Прибыль как основной источник денежных накоплений. Состав прибыли предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибыль как основной источник денежных накоплений. Состав прибыли предприятия



 

Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Прибыль является важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия. Максимизация прибыли является одной из главных целей развития финансов предприятия и непосредственный объект финансового менеджмента.

В условиях рыночных отношений значение прибыли возрастает. Именно она определяет решение следующих задач: что и как производить, с какими издержками, для кого производить.

Прибыль выражает не весь доход, а только ту его часть, которая остается после вычитания понесенных расходов.

Как стоимостная, экономическая категория прибыль выполняет две ключевые функции: оценочную и стимулирующую.

Сущность оценочной функции прибыли заключается в том, что выражение чистого дохода в форме прибыли повышает стимулы для изыскания и мобилизации внутренних резервов, создает возможность дирекции предприятия контролировать его деятельность в части рационального использования всех видов ресурсов.

Стимулирующая функция выражается в том, что прибыль становится генератором рыночного хозяйства. Она воздействует на уровень использования производственных ресурсов и их распределение среди альтернативных пользователей. Именно ожидание прибыли побуждает предпринимателя осуществлять нововведения. Последние стимулируют инвестиции, рост производства и занятости.

Различают несколько видов прибыли: общую, маржинальную, налогооблагаемую и чистую.

Общая прибыль (убыток) определяется суммированием финансовых результатов от основных видов деятельности, от операционной деятельности и сальдо внереализационных доходов и расходов.

Финансовый результат от видов деятельности рассчитывается как разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализации, налогом на добавленную стоимость и прочими налогами и сборами, уплачиваемыми в бюджет из выручки от реализации.

Финансовый результат от операционной деятельности представляет собой финансовый результат от операций, связанных с хозяйственной деятельностью, но не составляющих ее цель. Рассчитывается как разница между операционными доходами и расходами, налогом на добавленную стоимость и прочими налогами и сборами, уплачиваемыми в бюджет из операционных доходов.

Сальдо внереализационных доходов и расходов представляет собой финансовый результат от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организаций. Рассчитываются как сальдо внереализационных доходов и расходов за минусом налога на добавленную стоимость, прочих налогов и сборов из внереализационных доходов.

Маржинальной прибылью называют превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна доходам от реализации, увеличенным на сальдо внереализационных доходов и расходов и уменьшенных на сумму:

- затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении;

- налогов, уплачиваемых в бюджет из прибыли в первоочередном порядке;

- льготируемой прибыли, предусмотренной законодательством.

Чистая прибыль — это прибыль, которая остается в его распоряжении после уплаты государственных и местных налогов, уплачиваемых в бюджет из прибыли. Не все фактические расходы, производимые предприятием, включаются в эти затраты. Некоторые затраты включаются в расчет в пределах утвержденных нормативов. Это расходы на рекламу, фирменную и специальную одежду, аудиторские услуги, представительские расходы.

Важная роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников (учредителей, акционеров) и персонала требует эффективной и непрерывно действующей системы управления прибылью.

Управление прибылью выражает процесс разработки и принятия управленческих решений по вопросам, связанным с ее образованием, распределением и использованием. Система управления прибылью включает комплекс работ, начиная от выбора целей и задач управления и создания механизма управления до методов планирования и анализа прибыли; организации контроля за выполнением плана прибыли.

15. Планирование прибыли. Методы планирования прибыли от реализации продукции

Планирование прибыли — сложный процесс, включающий анализ хозяйственной деятельности предприятия за период, предшествующий планируемому, оценку выполнения плана по прибыли за последний отчетный период, многовариантные расчеты ее объема на предстоящий год (квартал)

Планирование прибыли имеет большое значение для предприятия. Оно позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального поощрения работников, решения их социальных проблем. От прибыли зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.

Предприятие самостоятельно разрабатывает план по прибыли исходя из:

- договоров, заключаемых с поставщиками и потребителями его продукции (работ, услуг);

- производственной программы по выпуску продукции (работ, услуг);

- экономических нормативов, устанавливаемых государством;

- материалов анализа финансово-хозяйственной деятельности за плановый период;

- данных бухгалтерского учета и отчетности.

Методы планирования прибыли от реализации продукции в настоящее время не регламентированы. Традиционно применяют метод прямого счета и аналитический. Кроме того могут использоваться нормативный, совмещенного счета, факторный и экономико-статистические методы.

