ТОП 10:

Базовая кафедра экономики и менеджмента



Базовая кафедра экономики и менеджмента

 

 

Экономика

Финансы и кредит

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

 

 

Совершенствование управленческой деятельности в организации

(на примере ЗАО «СК «КОЛЫМСКАЯ»)

(вариант № 02)

 

 

Работу выполнил _______________ Гайнутдинов Р. Н.

(подпись) студент группы ФиКзус-15

 

 

Проверил _______________ Афанасьев А.С.

(подпись) доцент кафедры ЭиМ, к.э.н.

 

 

Братск 2016


Реферат

УДК 65.0

 

Курсовая работа «Совершенствование управленческой деятельности в организации (на примере ЗАО «СК «Колымская») (вариант № 02, тема задания: «Эволюция научного менеджмента») выполнена студентом Гайнутдиновым Русланом Наильевичем, обучающимся по направлению подготовки бакалавров 080100 Экономика, профиль «Финансы и кредит» / руководитель Афанасьев Алексей Сергеевич, к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «БрГУ» – Братск, 2016 г. – стр. 50, ил. 10, прил. 11, библ. 17.

Перечень ключевых понятий: «менеджмент», «эволюция менеджмента», «принципы организации», «системный подход», «ситуационный подход».

Цель курсовой работы-развитие и закрепление теоретических знаний в области эволюции менеджмента, а также рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента.

Объектом исследования в курсовой работе является ЗАО «СК «Колымская», методы к управлению и предметом- используемые подходы.

Обоснованность основных положений работы, подтверждается использованием методов и приемов научного познания, в частности, статистическими данными, материалами статей периодических изданий, и некоторыми электронными ресурсами.

Результатом выполненной работы является следующий комплекс разработанных рекомендаций: направления по совершенствованию в сфере руководства, а также рекомендации по повышению эффективности управления.

Разработанные мероприятия имеют практическое значение и могут быть использованы ЗАО «СК «Колымская» для совершенствования управленческой деятельности.


Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

1.Теоретические аспекты эволюции научного менеджмента…………………...6

1.1. Возникновение научного менеджмента……………………………………..6

1.2. Универсальные подходы к менеджменту. Появление поведенческих школ менеджмента………………………………………………………………………..16

1.3. Национальные подходы к менеджменту…………………………………...19

1.4. Современный менеджмент в России………………………………………....22

2.Анализ управленческой деятельности в ЗАО «СК «Колымская»………….28

2.1. Общая характеристика объекта исследования……………………………...28

2.2.Анализ состояния исследуемой проблемы в организации…………………..30

2.3. Обобщенные выводы из анализа исследуемой проблемы.………………...35

3.Рекомендации по совершенствованию управления в ЗАО «СК «Колымская»…...………….………………………………………………………..38

Заключение………………………………………………………………………….43

Список использованной литературы……………………………………………...44

Приложение А………………………………………………………………………45


 

Введение

Термин «менеджмент» восходит к латинскому manus рука. В наше время общий смысл слова понимается как «управление».

Проблемы эволюции менеджмента являются весьма актуальными в наше время, так как именно правильно подобранные принципы и могут способствовать достижению организационной эффективности. Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. С древности процесс управления был важной частью производительной деятельности человека. Сначала он формировался под влиянием способа производства, а с 18 века был обусловлен развитием рыночных отношений.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использование достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

Объект исследования – закрытое акционерное общество «СПК «Андроновский».

Предмет исследования – совершенствование управленческой деятельности в выбранной организации на базе использования отвечающих требований современности принципов управления.

Целью исследования является развитие и закрепление теоретических знаний в области эволюции менеджмента, а также рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления подтверждает, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные временем и практикой .

С целью исследования, можно указать следующие задачи:

1. Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.

2. Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.

3. Изучить разнообразие моделей менеджмента.

4.Ознакомиться с особенностями современного российского менеджмента.

5. Выявить используемые принципы и подходы к управлению в ЗАО «СК «Колымская»

6.Разработать рекомендации по повышению эффективности руководства в выбранной организации.

