Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Течение Куросиво между Японией и Америкой. (По работам Меггерса и др.

Поиск

Г.)

того самого неустановленного «влия- ния», которое привело к появлению у них керамики и каменных кругов. C другой стороны, уже давно среди ученых было распространено мнение, что дзёмонцы вели интенсивный обмен на всей территории Японских остро- вов, а также с материком, и поэтому использовали мореходные лодки с очень раннего времени.

Более спорно растущее число сви- детельств того, что дзёмонцы якобы не могли себя ограничивать исследовани- ем только своего собственного регио- на. Согласно находкам международной экспедиции исследователей, руководи- мой К. Лоринг Брейс из Музея антро- пологий Мичиганского университета, мигранты, попавшие в Северную Аме- рику через сухопутный мост Беренгии в конце ледникового периода, были «людьми, очень напоминавшими доисторических дзёмонцев Японии»27. Опуб- ликованные в «Записках Национальной академии наук» от 31 июля 2001 года находки позволяют считать, что обнаружены серьезные свидетельства, подтвер- ждающие более ранние предположения о том, что первые американцы... про- исходили от дзёмонцев, которые прошли от Японии через Азиатский конти- нент и попали в Западное полушарие по сухопутному мосту, поскольку потеп- ление на Земле началось около 15 000 лет назад в конце ледникового периода28. Возможно, они не всегда шли по суше. Во всяком случае, имеются свидетель- ства более позднего периода, примерно 5000 лет назад, что они могли предпри- нимать трансокеанские путешествия, достигая даже берегов Южной Америки. Наиболее известный, хотя до сих пор дискутируемый и противоречивый, слу- чай — открытие в Вальдивии, в Эквадоре, того, что было названо дзёмонской керамикой в слоях более чем 5000-летней давности. Но дзёмонская керамика была также обнаружена в почти аналогичных по времени слоях по всему югу 1 ихого океана — на Фиджи, например, и в Вануату. «Резонно заключить, — го- ворит профессор Йосихико Синото из Музея Бишопа на Гавайях, — что дзё- монцы активно путешествовали по широкому ареалу Tихого океана. Разумеет- ся, они могли делать это только морским путем».

Один из путей миграции, который мог быть для них открыт, проходит мимо мыса Асизури, самой южной точки Сикоку, и затем идет в северном направле- нии вдоль восточной стороны Японского архипелага, поворачивает в сторону Курильских и Алеутских островов и снова подходит близко к земле у побережья Северной Калифорнии, далее движется вдоль берегов Центральной Америки, пока не достигает Эквадора. Этот путь, в некотором роде «морская скоростная магистраль», известен в Японии как Куросиво («Черное течение»). Его лучше всего наблюдать там, где оно проходит мимо Сикоку у мыса Асизури, протекая,

 

Часть шестая

ЯПОНИЯ, ТАЙВАНЬ, КИТАЙ

как река со скоростью 40 морских миль в день. Можно легко представить, что судно, имеюи1ее достаточно времени и все необходимое для команды, может пройти с этим течением от Японии до Южной Америки.

ПОКРЫВАЯ НЕВООБРАЗИМЫЕ РАССТОЯНИЯ

«Слова не могут выразить степень сходства между ранней Вальдивией и со- временной ей дзёмонской керамикой... Не только техника нанесения врезного узора, но мотивы и комбинации мотивов — одинаковы. В большинстве кате- горий декоративной техники могут быть найдены образцы, столь близкие по виду, что они могли бы происходить из одного и того же сосуда»29.

Этими наблюдениями Бе1ти Меггере, Клиффорд Эванс и Эмилио Эстрада, антропологи Смитсоновского института, спровоцировали настоящую бурю полемики, не утихающую и сегодня. «Ранняя Вальдивия» — это не менее 5000 лет назад. Согласно общепринятой исторической модели, японские охотники-со- биратели, даже изготовлявшие керамику, нс мыслились в качестве тех, кто был способен в то время пересечь Тихий океан. Но то, что обнаружили Меггере, Эванс и Эстрада — тысячи черепков дзёмонской керамики в уверенно датируе- мом слое, — казалось, опровергает общепринятую модель. Когда их результаты были должным образом кодифицированы, стало ясно, что «24 из 28 основных характеристик вальди в и неких сосудов совпадают с найденными в керамике дзё- мона. Их декоративные элементы и конструкция горлышка оказались в числе наиболее поразительных черт сходства*. Меггере, Эванс и Эстрада опублико- вали свою революционную работу в «Смитсониевском вкладе в антропологию» в 1965 году. Развитые ими идеи не были ни общепризнаны учеными, ни нео- провержимо опровергнуты.