Расчеты рекомендуется выполнять отдельно по видам деятельности. Это упрощает расчеты, повышает их точность; имеет значение для величины налога на прибыль, так как доход от некоторых видов деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие виды деятельности могут облагаться по повышенным или пониженным ставкам.

Расчет прибыли методом прямого счета выполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий с последующим суммированием в целом по предприятию. При этом используют одну из двух формул:

1) П = В – А – НДС – Ин – Ср.п.,

где П — прибыль от реализации продукции;

В — сумма выручки от реализации продукции в отпускных ценах;

А — сумма акциза;

НДС —сумма налога на добавленную стоимость;

Ин — сумма иных налогов и обязательных платежей, подлежащие перечислению в бюджет;

Ср.п. — полная себестоимость реализуемой продукции.

2) П = Пн.г. + Пт – Пк.г.,

где Пн.г. и Пк.г. — прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода;

Пт — прибыль на товарный выпуск продукции.

По каждой из составляющих формулы 2 расчет делается по схеме формулы 1 с той разницей, что при расчете прибыли в остатках продукции на начало и конец планируемого периода прибыль рассчитывается с учетом производственной себестоимости, а прибыль на товарный выпуск продукции определяется на базе полной себестоимости товарной продукции.

Прямой счет методически прост, но при большом количестве продукции трудоемкость этого метода значительно возрастает.

Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу для проверки.

Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия.

С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Расчет выполняется по формуле:

П= Т (1000-З) /1000,

где П — прибыль от выпуска товарной продукции, руб.;

Т — товарная продукция в ценах реализации предприятия, руб.;

3 — затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции по ценам реализации, руб.

Пример. Выпуск товарной продукции в ценах реализации в плановом году составит 300 млн.руб. Затраты на 1 тыс.руб. этой продукции – 900 р. Прибыль на 1 тыс.руб. выпуска продукции составит 1000-900=100 руб., на весь товарный выпуск – 300 млн.руб.*100/1000=30 млн.руб.

Для определения общей суммы прибыли от продаж, полученный корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Данный аналитический метод применяют при ускоренном планировании, а также на стадии составления предварительных финансовых расчетов.

На основе базовой рентабельности планируют прибыль по сравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от реализации в планируемом году.

Расчет включает девять стадий:

1) расчет прибыли по сравнимой продукции на основании базовой рентабельности;

2) определение влияния изменения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль;

3) определение влияния на прибыль сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте;

4) расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарной продукции;

5) расчет влияния на прибыль изменения цен реализации товарной продукции;

6) определение прибыли в переходящих остатках готовой продукции;

7) расчет прибыли от реализации продукции;

8) определение прибыли по несравнимой товарной продукции;

9) расчет общей прибыли от реализации сравнимой и несравнимой продукции.

Финансовые расчеты по каждому этапу выполняются в соответствии с определенным алгоритмом.

По несравнимой товарной продукции прибыль рассчитывается методом прямого счета как разница между ценой реализации и себестоимостью изделия. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

Совмещенный (комплексный) метод используют в тех случаях, когда предприятие выпускает как сравнимую, так и несравнимую (новую) продукцию. По несравнимой продукции используют метод прямого счета.

Факторный метод включает следующие процедуры:

1) устанавливают базовые показатели отчетного периода — валовую прибыль, прибыль от продаж, прочие доходы и расходы, себестоимость продукции и ее структуру по элементам затрат;

2) определяют плановые показатели хозяйственной деятельности на предстоящий период — рост объема производства и реализации продукции, снижение себестоимости, изменение прочих доходов и расходов;

3) устанавливают индексы инфляции, т. е. изменение уровня цен на потребляемые ресурсы, транспортные услуги, повышение размера оплаты труда персонала и др.

Принцип планирования состоит в том, что величина прибыли, вычисленная прямым или аналитическим методом, корректируется на индексы инфляции и другие изменения в хозяйственной деятельности предприятия.

Экономико-статистические методы используют на крупных предприятиях, где имеется возможность собрать и оценить большой массив данных учетной информации и установить корреляционную зависимость между объемом продаж, себестоимостью, прибылью и другими параметрами. Они предполагают использование компьютерных технологий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.230.43 (0.022 с.)