Методами исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели, являются учебные пособия по менеджменту, статистические данные, нормативные правовые акты, а также материалы статей периодических изданий, и некоторые электронные ресурсы.


Теоретические аспекты эволюции научного менеджмента

Современный менеджмент в России

Управление персоналом в России, как и в других экономически развитых странах, имеет свои особенности. Каков российский подход к управлению персоналом? Каковы его особенности и недостатки? В 90-е годы прошлого века методы управления персоналом в России начали коренным образом меняться. Это было связано в первую очередь с ослаблением профсоюзов, увеличением объема работ, появлением необходимости работать с представителями разных национальностей.

В отличие от 80-х, когда сотрудник на одном и том же месте находился длительное время, в 90-х годах люди стали чаще менять работу. Это повлекло за собой установление между работодателем и сотрудником партнерских отношений. Такая тенденция сохранилась до начала XXI века.

Основные подходы к управлению персоналом в России

Управление персоналом в России основывается на следующих китах, которые сложились еще в советские времена:

1. Научность.

2. Плановость.

3. Единое распорядительство.

4. Подбор и установка кадров.

5. Сочетание централизации с децентрализацией.

6. Контроль выполнения решений.

В России активно осуществляется изменение управления персоналом. Советские идеалы все больше забываются, руководители переходят к управлению «по-современному».

Методы менеджмента в современной России разделяют на три вида: административные, экономические, социально-психологические.

Административные методы

Административный – самый распространенный российский современный подход к управлению персоналом, базируется на централизованном воздействии субъекта на объект. Для административного метода характерны такие черты, как трудовая дисциплина, чувство долга, стремление человека работать во благо организации, культура трудовой деятельности. В систему административного метода входят:

1. Организационно-стабилизирующие методы (указы, правила, уставы).

2. Методы организационного воздействия (инструкции, схемы). При этом приказы и распоряжения используются руководством.

3. Дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности). В данном случае применяются «устрашающие» негативные стимулы в виде угроз штрафа, потери части жалования и другие.

 

 

Экономические методы

Заключаются в материальном стимулировании трудоспособности сотрудников. Здесь очень важны правильно разработанные методы экономического развития, которые обеспечивают организации успешную деятельность. Благодаря этой деятельности сотрудники получают достаточно хорошую заработную плату, к которой обычно добавляются различные премии, льготы. Желание зарабатывать больше является лучшей мотивацией. Экономический метод являет собой целый комплекс методов и разработок. Среди них особенно выделяют:

1. методы, которые используют федеральные и региональные органы управления (налоговая система и т.д.).

2. методы, используемые во всевозможных организациях (система поощрения работников, система ответственности за качество работы).

Социально-психологические

Здесь ключевыми являются методы воздействия на психику работников. При помощи морального и психологического влияния в сотрудниках пробуждаются гражданские и патриотические чувства, регулируется их поведение и работа в коллективе. Благодаря данной методике организация планирует свою политику и эффективно улучшает качество работы сотрудников.

В состав социально-психологических методов входят такие особенности:

1. Особое внимание руководители обращают на отношение к работе своих сотрудников.

Здесь нужно учесть, что оно у всех разное, поэтому целесообразно подбирать сотрудников для работы в одной команде, учитывая их личные качества. Такая политика очень распространена в США, так как в этом государстве личность каждого работника очень важна. В коллективе создается творческая, по мере возможности, дружеская атмосфера, ведь отношение коллектива к работе определяет отношение к ней и каждого сотрудника.

2. Руководитель – это лидер, который просто обязан подавать пример своим рабочим.

Менеджер должен мотивировать своих подчиненных, перекладывая на них некоторую долю ответственности за организацию (этот метод называется делегированием). Сотрудник, которому доверили превысить свои полномочия, постарается оправдать надежды своего руководителя – отличная мотивация.

3. Знание целей, которые преследует организация, позволяет сотрудникам понимать, что они работают не только на себя, но и на целую компанию.

Осознание того, что их действия определенным образом влияют на целую организацию с сотнями, а то и тысячами сотрудников, является одной из самых сильных мотивирующих сил.

