Конституционное право России как учебный курс 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное право России как учебный курс



Конституционное право России как учебная дисциплина представляет совокупность знаний о конституционном пра­ве как отрасли и науке. Учебный курс конституционного права предназначен для изучения данной отрасли россий­ского права студентами юридических факультетов и юри­дических высших и средних учебных заведений.

Учебный курс готовится учеными в соответствии со стандартами, утвержденными Министерством образова­ния и науки Российской Федерации. В то же время про­граммы учебного курса конституционного права России, отвечая в целом вышеназванным стандартам, могут не со­впадать в различных учебных заведениях.

Задача учебного курса — изложение знаний о консти­туционно-правовом законодательстве в соответствии со структурой, предметом и положениями науки конститу­ционного права. В силу имеющихся различий в подходах Ученых к трактовке тех или иных нормативных правовых актов, концепций науки конституционного права допусти­мо своеобразие в структуре и содержании учебного курса, подготовленного различными научными коллективами и отдельными учеными.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте характеристику предмета конституционного права России как науки и покажите его соотношение с предметом от­расли конституционного права России.

Глава 2. Конституционное право как наука и учебный курс

2. Дайте определение понятия конституционного права Рос­сии как науки.

3. Назовите задачи и источники конституционного права Рос­сии как науки.

4. Какова методология пауки конституционного права России?

5. Охарактеризуйте исторические этапы развития науки кон­ституционного права России.

6. Дайте характеристику конституционного права России как учебного курса.

Литература

1. Авакьян, С. А. Конституционное право России: учеб, курс / С. А. Авакъян. - 4-е изд. - Т. 1. - М., 2010. -С. 140-153.

2. Актуальные проблемы преподавания конституцион­ного и муниципального права: материалы Всерос. науч. се­минара / под ред. Н. В. Витрука. — М., 2008.

3. Богданова, И, А. Система науки конституционного права / Н. А. Богданова. — М., 2001.

4. Куприц, Н. Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России / Н. Я. Куприц. — М., 1980.

5. Куприц, Н. Я. Из истории науки советского государ­ственного права / Н. Я. Куприц. — М., 1971.

Раздел II

КОНСТИТУЦИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕЕ РАЗВИТИЕ

 

3.1. Конституция РСФСР 1918 г.

Глава 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция РСФСР 1918 г.

Первыми конституциями были Конституция США 1787 г., Конституция Франции 1791 г. Конституции появ­ляются в период буржуазных революций (XVII—XVIII вв.) в результате острой политической борьбы между сторонни­ками абсолютизма и буржуазией при поддержке народных масс. Эти и последующие конституции других государств ограничивали абсолютную власть монарха, закрепляли представительную форму правления, гражданские права и другие атрибуты демократии. В монархической России конституции не было.

После победы Октябрьского восстания 1917 г. был при­нят ряд актов конституционного характера. В их числе: воззвание •?Рабочим, солдатам и крестьянам!», юридически оформившее создание государства диктатуры пролетариа­та; Декларация прав народов России; Декрет о земле; Де­крет о мире; Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви и др. Наибольшее значение для консти-туирования советской власти имела Декларация прав тру­дящегося и эксплуатируемого народа.

Идея создания первой советской Конституции была вы­сказана на III Всероссийском съезде Советов левыми эсера­ми. Однако в силу исторической обстановки делегаты съез­да ограничились принятием Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в которой были решены многие наиболее важные вопросы государственного и обществен­ного устройства Российского государства, а также поста­новления о федеральных учреждениях Российской респу­блики. В марте 1918 г. было принято решение ЦК РКП (б) о создании комиссии для разработки Конституции.

Комиссия была трехпартийной. В нее входили три боль­шевика, два левых эсера и эсер-максималист, а также беспар­тийный ученый, профессор-государствовед М. А. Рейснер. В подкомиссиях, созданных конституционной комиссией, работали ученые, являющиеся специалистами по вопросам государственного устройства. 4 июля 1918 г. проект Кон­ституции был представлен на обсуждение V съезда Советов и 10 июля 1918 г. Конституция была принята единогласно.

