Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные подходы к менеджменту

Поиск

Развитие теории и практики менеджмента в разных странах имеет свои национальные особенности в силу специфики культурных традиций и уникальности исторического пути каждого государства.

Рассмотрим особенности американской, европейской и японской моделей менеджмента.

Американский менеджмент отличается жесткой организацией управления и его формализацией.

Для данной модели менеджмента в наибольшей степени характерно:

· индивидуальный характер принятия решений;

· индивидуальная ответственность;

· строго формализованная структура управления;

· четко формализованная процедура контроля;

· индивидуальный контроль руководителя;

· быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе;

· главное качество руководителя – профессионализм и инициатива;

· ориентация управления на отдельную личность;

· оценка управления по индивидуальному результату;

· формальные отношения с подчиненными;

· обусловленность деловой карьеры личными результатами;

· подготовка узкоспециализированных руководителей;

· оплата труда по индивидуальным достижениям;

· найм на работу на короткий период.

Европейский менеджмент незначительно отличается от американской модели менеджмента, поскольку Европа и США достаточно близкие культуры и обмен достижениями между ними протекает довольно эффективно. В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо быстрее реагировать на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому нужно приспособиться.

Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

На японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой рынок она вышла только после Второй мировой войны. Вместе с тем японская модель менеджмента

– одна из самых эффективных систем менеджмента в мире, а главный фактор ее успеха – умение использовать человеческий фактор. Для данной модели менеджмента в наибольшей степени характерно:

· коллективное принятие управленческих решений на основе единогласия;

· коллективная ответственность;

· нестандартная, гибкая структура;

· неформальная организация контроля;

· коллективный контроль;

· замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост;

· основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль;

· ориентация управления на группу;

· оценка управления по достижении гармонии в коллективе и по коллективному результату;

· личные неформальные отношения с подчиненными;

· продвижение по службе по старшинству и стажу;

· подготовка руководителей универсального типа;

· оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т. д.;

· долгосрочная занятость в фирме.

Следует отметить, что Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, поэтому руководителей здесь готовят непосредственно в процессе работы. Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника. Для них гораздо важнее коллективная ответственность. Особенностью японского менеджмента также является серьезное внимание руководителей к технологическим инновациям.

Современный менеджмент в России

Управление персоналом в России, как и в других экономически развитых странах, имеет свои особенности. Каков российский подход к управлению персоналом? Каковы его особенности и недостатки? В 90-е годы прошлого века методы управления персоналом в России начали коренным образом меняться. Это было связано в первую очередь с ослаблением профсоюзов, увеличением объема работ, появлением необходимости работать с представителями разных национальностей.

В отличие от 80-х, когда сотрудник на одном и том же месте находился длительное время, в 90-х годах люди стали чаще менять работу. Это повлекло за собой установление между работодателем и сотрудником партнерских отношений. Такая тенденция сохранилась до начала XXI века.

Философия управления персоналом в России

Каждое государство имеет свою философию управления персоналом. У одних государств такая философия очень эффективна, у других – нуждается в определенных изменениях. Какова же философия управления персоналом в России? Советская философия основывалась на коллективной работе сотрудников, жестком контроле этой работы, социальных гарантиях и уравнительности в оплате. Сейчас российская философия управления персоналом весьма разнообразна, ведь каждая компания основывается на своих представлениях о работе кадров. В то время как крупные организации стремятся сохранить свои традиции, основанные на коллективизме и дисциплине, малые организации требуют безропотного подчинения правилам от своих сотрудников. Поэтому в настоящее время российская философия нуждается в кардинальных изменениях. Работники должны понимать, что их работа направлена не на начальника, а на потребителя, который хочет видеть качественный товар.

Российская специфика является основой философии управления персоналом. Она заключается в следующем:

1. В то время как западный человек привык экономить и беречь вследствие ограниченности территории, ему принадлежащей, русский знает – Россия необъятна, а богатство русских земель неисчерпаемо.

2. В отличие от американцев, которые привыкли работать индивидуально, русский человек – это неотъемлемая часть коллектива. Исторически сложилось так, что крестьяне помогали друг другу безвозмездно, поэтому для населения России коллективная работа всегда была более продуктивной и быстрой.

3. Труд для российского человека – это не только способ заработать. Зачастую сотрудники вкладывают душу в свою деятельность и любят свою работу.

4. В условиях рыночных отношений организации делают ставку на старшее поколение.

5. Характер россиян достаточно сложен и не поддается анализу. Россияне могут быть в равной степени добрыми и злыми, понимающими и бессердечными, свободными и потерявшимися в своих суждениях.