4. Общение между сотрудниками, проведение мероприятий, направленных на организацию досуга в свободное время, – это удовлетворение культурных (а в некоторой степени – и духовных) нужд сотрудников той или иной компании.

Когда работник считает место своей работы не просто холодным зданием, которое дает возможность не умереть от голода, но и местом, позволяющим завести новые знакомства, найти друзей, реализовать себя в одной из сфер, он относится к своим обязанностям с большим трудолюбием и усердием. Так, в Южной Корее сотрудники отделов вместе со своим менеджером нередко отправляются выпить соджу (алкогольный напиток) в кафе или бар, что сближает сотрудников. Правда, и оплата труда в таких фирмах остается на хорошем уровне. Несмотря на то, что руководители стремятся добиться приятной, дружеской атмосферы среди работников, они не забывают проводить конкурсы между ними, наградой в которых зачастую выступает премия или повышение заработной платы.

5. Метод кнута и пряника, как известно, работал всегда. Установив в фирме систему поощрений и санкций, работодатель мотивирует сотрудников на более совестливое отношение к работе.

На предприятиях (чаще всего это государственные учреждения), в которых оплата остается на не самом высоком уровне, наиболее применимы социально-психологические и административные методы. Хотя наиболее эффективным будет комплексный подход.

Рекомендации по совершенствованию управления в ЗАО «СК «Колымская»

Управление - это социальный феномен, характерный абсолютно для всех сфер человеческой жизнедеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, различные общественные объединения и т.д.

Понятие "управление" очень многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин, каждая из которых трактует его в контексте специфики предмета исследования и разрабатываемых ими концепций.

Система управления - это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления.

Система управления должна отвечать современным рыночным условиям:

· обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро изменять ассортимент продукции;

· быть адекватной сложной технологии производства, требующее совершенно новых видов контроля, организации и разделения труда;

· учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне изменившую требования к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

· учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений;

· учитывать изменение структуры издержек производства;

· принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды.

Важнейший активный компонент системы управления - менеджеры, принимающие решения, организующие процесс их выработки и выполнения, и специалисты, непосредственно готовящие решения.

Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы.

Принцип - это основное правило, требование, идея управления и его основа. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятия.

Управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления - механизм, который обеспечивает этот процесс. Сбои в работе бывают у каждого предприятия. И главными причинами этих сбоев чаще всего являются: отсутствие связей с потребителями и поставщиками, нехватка сырья, текучесть кадров, неконкурентоспособность и другие причины. Но есть еще одна важная причина - это кризис управления, который основан на традиционных заблуждениях: при реализации перемен внутри организации или при создании новой фирмы руководители часто забывают об изменениях в психологии работника, o необходимости создания системы управления персоналом. Психологические барьеры встают на пути прогрессивных преобразований в организации и порождают текучесть кадров, нездоровую психологическую атмосферу в коллективе, провоцируют конфликты и выполнение обязанностей с низкими показателями качества. Власть любого ранга автоматически придает нужный вес и авторитет лицу, занимающему определенный пост, а также наделяет его определенными навыками и способностями к управлению. Поэтому так много недалеких, бесталанных, грубых и некомпетентных руководителей, которые не считают нужным обращаться к опыту управления персоналом[13, с. 5].

Для устранения данных проблем были разработаны и опробованы конкретные рекомендации в области совершенствования управления персоналом. Эти рекомендации можно подразделить на четыре основные группы:

· организационные

· формальные;

· психологические;

· вспомогательные.

Первая группа рекомендаций связана с построением организации (фирмы) и налаживанием ее работы[14, с. 56].

Во-первых, в организации должно существовать гибкая система отпусков не только для руководителя, но и для всего персонала. При добросовестном и преданном отношении к работе и фирме никто не позволит себе задерживаться надолго. Нужно обязательно делать исключения для отпусков, связанных с уважительными причинами.

Во-вторых, система вознаграждения работников отдела реализации должна включать шкалу возрастающих выплат по достижении больших объемов продаж в процентах; в случаях зарабатывания кем-либо из агентов больших денег, не следует менять шкалу. Практика изменения к худшему очень хорошо знакома российским работникам и доверие к фирме может быть потеряно.

