Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Особенности развития менеджмента России

Поиск

Следует отметить, что управленческая мысль в России не только не отставала, а в ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе. Так уже в 1860-1870 годах в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых процессов, которая была награждена «Медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эта методика вызвала интерес за рубежом и стала распространяться в Англии. Аналогичные методики стали разрабатываться американскими представителями школы научного управления (Тейлором, Гилбретом и др.) лишь в начале ХХ в. В 1911 – 1912 годах профессор Петербургского политехнического института И.Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством», в которых излагались основы производственного менеджмента.

В России менеджмент в его современной форме был активно востребован вначале 90-х гг. XX в. в связи с переходом к рыночному типу экономических отношений. Важно, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположенными путями: в России оно шло сверху вниз, а на Западе – снизу вверх.

В начале 90-х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направился резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный — к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить» (Д.В. Валовой).

Развитие управленческих идей в России прошло путь последовательной трансформации. В течение XX в. ее основные этапы следующие:

1905 г. — «малая» социалистическая революция, начало реформ по капитализации сельского хозяйства России;

1917 г. — октябрьский переворот, начало интенсивного строительства социализма в России;

1929 г. —год «великого перелома», переход экономики на централизованное пятилетнее планирование.

Развитие теории и практики управления в 1920—1930 гг. характеризуется поиском путей создания новой общественной организации управления социалистическим производством. Основные достижения этого периода:

• разработка всеобщей организационной науки А.А. Богданова (1873-1928);

• развитие концепции «трудовые установки» А.К. Гастева (1882-1941);

• формирование теории социалистической рационализации О.А. Ерманского (1866-1941);

• становление теории научной организации труда (НОТ) П.М. Керженцева (1881-1940);

• создание науки об организации производства, труда и управления О.И. Непорента, Б.Я. Каценбогена (1897—1956).

Примером практического внедрения разработок данного периода в повседневную деятельность «ИТР и служащих» является широки распространенный «Листок НОТ № 1» [74].

1941 г. — переход народного хозяйства на рельсы военной инновационной экономики.

1947 г. — отмена карточек на товары, введение неограниченного денежного обращения, проведение денежной реформы.

В целом период 1940—1950-х гг. характеризовался усилением командно-административных методов управления.

1957 г. — отмена отраслевого и введение территориального управления экономикой, основанного на формировании экономических административных районов.

1965 г. — первая «косыгинская» реформа деятельности предприятий: введение принципов хозрасчета, учреждение на предприятиях фондов экономического стимулирования (фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонда развития производства), установление стоимостного подхода к оценке деятельности предприятий, переход от административных рычагов к экономическим методам управления, расширение самостоятельности предприятий и возврат к отраслевой системе управления экономикой.

1979 г. — вторая «косыгинская» реформа управления экономикой: создание системы долгосрочного, многоэтапного и комплексного планирования на основе экономических нормативов, повышение эффективности и качества работы.

1985 г. — ускорение социально-экономического развития, начало «перестройки», развитие гласности и демократии, техническая реконструкция отраслей народного хозяйства.

1991 г. — либерализация цен, внешней торговли, разгосударствление и приватизация собственности, начало интенсивного строительства рыночной экономики, создание нормативной базы для становления и развития рыночных отношений, образование новых рыночных структур управления.

2002 г.настоящее время — построение и укрепление основ управления рыночной экономикой.

Принципы современной парадигмы управления:

• децентрализация и демократизация системы управления;

• полицентрическая система хозяйствования;

• сочетание рыночных и административных рычагов управления;

• формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых социально ориентированных систем;

• ориентация на качество продукции и услуг, удовлетворение потребностей рынка в разнообразных товарах и услугах;

• повышение роли организационной культуры, формирование
созидательной идеологии бизнеса.

Проблемы развития менеджмента в России в настоящее время:

• непроработанность стратегии социально-экономического развития;

• несовершенство нормативно-правового регулирования;

• недостаточно эффективная налоговая, кредитная и финансовая политика;

• низкая управленческая культура;

• некомпетентность и недобросовестность хозяйствующих субъектов.

• решение существующих проблем должно осуществляться с учетом сложившихся в современном мире условий и факторов управления;

• развитие менеджмента в системе мирохозяйственных связей;

• обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках;

• развитие и внедрение инновационных технологий управления;

• превращение информации в фактор развития общества;

• возрастание социальной ответственности бизнеса;

• усиление гуманистической составляющей управления.

В советский период можно выделить четыре этапа развития теории и практики управления:

1) 20-е годы – период поиски новых форм и методов управления;

2) 30 – 50-е годы – формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления;

3) 60 – 70-е годы – период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики;

4) 80 – 90-е годы – отказ от социалистических преобразований и попытки посредством реформ, проводимых сверху, создать современную рыночную экономику.

