Меры, ограничивающие утаивание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры, ограничивающие утаивание



Приемы, позволяющие ограничить утаивание, просты, но их использование требует особой деликатности. Против смещения данного типа всегда трудно бороться. Ниже описаны основные приемы, которые можно использовать для поощрения опрашиваемых к откровенным ответам. Предоставление опрашиваемым широкого выбора ва­риантов ответа помогает им отказаться от клише. Вводя варианты, относящиеся к слабо распространенным мне­ниям или формам поведения, мы показываем, что все от­веты приемлемы.

Использование вопросов с множественным выбором может также оказаться действенным в случае, когда вели­ко давление стереотипов (De Singly, 1992). Когда разреше­но выбирать несколько вариантов, поощряемые варианты ответов также притягивают опрашиваемых, но они не забывают и о других вариантах. Принеся жертву норме, люди легче признаются в своем несоответствии ей.

Защитные реакции менее выражены, если в анкете ограничивается точность информации, которую рассчи­тывают получить от опрашиваемого. Когда мы действу­ем таким образом, вопросы кажутся менее нескромны­ми. Однако данная техника не может быть использова­на, если цели исследования требуют сбора очень точной информации. В то же время, отказываясь от избыточной точности, зачастую мы получаем более достоверные дан­ные. На практике описанный прием чаще всего заклю­чается в замене открытого вопроса, в котором нужно указать число, закрытым вопросом, в котором предла­гается серия классов.

 

Пример. Опрашиваемым не предлагают назвать точную сумму их дохода, а просят указать, в каких пределах он на­ходится.

 

Опрашиваемые легче выражают свое мнение на дели­катные темы, когда вопросы не содержат вовлекающей (обязывающей) формулировки. Если нужно коснуться подобных тем, из вопроса следует исключить всякое ука­зание наличность. Рекомендуется использовать обороты, приглашающие говорить о других, о людях в целом или о тех, кто принадлежит к той же категории, что и респон­дент. Это некоторым образом сообщает проективное содержание ответу: опрашиваемый описывает свое мн ние или поведение, связывая его со всеми теми, кто находится в такой же, как и он, ситуации.

 

Пример. На предприятии был проведен опрос с целью изучения психологического климата. Кражи — одна из рассматриваемых тем. Анкета самозаполняемая, передается аноним но. В таком контексте невозможно использовать вовлекающие выражения и отсылки к опрашиваемому лицу. Нельзя спросить: «Считаете ли вы, что унести домой предмет невысокой ценности, принадлежащий предприятию, — это серьезное нарушение?» Ответ равнялся бы саморазоблачению Предпочтительнее спросить: «Унести домой объект невысокой ценности, принадлежащий предприятию, — это нарушение:

Серьезное 1 2 3 4 5 6 7 8 Несерьезное».

 

Использование косвенного подхода может также ограничить давление, ощущаемое опрашиваемым.

Если используются закрытые вопросы, можно те и них, которые грозят спровоцировать утаивающие ответы, заменить серией простых несгруппированных вопросов: из ответов на них можно будет вывести искомую ин формацию.

 

Пример. В опросе, посвященном употреблению медикамен­тов, вместо того, чтобы прямо спросить у опрашиваемого, занимается ли он самолечением, можно привести список заболеваний и каждый раз спрашивать, как в конкретном случае опрашиваемый лечится (следуя советам своего окру­жения, обращаясь за помощью к фармацевту, консультиру­ясь с врачом, выбирая лекарства из домашней аптечки и т. д.)-Анализ ответов позволит определить, практикует ли опра­шиваемый самолечение.

 

Если мы используем открытый вопрос, касающийся деликатной темы, не рекомендуется предлагать опраши­ваемому сконцентрироваться непосредственно на этом сюжете. Предпочтительнее попросить его высказаться на несколько более широкую тему, которая заставит его са­мого коснуться сюжета, интересующего руководителя ис­следования. В этом случае опрашиваемый даст менее точ­ные сведения, но при этом будет более искренен, посколь­ку он сам примет решение затронуть эту проблему и не будет знать точно, что именно интервьюер зафиксирует из его высказывания.

 

Пример. Необходимо установить, что опрашиваемые едят за завтраком. Вопрос может показаться невинным, но это деликатная тема, поскольку в этой области ощутимо соци­альное давление. Дело в том, что СМИ распространяют ин­формацию, которая с нормативной точки зрения опреде­ляет, какая пища является здоровой. Если бы вопрос был задан напрямую («Опишите состав вашего завтрака»), не­которые вместо ответа дали бы краткое описание диетиче­ских продуктов их любимого магазина. Косвенный подход позволяет отчасти избавиться от нормативных высказыва­ний. Интервьюер спрашивает: «Опишите мне в нескольких слонах ваше утро, что вы делаете после пробуждения?», затем он осторожно подталкивает опрашиваемого к развитию темы завтрака (Giannolloni, Vernetre. 2001).

 

Использование данной техники ведет к увеличению объема работ: в ходе обработки нужно конструировать индикатор путем сочетания ответов на многие закры­тые вопросы или, наоборот, сортировать ответы, дан­ные на открытый вопрос, покрывающий широкое поле. Но, действуя таким образом, мы получаем более искрен ние ответы.

