Особенности западноевропейской модели менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности западноевропейской модели менеджмента



Страна Признак Характеристика
Англия, Голландия, Норвегия, Швеция Привлечение работников к «участию в управлении» Совместная выработка решений, представительство рабочих в органах управления
Швеция Тезис «обогащения труда» Психологизация управления, повышение содержательности труда на рабочем месте
Германия, Франция, Италия Концепция «социального человека» Воздействие групповых факторов на поведение работника
Англия Концепция государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнса Государственное вмешательство в экономику на основе экономических рычагов регулирования
Германия Модель «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда Социальная ориентация рынка, социальная защита населения, государственное регулирование экономики, индикативное планирование, социальное партнерство, «политика для миллионеров»
Швеция Шведская модель социализма Г.Мюрдаля Теория социального рыночного хозяйства, социально регулируемая экономика, социальное партнерство, «благосостояние для всех»

Основные понятия: эволюция менеджмента, современная американская модель менеджмента, стратегическое управление, революции управления, участие рабочих в управлении, основные принципы современного менеджмента, сущность японского менеджмента, концепция «социального человека», система группового принятия решения «ринги», концепция непрерывного обучения, управление качеством, концепция государственного регулирования экономики, концепция «социального рыночного хозяйства», индикативное планирование, шведская модель социализма.

Вопросы для самопроверки

1. Какие четыре основные формы привлечения рабочих к управлению получили распространение в США?

2. Каковы основные принципы современного менеджмента по Питеру Ф. Друкеру?

3. Что является сущностью японской модели менеджмента?

4. Какая система найма характерна для крупных японских фирм?

5. Перечислите особенности американского и японского менеджмента.

6. Какие основные положения включает концепция «социального рыночного хозяйства» по Эрхарду?

7. Что считал главным в шведской модели социализма Г. Мюрдаль?

8. Каковы особенности западноевропейской модели менеджмента?

Лекция 5. Организация как система управления

Одной из основных категорий менеджмента является, социальная система управления, или организация.

При этом каждая организация имеет свою внутреннюю среду.

Внутренняя среда организации объединяет элементы, которыми располагают субъект и объект управления, т.е. заключает в себя потенциал, необходимый для ее функционирования.

Основными составляющими внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технологии и люди.

Цели

Организация – это, по крайней мере, два человека с осознанными общими целями.

Цели есть конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли.

Структура

Структура организации отражает сложившиеся в ней выделение отдельных подразделений, связи между ними и объединение подразделений в единое целое.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функционирования областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделение труда. Характерной особенностью большинства организаций является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям.

Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Оно необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля.

Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущностью, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях.

Задачи

Еще одним направление разделением труда в организации является формирование задач.

Задачи – это предписанная работа, ее часть или серия, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. Считается, что если задача выполняется таким способом, и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Существует три категории задач: работа с людьми, предметами, информацией.

Изменения в характере и содержании задач тесно связаны с эволюцией специализации.

Технология

Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают.

По мнению социолога Ч. Перроу технология является средством преобразования сырья – будь то люди, информация, физические материалы – в искомые продукты и услуги [75].

Технология предусматривает стандартизацию и механизацию. Существует несколько видов классификации технологии.

Классификация технологии по Дж. Вудворду пользуется наибольшей известностью. Она выделяет три категории технологий:

1) единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где единовременно изготавливается одно изделие;

2) массовое или крупносерийное производство, применяющееся при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи;

3) непрерывное производство, использующее автоматизированное оборудование.

Только люди определяют пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор.

Люди

Люди являются основой любой организации: без них она не существует, именно люди создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе. Люди, работающие в организации сильно отличаются друг от друга по многим параметрам, все эти отличия могут оказывать серьезное влияние, как на характеристики, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий [17].

Несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, происходящих во внутренней жизни организации можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации которые являются объектами управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:

· производство;

· маркетинг;

· финансы;

· работа с кадрами;

· эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности)

Управление производством состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который предлагается внешней среде.

Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации, созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов и достижение целей организации [23; 36].

Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации.

Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также оно предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма [94; 104].

Управление эккаунтингом означает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций.

Все составляющие внутренней среды организации тесно взаимосвязаны, рис. 5.1. [49].

 

Рис.5.1. Взаимосвязь составляющих внутренней среды организации

Любая организация взаимодействует с внешней средой и зависима от нее.

Внешняя среда организации – это вся совокупность факторов, окружающих организацию.

Эти факторы взаимодействуют с основными составляющими внутренней среды организации и оказывают огромное влияние на ее жизнедеятельность. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию представлена на рис. 5.2.

