Показатели, характеризующие финансовое состояние организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели, характеризующие финансовое состояние организаций



Для анализа и оценки финансового состояния организации применяется целая система показателей, характеризующих наличие капитала и эффективность его использования, его финансовую независимость, структуру источников формирования оборотных средств.

Для определения ликвидности баланса используют сле­дующие коэффициенты:

• коэффициент текущей ликвидности;

• коэффициент срочной ликвидности;

• коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент текущей ликвидностил)1 рассчитывается как частное от деления суммы краткосрочных активов на величину краткосрочных обязательств в определенном периоде. Согласно общепринятым международным стандартам, этот коэффициент должен быть выше единицы, но не больше двух. В Республике Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011г. №1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» утверждены нормативные значения коэффициентов используемых в качестве показателей для оценки платежеспособности, дифференцированные по видам экономической деятельности. Нижняя граница обусловлена тем, что краткосрочных активов должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе организация окажется под угрозой банкротства. Значительное превышение краткосрочных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза свидетельствует об их неэффективном использовании.

Коэффициент срочной ликвидностил)2 определяетсяотношением наиболее ликвидной части краткосрочных активов (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений) к текущим обязательствам. По международным стандартам, уровень коэф­фициента срочной ликвидности должен быть выше единицы. В Республике Беларусь его оптимальное значение оп­ределено как (0,7 – 1,0).

Необходимость расчета данного коэффициента вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий краткосрочных активов далеко не одинакова. Наиболее ликвидными являются денежные средства. Например, ликвидность 100 тыс. р. на текущем счете и бочки бензина на такую же сумму, ко­торые находятся на складе организации, оценивается по-разному. Если деньги в случае необходимости могут быть просто списаны с текущего счета организации, то в отно­шении материальных ценностей (бочек бензина), не извест­но, возьмет ли кредитор их в счет оплаты долга.

Коэффициент абсолютной ликвидности пред­полагает оценку организации по показателю денежных средств, которые имеют абсолютную ликвидность.Коэффициент абсолютной ликвидности (Кл)3 определяется отношением краткосрочных финансовых вложений и денежных средств и их эквивалентов к краткосрочным обязательствам. Опти­мальный уровень данного коэффициента считается равным 0,20 - 0,25. Чем выше величина данного коэффициента, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасности потери стоимос­ти в случае ликвидации организации. Если организация в текущий момент может на 20-25% погасить все свои долги, то ее платежеспособность, считается нормальной.

Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости будет неполной без анализаструктуры разделов баланса, а также эффективности использования конкретных ресурсов.

Актив баланса содержит сведения о размещении средств в конкретное имущество организации. Основным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (быстрота превращения в денежную наличность). По этому признаку активы баланса подразделяются на долгосрочные (I раздел актива баланса) и краткосрочные (II раздел актива баланса).

Рациональная структура имущества с учетом оптималь­ного соотношения между долгосрочными и краткосрочными активами, их отдельными статьями; а также размещением их в сфере производства или обращения существенно влияет на эффективность деятельности субъекта хозяйствования и его финансовое состояние. Анализ активов целесообразно начать с общей оценки стоимости и структуры имущества. В большинстве случаев увеличение стоимости имущества взаимоувязано с ростом объема реализации продукции.

При осуществлении инвестиционной деятельности необхо­димо анализировать тенденции изменения стоимости иму­щества за несколько периодов времени, так как в одном пе­риоде может возрасти его стоимость, а рост объема реали­зации произойдет в более отдаленном времени.

Одновременно следует определить удельный вес первой и второй групп активов в общем объеме имущества по сле­дующим формулам:

1.Удельный вес долгосрочных активов =Стоимость долгосрочных активов / Активы х 100%;

2. Удельный вес краткосрочных активов =Стоимость краткосрочных активов / Активы х 100%.

Оценку этих показателей следует производить с учетом отраслевой принадлежности организации и специфики ее производства. Высокая доля долгосрочных активов, которые имеют низкую степень ликвидности, за­мораживают на длительный период ресурсы организации, что отрицательно сказывается на ее платежеспособности.

Необходимо учитывать и то, что на изменение удельного веса долгосрочных активов могут оказывать влияние следующие факторы:

• порядок учета основных средств, при котором происходит запаздывающая коррекция их стоимости в условиях инфляции.

• низкая продуктивность основных фондов, вызванная отсутствием их периодического обновления;

• высокий объем незавершенных капитальных вложений.

