Денежные доходы и денежные поступления организаций. Выручка от реализации товаров, работ, услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежные доходы и денежные поступления организаций. Выручка от реализации товаров, работ, услуг



 

Доход – экономическая выгода в денежной и натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки. Доход образуют поступившие за определенный период времени денежные средства или иное имущество, увеличивающее его активы.

Доходы предприятия можно классифицировать на доходы по видам деятельности и прочие поступления, к которым относятся операционные и внереализационные доходы.

Доходом по видам деятельности является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и других видов деятельности, указанных в уставе предприятия.

Операционными являются доходы от отдельных хозяйственных операций, не относящихся к видам деятельности предприятия:

- доходы, связанные с продажей и прочим выбытием принадлежащих предприятию основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов;

- доходы от предоставления за плату во временное пользование активов предприятия в соответствии с законодательством (когда это не является видом деятельности);

- доходы от участия в уставных фондах других организаций, а также доходы по ценным бумагам;

- проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете организации в данном банке.

К внереализационным доходам относятся доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью предприятия, в том числе чрезвычайные доходы, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные, присужденные судом или признанные организацией – должником, а также иные доходы, для которых отсутствуют или которым не соответствуют расходы:

- стоимость безвозмездно полученных активов (основных средств и других амортизационных активов, в том числе полученных в качестве целевого финансирования);

- стоимость имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- положительные или отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;

- сумма дооценки активов;

- поступления долгов, ранее списанных как безнадежные.

Выручка – основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям: основному; инвестиционному; финансовому.

Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг. Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Выручка является основным видом денежных доходов хозяйствующих субъектов и одним из главных показателей результативности его деятельности.

От своевременного поступления выручки зависит устойчивость финансового положения организации, состояние ее оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, рабочими и служащими.

На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние ряд факторов. В сфере производства это объем производства, качество продукции, ассортимент, ритмичность выпуска и др.

В сфере обращения — ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, объем продаж в натуральном выражении, уровень цен, в том числе размер прибыли и косвенных налогов и отчислений.

К независящим от деятельности предприятия факторам относятся: нарушение договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.

 


Рис.2. Методы определения и учета выручки от реализации продукции

Доходом организации является не вся выручка, а ее часть, которая остается за вычетом налога на добавленную стоимость и других косвенных платежей и обязательных отчислений, подлежащих перечислению в бюджет. В связи с этим выручка от реализации подлежит распределению. Распределить выручку от реализации — значит выделить из нее составляющие элементы. Традиционно это было два элемента: себестоимость и прибыль. В условиях современной налоговой политики и высокой роли косвенных налогов в выручке выделяется третий элемент в виде косвенных налогов и отчислений.

Каждая часть выручки имеет свое направление использования.

Первая часть выручки в большем размере направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции. Часть этих средств направляется на уплату налогов в бюджет (земельный, экологический налог на недвижимость), а также отчисления во внебюджетные и другие фонды в соответствии с законодательством.

Вторая часть выручки — прибыль. Она является источником формирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств. Прибыль, направляемая в фонды организации, обеспечивает решение его экономических, технических и социальных задач. Часть прибыли уплачивается в бюджет в виде налогов (на прибыль и местных налогов).

Третья часть выручки представляет собой косвенные налоги и отчисления (налог на добавленную стоимость, акцизы, иные оборотные налоги, подлежащие перечислению в бюджет).

Для управления реализацией чрезвычайно важным является принятие решения о форме безналичных расчетов. Главная задача управления безналичными расчетами состоит в приближении момента отгрузки материальных ценностей к моменту их оплаты. Достижение этой цели требует учета конкретных условий и таких общепринятых факторов, как характер хозяйственных взаимоотношений между участниками расчетов; месторасположение поставщика и покупателя; трудоемкость операций; источники средств для платежа; гарантия оплаты; скорость оборота денежных средств, документов и товаропродвижения; возможность взаимного контроля. Особое внимание уделяется гарантии оплаты, т. е. тому, насколько реальным является своевременное поступление денег за услуги, какова возможность контроля и воздействия на ускорение денежного оборота, насколько полно выполняются финансовые обязательства.

Планирование выручки от реализации товаров, работ, услуг. Механизм формирования цен в организации

В процессе финансово–хозяйственной деятельности финансовой службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.

Планирование и прогнозирование поступлений выручки реализации основывается на учете двух факторов:

- емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения;

- производственных мощностей предприятия, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком.

Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализованной продукции в действительных ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Существует два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализованной продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимые ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации можно определить по следующей формуле:

В = Р * Ц,

где Р – объем сопоставимой реализованной продукции,

Ц – цена единицы реализованной продукции.

Основой расчетного метода является объем реализованной продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции:

В = Он + ТП – Ок;

где Он – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

ТП – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Ок – остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода

Объем товарной продукции может быть исчислен по формуле:

ТП = Сг.п.п.ф.р.п.п.с.

Где Сг.п. – стоимость готовой продукции, выработанной из своего сырья, реализованной и предназначенной к реализации

Сп.ф. – стоимость полуфабрикатов основного производства и вспомогательных цехов, отпущенных на сторону или своему капитальному строительству

Ср.п.- стоимость работ промышленного характера и услуг, включая стоимость капитального ремонта оборудования и транспортных средств своей организации

Сп.с – стоимость переработки сырья заказчика.

Формирование цен в организациях определяется Законом РБ «О ценообразовании» и Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов. Названные нормативные акты признают целесообразным использование в настоящее время двух видов цен – свободных и регулируемых государством.

Регулируемые цены (тарифы) применяются на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и включенных в государственный реестр. Они установлены также на отдельные социально – значимые товары, конкретный перечень которых утвержден Президентом или по его поручению Советом Министров РБ.

Способы регулирования цен определяются исходя из государственных интересов и складывающейся социально – экономической ситуации в стране. Это может быть установление фиксированных и предельных цен и тарифов; предельных торговых надбавок (скидок) к ценам предельных нормативов рентабельности; декларирование цен.

Свободные отпускные цены формируются самими предприятиями – изготовителями продукции. Согласование их с заказчиком (потребителем) должно осуществляться в момент заключения с ним прямого договора или в момент акта купли – продажи.

В общем виде свободная цена состоит из трех составляющих:

1. себестоимости производства и обращения;

2. налогов, сборов и отчислений;

3. прибыли.

В структуре отпускной цены затраты на производство и реализацию продукции составляют примерно 70%. На долю прибыли приходится около 10%. Оставшиеся 20% приходится на косвенные налоги, уплачиваемые предприятием в государственный бюджет. На структуру отпускной цены влияют отраслевые особенности, характер и вид деятельности предприятия.

Затраты, включаемые в себестоимость продукции, рассчитываются по нормам, утверждаемым руководителем организации и нормативам, определяемым в установленном порядке.

Размер прибыли в цене товара чаще всего обосновывается самим предприятием с учетом необходимости создания нужных ему фондов потребления, накопления и резервов, прямых налогов, которыми облагается имущество предприятий и их доходы.

Расчет суммы прибыли в цене выполняется по формуле:

П= (С*НР)/100,

где П – сумма прибыли в цене

НР – норма рентабельности по отношению к себестоимости, %

Третья составляющая цены – косвенные налоги и неналоговые платежи, определяются действующим налоговым и бюджетным законодательством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.017 с.)