 

Рис. 5.2. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию

Факторы внешней среды постоянно меняются и могут оказывать различное влияние на деятельность организации. В зависимости от степени воздействия на организацию факторы внешней среды подразделяются на среду прямого и среду косвенного воздействия.

Рис. 5.3. Среда прямого воздействия

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации, рис 5.3. Известный специалист по управлению П.Ф.Друкер, говоря о цели организации, выделял единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим следует понимать следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию.

Современное развитие науки и техники в условиях НТП существенно обострило конкурентную борьбу между фирмами. Важнейшим условием процветания фирмы является ее постоянное совершенствование и прежде всего на базе современных достижений науки и техники.

Среда косвенного воздействия, или общее внешнее окружение, обычно не влияет на организацию так заметно, как факторы среды прямого воздействия. Но факторы ее необходимо учитывать.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические, рис. 5.4.

 

Рис. 5.4. Среда косвенного воздействия

Сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, организации должны идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

Социокультурные факторы (установки, жизненные ценности, традиции) влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. От них зависят и способы ведения организациями своих дел. Все факторы внешней среды взаимосвязаны, рис. 5.5.

Поскольку организация является социальной системой, при изучении ее функционирования уместно применение системного подхода [19].

 

 

Рис. 5.5. Взаимодействие факторов внешней среды

Менеджмент трактует все современные организации как системы управления [11].

Система (от греч. systema) означает совокупность связанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих единое целое.

Система управления – это совокупность элементов (подсистем), объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение целей.

Для организации характерны все свойства системы:

1) наличие множества элементов;

2) их относительная самостоятельность;

3) единство главной цели для всех элементов;

4) наличие связей между ними;

5) определенная структура;

6) четко выраженное управление.

Организация состоит, из множества элементов, которые могут быть представлены в виде следующих подсистем:

социальной — объединения людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними; основу этой подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, обеспечение соответствующего качества трудовой жизни и т.п.;

производственно-технологической — комплекса машин, оборудования, сырья и материалов, используемых для получения конечного продукта или услуги; оказывает значительное воздействие, например, на уровень образования и квалификацию персонала, конкурентную позицию и имидж организации;

информационной — комплекса организационно-технических средств, предоставляющих необходимую информацию для эффективных коммуникаций и управления организацией;

экономической — совокупности экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели;

маркетинговой, которая направлена на удовлетворение потребностей клиентов в продуктах или услугах организации путем изучения рынка, создания системы сбыта, формирования оптимального ценообразования и эффективной рекламы.

По содержанию и выполняемым функциям элементы существенно различаются. В определенной степени они самостоятельны, но одновременно совместимы.

Совместимость обеспечивается единством главной цели, которой подчинено функционирование каждого элемента. Главная цель — это миссия организации. Она объясняет суть деятельности, специфику бизнеса и путь развития — все то, что отличает данную организацию от остальных в этой отрасли. Миссия является основой для постановки целей каждой подсистемы: социальной, экономической, маркетинговой и т.д. В свою очередь, цели помогают перейти от общей формулировки миссии к ее практической реализации.

Для реализации миссии и достижения целей необходимо сформировать упорядоченные связи между элементами системы, т.е. определенную структуру. Организационная структура отражает внутреннее строение организации, сложившееся в ней разделение труда, связи и взаимодействие подразделений. Она закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением.

Координация деятельности всех звеньев организации достигается путем выделения:

управляемой части, или объекта управления, т.е. того, чем управляют (исполнительные звенья);

управляющей части, или субъекта управления, т.е. того, что управляет (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры).

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь — это информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команд и состоянии управляемой части.

Таким образом, организация — это система, и при этом управляемая.

Различают два основных типа систем — закрытые и открытые. Закрытые системы имеют четкие границы и независимы от окружающей их среды. Открытые системы, наоборот, находятся в динамическом взаимодействии с внешней средой и подвергаются ее влиянию. Идея организации как открытой системы впервые предложена автором многочисленных работ по теории управления Честером Барнардом еще в 1930-х годах, однако для широкого признания этой концепции потребовалось 30 лет. Сегодня, называя организацию системой, мы имеем в виду именно открытую систему; иными словами, мы признаем, что организация постоянно взаимодействует с окружающей средой.

Деятельность организации как открытой системы описывается в терминах входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды (рис.5.6). Входящими ресурсами любой компании являются сырье, финансы, люди, информация и другие ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг. В процессе трансформации эти ресурсы превращаются в готовые товары или услуги под воздействием служащих, управленческой деятельности и применения технологий и методов работы, используемых в данной организации. Выход включает в себя товары и услуги, финансовые результаты деятельности компании, а также человеческий фактор, например степень удовлетворенности работой и уровень производительности труда работников.