Оценка рациональности использования долгосрочных активов требует более детального анализа структуры этой части имущества, при этом необходимо обращать внимание на технический уровень оснащения производства, движение основных фондов (ввод, выбытие, износ), соотношение между непроизводственными и производственными фондами и изменение производительности последних. При наличии значительного объема долгосрочных финансовых вложений следует изучить их структуру, оценить эффективность инвестиционных проектов и объем незавершенного строительства.

На основе анализа движения основных фондов впоследствии обосновываются мероприятия, содействующие их более рациональному использованию.

Аналогичной оценке подлежат и краткосрочные активы, которые играют важную роль в обеспечении деятельности организации. Объем краткосрочных активов непосредственно зависит от величины производства и реализации продукции. Эффективность использования краткосрочные активов находит от­ражение в ускорении их оборачиваемости и совершенствовании структуры краткосрочные активов. В связи, с чем при анализе этой группы активов целесообразно:

1. Оценить общую величину и каждую статью краткосрочных активов исходя из изменений объема производства или реализации продукции. Для этого используется такой показатель, как скорость оборота краткосрочных активов. Увеличение скорости краткосрочных активов свидетельствует о возрастании объема производства или действии фактора инфляции, а замедление их оборота вызывает необходимость в повышении массы краткосрочных активов.

Коэффициент оборачиваемости рассчитывается отношением выручки от реализации продукции к сумме краткосрочных активов.

Уменьшение коэффициента свидетельствует о замедлении оборота краткосрочных активов

2. Проанализировать тенденции изменений запасов, с учетом специфики деятельности организации. Для изучения динамики производственных запасов необходимо установить отклонения от принятых норм, оценить изменения оборачиваемости отдельных статей производственных запасов (сырье, материалы, запасные части и т. д.) и выявить причины этих отклонений. Коэффициент оборачиваемости производственных запасов определяется отношением выручки от реализации к величине производственных запасов (по видам).

На удлинении оборачиваемости производственных запа­сов сказывается, прежде всего, организация снабжения, рит­мичность поставок, их комплектность, изменение цен.

3. Оценить состояние дебиторской задолженности. В про­цессе анализа изучаются динамика, состав, причины и дав­ность образования дебиторской задолженности, устанавливается, нет ли ее в составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Если они имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию, включая и обращение в судебные органы. При анализе оборачиваемости дебиторской задолженности используется коэффициент оборачиваемос­ти дебиторской задолженности, который определяется отношением выручки от реализации к величине дебиторской задолженности.

Оборачиваемость дебиторской задолженности характе­ризует кратность превышения выручки от реализации над средней дебиторской задолженностью.

4. Проанализировать статью «денежные средства» с целью оценки эффективности их использования. Наличие больших остатков денежных средств на протяжении дли­тельного времени на текущих счетах свидетельствует о не­рациональном их использовании, поскольку они не прино­сят дополнительных доходов. Недостаток денежных средств ведет к нарушению сроков осуществления текущих платежей организации и вероятности наступления банк­ротства. Определение оптимального размера денежных средств способствует обеспечению эффективного и непрерывного функционирования организации.

Эффективность использования всех ресурсов во многом за­висит от источников и методов их финансирования, которые отражены в 3-5 разделах баланса. Вертикальный анализ баланса нацелен на определение независимости и финансовой устойчивости организации. При этом первоочередным этапом является определение соотношения между собственными и за­емными средствами организации в динамике. Удельный вес каждого из них определяется следующим образом:

1.Удельный вес собственных средств в общем объеме источников финансирования = Объем собственных средств / строку 700 х 100%;

2.Удельный вес заемных средств в общем объеме источников финансирования = Объем заемных средств / строку 700 х 100%.

Путем сравнения этих показателей устанавливаются из­менения, т. е. увеличение или уменьшение собственных и заемных средств в общем объеме источников финансирования за анализируемый период. Высокая доля заемных средств снижает финансовую независимость организации, поскольку вынуждает ее осуществлять свои платежи за счет дополнительно привлекаемых средств. В каждом отдельном случае требуется оценка конкретной ситуации, сложившейся в организации с учетом стратегии ее развития. Поэтому целесообразно провести анализ изменений в структуре и объеме собственных и заемных средств:

При оценке заемных средств целесообразно учитывать изменение их доли в общем объеме финансирования, соответственно, наличие краткосрочных и долгосрочных обязательств у организации и возможностей их погашения. Уве­личение долгосрочных заемных средств, как правило, связано с расширением инвестиционной деятельности организации. Для более глубокой оценки движения заемных средств учитываются их потребность, затраты на приобре­тение и достигаемый от этого эффект.

