Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Особенности развития менеджмента РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Следует отметить, что управленческая мысль в России не только не отставала, а в ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе. Так уже в 1860-1870 годах в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых процессов, которая была награждена «Медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эта методика вызвала интерес за рубежом и стала распространяться в Англии. Аналогичные методики стали разрабатываться американскими представителями школы научного управления (Тейлором, Гилбретом и др.) лишь в начале ХХ в. В 1911 – 1912 годах профессор Петербургского политехнического института И.Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством», в которых излагались основы производственного менеджмента. В России менеджмент в его современной форме был активно востребован вначале 90-х гг. XX в. в связи с переходом к рыночному типу экономических отношений. Важно, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположенными путями: в России оно шло сверху вниз, а на Западе – снизу вверх. В начале 90-х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направился резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный — к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить» (Д.В. Валовой). Развитие управленческих идей в России прошло путь последовательной трансформации. В течение XX в. ее основные этапы следующие: 1905 г. — «малая» социалистическая революция, начало реформ по капитализации сельского хозяйства России; 1917 г. — октябрьский переворот, начало интенсивного строительства социализма в России; 1929 г. —год «великого перелома», переход экономики на централизованное пятилетнее планирование. Развитие теории и практики управления в 1920—1930 гг. характеризуется поиском путей создания новой общественной организации управления социалистическим производством. Основные достижения этого периода: • разработка всеобщей организационной науки А.А. Богданова (1873-1928); • развитие концепции «трудовые установки» А.К. Гастева (1882-1941); • формирование теории социалистической рационализации О.А. Ерманского (1866-1941); • становление теории научной организации труда (НОТ) П.М. Керженцева (1881-1940); • создание науки об организации производства, труда и управления О.И. Непорента, Б.Я. Каценбогена (1897—1956). Примером практического внедрения разработок данного периода в повседневную деятельность «ИТР и служащих» является широки распространенный «Листок НОТ № 1» [74]. 1941 г. — переход народного хозяйства на рельсы военной инновационной экономики. 1947 г. — отмена карточек на товары, введение неограниченного денежного обращения, проведение денежной реформы. В целом период 1940—1950-х гг. характеризовался усилением командно-административных методов управления. 1957 г. — отмена отраслевого и введение территориального управления экономикой, основанного на формировании экономических административных районов. 1965 г. — первая «косыгинская» реформа деятельности предприятий: введение принципов хозрасчета, учреждение на предприятиях фондов экономического стимулирования (фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонда развития производства), установление стоимостного подхода к оценке деятельности предприятий, переход от административных рычагов к экономическим методам управления, расширение самостоятельности предприятий и возврат к отраслевой системе управления экономикой. 1979 г. — вторая «косыгинская» реформа управления экономикой: создание системы долгосрочного, многоэтапного и комплексного планирования на основе экономических нормативов, повышение эффективности и качества работы. 1985 г. — ускорение социально-экономического развития, начало «перестройки», развитие гласности и демократии, техническая реконструкция отраслей народного хозяйства. 1991 г. — либерализация цен, внешней торговли, разгосударствление и приватизация собственности, начало интенсивного строительства рыночной экономики, создание нормативной базы для становления и развития рыночных отношений, образование новых рыночных структур управления. 2002 г. — настоящее время — построение и укрепление основ управления рыночной экономикой. Принципы современной парадигмы управления: • децентрализация и демократизация системы управления; • полицентрическая система хозяйствования; • сочетание рыночных и административных рычагов управления; • формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых социально ориентированных систем; • ориентация на качество продукции и услуг, удовлетворение потребностей рынка в разнообразных товарах и услугах; • повышение роли организационной культуры, формирование Проблемы развития менеджмента в России в настоящее время: • непроработанность стратегии социально-экономического развития; • несовершенство нормативно-правового регулирования; • недостаточно эффективная налоговая, кредитная и финансовая политика; • низкая управленческая культура; • некомпетентность и недобросовестность хозяйствующих субъектов. • решение существующих проблем должно осуществляться с учетом сложившихся в современном мире условий и факторов управления; • развитие менеджмента в системе мирохозяйственных связей; • обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках; • развитие и внедрение инновационных технологий управления; • превращение информации в фактор развития общества; • возрастание социальной ответственности бизнеса; • усиление гуманистической составляющей управления. В советский период можно выделить четыре этапа развития теории и практики управления: 1) 20-е годы – период поиски новых форм и методов управления; 2) 30 – 50-е годы – формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления; 3) 60 – 70-е годы – период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики; 4) 80 – 90-е годы – отказ от социалистических преобразований и попытки посредством реформ, проводимых сверху, создать современную рыночную экономику. Самым плодотворным с точки зрения самостоятельности исследований и свободы творчества был первый этап. В 20-х годах сложились два направления в отечественном менеджменте: · организационно – технические концепции; · социальные концепции управления. Сторонниками организационно – технических концепций были А.