Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности российского менеджмента: система взглядов на управление предприятиями рф.

Поиск

Особенности российского менеджмента: система взглядов на управление предприятиями РФ.

осн. факторы, влияющ на становление и развитие мндж в рос. эконом.1)формиров рыночного механизма и сочетание его с госуд. регулированием. 2)изменение в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация мен-та преимуществ. на удовлетворение потребностей в предметах потребления. 3)обострение внутр. конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижение спроса на традицион. отечеств. товары и услуги. 4)интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к междунар. стандартам. 5)усиление социальных и эколог. требований к деят-ти орг-ции, ориентация м-та на внешн. факторы эффективности орг-ции. 6)возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация (разнообразие деят-ти) и кооперация (объед. компаний в многоуровн. орг-цию) орг-ций. 7) профессионализация мен-та, повышение его обществ. значимости и оценки, стремление к обучению и повышению профес. квалификации.

Важнейшая функция государства – целеполагание – практически полностью отсутствует, а проблема организации управления не воспринимается в принципе”. России нужна новая система управления. Однако ее формирование идет крайне медленно и противоречиво.
Отечественная наука теории управления в последнее десятилетия развивается в основном по пути заимствования и адаптации зарубежных, в первую очередь североамериканских теоретических установок и технологий.

От науки управления требуется прежде всего объективная оценка состояния российского общества и формулирование национальных целей, которые могли бы вдохновить большинство народа. страна нуждается в новых идеях, планах, публичных дискуссиях о новых путях возрождения России. Но больше всего она нуждается в критической массе компетентных управленцев способных осознать новые реалии, страдать из-за горестного состояния российского народа, увидеть те потенциальные возможности России, опора на которые позволит вывести страну на новые пути и адекватно действовать.
Принципиальные изменения требуются в системе оплаты труда. Основная масса работников по современным стандартам находятся в состоянии нищеты. Падает уровень образования народанеобразованный человек не может использовать технологии, даже если их ему продадут, а бедное общество не удержит достаточное количество образованных людей. Это создает объективную основу для дальнейшего отставания страны.
Одно из ключевых направлений деятельности советских управленцев в дореформенный период можно охарактеризовать как мотивированное искажение реальных показателей – зачастую только манипулируя цифрами, управленец эпохи социализма мог оградить себя от санкций вышестоящего руководителя.
Современный менеджер отличается от управленца советских времен. Во-первых, в плане технических аспектов управления предприятием он более самостоятелен. когда речь идет об общих целях предприятия, ему приходится считаться с позицией собственника, имеющего своеобственное видение ситуации. Во-вторых, у менеджера нового типа меньше возможностей «плыть по течению» – в условиях отсутствия четких правил игры он вынужден чаще опираться на интуицию и опыт и реже, чем советский управленец, использовать формальные хозяйственные показатели.
Сегодня в стране все больше дают знать о себе представители третьей группы – молодые и амбициозные наемные профессиональные менеджеры.
Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как:

спрос не изучен, непонятен.

уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;

отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев.

Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;

нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;

не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.

Особенности российского менеджмента определяются:

чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Содержание функций и труда менеджера.

Функции и содержание труда руководителей

Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые обязаны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования.В трудовом коллективе руководитель несет персональную ответственность за решение возложенных на коллектив задач, состояние и результаты его деятельности.Содержание труда руководителя характеризуется значительным разнообразием, многосложностью выполняемых функций.В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых экономисты выделяют:

Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании.

Экспертно-инновационную, в процессе ее реали­зации руководитель направляет процесс разработки и внедрения новых видов про­дукции и услуг, создает условия для организационных преобразований, консульти­рует подчиненных. Административную, объединяющую целый ряд подфункций:

контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки); организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и проч.); направляющую (координация работы исполнителей); кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала);

стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и на­казание). Коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и те­лефонные звонки, распространению информации, представительству. Социальную, выполняя которую руководитель создает в организации благопри­ятный морально-психологический климат, поддерживает существующие нормы поведения и формирует новые. Появле­ние этой функции, обусловлено растущей ролью человеческого фактора в жизни ор­ганизации.

Таким образом, руководителя сегодня можно рассматривать в трех основных аспектах: профессионал — автор решений, стратегии, планов; организатор — создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике; начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые не обязаны выполнять.

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, в рамках своей повседневной деятельности руководитель реализует сегодня следующие группы управленческих функций:

межличностные («главный менеджер», являющийся символом власти; «лидер», увлекающий сотрудников на достижение целей; «связующее звено» в команде управ­ленцев);

информационные («приемник», концентрирующий информацию; ее «распространитель» среди подчиненных; «представитель», передающий информацию во внеш­ний мир);

решающие («предприниматель», планирующий и начинающий изменения в организации; «ликвидатор нарушений», корректирующий деятельность в нестандарт­ных ситуациях; «распределитель ресурсов» и посредник, «ведущий переговоры»).