Самым плодотворным с точки зрения самостоятельности исследований и свободы творчества был первый этап. В 20-х годах сложились два направления в отечественном менеджменте:

· организационно – технические концепции;

· социальные концепции управления.

Сторонниками организационно – технических концепций были А.А. Богданов (Малиновский) О.А. Ерманский, А.К. Гастев; сторонниками социальных концепций – П.М. Керженцев, Н.А. Витке и Ф.Р.Дунаевский.

А.А. Богданов (1873 - 1920) был выдающимся ученым-естествоиспытателем, философом, экономистом. Он отметил, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя, из этого разработал принципы новой науки о законах организации и заявил о необходимости их изучения. Но он рассматривал организацию абстрактно, вне связи с социально-экономической стороной деятельности людей, считая, что она полностью определяется техникой. Из-за этой абстрактности идеи Богданова не получили широкого распространения.

О.А. Ерманский (1866 - 1941) создал концепцию «физиологического оптимума», в которой сформулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления, связав их с появлением определенных технико-экономических условий (в виде крупного машинного производства).

О.А. Ерманский разработал методологию рационализации крупного машинного производства, основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов и факторов производства. Одним из основных законов этой науки он считал закон организационной суммы, которая больше арифметической суммы составляющих ее сил, но возможно это лишь тогда, когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Т.е. им был предвосхищен закон синергии.

А.К. Гастев (1882 - 1941) разработал концепцию узкой базы. Суть этой концепции в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь то руководитель или рабочий (все это было сформулировано до создания теории «человеческих отношений в управлении» Э. Мэйо). Концепция узкой базы сводилась к тому, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», а закономерности управления станком можно распространить на предприятие и на государство в целом. Гастев считал, что труд любого работника может быть легко разложен на отдельные операции, легко подающиеся регулированию, как и операции, производимые при помощи машин.

Сотрудники Центрального института труда под руководством Гастева разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии и экономики. Составными ее элементами были теория трудовых движений, организация рабочего места, организация управленческих процессов, методика рационального производственного обучения.

К числу социальных концепций управления следует отнести «теорию организационной деятельности» М.П. Керженцева (Лебедева) (1881 - 1940). Он выделял в научной организации труда три элемента: труд, производство и управление. Управлению Керженцев придавал особое значение. Он сформулировал и свои принципы управления: установления целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Н.А. Витке разработал «Социально – трудовую концепцию управления производством», в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он считал, что все элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой он уделял особое внимание. К социальным концепциям управления можно отнести и теорию «административной емкости» Ф.Р. Дунаевского (1887 - 1960). Под административной емкостью он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. Он считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, т.е. фактически выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления.

В 30-50 годах в нашей стране был накоплен значительный опыт централизованного государственного планирования, стратегического планирования и управления.

Отечественный опыт государственного регулирования экономики на основе программно – целевого управления в целом имел позитивное значение и был позаимствован многими странами.

В СССР индустриализация началась с тяжелой промышленности и происходила в сжатые исторические сроки в основном за счет неэквивалентного обмена с аграрным сектором.

Основные задачи индустриализации сводились к следующему:

· обеспечить создание крупной машинной индустрии как основы реконструкции всех отраслей и сфер советской экономки;

· создать материально – техническую базу для сельскохозяйственных организаций, появившихся в ходе коллективизации;

· обеспечить технико-экономическую и финансовую независимость страны во враждебном капиталистическом окружении;

· укрепить обороноспособность страны.

Источником средств могла быть коллективизация. К сожалению, добровольность и постепенность как принципы кооперирования в сельском хозяйстве были вскоре отброшены. Крестьян насильственно объединяли в совхозы и колхозы. В результате «великого перелома» нэп был свергнут, почти все предприятия стали государственными или кооперативными (колхозами). Для управления этими предприятиями была необходима мощная бюрократическая машина, жесткая централизация и иерархичность.

Создалась определенная система управления, которую можно представить в виде пирамиды, рис. 3.1.

Рис.3.1. Хозяйственная система управления СССР

 

Наряду с отраслевым существовало и территориальное управление. В административно- территориальном отношении страна делилась на союзные республики и округа, а также на края и области. В автономных республиках (округах), областях и краях выделялись города и районы. Номинально на всех уровнях административно – территориального управления власть принадлежала партии.

Экономическая жизнь общества определялась заданиями пятилетнего плана.

В 50-х годах стало очевидным, что система управления, сложившаяся еще в годы «великого перелома» нуждается в трансформации, но этого не осознавали партийные олигархи. Окружавшая их «ученая челядь» тоже боялась изменений, но пыталась осуществить половинчатые реформы руками своих руководителей.