А. Богданов (Малиновский) О.А. Ерманский, А.К. Гастев; сторонниками социальных концепций – П.М. Керженцев, Н.А. Витке и Ф.Р.Дунаевский. А.А. Богданов (1873 - 1920) был выдающимся ученым-естествоиспытателем, философом, экономистом. Он отметил, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя, из этого разработал принципы новой науки о законах организации и заявил о необходимости их изучения. Но он рассматривал организацию абстрактно, вне связи с социально-экономической стороной деятельности людей, считая, что она полностью определяется техникой. Из-за этой абстрактности идеи Богданова не получили широкого распространения. О.А. Ерманский (1866 - 1941) создал концепцию «физиологического оптимума», в которой сформулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления, связав их с появлением определенных технико-экономических условий (в виде крупного машинного производства). О.А. Ерманский разработал методологию рационализации крупного машинного производства, основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов и факторов производства. Одним из основных законов этой науки он считал закон организационной суммы, которая больше арифметической суммы составляющих ее сил, но возможно это лишь тогда, когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Т.е. им был предвосхищен закон синергии. А.К. Гастев (1882 - 1941) разработал концепцию узкой базы. Суть этой концепции в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь то руководитель или рабочий (все это было сформулировано до создания теории «человеческих отношений в управлении» Э. Мэйо). Концепция узкой базы сводилась к тому, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», а закономерности управления станком можно распространить на предприятие и на государство в целом. Гастев считал, что труд любого работника может быть легко разложен на отдельные операции, легко подающиеся регулированию, как и операции, производимые при помощи машин. Сотрудники Центрального института труда под руководством Гастева разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии и экономики. Составными ее элементами были теория трудовых движений, организация рабочего места, организация управленческих процессов, методика рационального производственного обучения. К числу социальных концепций управления следует отнести «теорию организационной деятельности» М.П. Керженцева (Лебедева) (1881 - 1940). Он выделял в научной организации труда три элемента: труд, производство и управление. Управлению Керженцев придавал особое значение. Он сформулировал и свои принципы управления: установления целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов. Н.А. Витке разработал «Социально – трудовую концепцию управления производством», в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он считал, что все элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой он уделял особое внимание. К социальным концепциям управления можно отнести и теорию «административной емкости» Ф.Р. Дунаевского (1887 - 1960). Под административной емкостью он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. Он считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, т.е. фактически выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления. В 30-50 годах в нашей стране был накоплен значительный опыт централизованного государственного планирования, стратегического планирования и управления. Отечественный опыт государственного регулирования экономики на основе программно – целевого управления в целом имел позитивное значение и был позаимствован многими странами. В СССР индустриализация началась с тяжелой промышленности и происходила в сжатые исторические сроки в основном за счет неэквивалентного обмена с аграрным сектором. Основные задачи индустриализации сводились к следующему: · обеспечить создание крупной машинной индустрии как основы реконструкции всех отраслей и сфер советской экономки; · создать материально – техническую базу для сельскохозяйственных организаций, появившихся в ходе коллективизации; · обеспечить технико-экономическую и финансовую независимость страны во враждебном капиталистическом окружении; · укрепить обороноспособность страны. Источником средств могла быть коллективизация. К сожалению, добровольность и постепенность как принципы кооперирования в сельском хозяйстве были вскоре отброшены. Крестьян насильственно объединяли в совхозы и колхозы. В результате «великого перелома» нэп был свергнут, почти все предприятия стали государственными или кооперативными (колхозами). Для управления этими предприятиями была необходима мощная бюрократическая машина, жесткая централизация и иерархичность. Создалась определенная система управления, которую можно представить в виде пирамиды, рис. 3.1. Рис.3.1. Хозяйственная система управления СССР