В-третьих, В отношении привилегий рекомендовано придерживаться ориентации на всех работников организации: сокращении специального дорого канцелярского оборудования для руководства; честность в любых отношениях; запрещение музыки на рабочем месте, кроме тех мест, где не требуется умственных усилий; отказ от постоянного привлечения новых сотрудников; снижение количества звуковых сигналов в офисе, включая телефон; запрещение найма штатных психологов или проведения психологических исследований для начальства; отказ от приятельских и фамильярных отношений внутри фирмы между начальником и подчинённым; отказ от условностей во всех областях деятельности, отягчающих ее и внутрифирменное общение в организации.

Создание и поддержание системы обратной связи в коллективе в оптимальном состоянии поможет преодолеть любые негативные моменты в жизнедеятельности фирмы через информацию от сотрудников[15, с. 71].

Вторая группа рекомендаций регулирует формальные отношения в фирме "руководитель-подчиненный".Все решения должны приниматься на возможно низшем уровне, исходя из необходимости быстро и без особых затрат исправлять принятое решение.О необходимости делегировать полномочия достаточно много сказано в различных трудах по управлению, и в настоящей работе.От подчиненных, которым делегировали полномочия надо добиться не только продуманной аргументации по поводу решения проблемы, но и обязательных ответов на некоторые насущные вопросы[14].

Третья группа - психологические рекомендации. Самые большие ошибки чаще всего совершаются руководителем именно в той области, где он чувствует себя непревзойденным, так как не было провалов. Высокомерие и самомнение в бизнесе - это верный путь к разорению.

Руководителю следует обязательно избегать оправданий сотрудников в случае ошибок и неудач. Им должна быть предложена помощь в процессе решения проблем, а не при исправлении сделанного. Это заставит подчиненных проявлять самостоятельность и улучшит качество работы.

Все ошибки должны признаваться руководителем открыто и спокойно, поощряя к тому же подчиненных и коллег. Он может выразить им сочувствие и не наказывать за просчеты. Репутация непогрешимого опасна и для руководителя, и для фирмы[16, с. 123].

Установление духа коллективизма, семейственности и корпоративности в фирме приведет к улучшению производственных результатов и укреплению искренних дружеских отношений, уважения и преданности фирме. При этом нужно соблюдать нормы этики в общении с персоналом и поведении в обществе.

Четвертая группа - Вспомогательные рекомендации, которые носят нестандартный характер и применяются нерегулярно, так как все зависит от ситуации. Но все же они могут быть очень полезны в управленческом и психологическом отношении[17, с. 19].

Одно из признанных достоинств умелого руководителя - это способность пользоваться услугами персонала в вопросах, которые касаются консультаций и советов. Право просить совета подразумевает право принять или отвергнуть его, ведь за конечный результат ответственность несет только руководитель. Если руководитель решит воспользоваться консультацией персонала, то должны быть ликвидированы все барьеры на путях коммуникаций и обеспечено прямое и честное общение. Это обеспечит руководителю не только квалифицированный совет, но и значительно упрочит его авторитет в коллективе.

Уровень реальных возможностей и способностей для успешного осуществления, задуманного должен находиться между первыми двумя уровнями - mах и min. Здесь учитывается все, что необходимо для выполнения программы действий, при условии, что уровень всегда стремится к max. Хорошая программа отвечает четырем задачам:

· решению проблем;

· упрочению положения компании;

· стимуляции мышления и действий;

· созданию новых возможностей

Таким образом, потенциал ЗАО «СК «Колымская» весьма огромен, но крайне важно развивать его, применяя различные меры по совершенствованию эффективности используемых принципов и подходов к управлению в организации, а также мер по расширению сферы деятельности управляющей компании.

 

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Сущность управления предприятием, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и подходы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

В данной работе подробно рассмотрели два подхода и можно сделать вывод, что:

1.Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации имежду организацией и средой, окружающей ее.