Собственные средства являются основой независимости организации. Увеличение доли собственных средств способствует усилению финансовой устойчивости организации. Анализируя собственные средства, необходимо изучить тенденции их изменения за определенный период вре­мени, выявить причины таких явлений.

Кроме этого, на основе 3-5 разделов баланса можно оценить уровень задолженности организации, используя следую­щие показатели:

1. Уровень общей задолженности = Величина заемных средств / Актив х 100%;

Данный показатель отражает долю заемных средств в финансировании имущества организации. Чем выше доля заемных средств, тем меньше становится независимость организации по отношению к своим обязательствам. Согласно мировым стандартам, данный показатель составляет от 0,57 до 0,67.

2. Уровень долгосрочных обязательств = Долгосрочные обязательства /Собственные источники х 100%.

Этот показатель отражает величину долгосрочных обязательств, которая покрывается собственными источниками. Его допустимое значение 0,5 — 1,0. Если значение поднимается выше 1, это говорит о том, что объем долгосрочных обязательств, превышает объем собственных ресурсов, при этом возникает угроза погашения в срок долговых обязательств.

3. Уровень покрытия долгосрочной задолженности основными фондами = Общий объем основных фондов / Долгосрочные обязательства х 100%.

Данный показатель отражает обеспеченность долгосрочных обязательств имуществом организации. Если его величина равна 1 или больше нее, то существует возможность покрыть задолженность по ссудам за счет реализации основных фондов.

Общий вывод о рациональной структуре имущества организации и источников ее финансирования можно сделать лишь после проведения горизонтального анализа. Главной его целью является соблюдение «золотого» прави­ла финансирования, которое гласит, что долгосрочные ак­тивы должны финансироваться собственными или постоян­ными (собственные + долгосрочные обязательства) средствами. Финансовое состояние считается устойчивым, если объем постоянных средств полностью покрывает стоимость долгосрочных ак­тивов и часть краткосрочных активов, которые длительное время находятся в запасах.

Анализ важнейших финансовых показателей позволяет оценить результаты хозяйственной и финансовой деятель­ности организации, определить ее финансовое положение в конкретном отрезке времени. На основе результатов соответствующего анализа становится возможным научное управление хозяйственными процессами, обеспечивающи­ми достижение намеченных и стратегических целей.

42. Экономическая несостоятельность и банкротство.

Неплатежеспособность организации – неспособность организации удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из их трудовых и связанных с ними отношений, и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника.

Банкротство организации – неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника.

Виды банкротства: реальное – полная неспособность организации выполнять свои обязательства и восстановить в ближайшем свою платежеспособность; фиктивное – заведомо ложное объявление организацией о своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них всевозможных отсрочек, скидок в выполнении обязательств; преднамеренное – умышленное создание руководителем или собственником организации состояние неплатежеспособности с целью нанесения организации экономического ущерба в личных интересах или интересах отдельных групп.

Содержание национальной системы банкротства: законодательная база банкротства; система хозяйственных судов; институт специалистов по реализации процедур банкротства; органы государственного управления по делам о банкротстве.

Мероприятия процедуры банкротства: защитный период; конкурсное производство (санация и ликвидационное производство); мировое соглашение.

Досудебное оздоровление – меры по предупреждению экономической несостоятельности (изменение структуры и состава органов управления; взыскание дебиторской задолженности; привлечение инвестиций).

Защитный период – назначается с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве на срок до трех месяцев с целью проверки оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.

Временный управляющий – лицо, назначаемое хозяйственным судом по временному управлению организацией.

Виды постановления хозяйственного суда по делам о банкротстве: решение о банкротстве с санацией; решение о банкротстве с ликвидацией; решение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Основания для прекращения производства по делу о банкротстве: восстановление платежеспособности должника; заключение мирового соглашения; удовлетворение требований кредиторов до принятия решения по делу о банкротстве; установление ложного банкротства.

Санация – комплекс мер, предусматривающих изменение формы собственности, реорганизацию, реструктуризацию, оказание финансовой поддержки с целью восстановления платежеспособности и урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов.

Меры по восстановлению платежеспособности организации: ликвидация дебиторской задолженности; исполнение обязательств должника собственником имущества или третьим лицом; предоставление должнику финансовой помощи; перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; продажа части имущества и т.п.

