Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наложение контекста на понимание вопросовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При определенных обстоятельствах на понимание опрашиваемым значения ключевого слова, вокруг которого строится вопрос, влияет содержание вопросов, на которые он уже ответил. В связи с этим ключевое слово понимается более узко. Когда меняется значение слов, суть вопроса тоже меняется, и это отражается на ответах. Пример. Французский исследователь (М. Vincent) провел опрос в двух выборках, обладавших схожими характеристиками; при этом для второй выборки он поменял местами два следующих вопроса: «Считаете ли вы нормальным или ненормальным тот факт, что иностранцы, живущие и работающие во Франции на протяжении нескольких лет, голосуют на муниципальных выборах?» и «Считаете ли вы нормальным или ненормальным, что во Франции есть мечети?» Когда вопрос о голосовании иностранцев задавался перед вопросом о мечетях, 40% опрашиваемых указали, что им кажется нормальным, что иностранцы, живущие и работающие во Франции на протяжении нескольких лет, голосуют на муниципальных выборах. Когда вопрос о голосовании иностранцев задавался после вопроса о мечетях, этот процент упал до 31. Когда мы начинаем говорить об избирательном праве, слову «иностранец» придается очень широкое значение (совокупность иностранцев, прибывших из стран Евросоюза и из других стран). Когда мы начинаем с вопроса о мечетях, мы привлекаем внимание опрашиваемых к религиозным различиям и придаем слову «иностранец» более узкое значение — мусульмане (источник: Gremy, 1991).
Кроме того, следует отметить, что опрашиваемые по мере ответов на вопросы постепенно осознают данные о проблеме, по которой их опрашивают. Это явление в некоторых аспектах положительно и приводит к более обдуманным ответам. Но оно также может повлечь и некоторые искажения, ибо заставляет не только припомнить какие-либо известные факты, но в некоторых случаях анкета предоставляет дополнительную информацию, которой опрашиваемый ранее не владел; и соответственно — новые элементы оценки, которые вряд ли были бы выбраны произвольно. Пример. В период послевоенного бэби-бума во Франции рождалось очень много детей, и в школе долго давала себя знать нехватка оборудования. В этот период французские демографы Жирар и Бастид осуществили два параллельных опроса на схожих выборках. В нервом опросе они начали анкету, прося людей указать, была ли рождаемость во Франции, по их мнению, слишком высока. Во втором исследовании они поставили этот вопрос в конец. Меньшее количество опрашиваемых сочло, что рождаемость слишком высока, когда вопрос задавался в конце анкеты. Совокупность вопросов, на которые они перед этим ответили, привлекла их внимание к демографическим проблемам и к тому, что любой стране сложно обеспечить обновление поколений на протяжении долгого срока. Их ответ был более информированным. Но часть информации, на которую они опирались, была получена ими из анкеты (источник: Gremy, 1987).
Когда мы определяем структуру опросника, необходимо считаться с когнитивным контекстом вопросов. Прежде всего следует удалить все негативные эффекты. Иногда необходимо изменить предусмотренный первоначально порядок презентации вопросов, чтобы подчеркнуть значение некоторых ключевых слов. Когда используется серия вопросов для измерения установки или выделения характеристик имиджа, нужно следить, чтобы вопросы, стоящие в начале серии, не оказывали конвергентного эффекта, который приводит опрашиваемых к более узкому пониманию предмета, по поводу которого их просят высказаться. Когда исключение взаимовлияния некоторых вопросов оказывается невозможным, рекомендуется предусмотреть несколько вариантов порядка презентации, оценить наложение в различных решениях и, принимая во внимание цели исследования, выбрать тот вариант, в котором интерференция наименьшая. Когда не удается найти удовлетворительную формулу, нужно чередовать несколько вариантов. В анкетах, заполняемых при помощи компьютера, можно обратиться к программе, чтобы она осуществляла чередование в порядке представления проблемных вопросов. Когда мы действуем таким образом смещение остается, но общее качество результатов выше, поскольку искажения с противоположным знаком аннулируют друг друга. С другой стороны, следует сознательно пользоваться положительными эффектами контекста, порождаемыми порядком вопросов. Если желательно получить обдуманный ответ, рекомендуется поставить вопрос в конец ан кеты. Если желательно получить ответ произвольный, лучше расположить вопрос в начале, чтобы когнитивный контекст, создаваемый анкетой, был ограничен. Место в порядке вопросов (начало или конец анкеты) должно быть учтено при обработке результатов. К этому добавляется еще одна проблема. Порядок вопросов иногда может вылить идентичность и задачи заказчиков исследования. Это представляет собой проблему поскольку опрашиваемый должен давать информацию, о которой его спрашивают, не строя предположении проблемах, которые заказчик исследования попытается разрешить, обработав полученную информацию. Плохо если у опрашиваемого появляется реакция типа: «А! Этот опрос, разумеется, был заказан фирмой А". Они думают что люди, которые предпочитают фирму У, являются...». В подобной ситуации опрашиваемый уже не отвечает на собственно вопросы, он занимает некоторую позицию по отношению к проблемам, которые, по его мнению, скрыты за ними. Он склонен выбирать будут действовать в пользу желаемых выводов, которые, по его мнению, сделают заказчики исследования. Сведения, которые он сообщает, подверглись смещению. Чтобы избежать этого типа искажений, иногда необходимо некоторые вопросы, тесно связанные с проблематикой исследования, которые были задуманы для проверки четко определенных гипотез, располагать в разных местах анкеты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.008 с.) |