Профиль интервьюера и человеческий фактор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профиль интервьюера и человеческий фактор



Человеческий фактор определяется взаимодействием меж­ду психосоциологическими профилями интервьюера и интервыоируемого. Для овладения этим фактором необходимо соблюдать два требования. Прежде всего, должно быть социологическое равновесие: интервьюируемый будет склонен к торможению, если почувствует слишком боль­шую социальную дистанцию между собой и интервьюи­руемым. Мы не станем откровенно рассказывать о себе тому, о ком думаем, что он далек от наших забот. С дру­гой стороны, нужно, чтобы интервьюируемый не считал ведущего интервью своим alter ego; если интервьюер ас­социируется с другом или близким человеком, интервью­ируемый не поймет его нейтральной позиции и расценит ее как враждебную или равнодушную. Кроме того, интер­вьюер не должен способствовать созданию впечатления интимности, поскольку необходимо, чтобы интервьюиру­емый понимал: интервьюер проводит работу и не может вступать в близкие отношения.

В зависимости от того, опрашиваем ли мы взрослых или детей, мужчин или женщин, лиц, принадлежащих раз­личным социальным слоям, необходимо выбирать соот­ветствующий образ интервьюера.

В любом случае обучению интервьюеров уделяется серьезное внимание. Недостаточно быть приветливым и легко вступать в контакт с другими, необходимо также тренироваться, для того чтобы достичь нейтральности и овладеть техникой вмешательства, которая позволяет по­мочь интервьюируемому, не оказывая давления на него.

Интервьюер должен также быть способен поставить себя на место руководителя исследования, для того что­бы определить, является ли записанная речь достаточно качественной и позволит ли получить необходимые ре­зультаты. Если бюджет исследования позволяет, рекомен­дуется обращаться к профессиональным интервьюерам.

 

Контрактные рамки интервью

Перед началом интервью интервьюер представляет ис­следование и делает несколько замечаний. Он старается, прежде всего, создать для интервьюируемого комфорт­ную атмосферу и мотивировать его. Затем он определяет роли каждого и подчеркивает условия, которые он сам и интервьюируемый должны будут соблюдать. Таким образом, он создает контрактные рамки интервью.

Сначала интервьюер должен представиться. Затем он информирует интервьюируемого об организации, зани­мающейся опросом, и о целях исследования. Это подчер­кивает полезность работы, которая будет осуществлена интервьюируемым, и поощряет его высказываться. Интер­вьюер зачастую из предосторожности не говорит о фир­ме, которая заказала опрос. Если недавнее поведение этой фирмы вызывает определенную реакцию, интервьюиру­емый рискует отклониться от темы интервью.

Пример. Представим себе исследование, в ходе которого проводится опрос об автомобилях будущего. Желательно, чтобы интервьюируемые не знали, какой именно автомоби­лестроительный завод заказал исследование, если заказчик, например, недавно объявил о волне увольнений. И точно так же стоит поступить, если этот завод хорошо зарекомендо­вал себя на последней Формуле-1. В первом случае на мне­ние интервьюируемых наверняка повлияет негативное от­ношение к увольнениям, а в другом — восхищение техниче­ской мощью фирмы.

 

После того как презентация исследования удовлетво­рит любопытство интервьюируемого, интервьюер может напомнить об условиях, которые он и его работодатель обязаны соблюдать: анонимность интервьюируемого га­рантируется — это профессиональная тайна, и компания обязуется уничтожить магнитные записи по окончании исследования.

Затем интервьюер продолжает разговор, объясняя, чего он ждет от интервьюируемого. Указания меняются в за­висимости от степени направленности. Для свободных или полунаправленных интервью он указывает, что не будет расспрашивать интервьюируемого, что именно последне­му предоставляется возможность говорить, а задачей са­мого интервьюера является только слушать и помогать высказаться. Это уточнение важно, поскольку ситуация опроса не является естественной; интервьюируемый при­вык говорить с людьми, которые отвечают ему, выдвигая собственную точку зрения или задавая вопросы. Интер­вьюер же предлагает интервьюируемому свободно вы­сказываться. Для этого он использует, например, такие формулировки: «Вы можете говорить все, что вам придет в голову, даже если это кажется вам странным или незна­чительным. В подобном интервью не существует лучших или худших ответов. Нам интересно, что думаете именно вы». Если интервью направленное, интервьюер уточня­ет, что он задаст несколько вопросов, и предлагает интер­вьюируемому ответить, каждый раз развивая свою точку зрения и не ограничиваясь несколькими словами.

Интервьюер заканчивает вступление, определяя при­мерную продолжительность беседы и рассказывая, ка­ким образом она будет записываться. Важно использо­вать диктофон, чтобы записать всю речь интервьюируе­мого; это необходимо, когда мы желаем изучить его речь, используя метод анализа содержания (Bardin, 2001). Для того чтобы уменьшить страх перед диктофоном, интер­вьюер уточняет, что он остановит запись, если интервью­ируемый об этом попросит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.036 с.)