В Японии я обнаружил, что Сахара Макото не являлся сторонником свя- зей с Вальдивией, он предпочитал просто не замечать всех многочисленных сходств между дзёмонской и вальдивийской керамикой. Напротив, Ясухиро Окада, ведущий археолог в Саннаи-Мурьяме, считает «очень вероятным», что вальдивийская керам ика испытала влияние дзёмонских мигрантов 5000 лет на- зад. «Все более и более, — сказал он мне, — я прихожу к выводу, что мы не смо- жем понять дзёмонцев, если будем смотреть на них только в контексте Японии. Они были тихоокеанскими путешественниками. Они использовали море». Про- фессор Мозаи Topao из Токийского университета согласен с этим: «Можно при- знать, что еще до начала истории древние люди стали отличными путешествен- никами, передвигаясь в разные части света болагодаря навигации или дрейфу, так что они действительно покрывали дистанции, почти невообразимые для современного человека».

КАМЕННАЯ АОДКА

Я посетил мыс Асизури по приглашению японского политика, сенатора Ca- дао Хирано из префектуры Кочи острова Сикоку. Он слышал о моем интересе к возможному дзёмонскому происхождению японского почитания больших кам- ней и хотел привлечь мое внимание к существованию больших групп ивакур, раз-

 

ЗАГАДКИ ЗАТОНУВШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Грэм Хэнкок

бросанных вдоль холмистых окрестно- стей мыса и обращенных в сторону Ky- росиво. По окрестностям нас сопронож- дала группа добровольцев, членов мес- тной ассоциации любителей истории, именуемой Асизури «дзёмон Кьосеки». Она проводила долговременное иссле- дование мегалитов считая, чтоони яв ляются творениям 11 дзёмонцев.

В течение этихдвухдней, что я про- вел ведомы й от одного скального свя- тилшца к другому среди покрытых ле- сом холмов, у NteHH иногда появл ялось странное чувство, будто я снова оказал ся под водой. Это происходило потому, что многие из мегалитов Асизури были затеряны в глубине лесов, куда солнеч- ный свет с трудом проникал даже в полдень. В таком лесу ощущаешь себя будто стоящим надне глубокого зеленого моря. Наодной очаровательной полянея подо- шел к фигуре, вырезанной в виде головы черепахи, высовывающейся из валуна. В другом месте!руппа из 20 мегалитов, словно уменьшенная версия сарсеновых колец Стоунхенджа, была покрытая сорняками и травой. Расчистив место, я обна- ружил каменный круг, образованный шестью большими плитами. Близ него, на дне узкой теснины, прямо стоял менгир в форме фаллоса, увенчанный другим, мень шим, валуном, по-видимому, изображавшим головку. Я прошел дальше, поднял- ся по заросшему лесом склону холма и оказался около серого камеи 1 юго блока, 10 м длиной, который был обработан в форме лодки с высоким носом.

110ка я стоял в молчании среди деревьев и скал, смотря надалекое солнце, я чувствовал под своими пальцами нос каменной лодки, и это снова напомнило мне, насколько же дзёмонская культура во многих отношениях жива до сих нор — жива в ее керамике, священных горах, скальных лесных святилищах и в глубинах моря, жива как великий и могучий ками предков, — в мистериях ре- лигии синто. И как же далеко я продвинулся по сравнению со своими первона- чальными представлениями об этой культуре! Здесь жили люди, которые ис- следовали окружающий мир на суше и на море и достигшие Америки по мень- шей мере дважлы — 15 000 и 5000 лет назад. Здесь жили люди, которые производили керамику за тысячи легло того, какэто стали делать другие, и усо- вершенствовали ее до прекрасной формы искусства. Здесь жили люди, переде- лывавшие окружающий ландшафт, чтобы создать священные горы, каменные круги и скальные храмы. Здесь жили люди, пребывавшие в гармонии с окружа ющей природой. Они использовали разумные стратегии для гарантированного обеспечения удобного проживания и уверенности в будущем. Они счастливо избежали ловушек милитаризма и материализма излишнего расхода ресурсов и перенаселения, в которых нашли свою погибель столько других культур древ- него мира. Их цивилизация на протяжении более 14 000 лет оставалась метро- нутой и процветающей — скромной, человечной, даже щедрой, насколько мы можем узнать обо всем этом из археологических данных.

 

Часть шестая

ו49

ЯПОНИЯ, ТАЙВАНЬ, КИТАЙ

Если бы они могли говорить с нами, несмотря на разрыв во времени, какие секреты поведал бы нам дзёмон о действительной истории и загадках Древней Японии?

ГААВА 26. ВОСПОМИНАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.012 с.)