Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства



Иностранный гражданин — физическое лицо, не яв­ляющееся гражданином Российской Федерации и имею­щее гражданство (подданство) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установ­ленный федеральным законом или признаваемый в соот­ветствии с международным договором РФ1.

Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражда­нином Российской Федерации и не имеющее доказатель­ства наличия гражданства иностранного государства.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без граж­данства имеет единую основу. Он определяется Конститу­цией РФ (ст. 62 и 63) и конкретизирующими ее содержа­ние нормами Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации». Не случайно в п. 2 ст. 2 этого Феде­рального закона сказано, что понятие «иностранный граж­данин* включает в себя понятие «лицо без гражданства*, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные прави-

Впервые в России нормативное определение понятия «иностранец» появилось в период царствования Петра I. 212

Глава 10. Конституционно-правовые основы статуса...

ла, отличающиеся от правил, установленных для иностран­ных граждан.

По критерию правомерности пребывания на террито­рии России иностранных граждан можно классифицировать на законно и незаконно находящихся на территории РФ. Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительный вид на жи­тельство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверж­дающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Если указанные документы у лица отсутствуют, он считается иностранным гражданином, незаконно находящимся на территории РФ, и может быть выдворен с территории России в администра­тивном порядке. В течение пяти лет со дня выдворения он не может въезжать на территорию РФ.

Иностранные граждане обязаны зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Россию в территориальном органе федерального органа испол­нительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (сейчас это подразделения Федеральной миграционной службы). Регистрация иностранного гражданина произво­дится по письменному заявлению, поданному лично или через приглашающую организацию по месту его пребыва­ния в России при наличии миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Россию, и документа, удостоверяющего его личность.

Регистрации не подлежат главы иностранных госу­дарств; главы правительств иностранных государств; чле­ны парламентских и правительственных делегаций; руково­дители международных организаций, въехавшие в Россию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также члены семей указанных лиц; иностранные гражда­не, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней; иностранные граждане — моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с офици­альным визитом либо с деловым заходом экипажей воен­ных кораблей и т.п.

В зависимости от времени и состояния проживания на территории РФ иностранных граждан подразделяют на четыре категории: временно пребывающие; временно

10.1... основы статуса иностранных граждан...

проживающие; постоянно проживающие; лица, получив­шие политическое убежище.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации зависит от срока действия выдан­ной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Рос­сийскую Федерацию в порядке, не требующем визы, не мо­жет превышать 90 суток, за исключением ряда случаев, предусмотренных Федеральным законом -Ю правовом по­ложении иностранных граждан в Российской Федерации».

Временно пребывающий в Российской Федерации ино­странный гражданин обязан выехать из Российской Феде­рации по истечении срока действия визы или срока оконча­ния трудового договора или военного контракта.

Временное проживание иностранного гражданина на тер­ритории РФ возможно на основе разрешения, выданного в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государствен­ной власти субъектов РФ и возможностей данного субъек­та по обустройству иностранных граждан.

Постоянное проживание иностранного гражданина в Рос­сийской Федерации возможно на основании вида на жи­тельство, выдаваемого территориальным органом феде­рального органа исполнительной власти в сфере миграции. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на житель­ство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Разрешение на временное пребывание и постоянное проживание иностранному гражданину не выдается, а ра­нее выданное разрешение аннулируется в случаях, если Данный иностранный граждан: выступает за насильствен­ное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасно­сти Российской Федерации или граждан Российской Феде­рации; финансирует, планирует террористические (экстре­мистские) акты, оказывает содействие в совершении таких 214

Глава 10. Конституционно-правовые основы статуса...

актов или совершает их, а равно иными действиями поддер­живает террористическую (экстремистскую) деятельность; представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения и т.п.

Особой категорией иностранных граждан и лип без гражданства являются представители этих категорий лиц, получившие политическое убежище. Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О территориальном убежи­ще» от 14 декабря 1967 г. убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, должно уважаться другими го­сударствами. На право искать убежище и пользоваться убе­жищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении ко­торого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступле­ние или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступле­ний. Оценка оснований для предоставления убежища ле­жит на предоставляющем это убежище государстве (ст. 1).

К вышеназванным лицам не должны применяться та­кие меры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежища, высылка или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Исключение допускается лишь по имею­щим решающее значение соображениям национальной без­опасности или в целях защиты населения, как, например, в случае массового притока людей.

Конституция РФ в ст. 63 провозглашает:

«1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международ­ного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не при­знаваемые в Российской Федерации преступлением. Вы­дача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других го­сударствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

10.1... основы статуса иностранных граждан...

Для иностранных граждан и лиц без гражданства может быть установлен национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим, определяющий их правовое положение на территории страны.

Конституция РФ закрепляет национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, предполагаю­щий, что они пользуются в Российской Федерации права­ми и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст. 62).

Режим наибольшего благоприятствования на террито­рии России предоставляется гражданам Республики Бе­ларусь. В рамках сообщества России и Беларуси приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантий. Гражданам России и Беларуси предоставлено право бес­препятственно обменивать жилые помещения на террито­рии этих государств.

Специальный режим означает предоставление отдель­ных прав для определенных групп иностранных граждан в соответствии с законодательством или международным договором. Такой режим в Российской Федерации имеют граждане Казахстана, постоянно проживающие на террито­рии РФ. На них не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для иностран­ных граждан. Они имеют право участвовать в приватизации наравне с гражданами России1.

Национальный режим исключает право иностранных граждан избирать и быть избранными в федеральные ор­ганы государственной власти, органы государственной вла­сти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Рос­сийской Федерации и референдумах субъектов РФ. Вместе с тем постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотрен­ных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также Участвовать в местном референдуме (ст. 12 Федерально-

Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно прожи-акшщх на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Ка­захстан, пос гоянно приживающих на территории Российской Федерации, от 20 января 1995 г. // СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3950. 216

Глава 10. Конституционно-правовые основы статуса...

го закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Иностранные граждане не могут быть призваны на во­енную службу (альтернативную гражданскую службу}. Они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Право на свободу передвижения в личных или деловых це­лях в пределах Российской Федерации иностранные граждане могут реализовать на основании выданных или оформлен­ных в установленном законом порядке документов. Вместе с тем федеральный закон ограничивает передвижение ино­странных граждан на ряде территорий, организаций и объ­ектов, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Временно проживающий в Российской Федерации ино­странный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъек­та РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатиче­ских представительств и работникам консульских учреж­дений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккре­дитованным в Российской Федерации иностранным жур­налистам право на свободу передвижения в пределах Рос­сийской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением вышеизложенных ограни­чений.

Иностранные граждане пользуются правом свободно рас­поряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпри­нимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ряда ограничений, установленных федеральным законом. Иностранные граждане не имеют права:

находиться на муниципальной службе;

— замещать должности в составе экипажа, плавающе­го под Государственным флагом РФ, в соответствии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.011 с.)