Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая политика Республики Беларусь. Финансовый механизм государства

Поиск

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Финансовая политика активно влияет на экономическое развитие общества. Посредством финансовой политики определяются: Условия формирования и использования прибыли; условия кредитования; налогообложение; регулирование цен; таможенные пошлины; порядок регулирования уровня заработной платы и др.

Проведение финансовой политики базируется по определенным принципам. К ним можно отнести:

1. Научный подход к выработке финансовой политики, учет действия объективных экономических законов, выводов финансовой и экономической науки.

2. Изучение и учет опыта финансовой политики других стран, изучение и обобщение новых тенденций и явлений экономического развития.

3. Учет конкретных исторических условий, особенностей внутренней и международной обстановки, реальных возможностей государства в выполнении своих функций в области финансов.

4. Обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов между отраслями, регионами, концентрации ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития.

5. На основе учета достоверной финансовой информации о состоянии дел в экономике и объективных возможностях государства, осуществление комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.

В управлении финансами государство использует различные экономические, организационно-правовые методы, формулы и стимулы. Управление финансами осуществляется через финансовый механизм, представляющий собой составную часть хозяйственного механизма государства.

Финансовый механизм – совокупность методов и форм, инструментов и рычагов, с помощью которых обеспечивается создание, распределение и использование фондов денежных средств.

Посредством финансового механизма государство воздействует на экономическое и социальное развитие общества.

Задача финансового механизма - обеспечить процесс формирования, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств.

Основные критерии группировки финансового механизма:

1.исходя из территориального деления:

- финансовый механизм государства;

- финансовый механизм местных органов власти.

2. с позиций сфер и звеньев финансовой системы:

- финансовый механизм общегосударственных финансов.

- механизм функционирования внебюджетных фондов;

- механизм функционирования финансового рынка.

- финансовый механизм коммерческих организаций;

- финансовый механизм некоммерческих организаций.

Функционирование финансового механизма в каждой сфере обеспечивается через определенные организационные структуры. К ним относятся:

а) финансовое планирование (прогнозирование);

б) управление финансами;

в) финансовый контроль, финансовые рычаги и стимулы;

г) финансовое законодательство;

д) финансово-экономические нормативы.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства. Результат планирования – это составление различных видов финансовых планов и прогнозов. Планирование делится на долгосрочное (планы-прогнозы), среднесрочное и краткосрочное.

Управление как целенаправленное воздействие на финансы осуществляется аппаратом управления и направлено на достижение плановых показателей, решение экономических и социальных задач.

Финансово-экономические нормативы являются составной частью финансового механизма. Нормативное обеспечение включает в себя: нормативы, нормы, тарифные ставки, инструкции, методические указания и разъяснения.

Размеры нормативов не постоянны, это зависит от долговременных задач социально-экономического развития, текущей ситуации. Величина нормативов призванных обеспечить аккумуляцию средств на решение каких-то задач по мере их разрешения могут уменьшаться, как размер чрезвычайного налога на ликвидацию последствий от катастрофы на ЧАЭС. Или же отменяться вовсе как, например, налог на холостяков и малосемейных граждан, который был призван поощрять рождаемость в СССР в послевоенный период. В тоже время размер нормативов должен быть стабильным в течение относительно длительного периода. В этом случае нормативы играют стимулирующую роль, поскольку принимаются в расчет при планировании деятельности предприятий или хозяйствующих субъектов.

Кроме нормативов государством устанавливаются лимиты. Лимит – предельная величина, ограничение в использовании материальных или финансовых ресурсов. Вся плановая и хозяйственная деятельность предприятия и государства в целом базируется на финансово-экономических нормативах.

Частью финансового механизма является законодательство. Законодательство осуществляет правовое обеспечение (регламентирование) существующих производственных отношений. Оно включает: законы, указы, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления, регулирующие финансовые отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.90.36 (0.007 с.)