Конституция РСФСР закрепляла классовую демокра­тию. Она провозглашала принадлежность власти в центре и на местах трудящимся массам в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Система Советов включала: Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян­ских, красноармейских и казачьих депутатов; областные, губернские, уездные (районные) и волостные съезды Сове­тов; городские и сельские Советы. В период между Всерос­сийскими съездами Советов функции высшего органа госу­дарственной власти выполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (далее — ВЦИК) в числе не свы­ше 200 человек. ВЦИК являлся высшим законодатель­ным, распорядительным и контрольным органом РСФСР, образовывал Совет народных комиссаров (далее — СНК) и народные комиссариаты для руководства отдельными от­раслями управления. СНК был ответственен перед Всерос­сийским съездом Советов и ВЦИК.

В экономической сфере была провозглашена отмена част­ной собственности на землю. Весь земельный фонд объ­являлся общенародным достоянием и должен был быть передан трудящимся без всякого выкупа на началах урав­нительного землепользования. Все природные ресурсы объ­являлись национальным достоянием.

Основная задача социальной политики — уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализ­ма, при котором не будет ни деления на классы, ни государ­ственной власти.

В сфере внешней политики одобрялась политика СНК РСФСР, провозгласившего полную независимость Фин­ляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

Формой государственного устройства Российской совет­ской республики была избрана федерация советских нацио­нальных республик на основе свободного союза свободных наций. На момент провозглашения России федерацией ее 50 Глава 3. История развития Конституции Российской Федерации

субъекты отсутствовали. Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могли объеди­няться в автономные областные союзы, во главе которых стояли областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входили на на­чалах федерации в РСФСР.

Конституция РСФСР закрепляла довольно ограничен­ный круг прав личности. Важнейшим политическим правом было активное и пассивное избирательное право. Консти­туция РСФСР закрепляла не вполне всеобщие выборы. Не избирали и не могли быть избранными: лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, жи­вущие па нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты быв­шей полиции, особого корпуса жандармов и охранных от­делений, а также члены царствовавшего в России дома.

Выборы были не вполне равными, имелись преимущества в представительстве для рабочего класса. Так, Всероссий­ский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармей­ских и казачьих депутатов составлялся из представителей городских Советов по расчету один депутат на 250 тыс. избирателей и представителей губернских съездов Сове­тов по расчету один депутат на 125 тыс. жителей. То есть городское население имело почти пятикратное преимуще­ство в представительстве на Всероссийском съезде Советов перед сельским населением.

Выборы были прямыми и многостепенными. Низовое звено Советов избиралось посредством прямых выборов избирателями. Съезды Советов формировались из числа делегатов нижестоящих Советов и съездов Советов. Поря­док голосования в Конституции РСФСР не был указан. На практике сложилось открытое голосование.

В числе конституционных политических прав провозгла­шалось право на собрания, митинги, шествия. Имело место предоставление всех политических прав российских граж­дан иностранцам, проживающим на территории РСФСР и принадлежащим к рабочему классу или к не использую­щему чужой труд крестьянству. Местные Советы были вправе предоставлять таким иностранцам права российско­го гражданства без всяких формальностей.

3.2. Конституция РСФСР 1925 г.

К числу конституционных социальных прав относилось право на полное, всестороннее и бесплатное образование, которое, однако, предоставлялось только рабочим и бед­нейшим крестьянам.

Труд провозглашался обязанностью всех граждан. «Не трудящийся да не ест». Конституция РСФСР закрепляла обязанность всех граждан защищать социалистическое Оте­чество, всеобщую воинскую повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках предостав­лялось только трудящимся. На представителей свергнутых эксплуататорских классов возлагалось отправление иных воинских обязанностей.

3.2. Конституция РСФСР 1925 г.

30 декабря 1922 г. Первый съезд Советов СССР утвер­дил Договор и Декларацию об образовании СССР. Реше­ние о разработке первой союзной Конституции принял созданный этим съездом в январе 1923 г. ЦИК СССР. Окончательный вариант проекта Конституции был рассмо­трен и утвержден на II сессии ЦИК СССР 6 июля 1924 г. Затем текст Конституции был представлен на утверждение Второго съезда Советов СССР, что и было сделано 31 ян­варя 1924 г.

