Направленность и ненаправленность в групповых интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность и ненаправленность в групповых интервью



В групповых интервью, как и в интервью индивидуальных, интервьюер (модератор) может придерживаться позиции большей или меньшей направленности. Ненаправленные техники используются в том случае, если проблематика исследования требует изучения всей совокупности кол­лективных феноменов.

Наиболее часто используется техника группового полунаправленного интервью (фокус-группы). В этом случае интервьюер обращается к руководству, в котором указаны темы, обязательные для обсуждения в группе. В интервью данного типа направленность не только ори­ентирует участников на темы, которые интересуют ру­ководителя исследования; она также предназначена для регулирования функционирования группы. Интервью­ер вмешивается, чтобы избежать излишне длинных ре­чей и блокировок, следит за тем, чтобы лидеры не ме­шали высказываться другим участникам, и делает так, чтобы слово переходило внутри группы от одного уча­стника к другому.

Некоторые варианты коллективных интервью основа­ны на направленном подходе: интервьюер не довольству­ется регулятивной ролью, он также дает инструкции уча­стникам.

В данном типе интервью на людей влияют только идеи других членов группы, а не их поведение. Эти техники позволяют изучить взаимодействие мнений участников, избегая негативных эффектов, проявляющихся в присут­ствии лидеров.

 

Подготовка и проведение групповых интервью

Как и в случае индивидуальных техник, необходимо вла­деть обстановкой, в которой происходит интервью. Боль­шинство принципов, изложенных в предыдущей главе, применяются и здесь. Тем не менее есть некоторые осо­бенности, которые касаются прежде всего человеческого контекста, в котором развиваются коллективные интер­вью. Основная трудность лежит в определении размера и состава групп.

Размер и состав группы

Группы должны быть небольшого размера, в среднем К) человек (в большинстве случаев 6-12). Это дает двой­ное преимущество. Во-первых, необходимое число участ­ников для сбора достаточного количества данных. Во-вто­рых, невысокий риск возникновения блокировки (чтобы высказаться перед группой из 10 человек, не обязательно иметь опыт публичных выступлений). Когда интервью­ер хочет опросить большее количество лиц, организуют­ся параллельно несколько групп.

Состав групп определяется путем компромисса двух противоречий. Прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы группа не была слишком неоднородной. Если люди почувствуют, что их разделяют значительные социальные барьеры, они не станут свободно высказываться и займутся формированием группировок. В то же время нужно избегать чрезмерной однородности: противо­речия и напряжение необходимы, чтобы задействовать динамику группы. Руководитель исследования обычно пытается соблюсти оба условия, действуя следующим образом. Прежде всего выделяются факторы дифференциации, которые грозят породить блокировку. За­тем производится выделение критериев, которые позво­лят ввести в каждую группу плодотворную неоднородность. Эти критерии зачастую относятся к социодемографическому типу (возраст, пол, социопрофессиональная катего­рия и т. п.).

 

Пример. В одном из исследований рынка необходимо было опросить как потребителей, использующих продукт, так и тех, кто никогда его не покупал. При этом руководители со­чли, что эти две категории лиц имеют очень разные пред-ставления о данной теме и что в случае одновременного опроса обеих категорий дискуссия была бы короткой, по­этому организовали две группы: одну — из лиц, потребляю­щих продукт, другую — из тех, кто никогда его не покупали. В группе потребляющих продукт представлены одновремен­но мужчины и женщины, а также основные возрастные ка­тегории. Состав второй группы определяется по тому же принципу.

Проведение фокус-групп

Интервьюер (модератор) начинает сеанс группового ин­тервью, представившись и сказав несколько слов о пользе исследования. Он напоминает правила собраний подоб­ного типа (свобода слова, необходимость дать слово каж­дому), просит участников кратко представиться. Зача­стую он предлагает им назвать только имя, поскольку устанавливает непринужденную атмосферу и показывает, что условие анонимности будет соблюдено. Затем интервьюер зачитывает инструкцию, как это происходит в индивидуальных интервью, а потом дает слово членам группы.

В ходе коллективного интервью обычно выделяют три классических этапа (стереотипная речь, высказыва­ние-поиск и повторяющаяся речь). Данные интервью начинаются и заканчиваются особым образом. Начало коллективного интервью отмечено периодом, в котором индивиды держатся настороже и наблюдают за другими, чтобы понять, с кем они имеют дело. В конце коллектив­ного интервью интервьюер зачастую осуществляет де­тальный синтез: говорит о вкладе каждого, соблюдая раз­личия; он также выделяет пункты, явившиеся объектом консенсуса, чтобы удостовериться, что они действитель­но были таким образом восприняты (этому подведению итогов обычно предшествует несколько частичных обоб­щений, осуществляемых в ходе дискуссии). Кроме того, во время такого интервью наблюдается чередование пе­риодов оживления и спада активности — проявления уже упомянутой динамики группы.

Интервьюер ведет сеанс в соответствии с утвержден­ным руководством по проведению интервью. Этот доку­мент включает в себя иногда довольно длинный список тем и подпунктов, по которым руководитель исследова­ния хочет знать мнения участников. В коллективных ин­тервью интервьюер зачастую предлагает группе различ­ные темы обсуждения, соблюдая порядок, определенный заранее. Это позволяет избежать беспорядочного обмена мнениями. Однако интервьюер может проявить и неко­торую гибкость. Если участники хотят вернуться к ранее сказанному или проявляют желание обсудить тему, не обозначенную в руководстве интервью, но которая представ­ляется интересной для текущего исследования, интер­вьюер может позволить им это сделать. Иногда это по­зволяет получить интересные данные.

Когда члены группы спорят на тему, связанную с опро­сом, интервьюер принимает ненаправленную установку: он старается не влиять на содержание дискуссии. Ненаправленность, тем не менее, в данном типе интервью име­ет особую форму, поскольку участники испытывают дав­ление других членов группы, которые задают вопросы и обращаются к ним.

Хотя в инструкции сказано, что интервьюер не дол­жен принимать участие в дискуссии, он отнюдь не обре­чен на молчание. Он может, например, воспользоваться приемом реконцентрации, если чувствует, что группа ук­лонилась от темы. Он также может взять слово, чтобы по­мочь кому-либо развить свою мысль. Когда интервьюер обращается лично к участнику, он использует техники вмешательства, тождественные используемым в инди­видуальных интервью (повторение эхом, специальный вопрос и т. д.). Интервьюер может также вмешаться, что­бы управлять функционированием группы. В коллек­тивном полунаправленном интервью он должен гаран­тировать определенное равенство между участниками. Чтобы этого достичь, ему зачастую приходится предла­гать высказаться застенчивым участникам, задавая им вопросы (интервьюер прерывает лидера или человека, монополизировавшего право слова, напоминает, о чем шла речь, и задает вопрос человеку, которому не удается быть услышанным). В фокус-группах интервьюер также должен делать все возможное, чтобы напряжение не пре­вратилось в блокировку. Для достижения этого резуль­тата он может предложить тем, кто замыкается на бес­плодном конфликте, расширить горизонт своего анализа, стараясь не сосредотачиваться на противоречиях; попро­сить тех, кто сохранил нейтралитет, выделить позитив­ные элементы и точки соприкосновения в противопо­ложных точках зрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.004 с.)