Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представительная демократия в системе народовластия 139
Перечисленные недостатки представительной демократии определяют необходимость существования в любом демократическом обществе непосредственного участия граждан в управлении как государственными, так и местными делами. Представительная и непосредственная демократия взаимосвязаны. Взаимопроникновение непосредственной и представительной демократии проявляется в том, что: - институты непосредственной демократии являются источником, основой возникновения представительной демократии. Так, без выборов — важнейшего института непосредственной демократии, не может состояться представительная демократия; — посредством реализации некоторых институтов непосредственной демократии (референдум, обращения, петиции, народная правотворческая инициатива, собрания и публичные манифестации) граждане влияют на содержание, основные направления деятельности представительных органов государственной власти и выборных органов местного самоуправления; - отдельные институты непосредственной демократии одновременно являются составной частью, институтами представительной демократии. Они образуют точки соприкосновения представительной и непосредственной демократии. К их числу относятся выборы, отчеты, отзыв депутатов. В научной литературе много пишут о кризисе современной демократии, в основе которого лежит углубляющееся противоречие между народом как субъектом власти (согласно фундаментальным демократическим постулатам) и властвующей элитой, правящей верхушкой, деятельность которой должна быть (согласно тем же постулатам) одобрена народом путем голосования на выборах, "ем дальше, тем в большей степени это противоречие разрешается не пользу народа. Политические системы, называющие себя демократическими, постепенно вырабатывают у себя способность обходиться без народа, сводят его учредительную власть к возможности выбора прави-елеи управляемыми, а затем, превратив этот выбор чуть не в единственное измерение демократии, доводят технику организации электоральных процессов до такой сте- *и, что народ в массе своей голосует так, как того хотят 140 Глава 6. Народовластие - основа конституционного строя организаторы. Сужение сферы демократии и изощренная манипуляция ее институтами, прежде всего выборами, — вот что делает учредительную власть народа иллюзорной и все менее обеспеченной1.
6.5. Человек — высшая ценность С появлением человека возникает проблема взаимоотношений людей между собой. С появлением государства — проблема взаимоотношений личности и государства. Великий юрист и блестящий оратор Эллады Протагор (ок. 481—411 гг. до н.э.) первый высказал блестящую идею: «Мера всех вещей — человек». Именно эта идея впоследствии стала красной нитью идеи правового государства и естественно-правовой концепции прав человека. По мнению Аристотеля, наилучшее государственное устройство — то, учреждения которого дают возможность каждому, кто бы ни был, действовать, как только для него лучше, и жить, таким образом, счастливо. Науке известны две концепции взаимоотношений личности и государства: естественно-правовая и позитивная, Теория естественных, неотчуждаемых, прирожденных прав личности была оформлена в качестве самостоятельной концепции правового статуса человека в XVII в. в Европе, и период буржуазных революций. Видные буржуазные ученые того периода (такие, как Гуго Гроций и Спиноза в Голландии, Джон Локк в Англии, Жан Жак Руссо во Франции, Радищев в России) выдвинули и отстаивали идею о том, что каждому человеку по законам природы принадлежит целый ряд естественных, прирожденных, неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод. К ним они относили такие права и свободы, как право на жизнь, имущество, неприкосновенность личности и имущества, свободы мысли, убеждений и поступков, равенство и защита от произвола. К естественным они относили также обязанности: соблюдения договоров и обещаний; возвращения чужой вещи; возмещения причиненного ущерба; привлечения к ответственности за нарушение прав. С тех пор идея защиты естественных, неотчуждаемых прав человека нашла свое дальнейшее развитие, уточнение ~*~Ефимов В. И. Власть в России. М, 1996. С. 831. Человек - высшая ценность и законодательное закрепление во многих странах Европы, Америки, других континентов. В России эта идея впервые получила закрепление в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в декабре 1991 г. Верховным Советом РФ.
