Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
Конституция РФ впервые включает главу, посвященную порядку принятия и изменения действующей Конститу-72 Глава 4. Теоретические основы конституционализма ции. В отличие от предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., которая допускала возможность внесения изменений в Конституцию двумя третями голосов народных депутатов высшего законодательного органа государственной власти, действующая Конституция содержит сверхсложный порядок внесения в нее поправок и пересмотра. Такой порядок внесения поправок и пересмотра Конституции является важнейшей гарантией политической и экономической стабильности России, стабильности ее Основного Закона. Конституция РФ устанавливает три процедуры поправок и пересмотра Конституции в зависимости от значимости конституционных норм. Прежде всего Конституция РФ определяет круг субъектов конституционной инициативы, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции. В их числе: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Конституция содержит различные подходы к пересмотру различных глав Конституции в зависимости от их значимости. Федеральное Собрание не может пересмотреть основополагающих глав Конституции РФ: гл. 1 «Основы конституционного строя*, гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Регламент Государственной Думы закрепляет, что предложение о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должно содержать новую редакцию указанных глав или их статей, частей, пунктов, а также обоснование- новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе для подготовки заключения. Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, оно считается одобренным и соответствующее постановление Государственной Думы направляется в Совет Федерации для последующего рассмотрения. Предложение о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должно быть
4.2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции... поддержано не менее чем тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ в идентичной редакции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Порядок формирования и деятельности Конституционного Собрания должен быть урегулирован федеральным конституционным законом, который до сих пор не принят. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя тремя голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Иная процедура внесения поправок предусмотрена для гл. с 3 по 8 Конституции РФ, что объясняется вторым местом этих норм в иерархии после норм гл. 1,2 и 9. Согласно Федеральному закону от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации* поправки к гл. 3—8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ. При этом под поправкой понимается любое изменение текста гл. 3—8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции. Предложение о поправке к Конституции РФ должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции РФ. Поступившее в Государственную Думу предложение 0 поправке к Конституции РФ направляется в комитет
1 °сударственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» об условиях 74 Глава 4. Теоретические основы конституционализма и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ. Результатом такой проверки должно стать решение, которое может содержать два варианта. Первый — предложение о возвращении проекта закона о поправке инициатору, т.е. отклонение проекта. Второй — предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона о поправке, направляемой вместе с проектом закона о поправках в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой. Проект закона о поправке обсуждается в Государственной Думе в порядке трех чтений и считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее он в течение пяти дней направляется в Совет Федерации, который обязан его рассмотреть. Закон о поправке к Конституции считается принятым при условии его одобрения голосами не менее трех четвертей членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации закона РФ о поправке к Конституции РФ Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии. Закон РФ о поправке к Конституции РФ не позднее пяти дней со дня его принятия направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые обязаны рассмотреть закон в срок не позднее одного года со дня его принятия. Законодательный орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации. Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов РФ направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона РФ о поправке к Конституции подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президс-н- 4.2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции... том РФ в текст Конституции РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу. В случае если закон РФ о поправке к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представительных) органов государственной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ закона РФ о поправке к Конституции.
Особый порядок предусмотрен для внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ. Статья 65 Конституции закрепляет виды и именной состав субъектов РФ, который может измениться в результате объединения двух и более субъектов РФ в один новый субъект, а также в результате принятия нового субъекта Федерации. Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса Российской Федерации. Необходимость внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ может возникнуть в связи с изменением названия субъекта РФ. В силу ст. 73 Конституции РФ решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов РФ. Новое наименование субъекта РФ не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В такой ситуации согласно ч. 2 ст. 137 Конституции РФ новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Глава 4. Теоретические основы конституционализма Вопрос о том, какой именно государственный орган и каким именно правовым актом вправе включить в Конституцию РФ новое наименование субъекта РФ, по запросу Государственной Думы был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 28.11.1995 № 15-П разъяснил, что такие изменения включаются в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Вместе с тем Конституционный Суд РФ отметил, что не является изменением наименования субъекта РФ в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. Примером внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ является изменение указом Президента РФ от 09.01.1996 № 20 наименования «Ингушская Республика* на «Республика Ингушетия».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.01 с.) |