Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев



Одной из острых проблем современного мира являет­ся вынужденное перемещение людей, которые в поисках безопасности покидают свои дома и устремляются в дру-

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 3] Закона СССР от 24 июня 1981 гола "О правовом положении ино­странных граждан в СССР"» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура». 218 Глава 10. Конституционно-правовые основы статуса...

гие места, чтобы избежать преследования, вооруженных конфликтов, политического насилия. Актуальность этого явления для России обусловлена распадом СССР, превра­щением союзных республик со значительной долей про­живающих в них русских людей в суверенные государства, миграционной привлекательностью России. В результате миграция стала постоянно действующим фактором, кото­рый учитывается во внутренней и внешней политике Рос­сийской Федерации.

В силу причин внутреннего и внешнего характера на тер­ритории Российской Федерации находятся две специфиче­ские категории физических лиц: беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус данных лиц регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О бежен­цах» и Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужден­ных переселенцах».

Беженец — это лицо, не являющееся гражданином Рос­сийской Федерации и в силу вполне обоснованных опа­сений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принад­лежности к определенной социальной группе или полити­ческих убеждений находится йне страны своей граждан­ской принадлежности, не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вслед­ствие таких опасений, или, не имея определенного граж­данства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Таким образом, лицом, ходатайствующим о признании бе­женцем, могут быть:

— иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ;

— лица без гражданства, прибывшие или желающие при­быть на территорию РФ;

— иностранные граждане и (или) лица без гражданства, пребывающие на территории РФ на законном основа­нии (ст. 1 Федерального закона «О беженцах»).

Процедура признания лица беженцем включает в себя об­ращение с ходатайством о признании беженцем; предвари­тельное рассмотрение ходатайства; принятие решения о вы­даче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмо-

10.2... основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев 219

трении ходатайства по существу; рассмотрение ходатайства по существу; принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; выдачу удостоверения бе­женца либо об отказе в признании беженцем. Не может быть признано беженцем лицо:

— з отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях при­нятия мер в отношении подобных преступлений;

— которое совершило тяжкое преступление неполитиче­ского характера вне пределов территории РФ и до того, как оно было допущено на территорию РФ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

— которое виновно в совершении деяний, противореча­щих целям и принципам ООН;

— за которым компетентные органы государства, в кото­ром оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

— которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Решение о выдаче свидетельства о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по су­ществу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного ли­ста на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию РФ и оснований для их нахождения на территории РФ, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложен­ных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных липом фактов допускается проведение дополнительных собесе­дований. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. В случае сохранения у беженца обстоятельств, послуживших основанием для признания его беженцем, срок признания беженцем продлевается на каждый последующий год.

При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удосто­веряющие личность лица, признанного беженцем, остаются 220

Глава 10. Конституционно-правовые основы статуса...

на хранении в федеральном органе исполнительной вла­сти в сфере миграции либо в его территориальном органе на срок признания данного лица беженцем.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или при­знанное беженцем либо утратившее статус беженца или ли­шенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности при сохранении в данном государстве об­стоятельств, послуживших основанием для получения ста­туса беженца.

Лица, получившие статус беженцев, имеют право:

1) на получение услуг переводчика и получение ин­формации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях;

2) на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, опреде­ляемом Правительством РФ;

3) на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяе­мых Правительством РФ, но не ниже 100 руб.;

4) на получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномо­ченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в центр временного размещения;

5) на сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по ми­грационной службе и (или) территориального органа фе­дерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану предста­вителями территориального органа федерального органа ис­полнительной власти по внутренним делам в центре времен­ного размещения в целях обеспечения безопасности;

6) на получение питания и пользование коммунальны­ми услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Прави­тельством РФ;

7) на медицинскую и лекарственную помощь в соответ­ствии с Федеральным законом «О беженцах», другими фе­деральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

8) на получение содействия в направлении на профес­сиональное обучение в центре временного размещения и в трудоустройстве;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.005 с.)