Претворение этой теории в жизнь требовало преодоления патернализма, определявшего взаимоотношения личности и государства в советский период истории России. Согласно этим воззрениям права и свободы граждан целиком и полностью зависели от политики государства, которое в одном случае могло проявить великодушие и провозгласить широкий круг прав и свобод, а в другом — по собственному усмотрению сократить, ограничить этот круг, отобрать у граждан то, что они имели прежде. Каждый шаг в развитии конституционного статуса личности трактовался как благодеяние государства, результат проводимой властями политики, а то и как личный вклад лидера. Теоретическая необоснованность позитивных (патерналистских) воззрений на отношения государства и гражданина привела к тому, что, с одной стороны, фактически отошла на задний план проблема их взаимной ответственности, обязанностей друг перед другом. С другой стороны, патернализм нередко преломлялся в сознании людей как основание для иждивенческих настроений, расчета на то, что государство все обеспечит и сделает. Вольно или невольно сдерживалась энергия, заложенная в человеческом факторе, насаждалась общественная пассивность, принижалась роль гражданственности, инициативы и предприимчивости людей, их добросовестного, заинтересованного отношения к труду. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Содержание этой статьи Конституции РФ является нормой высокой степени обобщения, основой конституционного строя. О значимости конституционных прав и свобод человека и гражданина свидетельствует закрепление их в Конституции РФ в качестве важнейшей основы конституционного строя, о чем свидетельствует номер соответствующей статьи — второй — 8 гл. 1 «Основы конституционного строя*, после характеристики Российской Федерации в ст. 1. 142 Глава Б. Народовластие - основа конституционного строя Литература Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции РФ. Все основы конституционного строя, изложенные в гл. 1 и развивающиеся в остальных главах Основного Закона, направлены на развитие содержания и обеспечение реализации ст. 2 Конституции РФ. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Охарактеризуйте концепции содержания конституционно-правовой категории «демократия». 2. Назовите проблемы определения демократии как народовластия. 3. Дайте характеристику демократии как системы ценностей и механизма управления. 4. Дайте понятие и расскажите о возникновении и развитии институтов непосредственной демократии. 5. Дайте характеристику понятия референдума, его отличий от других институтов непосредственной демократии. 6. Назовите виды р еферен дума. 7. Расскажите о правовой регламентации референдума. 8. Охарактеризуйте понятие и правовую основу опросов в Российской Федерации. 9. Расскажите о публичных слушаниях как институте непосредственной демократии.
10. Дайте характеристику наказов избирателей как института непосредственной демократии. 11. Какова правовая регламентация отчетов депутатов перед избирателями? 12. Что вы знаете об отзыве депутатов и выборных должностных лиц избирателями? 13. Расскажите об общих-собраниях граждан, компетенции и порядке их проведения. 14. Что вам известно о сходах граждан, компетенции и порядке их проведения? 15. Расскажите о правотворческой (законодательной) инициативе как институте непосредственной демократии. 16. Какова роль обращений граждан в системе нсттосредственной демократии и правовая регламентация порядка их реализации? 17. Расскажите о петициях граждан как институте непосредственной демократии и проблемах их правового регулирования. 18. Дайте характеристику собраний и публичных мероприятий как институтов непосредственной демократии. 19. Какова роль представительной демократии в системе народовластия? 20. Как вы понимаете фразу: «Человек — высшая ценность»? Литература 1. Астафичев, П. А. Народное представительство и парламентаризм: конституционные проблемы / П. А. Астафичев; под ред. Г. Н. Комковой. — Орел, 2004. 2. Витрук, Н. В. Конституция Российской Федерации как ценность и конституционные ценности: вопросы теории и практики / Н. В. Витрук // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нуд-ненко. - Т. 1. - М., 2009. - С. 9-20. З.Денисов, С. А, Выхолащивание конституционных ценностей в административном обществе / С. А. Денисов // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. - Т. 1. - С. 129-133. 4. Комарова, В. В, Институт публичных слушаний — форма народовластия (понятие, виды, правовые основы) / В. В. Комарова // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 9. 5. Комарова, В. В. Механизм непосредственной демократии современной России / В. В. Комарова. — М., 2006. 6. Нудненко, Л. А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России / Л. А. Нудненко. - М., 2000. 7. Нудненко, Л. А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л. А. Нудненко. // Конституционное и муниципальное право. — 2005. - № 1-2. 8. Нудненко, Л. А. Концепция Федерального закона «О петициях граждан Российской Федерации» / Л. А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. — 2007. - № 3. 9. Нудненко, Л. А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления России: теоретические основы / Л. А. Нудненко. - М., 2004. Ю. Нудненко, Л. А. Проблемы правовой регламентации правотворческой инициативы в Российской Федерации / Л. А. Нудненко // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - Х° 2. 11. Нудненко, Л. А. Теория демократии / Л. А. Нуднен-ВД- - М., 2001.
7.1. Местное самоуправление
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.013 с.) |