Вхождение РСФСР в состав СССР и связанные с этим изменения в ее правовом статусе обусловили необходи­мость внесения изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. Однако впоследствии был разработан проект новой Кон­ституции РСФСР, который был принят 11 мая 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 г. прежде всего закрепи­ла факт вхождения РСФСР в состав СССР и передачи ему полномочий, отнесенных к ведению органов СССР. В остальном вторая советская Конституция мало отлича­лась от первой Конституции РСФСР 1918 г. Российская республика была определена как социалистическое государ­ство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит Советам рабочих, крестьянских, ка­зачьих и красноармейских депутатов.

Конституция РСФСР 1925 г. провозглашала своей целью гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком 52 Глава 3. История развития Конституции Российской Федерации

и осуществления коммунизма, при котором не будет ни де­ления на классы, ни государственной власти.

В числе прав граждан РСФСР в Конституции были за­креплены: свобода совести; передача средств печати в руки рабочего класса и крестьянства; право на собрания, митин­ги и шествия; свобода объединения; полное, всестороннее и бесплатное образование; защита социалистического От­ечества; всеобщая воинская повинность; почетное право защищать революцию с оружием в руках гарантировалось только трудящимся; право свободного пользования родным языком в органах государственной власти.

Перечисленные права носили классовый характер. Кон­ституция допускала возможность лишения отдельных лиц и даже групп населения прав, если они пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепляла возможность предоставления права убежища всем иностранцам, подвер­гающимся преследованиям за политическую деятельность или религиозные убеждения.

Высшим органом государственной власти был Всерос­сийский съезд Советов, который состоял из представителей Советов городов и городских поселений по расчету один делегат на 25 тыс. избирателей и представителей губерн­ских и окружных съездов Советов по расчету один делегат на 125 тыс. населения. Всероссийский съезд Советов созы­вался ВЦИК РСФСР один раз в год. ВЦИК — верховный законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР. В период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти был избираемый ВЦИК Президиум. Пре­зидиум созывал ВЦИК на сессии.

Функции Правительства РСФСР выполнял Совет на­родных комиссаров.

Местными органами государственной власти были Со­веты депутатов в городах и селах, а также районные съезды Советов и их исполнительные комитеты.

Новеллой Конституции РСФСР 1925 г. в отличие от Конституции РСФСР 1918 г. было наличие главы об ав­тономных советских социалистических республиках и об­ластях, в которой определялся их правовой статус и харак­тер отношений с федеральной властью.

Высшим органом государственной власти в пределах территории каждой автономной советской социалистиче-

 

Конституция РСФСР 1937 г.

ской республики были съезды Советов республики, а в пе­риод между съездами — избираемый ими Центральный исполнительный комитет (ЦИК), права которого опреде­лялись конституцией каждой автономной советской со­циалистической республики. ЦИК автономных советских социалистических республик и областные исполнительные комитеты избирали из своей среды президиумы, которые в период между сессиями центральных или областных ис­полнительных комитетов являлись на территории данной республики или области высшим органом власти.

Конституция РСФСР 1937 г.

 

 

1 февраля 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о необходимости внесения изменений в Конституцию СССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избиратель­ной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных — прямыми, открытых — закры­тыми; б) уточнения социально-экономической основы Кон­ституции в смысле приведения ее в соответствие с новым соотношением классовых сил в СССР (созданием новой социалистической индустрии, разгромом кулачества, по­бедой колхозного строя, утверждением социалистической собственности как основы советского общества и т.п.).

В комиссию по подготовке проекта Конституции входили 30 человек. Судьба их трагична. 18 из них были репрессиро­ваны, причем двое из них покончили жизнь самоубийством.

Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. единогласно утвердил проект Конституции (Основ­ного Закона) СССР.

Возникла необходимость приведения Конституции РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1936 г. 21 ян­варя 1937 г. чрезвычайный XVII Всероссийский съезд Советов утвердил проект Конституции (Основного Закона) РСФСР.