6. Россия – многонациональная страна, поэтому россияне должны учиться относиться с уважением к представителям других национальностей, которые работают вместе с ними.

 

Основные подходы к управлению персоналом в России

Управление персоналом в России основывается на следующих китах, которые сложились еще в советские времена:

1. Научность.

2. Плановость.

3. Единое распорядительство.

4. Подбор и установка кадров.

5. Сочетание централизации с децентрализацией.

6. Контроль выполнения решений.

В России активно осуществляется изменение управления персоналом. Советские идеалы все больше забываются, руководители переходят к управлению «по-современному».

Методы менеджмента в современной России разделяют на три вида: административные, экономические, социально-психологические.

Административные методы

Административный – самый распространенный российский современный подход к управлению персоналом, базируется на централизованном воздействии субъекта на объект. Для административного метода характерны такие черты, как трудовая дисциплина, чувство долга, стремление человека работать во благо организации, культура трудовой деятельности. В систему административного метода входят:

1. Организационно-стабилизирующие методы (указы, правила, уставы).

2. Методы организационного воздействия (инструкции, схемы). При этом приказы и распоряжения используются руководством.

3. Дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности). В данном случае применяются «устрашающие» негативные стимулы в виде угроз штрафа, потери части жалования и другие.

 

 

Экономические методы

Заключаются в материальном стимулировании трудоспособности сотрудников. Здесь очень важны правильно разработанные методы экономического развития, которые обеспечивают организации успешную деятельность. Благодаря этой деятельности сотрудники получают достаточно хорошую заработную плату, к которой обычно добавляются различные премии, льготы. Желание зарабатывать больше является лучшей мотивацией. Экономический метод являет собой целый комплекс методов и разработок. Среди них особенно выделяют:

1. методы, которые используют федеральные и региональные органы управления (налоговая система и т.д.).

2. методы, используемые во всевозможных организациях (система поощрения работников, система ответственности за качество работы).

Социально-психологические

Здесь ключевыми являются методы воздействия на психику работников. При помощи морального и психологического влияния в сотрудниках пробуждаются гражданские и патриотические чувства, регулируется их поведение и работа в коллективе. Благодаря данной методике организация планирует свою политику и эффективно улучшает качество работы сотрудников.

В состав социально-психологических методов входят такие особенности:

1. Особое внимание руководители обращают на отношение к работе своих сотрудников.

Здесь нужно учесть, что оно у всех разное, поэтому целесообразно подбирать сотрудников для работы в одной команде, учитывая их личные качества. Такая политика очень распространена в США, так как в этом государстве личность каждого работника очень важна. В коллективе создается творческая, по мере возможности, дружеская атмосфера, ведь отношение коллектива к работе определяет отношение к ней и каждого сотрудника.

2. Руководитель – это лидер, который просто обязан подавать пример своим рабочим.

Менеджер должен мотивировать своих подчиненных, перекладывая на них некоторую долю ответственности за организацию (этот метод называется делегированием). Сотрудник, которому доверили превысить свои полномочия, постарается оправдать надежды своего руководителя – отличная мотивация.

3. Знание целей, которые преследует организация, позволяет сотрудникам понимать, что они работают не только на себя, но и на целую компанию.

Осознание того, что их действия определенным образом влияют на целую организацию с сотнями, а то и тысячами сотрудников, является одной из самых сильных мотивирующих сил.

4. Общение между сотрудниками, проведение мероприятий, направленных на организацию досуга в свободное время, – это удовлетворение культурных (а в некоторой степени – и духовных) нужд сотрудников той или иной компании.

Когда работник считает место своей работы не просто холодным зданием, которое дает возможность не умереть от голода, но и местом, позволяющим завести новые знакомства, найти друзей, реализовать себя в одной из сфер, он относится к своим обязанностям с большим трудолюбием и усердием. Так, в Южной Корее сотрудники отделов вместе со своим менеджером нередко отправляются выпить соджу (алкогольный напиток) в кафе или бар, что сближает сотрудников. Правда, и оплата труда в таких фирмах остается на хорошем уровне. Несмотря на то, что руководители стремятся добиться приятной, дружеской атмосферы среди работников, они не забывают проводить конкурсы между ними, наградой в которых зачастую выступает премия или повышение заработной платы.

5. Метод кнута и пряника, как известно, работал всегда. Установив в фирме систему поощрений и санкций, работодатель мотивирует сотрудников на более совестливое отношение к работе.

На предприятиях (чаще всего это государственные учреждения), в которых оплата остается на не самом высоком уровне, наиболее применимы социально-психологические и административные методы. Хотя наиболее эффективным будет комплексный подход.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.249 (0.008 с.)