Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика стрессов и реакция на них
Динамика стрессов обусловлена эффектом адаптационного синдрома, который представляет собой модель реакции человека на воздействие стрессоров. Он включает три фазы (рис. 15.8): фаза А: тревога — состояние возбуждения; фаза Б: сопротивление — напряжение сил для противостояния стрессу;
Рис. 15.8 Фазы адаптационного синдрома фаза В: истощение — упадок сил вследствие истощения запасов адаптационных ресурсов. Деятельность работника в организации изменяется в зависимости от фазы стресса и может характеризоваться тремя состояниями: • мобилизация — рост интенсивности реакций, повышение четкости интеллектуально-познавательных процессов, активизация потенциала; • дезадаптация — возникновение реакции торможения и снижение качества деятельности; • дезорганизация — расстройство внутренней системы саморегуляции вследствие «запредельности» стресса. Стресс вызывает изменения в поведении персонала, проявляющиеся в форме различных реакций на стрессы: — приспособление к новой ситуации — сознательное или подсознательное стремление к восстановлению равновесия; — фрустрация — состояние разочарования, безнадежности, депрессии; — активная защита от стресса — смена вида деятельности для достижения душевного равновесия (спорт, музыка, живопись, рыбалка); — активная релаксация — расслабление и повышение природной жизнестойкости человека. Стресс проявляется в зависимости от способности человека работать с максимальной нагрузкой стрессовых факторов, обуславливающих индивидуальный временной предел стресса. Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу: • «волы» — лица, которые могут выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу; • «кролики» — лица, которых даже небольшая дополнительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса; • «львы» — лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей. Персонал организации по отношению к стрессам можно условно разделить на два типа (по М. Фридману): — тип А — лица с повышенной агрессивностью, вовлеченностью в постоянную борьбу с целью достижения значительных успехов; — тип Б — лица, сосредоточенные на саморазвитии и совершенствовании, не склонные к бурным внешним проявлениям успеха.
Личностную подверженность стрессам можно оценить на основе шкалы Т. Холмса и Р. Рея. В ней наиболее распространенные изменения в личной, семейной и трудовой сфере (появление новых обязанностей, несение дополнительной ответственности, смена места работы, переезд, бракосочетание, ремонт, болезнь, развод и др.) оценены в определенное количество баллов. Работники, набравшие более 300 баллов, на 80% подвержены риску испытать чрезмерный физиологический или психологический стресс. Анализ модели стрессовой реакции указывает на наличие физиологических, психологических и поведенческих реакций на воздействие стрессоров. Схематично модель стрессовой реакции представлена на рис. 15.9. Стресс имеет тенденцию накапливаться, поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств стрессовой ситуации. Рис. 15.9. Модель стрессовой реакции Симптомы стресса и психическое состояние персонала Стресс в пределах допустимого уровня оказывает позитивное, мобилизующее влияние: возрастают интенсивность труда, скорость выполнения операций, улучшаются внимание, реакция, повышаются результаты работы в целом. Высокий уровень стресса, а также длительное пребывание в стрессовом состоянии приводят к негативным последствиям в состоянии персонала. Различают три группы симптомов (внешних признаков) стресса: 1) физиологические — негативные воздействия на все жизненно важные функции и здоровье человека (расстройства и заболевания); 2) психологические — отрицательные психологические состояния (утомление, беспокойство, тревога, страх, тоска, раздражительность); 3) поведенческие — негативные изменения в поведении и работоспособности человека (снижение производительности труда, нарушения дисциплины, конфликтность, антисоциальные поступки и др.). Психические состояния персонала в результате действия стрессов выступают в трех основных формах: — утомление — временное снижение работоспособности под
— монотония — временное снижение работоспособности как результат однообразной деятельности. Формы проявления аналогичны, но работоспособность не прогрессивно падает, а колеблется; — психическая напряженность — состояние возбуждения и повышенной активности вследствие ожидания неблагоприятного развития событий, которое быстро приводит к утомлению. Психические состояния персонала под воздействием стрессов проявляются в следующих эмоциональных формах: • гнев, раздражительность как излишне сильные отрицательные реакции на негативные факторы; • возбужденность в виде излишнего уровня эмоционального ответа на воздействие внешней среды; • переживание как тщательное, детальное обдумывание ситуации без объективной потребности в этом; • грусть, тоска в виде пассивного переживания необратимых потерь; • страх, тревога как ощущение угрозы биологическому и социальному существованию человека. Состояния персонала вследствие дистрессов приводят к негативным последствиям, поэтому менеджеру необходимо эффективно управлять стрессами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.28 (0.004 с.) |