Лекция 16. Оценка эффективности менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 16. Оценка эффективности менеджмента



В методологии определения эффективности управления различаются показатели и критерии эффективности управления. Показатели эффективности количественно определяют полученный эффект, а критерии эффективности выражают качественные требования к выбору оптимального варианта деятельности управляемого объекта.

Достоверная оценка эффективности управления должна носить комплексный характер, что обеспечивается применением системы показателей эффективности управления, включающей:

— эффективность труда работников аппарата управления;

— эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, принятия и реализации решений);

— эффективность системы управления (иерархии управления);

— эффективность механизма управления (структурно-функционального, финансового, маркетингового, социального, инновационного).

Критериями результативности деятельности организации (по Д. Синку) являются:

• действенность — степень достижения целей организации;

• экономичность — соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;

• качество — соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей;

• прибыльность — соотношение между доходами и суммарным издержками;

• продуктивность — соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (трудовых, материальных, финансовых и др.);

• качество трудовой жизни — условия труда работников;

• инновационная активность — внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.

Виды эффективности различаются по следующим признакам в зависимости от того, в каком аспекте оценивается деятельность организации и какие результаты принимаются во внимание:

· содержание — экономическая, социальная, технологическая, экологическая и др.;

· направленность — внутренняя и внешняя;

· элемент системы управления — эффективность объекта управления (основной деятельности) и эффективность субъекта управления (аппарата управления);

· критерии оценки — общая (организации в целом) и частная (системы управления персоналом, инвестициями, финансами, инновациями);

· формализация — количественная и качественная;

· период оценки — статическая и динамическая;

· характер оценки — прямая и косвенная.

На эффективность менеджмента оказывает влияние ряд факторов, которые могут быть:

внутренние — материально-технические ресурсы организации, характер деятельности, бизнес-процессы, профессионализм менеджмента и др.;

внешние — компоненты рыночной среды, социокультурные факторы, конкуренция, технологические достижения, политические, международные события и др.

Влияние факторов носит системный характер и проявляется комплексно. Каждый из них может оказывать как положительное, так и негативное воздействие на эффективность управления и деятельность организации в целом. Поэтому задача менеджера состоит в максимально полной реализации благоприятных возможностей и защите от угроз с целью минимизации возможных потерь [6].

При оценке эффективности управления необходимо соблюдение основного принципа измерения эффективности - взаимосвязи цели и результата деятельности. Любая деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Однако она обязательно заканчивается результатом, даже если последний не запланирован или не имеет положительной оценки. Деятельность может быть признана эффективной, если конечный совокупный результат совпадает с поставленной целью, если же этого не достигнуто, то ее следует считать неэффективной. Таким образом, эффективность управления уценивается положительно, когда моделируемый результат адекватен условиям и задачам целеполагания (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Взаимодействие цели и результата деятельности

 

Современной системе управления присуща множественность целей, обусловленная ее многокомпонентным составом. Это предопределяет другой принцип оценки эффективности управления — по нескольким критериям оптимальности. Вследствие этого для оценки эффективности управленческой деятельности следует использовать систему показателей, среди которых:

обобщающие показатели характеризуют результат хозяйственной деятельности и управления в целом (объем продаж, прибыль, рентабельность и др.);

частные показатели позволяют оценить эффективность использования отдельных ресурсов и видов деятельности (трудовых, финансовых, материально-технических ресурсов, эффективность управленческих решений, контроля и др.).

Для обоснованной оценки эффективности управления предприятием необходимо комплексное применение системы обобщающих и частных показателей.

В практической сфере наиболее распространенными являются:

экономическая эффективность — определяется количественными параметрами (экономия времени, затрат труда, прибыльность, сроокупаемости и др.);

социальная эффективность — характеризуется качественными показателями (повышение квалификации, улучшение условии труда и быта, формирование организационной культуры, удовлетворение запросов потребителей, завоевание общественного доверия и др.).

В целом оценка эффективности системы управления заключается в сопоставлении результатов управленческой деятельности (организации в целом) и затрат (ресурсов), связанных с функционированием системы управления с учетом фактора времени.

Существует несколько подходов к расчету экономических показателей, позволяющих прямо или косвенно оценить эффективность управления. Это следующие показатели.

Эффективность управления — Эу:

(16.1.)

где П- прибыль организации;

Ру – расходы на управление.

Коэффициент численности управленческих работников

 

(16.2.)

где Чу - численность работников аппарата управления;

Ч — общая численность работников организации.

Коэффициент расходов на управление — Кр.

 

(16.3.)

где Ру — расходы на управление;

Р — общие расходы организации.

Коэффициент расходов на управление на единицу реализованной продукции (оказанных услуг) — Кр0:

(16.4.)

 

где О — количество или объем реализованной продукции (оказанных услуг)

Коэффициент эффективности расходов на управление— К0р:

 

(16.5.)

Коэффициент эффективности управления за счет роста производительности труда — Кпр:

 

(16.6.)

 

Пр — производительность труда.

Данные показатели рассчитываются статично (фиксировано на конкретную дату), что лишает их информативности в полном объеме.

Целесообразным является определение динамической эффективности управления, обеспечивающей аналитическую основу для оценки динамики организационных процессов с учетом фактора времени.

Динамическая эффективность управления – Э дин:

(16.7.)

где Пt и П0- прибыль в отчетном и базисном периоде;

Рt и Р0 — расходы в отчетном и базисном периоде.

Реализация принципа системности в оценке эффективности управления требует ее совокупной оценки по комплексу динамических показателей, представляющих конечный результат как функцию от нескольких производных.

Совокупная оценка эффективности управления:

W = f (ПП; ППТ; Пу;Пф….Пi) (16.8.)

где Пп, Ппт, Пу, Пф,... Пi. — динамика показателей эффективности организации (прибыль, производительность труда, расходы на управление, фонд оплаты труда,... i-показатель).

Оценка экономической эффективности управления предприятием должна дополняться обоснованием социальной эффективности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.011 с.)