Как должностное лицо руководитель обладает определенными правами и обязанностями.

Официальные обязанности бывают:

общими (определяются конституцией);

специальными (возложенными, например, собственником, высшим руководством и др.);

служебными (вытекающими из совокупности функций данной должности).

неофициальные:

придерживаться заведенного в организации порядка;

уважительно относиться к подчиненным и коллегам, их работе;

не перекладывать на других свои обязанности, но и не выполнять чужие;

не замалчивать достижения подчиненных и не приписывать себе их успехи;

самокритично относиться к себе, интересоваться мнением других о своей ра­боте и поведении;

заботиться о личных интересах и проблемах подчиненных и коллег, оказывать им при необходимости всестороннюю помощь;

не допускать фаворитизма.

Процесс организации труда руководителя должен в полной мере охватывать все виды деятельности в соответствии с их функциями, правами, обязанностями, ответственностью, зафиксированными в нормативно – правовых актах (положениях, инструкциях).

При определении содержания труда руководителя необходимо проанализировать содержание каждого вида его деятельности. Особое внимание следует уделять элементам творчества в процессе подготовки и принятия управленческих решений, имеющим принципиальное значение для управления коллективом.

Большинство специалистов выделяют основные три группы качеств руководителей, которые характеризуют его труд - это профес­сиональные, личностные и деловые.

К профессиональным относят:

высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;

стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому воспри­ятию и переосмыслению окружающей действительности;

поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;умение рационально использовать время, планировать свою работу.

Диверсификация менеджмента.

Диверсификация(позднелат. diversificatio — изменение, разнообразие, от лат. diversus — разный и facio — делаю), одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. В основе Д. — стремление капиталистических фирм устоять в условиях неравномерного развития экономики: быстрого роста одних отраслей, упадка или стагнации (застоя) других. Наибольшее развитие процесс Д. получил начиная с середины 50-х гг. 20 в. Д. развивается в промышленности, на транспорте, в строительстве, финансовой сфере США, стран Западной Европы, Японии. Характер Д. определяется социально-экономическими особенностями данной страны. Вместе с тем на её развитие влияют и некоторые общие факторы (относящиеся ко всем странам): научно-техническая революция, борьба за высокие прибыли, необходимость изыскивать сферы для приложения своих накоплений, милитаризация экономики, конкурентная борьба, боязнь отстать от технического прогресса. В результате Д. фирмы, и в особенности монополии, приобретают многоотраслевой характер, они проникают прежде всего в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами — электронику, химию. Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства — производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что снижает расходы этих компаний, в частности и на исследования, которые часто приводят к изобретениям, далёким от специализации фирм. Под влиянием Д. структура фирм меняется: из специализированных они превращаются в многоотраслевые комплексы. Так, стальные фирмы производят, помимо стали, другие металлы и материалы, прежние производители жестяных банок изготовляют тару из разнообразных материалов. Некоторые фирмы ставят своей задачей внедрять новую технику, заниматься изобретательством и использовать изобретения.

Вертикальная интеграция - это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта на ступенях до или после производственного процесса.Под горизонтальной диверсификацией понимают увеличение ассортимента с помощью введения новой продукции, не похожей на основные товары предприятия, но интересной для традиционной клиентуры. Концентрическая диверсификация – пополнение ассортимента продуктами и услугами, похожими на товары и услуги предприятия, но имеющие иные потребительские свойства. Конгломератная диверсификация – пополнение ассортимента продукцией, не связанной с традиционной деятельностью предприятия.

Компоненты корпоративной информационной системы (КИС). Требования, предъявляемые к КИС.

кис-корпорати инф-я служба, кот. соедин. различные подсистемы от отдел служб пр-ва до со системы в единое пространство предпр-я

система обмена информации м/у различ категориями на всех уровнях включает: -организ-ю делопроизв-ва, -орган-ю контроля исполнения докум-в и решения рук-ва, -организ-ю внутр-й информац деятель-ти; -использ-е автоматизир.сетевых ресуров.

Информирование рук-лей и спец-тов структ.подразд. осущ-ся изданием и рассылкой распорядит-орг-х документов; обсуждением вопросов на заседаниях комиссий по кач-ву; обсужд.вопросов на производ.совещаниях; оператив. Извещением по диспетчерским связям и телекоммуникациям.В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией. В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонент ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы. Корпоративная информационная система в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая полной согласованности, безызбыточности и прозрачности информационных процессов. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.Корпоративная информационная система (КИС) — управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию и информационные технологии.Корпоративная информационная система — это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности больших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления.Корпоративной Информационной Системой может считаться система, автоматизирующая более 80 % подразделений предприятия.Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз.Наиболее существенной чертой комплексной информационной системы должно стать расширение контура автоматизации для получения замкнутой, саморегулирующейся системы, способной гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования.В состав КИС должны войти средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные (технологические) продукты. Из этого, в частности, следует, что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов.