Ликвидационное производство – процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации и освобождения его от долгов путем продажи его имущества и удовлетворения требований кредиторов.

Последовательность удовлетворения требований кредиторов: вне очереди – судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, текущие платежи в процессе конкурсного производства; в первую очередь – требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью; во вторую очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника, выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь – требования по обязательным платежам; в четвертую очередь – требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника; в пятую очередь – расчеты с другими кредиторами.

Мировое соглашение – процедура банкротства в виде соглашения между должником и кредитором, в котором предусмотрено освобождение должника от уплаты долгов, уменьшение долгов, рассрочка их уплаты и т. п.

Показатели оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Основания для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организацию неплатежеспособной: коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет меньшее значение, чем норматив; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет меньшее значение, чем норматив.

Основания для признания организации устойчиво неплатежеспособной: неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса; значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающее 0,85.

43. Понятие, значение и задачи финансового планирования на предприятии

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в заданном периоде.

Задачи финансового планирования заключаются в:

− обеспечении необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;

− определении путей эффективного вложения капитала, оценке степени его рационального использования;

− выявлении внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

− установлении рациональных финансовых отношений с бюджетом, обслуживающими банками и контрагентами;

− соблюдении интересов акционеров и других инвесторов.

Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов; служит инструментом получения внешнего финансирования.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три подсистемы: перспективное, текущее и оперативное планирование.

Каждой из них присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и периоды, на которые эти планы составляются. Так, перспективное планирование ориентировано на 3-5 лет. Формами финансовых планов являются прогноз о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса предприятия.

Текущее финансовое планирование охватывает период в один год. Формами разрабатываемых финансовых планов являются баланс доходов и расходов по операционной и инвестиционной деятельности; план поступления и расходования денежных средств; баланс доходов и расходов.

Оперативное финансовое планирование охватывает: декаду, месяц и квартал. Его основными формами являются платежный календарь и кассовый план.

Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Исходный этап планирования — прогнозирование основных направлений финансовой деятельности, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, база для разработки оперативных финансовых планов формируется на стадии текущего финансового планирования.

Финансовое планирование на предприятии включает семь этапов:

1) анализ финансовой ситуации;

2) разработка общей финансовой стратегии предприятия;

3) составление текущих финансовых планов;

4) корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

5) осуществление оперативного финансового планирования;

6) выполнение финансового плана;

7) анализ и контроль выполнения финансового плана.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли, налоги. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ним.

Второй этап — это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит сопоставление показателей финансовых планов с производственными, капитальными, инвестиционными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап — это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Шестой этап предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности, определяющей конечные финансовые результаты работы предприяти я.

Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем выполнения финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин и следствий отклонений, в разработке мер по устранению негативных явлений.

44.Содержание перспективного финансового планирования

Перспективное планирование в современных условиях охватывает период от одного до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической ситуации в стране и на предприятии, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное финансовое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.

Финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя: определение периода реализации стратегии, анализ факторов финансовой среды деятельности предприятия, формирование стратегических целей, разработку финансовой политики предприятия, системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии, оценку разработанной финансовой стратегии.

На основе финансовой стратегии формируется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т. п.

В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на предприятии формируются центры ответственности, определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия.

Заключительный этап разработки финансовой стратегии предприятия –– оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам:

1. Оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

2. Оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

3. Оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлеченных внешних финансовых ресурсов.

4. Оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на прогнозе динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как рост деловой репутации, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений.

Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на определенную перспективу. Основой прогнозирования служит обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

45. Оперативное финансовое планирование

Текущее финансовое планирование заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий год все источники финансового развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Теоретически должны разрабатываться три основных документа: план движения денежных средств; план отчета о прибылях и убытках; план бухгалтерского баланса.

Основная цель разработки этих документов — оценка финансового положения предприятия на конец планируемого года. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам. Для его разработки используются следующие данные:

- финансовая стратегия предприятия;

- результаты финансового анализа за предшествующий период;

- планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;

- система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов, средних ставок кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т. п.

Практически текущее финансовое планирование ограничивается составлением финансового плана предприятия, который представляет баланс доходов и расходов предприятия в планируемом периоде. Финансовый план состоит из четырех разделов, в которых отражены:

- доходы и поступления средств;

- расходы и отчисления на собственные нужды предприятия;

- взаимоотношения с государственным бюджетом по платежам в бюджет и по ассигнованиям из бюджета.

