Финансовый рынок, его место в финансовой системе Республики Беларусь. Общее понятие об управлении финансами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый рынок, его место в финансовой системе Республики Беларусь. Общее понятие об управлении финансами



Переход к рыночным отношениям невозможен без развития финансового рынка. Объективными предпосылками его необходимости являются:

- наличие конкуренции, требующей постоянного совершенствования производственного и интеллектуального потенциала субъектов хозяйствования;

- несовпадение постребности в финансовых ресурсах с наличием источников удовлетворения этой потребности.

Финансовый рынок – совокупность экономических отношений, обеспечивающих привлечение, распределение, эффективное использование временно свободных финансовых ресурсов.

Основными средствами на финансовом рынке являются деньги и ценные бумаги. Деньги не являются финансвыми ресурсами, но на них можно приобрести финансовые активы.

Денежно – валютный рынок делится на учетный (на нем основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, а также другие виды краткосрочных обязательств), межбанковский (на нем обращаются межбанковские краткосрочные депозиты) и валютный (обслуживает международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран).

Рынок капитала всключает в себя рынок ценных бумаг и кредитный рынок.

Аккумулирование временно свободных финансовых средств и их предоставление на финансовом рынке осуществляется на коммерческой основе посредством действия различных участников обращения финансовых инструментов.

Основными участниками в сложившейся практике являются: продавцы (кредиторы, эмитенты, продавцы валюты), покапатели (заемщики, инвесторы, покупатели валюты), финансовые посредники (коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды).

К финансовым инструментам относят: денежные средства, ценные бумаги, опционы и прочие сложные финансовые инструменты.

Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Объект управления финансами – финансовые отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Субъекты управления – организационные структуры, которые осуществляют управление.

В управлении финансами выделяют следующие взаимосвязанные элементы:

1.планирование;

2. оперативное управление финансами;

3. контроль.

Планирование занимает центральное место в управлении финансами. При его осуществлении всесторонне оценивается финансовое состояние субъектов хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, а также направления их эффективного использования.

Оперативное управление – комплекс мероприятий, разрабатываемых на основе анализа текущей финансовой ситуации.

Контроль как элемент управления финансами осуществляется на стадии планирования и на стадии оперативного управления. Контроль призван обеспечить полное и своевременное поступление денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды, доведение их до получателя и их целевое использование.

Управление финансами осуществляют специальные органы. Существуют различные подразделения этих органов у разных авторов в зависимости от основных признаков положенных в основу деления. Чаще всего в современной учебной литературе органы управления подразделяются на три группы:

- органы общего управления;

- органы оперативного управления;

- органы отраслевого управления финансами.

К органам общего или законодательно управления в Республике Беларусь относятся: Президент, Совет Министров и Парламент. Эти органы определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.

Президент Республики Беларусь как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как основе которых проводится финансовая политика. Кроме того, Президент Республики Беларусь утверждает бюджет, издает указы и распоряжения по вопросам его формирования и использования, по финансированию государственных расходов, формированию и использованию внебюджетных фондов, проведению кредитно-денежной политики, регулированию валютных и других финансовых отношений.

Парламент Республики Беларусь (Национальное собрание) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает государственный бюджет в финансовое законодательство.

Совет Министров Республики Беларусь выступает как единый центр управления финансами.

Органами оперативного управления финансами в Республике Беларусь являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и нацеленных на получение максимального эффекта при минимуме затрат.

Органы оперативного управления призваны проводить в жизнь выработанную органами законодательного управления финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию учету, анализу и контролю за финансовой деятельностью.

Центральным органом управления финансами в Республике Беларусь является Министерство финансов.

Основными задачами Министерства финансов являются:

- обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода;

- эффективное проведение в жизнь бюджетной и налоговой политики;

- контроль за соблюдением государственной и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах;

- финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций;

- контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

Министерство по налогам и сборам заменило прежний государственный налоговый комитет и функционально вошло в структуру Совета Министров. Основными направлениями его деятельности являются: контроль за соблюдением налогового законодательства; контроль за правильностью начисления государственных налогов, полнотой и своевременностью проведения хозяйствующими субъектами платежей в бюджет, подготовка налогового законодательства; подготовка и предоставление предложений в местные органы власти закрытию нерентабельных предприятий.

К органам отраслевого управления финансами относятся: финансовые управления, финансовые отделы Министерств и, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

Аппарат управления хозяйствующих субъектов может быть представлен такими органами как: финансовый отдел, финансовая служба, финансовое управление, финансовая дирекция.

В их задачи входит: планирование финансовых ресурсов; распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам; управление кассовой наличностью; планирование структуры капитала; ведение бухгалтерского учета; решение вопросов дальнейшего ж-развития предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.43.22 (0.008 с.)