Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации



Конституция РФ впервые включает главу, посвященную порядку принятия и изменения действующей Конститу-72

Глава 4. Теоретические основы конституционализма

ции. В отличие от предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., которая допускала возможность внесения измене­ний в Конституцию двумя третями голосов народных де­путатов высшего законодательного органа государственной власти, действующая Конституция содержит сверхсложный порядок внесения в нее поправок и пересмотра. Такой по­рядок внесения поправок и пересмотра Конституции явля­ется важнейшей гарантией политической и экономической стабильности России, стабильности ее Основного Закона.

Конституция РФ устанавливает три процедуры попра­вок и пересмотра Конституции в зависимости от значимо­сти конституционных норм.

Прежде всего Конституция РФ определяет круг субъ­ектов конституционной инициативы, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции. В их числе: Президент РФ, Совет Федера­ции, Государственная Дума, Правительство РФ, законода­тельные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Конституция содержит различные подходы к пересмо­тру различных глав Конституции в зависимости от их зна­чимости.

Федеральное Собрание не может пересмотреть осно­вополагающих глав Конституции РФ: гл. 1 «Основы кон­ституционного строя*, гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Регламент Государственной Думы закрепляет, что пред­ложение о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должно содержать новую редакцию указанных глав или их статей, частей, пунктов, а также обоснование- новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе для подготовки заключения.

Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, оно считается одобренным и соответствующее постанов­ление Государственной Думы направляется в Совет Фе­дерации для последующего рассмотрения. Предложение о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должно быть

4.2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции...

поддержано не менее чем тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ в идентичной редакции будет под­держано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание.

Порядок формирования и деятельности Конституцион­ного Собрания должен быть урегулирован федеральным конституционным законом, который до сих пор не принят.

Конституционное Собрание либо подтверждает неиз­менность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституцион­ным Собранием двумя тремя голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более по­ловины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Иная процедура внесения поправок предусмотрена для гл. с 3 по 8 Конституции РФ, что объясняется вторым ме­стом этих норм в иерархии после норм гл. 1,2 и 9.

Согласно Федеральному закону от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Кон­ституции Российской Федерации* поправки к гл. 3—8 Кон­ституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ. При этом под поправкой понимается любое изменение текста гл. 3—8 Конституции РФ: исклю­чение, дополнение, новая редакция какого-либо из положе­ний указанных глав Конституции.

Предложение о поправке к Конституции РФ должно со­держать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об исключе­нии статьи (части или пункта статьи) из Конституции РФ.

Поступившее в Государственную Думу предложение

0 поправке к Конституции РФ направляется в комитет

1 °сударственной Думы, к ведению которого отнесены во­просы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу попра­вок к Конституции Российской Федерации» об условиях 74

Глава 4. Теоретические основы конституционализма

и о порядке внесения предложения о поправке к Консти­туции РФ.

Результатом такой проверки должно стать решение, ко­торое может содержать два варианта. Первый — предложе­ние о возвращении проекта закона о поправке инициатору, т.е. отклонение проекта. Второй — предложение о приня­тии к рассмотрению Государственной Думой проекта за­кона о поправке, направляемой вместе с проектом закона о поправках в Совет Государственной Думы для включе­ния в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой.

Проект закона о поправке обсуждается в Государствен­ной Думе в порядке трех чтений и считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее он в тече­ние пяти дней направляется в Совет Федерации, который обязан его рассмотреть. Закон о поправке к Конституции считается принятым при условии его одобрения голосами не менее трех четвертей членов Совета Федерации.

В случае отклонения Советом Федерации закона РФ о поправке к Конституции РФ Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии.

Закон РФ о поправке к Конституции РФ не позднее пяти дней со дня его принятия направляется Председате­лем Совета Федерации в законодательные (представитель­ные) органы субъектов РФ, которые обязаны рассмотреть закон в срок не позднее одного года со дня его принятия.

Законодательный орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Со­вет Федерации.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодатель­ными органами субъектов РФ направляется Председате­лем Совета Федерации Федерального Собрания Президен­ту РФ для подписания и официального опубликования.

Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получе­ния закона РФ о поправке к Конституции подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Принятая по­правка к Конституции РФ подлежит внесению Президс-н-

4.2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции...

том РФ в текст Конституции РФ. Президент РФ в месяч­ный срок со дня вступления в силу закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляет официальное опублико­вание Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих по­правок в силу.

В случае если закон РФ о поправке к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представитель­ных) органов государственной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, повторное внесение в Государствен­ную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результа­тов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ закона РФ о поправке к Конституции.

Особый порядок предусмотрен для внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ. Статья 65 Конституции за­крепляет виды и именной состав субъектов РФ, который может измениться в результате объединения двух и более субъектов РФ в один новый субъект, а также в результате принятия нового субъекта Федерации. Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Фе­дерации, вносятся на основании федерального конститу­ционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об из­менении конституционно-правового статуса Российской Федерации.

Необходимость внесения изменений в ст. 65 Конститу­ции РФ может возникнуть в связи с изменением названия субъекта РФ. В силу ст. 73 Конституции РФ решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов РФ. Новое наиме­нование субъекта РФ не может затрагивать основы кон­ституционного строя, права и свободы человека и граж­данина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В та­кой ситуации согласно ч. 2 ст. 137 Конституции РФ новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Глава 4. Теоретические основы конституционализма

Вопрос о том, какой именно государственный орган и каким именно правовым актом вправе включить в Кон­ституцию РФ новое наименование субъекта РФ, по запро­су Государственной Думы был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 28.11.1995 № 15-П разъяснил, что такие изменения включаются в текст ст. 65 Конституции РФ указом Прези­дента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ отметил, что не является изменением наименования субъекта РФ в смыс­ле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименова­ние, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо ин­тересы других государств, а также предполагает измене­ние состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Примером внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ является изменение указом Президента РФ от 09.01.1996 № 20 наименования «Ингушская Республика* на «Респу­блика Ингушетия».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.01 с.)