Наряду с отраслевым существовало и территориальное управление. В административно- территориальном отношении страна делилась на союзные республики и округа, а также на края и области. В автономных республиках (округах), областях и краях выделялись города и районы. Номинально на всех уровнях административно – территориального управления власть принадлежала партии. Экономическая жизнь общества определялась заданиями пятилетнего плана. В 50-х годах стало очевидным, что система управления, сложившаяся еще в годы «великого перелома» нуждается в трансформации, но этого не осознавали партийные олигархи. Окружавшая их «ученая челядь» тоже боялась изменений, но пыталась осуществить половинчатые реформы руками своих руководителей. Можно выделить три этапа таких половинчатых реформ: 1) перестройка управления экономикой по территориальному принципу и создание совнархозов; 2) реформа 1965 г.; 3) реформа 1979 г.; Перестройка управления по территориальному принципу. Ее основные положения были в общих чертах изложены на февральском (1957г.) Пленуме ЦК КПСС. Суть реформы состояла в ликвидации отраслевых министерств и создании совнархозов - территориальных органов управления. Для управления ими из центра был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Реформы 1965 г. После отставки Н.С. Хрущева были реорганизованы совнархозы и ВСНХ. На макроуровне было восстановлено отраслевое управление через министерства. Сентябрьский Пленум ЦК КПСС принял решение о проведении реформы по улучшению системы управления экономикой. В соответствии с этим решением предприятия получали определенную самостоятельность, резко сокращалось количество утверждаемых плановых показателей, изменялось и их качество. Вместо показателя «валовая продукция», основным показателем становился «объем реализуемой продукции». Часть прибыли оставалась предприятием. За счет этой прибыли образовывались фонды экономического стимулирования: · фонд материального поощрения; · фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; · фонд развития производства. Эта реформа дала определенные позитивные результаты. В частности с 1965 по 1970 г. валовой общественный продукт увеличился на 42 % против 37% в предыдущем пятилетии, а увеличение национального дохода составило 41 и 32 %. Но возникла «выгодная» и «невыгодная» продукция, невыполнение заданий государственного плана стало нормой, стала складываться теневая экономика. Реформа 1979г. В 1979г. была предпринята еще одна попытка повернуть экономическое развитие страны в русло интенсификации и повысить эффективность производства путем заимствования приемов западного менеджмента. Отличительные особенности реформы: · переход к оценке деятельности предприятий по показателю «объем чистой (нормативной)» продукции; · рост производительности труда предполагалось исчислять по чистой (нормативной) продукции; · фонд заработной платы предполагалось исчислять по нормативам на рубль чистой (нормативной) продукции; · при оценке выполнения плана по выпуску продукции в натуральном выражении предусматривалось учитывать только те изделия, которые поставляются по договорам; · предусматривались изменения в управлении экономикой на макро - и микроуровнях. Однако все эти позитивные мероприятия не были реализованы на практике. Экономическая реформа 1979 г., как и реформа 1965 г. были направлены на конвергенцию хозяйственных систем. Уровень жизни народа с начала 80-х годов практически не повышался, темпы экономического роста СССР снижались, интенсификация экономического развития явно не удавалась. Назревала необходимость реформ, и она осознавалась в обществе. В качестве глашатая таких реформ выступил М.С. Горбачев, избранный Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1985 г. Курс на проведении реформ, названных «перестройкой», был объявлен М.С.Горбачевым в 1986 году. В сфере управления экономикой в годы Горбачевской перестройки можно выделить три этапа. Первый этап (1986-1989) был определен как этап ускорения социально-экономического развития. Но он не был подкреплен экономическими мерами. Второй этап (1988-1989) характеризовался тем, что радикальная экономическая реформа ознаменовалась реализацией набора непродуманных мероприятий в области трансформации экономического развития страны. Третий этап - переход к рыночной экономике с 1990г. – ознаменовался полным отказом от централизованного государственного планирования, превращением банков в коммерческие предприятия, созданием бирж, сворачиванием государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и ограничением государственной монополии внешней торговли, ростом коррупции и сращиванием партийной номенклатуры с теневой экономикой, которая уже была легализована Анализ происходящих в начале 90-х годов экономических процессов становления рынка, либерализации цен, состояния бюджета показал, что ожидаемого самонастроя рыночного механизма и промышленного производства не произошло. На первом этапе переходного периода (1992-1998) российская экономика пребывала в стадии депрессии. На втором этапе (1999г. – по наше время) начался процесс стабилизации и экономического роста. Для России проблема экономического роста имеет чрезвычайно важное значение. Подъем производства, высокие темпы роста экономики страны необходимы для развития научно-технического прогресса в стране и обновления устаревших основных фондов, повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции и решения социальных задач. В зарождающимся экономическом росте уже видна роль менеджмента новой России. Основные понятия: этапы развития теории и практики управления, направления в отечественном менеджменте, организационно – технические концепции, социальные концепции управления, концепция «физиологического оптимума», концепция «узкой базы» Гастева, теория «организационной деятельности», социально – трудовая концепция управления производством Н.А. Витке, централизованное государственное планирование, индустриализация, коллективизация, управление производством по отраслевому принципу, территориальное управление, реформы 1965, 1979 г., «перестройка» Вопросы для самопроверки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.013 с.) |