Рис. 5.6. Организация как открытая система

 

Открытые системы не являются самодостаточными. Именно из окружающей среды организации получают необходимые им входящие ресурсы, и, кроме того, среда поглощает вырабатываемые ими продукцию и услуги. Ни одна компания не может существовать, если она не выполняет правительственные постановления, не поддерживает отношений с поставщиками либо игнорирует иные внешние факторы. Структура, система управления и функционирование организации не только определяются внутренними решениями или выбором, но и в значительной степени зависят от изменчивых факторов внешней среды. Подобная зависимость приводит к необходимости постоянно адаптироваться к изменениям во внешней среде, что предполагает:

• выделение факторов внешней среды, оказывающих воздействие на организацию;

• выявление требований каждого из выделенных факторов;

• адаптацию организации к данным требованиям.

Одним из наиболее популярных методов изучения среды косвенного воздействия является РЕSТ-анализ (от англ. Роlitiса1, Есоnоmiс, Sосio-сultural, Technological), т.е. анализ политических, экономических, социокультурных и технологических факторов.

При анализе среды прямого воздействия (деловой среды) необходимо учитывать следующие ее характеристики:

сложность (чем больше количество и более разнообразны элементы, тем сложнее среда);

изменчивость, связанную с тем, насколько динамичны компоненты среды (для нестабильной среды характерны частые изменения,

связанные, например, с действиями конкурентов, появлением новых технологий и т.д.);

неопределенность — отсутствие необходимой информации о
среде и непредсказуемость происходящих в ней изменений (чем
сложнее и изменчивее среда, тем выше ее неопределенность).

Для того чтобы ослабить ресурсную зависимость организации от деловой среды и снизить уровень ее неопределенности, менеджерам необходимо обеспечить адаптивность своей организации. Адаптивность — это способность организации изменять сложившееся в ней положение вещей, т.е. приспосабливать внутреннее содержание организации к внешним условиям. Возможны следующие пути адаптации организации:

• улучшение взаимодействия и информированности о состоянии внешней среды;

• совершенствование организационной структуры;

• стратегическое планирование;

• повышение квалификации персонала и т.д.

Таким образом, согласно системному подходу ключевые факторы успеха организации находятся как во внешней, так и во внутренней среде. Именно внешнее окружение диктует стратегию развития организации. Эффективность внутренней среды определяется ее способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Становление взглядов на организацию с точки зрения живого организма, к которому применимы принципы и законы сохранения и развития биологических систем, привело, в частности, к развитию концепции жизненного цикла организации.

Под жизненным циклом организации понимается совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни. Организации рождаются, взрослеют, достигают зрелости и умирают. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью. Как правило, выделяют четыре стадии: рождения, роста, зрелости и спада рис. 5.7.

На стадии рождения происходит создание организации. Переход к стадии роста означает серьезные изменения стиля управления, разделение труда и рост специализации. Главная задача здесь: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

На стадии зрелости организация достигает лидирующего положения на рынке.

На стадии спада снижается спрос на продукцию или услуги организации, возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе.

Вместе с пониманием основных элементов организации, этапов ее развития и взаимосвязей с внешней средой для успешного управления важно знание особенностей разных видов организаций.

Классификация организаций предполагает их объединение по определенным критериям, таким, как формализация, отношение к прибыли, вид деятельности, размер, форма собственности, организационно-правовая форма и др.

На основании критерия формализации выделяются формальные и неформальные организации.

Формальная организация — это организация, намеренно созданная по воле руководства, которая имеет четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи. В эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные учреждения.

В рамках формальной структуры всегда существует неформальная организация. Это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. При этом они не связаны должностной иерархией и объединены на основе дружеских симпатий, общих интересов. Как правило, работники, которые вступают в подобные организации, испытывают потребность в общении, принадлежности, защищенности и взаимопомощи. Неформальная организация оказывает большое влияние на моральное состояние, мотивацию, удовлетворенность работой и производительность персонала. Она может предоставить своим членам огромные возможности для развития, проявления инициативы и творческих способностей – как на пользу организации, так и в своих собственных целях.

Различия между формальной и неформальной организации представлены в табл. 5.1.

 

 

Рис. 5.7. Жизненный цикл организации

 

Создание Рост Зрелось Спад
Предпринимательство Коллективность Формализация Спад
· нечеткие цели · высокие творческие возможности · неформальное общение и структура · высокие обязательства · формализация правил · стабильная комплексная структура · упор на эффективность · децентрализация · диверсифицированные рынки · снижение эффективности · высокая текучесть кадров · возрастающие конфликты

Таблица 5.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.051 с.)