2.Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные переменные, которые влияют на организацию. Ситуационный подход часто называют «ситуационным мышлением». С точки зренияситуации «лучшего способа» управления не существует.

История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений.

Список использованной литературы

1.Гребцова В.Е. Менеджмент: Учеб. Для вузов / В.Е. Гребцова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 288с

2.Иванов Л. Б. «Основы менеджмента: эволюция управленческой мысли», учебное пособие, СПб, ЛТА, 2013г.

3.Смолкин А. М. «Менеджмент. Основы организации», учебник, Издательский Дом «ИНФРА-М», М, 1999 год.

4. Бурков В.Н. Введение в теорию управления организационными системами / В.Н. Бурков, Н.А. Коргин, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2009.

5.Погосян К.Р. Особенности менеджмента в современных российских компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4514 (дата обращения: 10.10.2014).

10.http://khabarovsk.kolm.ru/contacts/105

11.http://www.bizspravka.su/Братск/Колымская-ЗАО-сеть-страховых компаний -7178140187104806-id/

12.http://iknowbusiness.ru/textbook/?dblog_newsitemid=3&dblog_newsite =textbook

13. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=561369

14. Дмитриева З. Руководство сотрудниками и компанией: бизнес - практикум / З. Дмитриева. - М.: Юркнига, 2011. - 256 с.

15. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КНОРУС, 2010. - 416 с.

16. Дорофеев В. Д. Менеджмент: учебное пособие / В. Д. Дорофеева, А. Н. Шмелева. - М.: ИНФРА-М, 2009 - 440 с.

17. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник для экономических специальностей ВУЗов / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2010. - 215 с.

18.Всё про персонал: http://opersonale.ru/upravlenie-personalom/upravlenie-personalom-upravlenie-personalom/rossijskij-podxod-k-organizacii-i-upravleniyu-personalom-v-chem-on-zaklyuchaetsya.html

Приложение А

 

Анкета

Выявление принципов и подходов к управлению, используемых в ЗАО «СК «Колымская».

Данный тест является анонимным, но каждый ответ влияет на общий рейтинг популярности ответов на вопросы, поэтому отвечайте, пожалуйста, в соответствии с вашими чувствами и с тем, как все есть на самом деле. Поставьте галочку (крестик) перед выбранным вопросов.

1) Постарайтесь как можно объективнее оценить уровень компетенции вашего руководителя?

‘ Высокий;

‘ Достаточный для работы в нынешней должности;

‘ Пока недостаточный.

2) Считаете ли Вы, что экономическое нововведение (премии за выполненную работу) способствует повышению эффективности работы подразделения, и имеет ли оно место быть в вашей организации?

‘ Да;

‘ Нет.

3) Насколько зависит результативность и качество Вашей работы от взаимодействия с другими подразделениями компании?

‘ Полностью;

‘ Частично;

‘ Не зависит;

‘ Затрудняюсь ответить.

4) Тип руководства, который, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы организации?

‘ Авторитарный;

‘ коллегиальный.

5) Мне кажется, среди наиболее важных задач руководителя: (выбрать 1)

‘ Забота о процессе;

‘ забота о людях;

‘ забота о достижении целей руководства.

6) Какой стиль управления используется в вашей организации?

‘ Демократический

‘ Авторитарный

‘ Либеральный

7) На сколько эффективно ваш руководитель делегирует свои полномочия?

‘ Полностью;

‘ Частично;

‘ Плохо;

‘ Затрудняюсь ответить.

8) Устраивает ли вас ваш руководитель, исходя из его профессиональных навыков?

‘ Полностью устраивает

‘ Частично

‘ Нет

‘ Затрудняюсь ответить

9) Какая рабочая атмосфера складывается в вашей организации?

‘ Напряженность, враждебность;

‘ Сплоченность, дружеская атмосфера;

‘ Атмосфера произвола отдельных сотрудников;

10) Случаются ли конфликты между вами и вашим руководителем?

‘ Нет;

‘ Да.

 

Базовая кафедра экономики и менеджмента

 

 

Экономика

Финансы и кредит

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.023 с.)