Глава 7. Конституционно-правовые 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Конституционно-правовые



^

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА

7.1. Местное самоуправление

Конституция РФ рассматривает местное самоуправле­ние как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12).

Под местным самоуправлением следует понимать одну из форм народовластия, представляющую деятельность местных сообществ (населения соответствующей террито­рии), осуществляемую ими на условиях сочетания местных и государственных интересов по решению вопросов мест­ной жизни под свою ответственность и в пределах опреде­ленной территории.

Субъектом местного самоуправления признается населе­ние соответствующего муниципального образования. Речь идет о гражданах, проживающих на территории муници­пального образования и наделенных правом на осуществле­ние местного самоуправления.

Содержанием местного самоуправления является дея­тельность по решению вопросов местного значения. Это деятельность:

а) признаваемая Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя, демократического ин­ститута гражданского общества;

б) гарантируемая Конституцией РФ, что означает за­крепление стабильных принципов организации местного самоуправления, самоорганизацию, самостоятельность в решении вопросов местного значения, невхождение в систему органов государственной власти, установление компетенции преимущественно законом и запрет на ее ограничение, право на судебную защиту местного само­управления;

в) самостоятельная деятельность населения, когда мест­ное самоуправление не находится в иерархических связях с какими-либо структурами, сообразует свою деятельность при принятии решений только с законом, гарантировано от вмешательства извне;

г) под свою ответственность, что означает троякую от­ветственность местного самоуправления — перед населе­нием, перед физическими и юридическими лицами, перед государством. Намечаемые и осуществляемые решения и действия местного самоуправления должны опираться только или преимущественно на собственные ресурсы, ма­териальные и иные средства;

д) осуществляется двояким образом: непосредственно населением путем выборов, местного референдума, участия в собраниях и сходах граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан; через выборные и иные органы местного самоуправления;

е) исходит из интересов населения;

ж) учитывает исторические и иные местные традиции, что позволяет строить местное самоуправление в соответ­ствии с местной спецификой природно-географического, экономического характера, уклада жизни людей.

Специфика местного самоуправления как формы публич­ной власти заключается в дуалистичности, государственно -общественном характере его политико-правовой природы. Важнейшими признаками государственной власти, свой­ственными местному самоуправлению, являются:

* право принятия нормативных актов, исполнение ко­торых на территории муниципального образования обеспечивается возможностью применения государ-ственного принуждения;

* право самостоятельного формирования бюджета и сбора местных налогов;

* наделение органов местного самоуправления отдель­ными государственными полномочиями;

" наличие особого слоя людей, профессионально за­нимающихся управлением — организацией решения общих дел;

наличие территории, изменение границ которой воз­можно с учетом мнения населения соответствующей территории; 146

Глава 7. Конституционно-правовые основы общества

• ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Общественный характер местного самоуправления, при­надлежность его к политической власти характеризует то, что:

— структура органов местного самоуправления и разде­ление полномочий между ними определяются мест­ным сообществом самостоятельно; значительная часть вопросов местного значения реша­ется посредством институтов непосредственной демо­кратии;

— в ситуациях, предусмотренных уставом муниципаль­ного образования, функции представительного орга­на местного самоуправления может выполнять сход

 

 

граждан;

важной организационно-правовой формой осущест­вления местного самоуправления является террито­риальное общественное самоуправление; — местное сообщество является подсистемой граждан­ского общества.

Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти. Относительная независимость местно­го самоуправления от государственной власти не исключает наделения органов местного самоуправления государствен­ными полномочиями посредством разделения сфер их дея­тельности, а также непосредственной передачи перераспре­деленных полномочий от государственных органов органам местного самоуправления. Это в свою очередь предполагает наличие государственного контроля за органами местного самоуправления с целью координации их деятельности. Необходимость такой координации определяется тем, что местное самоуправление находится в стадии становления и имеет слабую материальную базу.

Координация системы местного самоуправления обеспе­чивается через систему законов, собственные органы госу­дарства на местах, действующие наряду с органами местно­го самоуправления. Так, согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона <Юб общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществле­ния органами местного самоуправления или должностными

7.2. Экономическая основа конституционного строя

лицами местного самоуправления отдельных государствен­ных полномочий уполномоченные государственные орга­ны вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами мест­ного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.94 (0.008 с.)