 

 

Схемы собственности

Если права собственности на субъекты бизнес-направления принадлежат возглавляющей его компании, тогда используется холдинговая схема собственности. Такое бизнес-направление называется холдинговым.

Если головная компания бизнес-направления, получает от управляющей компанией корпорации право пользования (управления), а права владения и распоряжения остаются у корпорации, то такое бизнес-направление является трастовым.

Если в рамках направления бизнеса имеются несколько предприятий без четкой схемы соподчинения, то такое бизнес-направление называется дифференцированным.

Схемы управления

Если основной целью управления является капитализация бизнес-направления, то есть повышение рыночной стоимости самого бизнеса, а для достижения этой цели используются методы корпоративного управления (управление через С.Д., стратегическое планирование, ревизионные комиссии, лоббирование, перераспределение финансовых потоков в рамках портфеля с целью их централизации, кадровый), то такое бизнес-направление называется дивизиональным.

Если основной целью управления является получение приемлемого периодического дохода, а для достижения этой цели используются методы прямого участия (трастовые договора, коммандитные товарищества, участие в доходах, контроль расходов, назначение работников на руководящие посты), то такое бизнес-направление называется трастовым.

Если основной целью управления является развитие бизнеса, организационная структура бизнес-направления только формируется, существуют серьезные предпринимательские риски, само бизнес-направление еще финансируется из бюджета развития, а для достижения поставленных целей применяются жесткие методы (антикризисный, венчурный, инновационный), то такое бизнес-направление разбивается на отдельные хозяйствующие субъекты и называется венчурным Реализация подобных схем позволяет на корпоративном уровне повысить эффективность всего процесса управления собственностью. Однако, как уже отмечалось выше, необходим учет специфики отдельных типов собственности, который рассмотрен далее.

 

 

Особенности российского менеджмента: система взглядов на управление предприятиями РФ.

осн. факторы, влияющ на становление и развитие мндж в рос. эконом.1)формиров рыночного механизма и сочетание его с госуд. регулированием. 2)изменение в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация мен-та преимуществ. на удовлетворение потребностей в предметах потребления. 3)обострение внутр. конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижение спроса на традицион. отечеств. товары и услуги. 4)интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к междунар. стандартам. 5)усиление социальных и эколог. требований к деят-ти орг-ции, ориентация м-та на внешн. факторы эффективности орг-ции. 6)возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация (разнообразие деят-ти) и кооперация (объед. компаний в многоуровн. орг-цию) орг-ций. 7) профессионализация мен-та, повышение его обществ. значимости и оценки, стремление к обучению и повышению профес. квалификации.

Важнейшая функция государства – целеполагание – практически полностью отсутствует, а проблема организации управления не воспринимается в принципе”. России нужна новая система управления. Однако ее формирование идет крайне медленно и противоречиво.
Отечественная наука теории управления в последнее десятилетия развивается в основном по пути заимствования и адаптации зарубежных, в первую очередь североамериканских теоретических установок и технологий.

От науки управления требуется прежде всего объективная оценка состояния российского общества и формулирование национальных целей, которые могли бы вдохновить большинство народа. страна нуждается в новых идеях, планах, публичных дискуссиях о новых путях возрождения России. Но больше всего она нуждается в критической массе компетентных управленцев способных осознать новые реалии, страдать из-за горестного состояния российского народа, увидеть те потенциальные возможности России, опора на которые позволит вывести страну на новые пути и адекватно действовать.
Принципиальные изменения требуются в системе оплаты труда. Основная масса работников по современным стандартам находятся в состоянии нищеты. Падает уровень образования народанеобразованный человек не может использовать технологии, даже если их ему продадут, а бедное общество не удержит достаточное количество образованных людей. Это создает объективную основу для дальнейшего отставания страны.
Одно из ключевых направлений деятельности советских управленцев в дореформенный период можно охарактеризовать как мотивированное искажение реальных показателей – зачастую только манипулируя цифрами, управленец эпохи социализма мог оградить себя от санкций вышестоящего руководителя.
Современный менеджер отличается от управленца советских времен. Во-первых, в плане технических аспектов управления предприятием он более самостоятелен. когда речь идет об общих целях предприятия, ему приходится считаться с позицией собственника, имеющего своеобственное видение ситуации. Во-вторых, у менеджера нового типа меньше возможностей «плыть по течению» – в условиях отсутствия четких правил игры он вынужден чаще опираться на интуицию и опыт и реже, чем советский управленец, использовать формальные хозяйственные показатели.
Сегодня в стране все больше дают знать о себе представители третьей группы – молодые и амбициозные наемные профессиональные менеджеры.
Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как:

спрос не изучен, непонятен.

уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;

отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев.

Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;

нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;

не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.

Особенности российского менеджмента определяются:

чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.01 с.)