Федеральные источники конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральные источники конституционного права



Основной источник конституционного права — Консти­туция Российской Федерации, которая закрепляет основы всех общественных отношений в сфере устройства госу­дарства и общества. Она устанавливает: основы конститу­ционного строя, основы правового положения личности, федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности высших органов государственной власти РФ, судебную власть, местное самоуправление, порядок внесе­ния поправок и пересмотра Конституции. Конституция РФ является юридической базой текущего законодательства. Нормативные правовые акты всех органов государственной власти и местного самоуправления принимаются на основа­нии и в соответствии с предписаниями Конституции. Это обязательное условие признания их юридической силы.

Общепризнанные принципы и нормы международного пра­ва и международные договоры РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Кон­ституции РФ общепризнанные принципы и нормы между­народного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе­мы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для реализации иных положений международных договоров РФ принима-

1.4. Источники конституционного права...

ются соответствующие правовые акты. В качестве примера международного акта, являющегося источником конститу­ционного права России, можно привести Всеобщую декла­рацию прав человека от 10 декабря 1948 г.

Законы Российской Федерации о поправках к Конститу­ции России. Поправки к гл. 3—8 Конституции РФ принима­ются в порядке, предусмотренном для принятия федераль­ного конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации (ст. 136). Такой закон был принят в декабре 2008 г. Он продлил срок полномочий Президента РФ и Государственной Думы.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ, изло­женные в его постановлениях и определениях. Акты Кон­ституционного Суда РФ не являются правовыми актами, но имеют юридическое значение. На их основе утрачива­ют силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции РФ. Таким образом, они влияют на содержа­ние источников конституционного права.

Федеральные конституционные законы принимаются по кругу отношений, указанных в Конституции РФ. Напри­мер, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы, делятся на принимаемые по предметам ведения Российской Федерации и принимаемые по пред­метам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Примером второго вида федеральных законов является Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации?-.

Регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Регламент — нормативный правовой акт, опре­деляющий порядок деятельности палаты Федерального Со­брания РФ, содержащий нормы в основном процессуально­го характера. Например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 ян­варя 1998 г. (далее — Регламент Государственной Думы).

Постановления палат Федерального Собрания, содержа­щие конституционно-правовые нормы. Например, поста­новление Государственной Думы от 6 июня 2003 г. «О по­рядке применения Постановления Государственной Думы

Глава 1. Конституционное право России как отрасль

Федерального Собрания Российской Федерации "Об объ­явлении амнистии в связи с принятием Конституции Че­ченской Республики"».

Декларации Федерального Собрания РФ. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларации имеют конституционно-правовое значение, так как в них формулируются прин­ципы, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие Российской Федерации.

Указы Президента России, содержащие конституционно-правовые нормы. Например, Указ Президента РФ от 28.02.2009 № 233 «О территориальных органах Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации».

Постановления и распоряжения Правительства РФ, со­держащие конституционно-правовые нормы. Правовые акты Правительства РФ принимаются на основании и во испол­нение Конституции РФ, федеральных законов, норматив­ных указов Президента РФ. Например, постановление Пра­вительства РФ от 28.07.2005 № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнитель­ной власти*.

Акты Центральной избирательной комиссии РФ, содер­жащие конституционно-правовые нормы. Например, по­становление ЦИК РФ от 06.11.1997 № 134/973-П «О По­ложении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Феде­рации*-.

Специфическим видом источников конституционного права являются договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Так, 31 мар­та 1992 г. был подписан Федеративный договор, охваты­вающий три договора между федеральными органами го­сударственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.006 с.)