Можно выделить три этапа таких половинчатых реформ:

1) перестройка управления экономикой по территориальному принципу и создание совнархозов;

2) реформа 1965 г.;

3) реформа 1979 г.;

Перестройка управления по территориальному принципу. Ее основные положения были в общих чертах изложены на февральском (1957г.) Пленуме ЦК КПСС.

Суть реформы состояла в ликвидации отраслевых министерств и создании совнархозов - территориальных органов управления. Для управления ими из центра был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Реформы 1965 г. После отставки Н.С. Хрущева были реорганизованы совнархозы и ВСНХ. На макроуровне было восстановлено отраслевое управление через министерства. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС принял решение о проведении реформы по улучшению системы управления экономикой. В соответствии с этим решением предприятия получали определенную самостоятельность, резко сокращалось количество утверждаемых плановых показателей, изменялось и их качество. Вместо показателя «валовая продукция», основным показателем становился «объем реализуемой продукции». Часть прибыли оставалась предприятием. За счет этой прибыли образовывались фонды экономического стимулирования:

· фонд материального поощрения;

· фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

· фонд развития производства.

Эта реформа дала определенные позитивные результаты. В частности с 1965 по 1970 г. валовой общественный продукт увеличился на 42 % против 37% в предыдущем пятилетии, а увеличение национального дохода составило 41 и 32 %.

Но возникла «выгодная» и «невыгодная» продукция, невыполнение заданий государственного плана стало нормой, стала складываться теневая экономика.

Реформа 1979г. В 1979г. была предпринята еще одна попытка повернуть экономическое развитие страны в русло интенсификации и повысить эффективность производства путем заимствования приемов западного менеджмента.

Отличительные особенности реформы:

· переход к оценке деятельности предприятий по показателю «объем чистой (нормативной)» продукции;

· рост производительности труда предполагалось исчислять по чистой (нормативной) продукции;

· фонд заработной платы предполагалось исчислять по нормативам на рубль чистой (нормативной) продукции;

· при оценке выполнения плана по выпуску продукции в натуральном выражении предусматривалось учитывать только те изделия, которые поставляются по договорам;

· предусматривались изменения в управлении экономикой на макро - и микроуровнях.

Однако все эти позитивные мероприятия не были реализованы на практике.

Экономическая реформа 1979 г., как и реформа 1965 г. были направлены на конвергенцию хозяйственных систем.

Уровень жизни народа с начала 80-х годов практически не повышался, темпы экономического роста СССР снижались, интенсификация экономического развития явно не удавалась. Назревала необходимость реформ, и она осознавалась в обществе.

В качестве глашатая таких реформ выступил М.С. Горбачев, избранный Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1985 г.

Курс на проведении реформ, названных «перестройкой», был объявлен М.С.Горбачевым в 1986 году. В сфере управления экономикой в годы Горбачевской перестройки можно выделить три этапа.

Первый этап (1986-1989) был определен как этап ускорения социально-экономического развития. Но он не был подкреплен экономическими мерами.

Второй этап (1988-1989) характеризовался тем, что радикальная экономическая реформа ознаменовалась реализацией набора непродуманных мероприятий в области трансформации экономического развития страны.

Третий этап - переход к рыночной экономике с 1990г. – ознаменовался полным отказом от централизованного государственного планирования, превращением банков в коммерческие предприятия, созданием бирж, сворачиванием государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и ограничением государственной монополии внешней торговли, ростом коррупции и сращиванием партийной номенклатуры с теневой экономикой, которая уже была легализована

Анализ происходящих в начале 90-х годов экономических процессов становления рынка, либерализации цен, состояния бюджета показал, что ожидаемого самонастроя рыночного механизма и промышленного производства не произошло.

На первом этапе переходного периода (1992-1998) российская экономика пребывала в стадии депрессии. На втором этапе (1999г. – по наше время) начался процесс стабилизации и экономического роста. Для России проблема экономического роста имеет чрезвычайно важное значение. Подъем производства, высокие темпы роста экономики страны необходимы для развития научно-технического прогресса в стране и обновления устаревших основных фондов, повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции и решения социальных задач. В зарождающимся экономическом росте уже видна роль менеджмента новой России.

Основные понятия: этапы развития теории и практики управления, направления в отечественном менеджменте, организационно – технические концепции, социальные концепции управления, концепция «физиологического оптимума», концепция «узкой базы» Гастева, теория «организационной деятельности», социально – трудовая концепция управления производством Н.А. Витке, централизованное государственное планирование, индустриализация, коллективизация, управление производством по отраслевому принципу, территориальное управление, реформы 1965, 1979 г., «перестройка»

Вопросы для самопроверки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.013 с.)