Доходная часть финансового плана обязательно должна быть равна его расходной части. При дефиците средств в финансовом плане должны быть заполнены источники покрытия этого дефицита, при профиците в расходной части должно быть определено направление использования этих средств. Непосредственному составлению финансового плана предшествуют расчеты доходов и поступлений средств, направления их расходования. Расчеты выполняются по установленным методикам на основе информации структурных подразделений: бухгалтерии, планового отдела, отдела снабжения и сбыта, отдела капитальногостроительства, а также макроэкономических показателей развития экономики страны, норм и нормативов.

Технология составления финансового плана предполагает выполнение расчета, составление шахматки, где расходы и доходы предприятия увязываются между собой, заполнения бланка финансового плана, его проверку, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.

Содержание платежного календаря и порядок его составления

Назначение платежного календаря заключается в управлении денежными потоками предприятия, маневрировании собственными и заемными денежными ресурсами и обеспечении нормальной работы предприятия, финансирования необходимых производственных затрат.

Период планирования (неделя, декада, месяц, квартал) определяется предприятием самостоятельно с учетом экономической целесообразности.

Платежный календарь составляется в произвольной форме. В нем все источники поступлений денежных средств должны быть увязаны с расходами предприятия. План состоит из двух разделов: «Расходы» и «Поступления средств». В первом разделе указываются все предстоящие расходы и платежи; во втором — планируемые источники покрытия. Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств, то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В этом случае должны быть приняты меры по изысканию дополнительных источников средств или переносу части не первоочередных расходов на следующий календарный период. Решения принимаются заблаговременно и оперативно.

Особенность платежного календаря как финансового плана состоит в том, что он отражает реальное движение финансовых ресурсов на предстоящий период, позволяет регулировать доходы и расходы предприятия, обеспечивать устойчивое финансовое положение в планируемом периоде.

Информационной базой платежного календаря являются план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений, выписки по счетам предприятия и приложения к ним, договора, внутренние прогнозы, график выплаты заработной платы, установленные сроки платежей для финансовых обязательств и другие документы, подтверждающие реальное движение денег.

На предприятиях наряду с платежным календарем может составляться и налоговый календарь, в котором отражаются сведения о том, когда и какие налоги должно платить предприятие. Это позволяет избежать просрочек в платежах.

Отдельные предприятия разрабатывают платежный календарь по расчетам с поставщиками, по обслуживанию долга и т. п.

47.Финансовые расчеты в составе бизнес – плана

Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели: внутрифирменное планирование и обоснование получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководимые им подразделения предприятия. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. При этом показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной.

В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план состоит из трех разделов:

I. Резюме (выводы);

II. Основная часть;

III. Стратегия финансирования.

В разделе «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.

Раздел «Основная часть» включает следующие подразделы: описание вида деятельности; описание продукции (услуги); оценка отрасли; рынок; маркетинг; план производства; организационный план; юридический план; анализ рисков; финансовый план.

В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансового обеспечения проекта, намечаемого к осуществлению в бизнес-плане. При этом освещаются следующие вопросы:

(1) размер денежных средств, необходимых для осуществления мероприятия;

(2) источники получения этих средств (кредиты, паевые взносы акционеров, собственные средства и др.);

(3) срок окупаемости средств, вложенных инвесторами.

Основным разработчиком финансового плана бизнес-плана и раздела «Стратегия финансирования» является финансовый менеджер предприятия.

Финансовый план является важнейшей частью бизнес-плана: в нем обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, каковы их отдача, размер прибыли, дивидендов, сроки окупаемости и возврата.

В финансовый план бизнес-плана включаются следующие разрабатываемые документы:

(1) прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг);

(2) план доходов и расходов;

(3) план денежных поступлений и выплат;

(4) баланс активов и пассивов;

(5) план по источникам и использованию средств;

(6) расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности).

1 Прогнозный расчет объема реализации. Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торговых работников, мнения экспертов и т.д.

Репрезентативность социологических материалов, достоверность статистических данных, точность проведенных на их основе расчетов предполагаемых объемов реализации продукции (услуг) являются основой для получения достоверных расчетов финансовых показателей.

2. План доходов и расходов включает следующие показатели:

(1) доходы от реализации продукции (услуг);

(2) себестоимость реализованной продукции;

(3) прибыль от реализации (стр. 1 — стр. 2);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.79.134 (0.109 с.)