Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поиск когерентности в ответахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Опрашиваемые всегда в большей или меньшей степени стараются быть последовательными при ответе на вопросы анкеты. Они чувствуют себя заложниками своих ответов. Порой это имеет негативные последствия. Если мы принудим опрашиваемого к тому, что по какому-либо вопросу он займет определенную позицию, это может помешать ему свободно высказываться в дальнейшем. Опрашиваемый попадает в силки логики, которую подразумевают его первые ответы, он помнит об этом, отвечая на следующие вопросы, и в этих ответах занимает позицию, отличающуюся от той, которую бы выбрал, если бы эти вопросы были заданы сразу. Перед тем как определить порядок представления вопросов, нужно проанализировать логические импликации вопросов. Рекомендуется располагать вопросы, которые могут подтолкнуть людей к занятию очень ограниченной позиции, в которой они могут замкнуться, в конце анкеты. Это смещение принимает особую форму в случае применения шкал (например, таких, как шкала Осгуда) для изучения установки или имиджа (Pinson, 1983). В этом случае мы наблюдаем эффект якоря. Некоторые лица создают себе схему анализа, отвечая на первые вопросы, и затем придерживаются ее при ответах на последующие вопросы. Это способствует положительным или отрицательным ответам, в зависимости от того, вызывают ли первые вопросы реакцию одобрения или неодобрения. Самый простой способ борьбы с этим эффектом заключается в случайном определении порядка презентации вопросов, затем в поочередном использовании этого порядка и обратного.
Пример. Ругг и Кэнтрил проанализировали знаменитый опыт, проведенный в 1939 г. в Соединенных Штатах. В этом эксперименте было проведено два параллельных опроса, в которых менялись местами следующие вопросы: «Считаете ли вы, что в Соединенных Штатах должен быть закон, разрешающий американским гражданам служить в немецкой армии?» и «Считаете ли вы, что в Соединенных Штатах должен быть закон, разрешающий американским гражданам служить в британской или французской армии?» Две выборки обладали схожими характеристиками: когда вопрос, касающийся немецкой армии, ставился первым, опрашиваемые спонтанно высказывались на эту тему, и 22% респондентов заявили, что американским гражданам должно быть разрешено служить в немецкой армии. Когда вопрос, относящийся к немецкой армии, располагался на втором месте, 31% респондентов указали, что их сограждане должны иметь возможность там служить. Когда вопросы ставились в таком порядке, многие начинали с разрешительной позиции по отношению к французской или британской армии (45% респондентов заявили, что они «за», и тот факт, что их страна была союзником англичан и французов в Первой мировой войне, оказал влияние на этот результат). Некоторые затем почувствовали себя иод давлением того ответа, который они только что дали. Не находя причин отказать одним в том, что они только что предоставили другим, они согласились с тем, что американский гражданин может служить в немецкой армии. «Да» в ответе на вопрос об английской и французской армиях для них требовало положительного ответа на вопрос, относившийся к немецкой армии. Процент одобрительных ответов по поводу службы в немецкой армии был в этом случае на 9 пунктов выше, чем полученный спонтанный ответ (источник: Schuman, Presser, 1996).
В маркетинговых исследованиях было бы крайне непрофессионально задать потребителям вопрос, считают ли они, что защита окружающей среды является общей задачей, а затем задать им вопрос, собираются ли они по-купать чаще «экологически чистые продукты». Первый вопрос в результате вызвал бы положительный ответ, который побудил бы людей выдавать себя за более активных сторонников экологического движения, чем они есть на самом деле.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.009 с.) |