Одобряете ли вы...» и выражения «Поддерживаете ли вы...» не получится одинаковых результатов.
Пример. Ришар-Запелла (Richard-Zapella; 1990) освещает важность вводных формул, сравнивая результаты двух схожих исследований, осуществленных в 1969 г. с интервалом в 6 месяцев. В первом 81% опрашиваемых утвердительно ответили на вопрос: «Вы верите в Бога?» Во втором исследовании, вопрос в котором был: «Верите ли вы в Бога?», процент положительных ответов был заметно меньшим (66%). Категорический характер первой формулировки приводит в замешательство; в пей присутствует имплицитное предписание ответить положительно. Напротив, во второй анкете вводные слова показывают, что сомнение дозволено; они указывают опрашиваемому, что он свободен верить или не верить.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.006 с.) |