Нормативное давление может в некоторых случаях быть уменьшено при использовании серии предвари­тельных вопросов, которые дают человеку возможность «поднять себе цену». Эти вопросы не являются фильтра­ми, они просто предназначены для изменения климата. в котором будут заданы деликатные вопросы. Создав хоро­шее впечатление при ответе на вопрос, который выстав­ляет его в хорошем свете, опрашиваемый легче признает­ся в своих слабостях. Это интересный прием, но использо­вание его — весьма сложная задача. Вопросы, позволяющие людям показать себя в выгодном свете, не должны застав­лять их брать на себя слишком многое. В данном случае опрашиваемый почувствует себя обязанным скрыть прав­ду, чтобы остаться последовательным. Это приведет к ре­зультату, противоположному искомому.

 

Пример. В опросе, касающемся чтения, одна из тем — ис­пользование ежедневной прессы. Вводу этой темы предше­ствует вопрос-фильтр, который позволяет узнать, читает ли опрашиваемый периодику регулярно. За ним следуют два вопроса, цель которых — создать благоприятную для опраши­ваемых атмосферу, дав им повод «набить себе цену»: «Счи­таете ли вы, что принадлежите к той части французов, кото­рые высоко ценят свободу прессы?», «Если есть возмож­ность, любите ли вы просмотреть несколько газет?» Затем задается первый вопрос, касающийся чтения газет, и фор­мулировка его достаточно мягкая: «Сколько времени вы можете ежедневно потратить на чтение газеты?» (выражение «Сколько времени вы можете...» должно уменьшить здесь нормативное давление). Цель следующих вопросов — узнать, что читатель делает и чего он не делает. Это вопросы конкрет­ные («С чего вы начинаете, когда читаете газету?») и иногда даже беспокоящие («Есть ли рубрики, которые вы практиче­ски никогда не читаете? Если да, какие?»). Если эти вопросы были бы введены сразу, они бы, скорее всего, вызвали больше принятых ответов (чтение начинается с редакционной (пере­довой) статьи и включает все популярные рубрики).

 

Наконец, чтобы получить откровенные ответы, иногда нужно выйти за рамки основных правил, составив длин­ный вопрос или выделив некоторые практики как норма­тивные. Оставаясь исключением, данная техника бывает полезна, когда затрагиваются некоторые крайне деликат­ные темы (потребление алкоголя, маргинальность и т. д.). Действуя таким образом, мы предлагаем опрашиваемым оправдания, которые побуждают их отказаться от психо­логической защиты (Berthier, 2000).

 

Пример. По причине актуальной экономической ситуации, а именно растущей безработицы, случается, что люди не все­гда могут возвратить все кредиты, которые были взяты. По­падали ли вы уже в подобную ситуацию?

V. Невнимательные ответы и меры, позволяющие их не допускать

Ответы являются невнимательными, если опрашиваемый больше не обращает внимания на особенности вопросов и прекращает детально анализировать предлагаемые ему варианты ответов. Опрашиваемый, проявляющий невни­мание, не пытается что-либо скрыть, но он отвечает по­верхностно. Сведения, которые он дает, подвергнуты смещению; они неточны и не описывают его поведение или мнение достоверно. Можно выделить две разновидности этого феномена.

Гало-эффект в ответах

Первый тип искажений в основном проявляется в слу­чае использования серии вопросов с целью привести оп­рашиваемых к анализу различных граней одного явле­ния. При использовании данного приема некоторые до­вольствуются общим подходом. В этом случае можно говорить о гало-эффекте. Высказав некоторое мнение в ответе на первые вопросы, они перестают быть внима­тельными, не рассматривают последующие вопросы де­тально и удовлетворяются подтверждением своей пози­ции, стараясь быстро повторить положительные или от­рицательные варианты, в зависимости от точки зрения, изначально принятой ими. Обычно данное смещение про­является, когда индивиды низко мотивированы; исследо­ватель необоснованно увеличивает количество вопро­сов, стараясь установить невероятно тонкие различия, и при этом обращается к лицам, которые не обладают спо­собностями или сведениями, необходимыми для составле­ния различных суждений по этим вопросам. Люди также склонны рассуждать в обобщенной форме, когда подход, выбранный автором исследования, является слишком уз­ким и не принимает во внимание всех составляющих их мнений.

Чтобы избежать подобных трудностей, нужно учиты­вать знания и когнитивные способности изучаемой груп­пы населения. Кроме того, нужно поддерживать внимание опрашиваемых. Для этого нужно не допускать повто­ряющихся оборотов в вопросах, поскольку это создает ощущение, что повторяются сами вопросы. Также реко­мендуется чередовать использование позитивных и нега­тивных формулировок вопросов. Данный прием побуж­дает опрашиваемых давать ответы в зависимости от об­стоятельств. Опрашиваемый, обладающий абсолютно одобрительной установкой, не может механически выби­рать положительные варианты («Да», «Совершенно согла­сен", «Скорее согласен» и т. д.). Если он выберет один из этих вариантов при ответе на вопрос, представляю­щий изучаемый объект с негативной стороны, он выра­зит неодобрительную позицию. Эта техника побужда­ет опрашиваемых внимательно анализировать содер­жание каждого вопроса.

 

Пример. Укажите вашу позицию по отношению к каждому из следующих предложений:

Продукты марки X являются новинками.

Совершенно П1 П2 ПЗ П4 П5 П6 Совершенно

Согласен не согласен

Продукты марки X легко ломаются.

Совершенно П1 П2 ПЗ П4 П5 П6 Совершенно

Согласен не согласен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.78.149 (0.007 с.)