РСФСР определялась как социалистическое государ­ство рабочих и крестьян, которым принадлежит государ­ственная власть, осуществляемая через Советы депутатов трудящихся. Переименование Советов имело целью под­черкнуть уничтожение эксплуататорских классов и созда­ние общества из трудящихся классов.

Экономическую основу РСФСР составляла социали­стическая система хозяйства и социалистическая собствен- 54 Глава 3. История развития Конституции Российской Федерации

ность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хо­зяйства, отмены частной собственности на орудия и сред­ства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Социалистическая собственность в РСФСР имела форму государственной собственности (всенародное достояние) либо форму кооперативно-колхозной собствен­ности. Природные ресурсы объявлялись государственной собственностью (всенародным достоянием). Наряду с со­циалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и куста­рей, основанное на личном труде и исключающее эксплуа­тацию чужого труда.

Конституция подтверждала вхождение РСФСР в состав СССР. Вне пределов статьи 14 Конституции СССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, со­храняя свои суверенные права. Будучи суверенным госу­дарством, РСФСР сохраняла право выхода из СССР. Ее территория не могла быть изменена без согласия РСФСР. Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно граж­данином СССР.

Конституция РСФСР внесла существенные изменения в систему органов государственной власти. Высшим орга­ном государственной власти РСФСР стал Верховный Со­вет РСФСР, который впервые в истории РСФСР был про­возглашен единственным законодательным органом, что означало первый шаг на пути внедрения в системе органов государственной власти принципа разделения властей, обособления законодательной власти от исполнительной. Верховный Совет РСФСР избирался гражданами РСФСР по избирательным округам сроком на четыре года по нор­ме: один депутат на 150 тыс. населения.

Новеллой было введение сессионной формы работы всех Советов. Верховный Совет РСФСР созывался на две оче­редные сессии в год. Внеочередные сессии созывались Пре­зидиумом Верховного Совета РСФСР — высшим органом государственной власти в период между сессиями Верхов­ного Совета РСФСР, который был подотчетен Верховному Совету РСФСР во всей своей деятельности. Президиум Верховного Совета РСФСР избирался Верховным Советом РСФСР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, 17 его заместителей (по числу автономных

Конституция РСФСР 1978 г.

республик), секретаря Президиума и 20 членов Президиу­ма. Верховный Совет РСФСР образовывал Правительство РСФСР — Совет народных комиссаров РСФСР. Аналогич­ная система высших органов государственной власти была предусмотрена для автономных советских социалистиче­ских республик.

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, администра­тивных округах, районах, поселках, селах были Советы де­путатов трудящихся, избираемые сроком на два года. Они избирали исполнительные комитеты в составе: председате­ля, его заместителей, секретаря и членов.

Конституция РСФСР 1937 г. значительно расшири­ла круг основных прав и обязанностей граждан. Впервые в истории Российского государства были закреплены: пра­во на отдых; право на материальное обеспечение в старо­сти, а также в случае болезни и потери трудоспособности; равенство женщины с мужчиной; неприкосновенность лич­ности, жилища и тайна переписки; обязанность соблюдать Конституцию РСФСР, исполнять законы, блюсти дисци­плину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития; обязан­ность беречь и укреплять общественную, социалистиче­скую собственность, а также защищать Отечество.

В Конституции РСФСР 1937 г. была существенно демо­кратизирована избирательная система. Были провозглаше­ны принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конституция РСФСР 1937 г. была красивой деклараци­ей. В силу существовавшего авторитарного режима боль­шинство положений этой Конституции не получили пол­ной реализации на практике. Например, в ст. 3 можно было прочесть, что вся власть принадлежит трудящимся. Однако реальное управление страной осуществляла партийная вер­хушка во главе со Сталиным. Неприкосновенность лично­сти, жилища, тайна переписки, свобода совести и печати, независимость судей существовали только на бумаге.

ЗА Конституция РСФСР 1978 г.

 

Со времени принятия Конституции РСФСР 1937 г. про­шло четыре десятилетия, за которые изменилась экономика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.93.231 (0.006 с.)