Представительная демократия в системе народовластия 137 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представительная демократия в системе народовластия 137



Второй вариант представительной демократии, предпо­лагая формальным источником власти народ, предусматри­вает передачу права на ее осуществление на ограниченный конституцией срок представительному органу, члены кото­рого действуют независимо от избирателей, т.е. обладают свободным мандатом.

Для свободного мандата характерно, что каждый де­путат представляет не избирателей своего округа, а народ в целом; депутат не связан обязательствами, которые он мог принять на себя во время предвыборной кампании; депутат не подлежит отзыву.

Третий, промежуточный, вариант представительной де­мократии имеет место, когда народ, оставаясь источником власти, передает право на ее осуществление представитель­ному органу частично на определенный конституцией срок, сохраняя за собой контроль за деятельностью своих пред­ставителей. Основой таких взаимоотношений депутатов и избирателей является полусвободный мандат.

Признаками, характеризующими полусвободный ман­дат, являются:

•^ отсутствие наказов, роль которых выполняет предвы­борная программа кандидата в депутаты, составленная им лично с учетом программы политической партии или общественного объединения, членом которого он является, а также с учетом специфики избирательно­го округа и местных проблем;

^ наличие тесной связи депутатов с избирателями, вы­ражающейся в регулярных встречах и прежде всего отчетах;

^ возможность избирателей досрочно отозвать депута­та, не оправдавшего доверия избирателей.

Конституция РФ не регулирует характер взаимоот­ношений депутатов с избирателями. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Го­сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не определяет характер депутатского мандата. Учитывая, что этот Закон не содержит положений о нака­зах избирателей, отчетах депутатов перед ними и возмож­ности досрочного отзыва депутата избирателями, можно сделать вывод а свободном мандате депутата Государ­ственной Думы.

Иначе решается этот вопрос на региональном (респу­бликанском) и местном уровнях в Российской Федерации. 138 Глава Б. Народовластие - основа конституционного строя

В 17 субъектах РФ имеются законы о наказах избирате­лей (Архангельская, Астраханская, Белгородская, Новоси­бирская, Тюменская области и др.), а также нормы об отче­тах и отзыве избирателей. Тем самым в этих субъектах РФ сохраняется императивный мандат депутатов.

Другие субъекты РФ, регулируя правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государствен­ной власти субъекта РФ, члена выборного органа местного самоуправления, не упоминая наказы, закрепляют обязан­ность депутатов отчитываться перед избирателями и воз­можность досрочного их отзыва (Алтайский край, Амурская область и др.) Таким образом, в этих субъектах РФ имеет место полусвободный мандат.

Стремление регионального (республиканского) законо­дателя сохранить отчетность и ответственность депутатов перед избирателями можно объяснить субъективными фак­торами, а именно сложившимся за десятилетия советской формы правления в России пониманием демократии как тесной связи представителей и представляемых, возможно­сти избирателей влиять на деятельность представительных органов и в случае необходимости — сменить их.

Сохранение отчетов и досрочного отзыва депутатов можно объяснить и объективными факторами, например наличием среди депутатов людей, которые по своим нрав­ственным, профессиональным и деловым качествам недо­стойны и не способны выполнять функцию представителя воли и интересов избирателей. Избиратели должны иметь право и возможность исправить допущенную ими ошибку на выборах.

Преимущества представительной демократии ее сто­ронники видят в наличии гарантий политической стабиль­ности и порядка; ограждении общества от сиюминутных увлечений широких слоев населения; рациональной орга­низации политической системы, четком разделении труда; более высоким по сравнению с непосредственной демокра­тией уровнем компетентности и ответственности лиц, при­нимающих решения.

Критики представительной демократии указывают на превращение современного парламента в неэффектив­ный институт, ставший средоточием фракционных интриг и местом проявления амбиций политиков. Принятие ре­шение осуществляется не в ходе парламентских дебатов,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.15.34 (0.005 с.)