Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности науки и ее отличия от псевдонаукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука как самостоятельная форма духовной культуры характеризуется рядом специфических черт, отличающих ее от других подобных форм. Перечислим наиболее важные особенности науки. 1. Наука изучает только то, что есть, т.е. уже существует, присутствует, наличествует само по себе и независимо от нас. Ее не интересует, почему (в конечном итоге, в смысле первопричины) это есть, что могло бы быть, что должно (в силу наших представлений и желаний) быть и, особенно, хорошо или плохо то, что есть. Например, если мы спросим физика, что такое закон всемирного тяготения, он, конечно же, без труда ответит на этот вопрос. Однако если мы спросим его, почему существует закон всемирного тяготения, откуда он взялся, что могло бы быть вместо него, хорошо или плохо существование такого закона и что-нибудь еще в этом роде, то он скажет, что эти вопросы не являются научными, т.е. находятся вне компетенции науки, вне поля ее деятельности и сферы ее интересов. Неверным было бы утверждение о том, что наука не может ответить на данные вопросы: ведь если кто-то не может ответить на некий вопрос, это значит прежде всего, что он этим вопросом задается, интересуется, стремится найти на него ответ. Наука же принципиально не отвечает на подобного рода вопросы, не задается, не интересуется ими или игнорирует их. Они находятся в ведении философии или религии, но не науки. Здесь могут сказать, что она сама себя ограничивает, преднамеренно сужая поле своей деятельности. Это действительно так. Наука не претендует на всеохватность и не стремится обрести абсолютную истину, ответив на все возможные вопросы. Но во многом благодаря этому сознательному самоограничению она с успехом решает те проблемы, которые перед собой ставит, и Зивается больших результатов на том поприще, которое i выбирает. 2. Наука базируется на доказательстве, т.е. для нее, i подтвердить или опровергнуть. Если же некие положе-1Я невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, то они! имеют для науки никакого интереса, она ими не занима-I. Обратим внимание на то, что и подтвердить, и опро-ергнуть означает доказать. Довольно часто термины «до-ательство» и «подтверждение» воспринимаются как гонимы, но это неверно. Подтверждение — это разно-аость доказательства. Другой его разновидностью яв-рхется опровержение. Подтвердить — значит доказать ис-ганость какого-либо тезиса, утверждения, положения, а эвергнуть — доказать его ложность. Опираясь на дока-(гаельство, научное знание характеризуется логической эдимостью одних положений из других, а также систе-атичностью, упорядоченностью и согласованностью. 3. Наука стремится к большой степени точности и ельности и общепризнанности. Она стремится миними-эвать субъективный элемент в своих построениях, до-гься того, чтобы ее выводы и результаты были одинаково ьными для всех людей, независимо от их личных енностей, желаний, пристрастий и предпочтений (т.е. его субъективного). В отличие от научных знаний, философские и религи- ае идеи тесно связаны с факторами субъективного пред-ения. Например, некий философ — материалист — гает первоначалом мира вечную и бесконечную мате-(условно говоря, мировое вещество), одной из форм эрой является разумный человек, отличающийся от вх других объектов мироздания духовной жизнью, вто-1ной, таким образом, по отношению к материи. Другой! мыслитель — идеалист — утверждает, что вечно суще-ует и является первоначалом всего вовсе не материя, а
нечто идеальное, духовное (Бог, Мировой Разум, Абсолютная Идея и т.п.), которое как бы разворачивается и воплощается во все объекты материального мира, вторичного, таким образом, по отношению к духу. Ни подтвердить, ни опровергнуть наверно ту или другую точку зрения невозмржно. Поэтому человеку ничего не остается, кроме как, по большому счету, верить или не верить в то, что мир устроен так или иначе. Поэтому одни в силу своих предпочтений будут согласны с материалистами, а другие— с идеалистами. Такова во многом специфика философских идей. Иначе обстоит дело с научными знаниями. Например, трудно не согласиться с тем, что два физических тела притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Несмотря на субъективные предпочтения, каждый вынужден признать справедливость ньютоновского вывода о всемирном тяготении хотя бы потому, что постоянно испытывает на себе последнее и никуда не может от него деться. Обратите внимание, вполне можно сказать: «Я не согласен с тем, что первоначалом мира является материя, скорее всего в основе мироздания лежит дух...», но можно ли сказать: «Я не согласен с тем, что Земля шарообразна и вращается вокруг Солнца; по моему мнению, она плоская, а Солнце вращается вокруг нее»? 4. Поскольку наука стремится к большой степени точности своих результатов, ей необходим строгий и однозначный язык, который четко фиксирует смысл и значение понятий. Естественный язык, т.е. тот, на котором мы говорим, читаем и пишем, малопригоден для этого, т.к. он содержит в себе множество предпосылок для неясности, неопределенности, неточности и размытости того содержания, которое может быть с помощью него выражено. Для иллюстрации приведем комический пример возможной двусмысленности и неопределенности естественного языка. IЧеловек на приеме у врача-психиатра: «Доктор, мои род-^ственники считают, что я сошел с ума». «Почему же они |так думают?» - спрашивает врач. «Понимаете, доктор, — вечает пациент,— я очень люблю сосиски». «Что же щесь странного? — удивляется врач. — Я тоже люблю со-|сиски». «Правда, доктор, любите? — радостно восклицает щент. — Тогда пойдемте скорее, я покажу вам свою кол-екцию». Подобных примеров неточности естественного tea можно было бы привести очень много. Причем эта очность проявляется не только в анекдотах, но и во |вполне серьезных ситуациях, тем самым создавая значи- зые коммуникативные помехи. Понятно, почему наука пользуется не естественным, а кусственным языком. Что он собой представляет? ормулы, уравнения, условные обозначения, символы и Г.п. Например, слово «вода» — это выражение естествен-ого языка, а Н2О — выражение искусственного языка на-ки. В отличие от естественного языка, последний намного лее точен и строг; неясность и неопределенность в нем очти исключены. Кроме того, искусственный язык нагого компактнее естественного и является международ- v. ученые всех стран могут общаться между собой на ке формул и уравнений без особенных затруднений, не ась языковых барьеров, которые неизбежны при ис-зовании естественного языка. 5. Наука интересуется не только окружающим чело-ека миром, но и самим процессом его исследования. Она целяет пристальное внимание методам познания приро-1, выделяясь среди других форм общественного сознания, что в ней методы получения нового знания стали предом самостоятельного анализа. В настоящее время даже вилась самостоятельная научная дисциплина— мето-логия научного познания. Методология науки — это уче-ае о научных методах, или теория методов. Наука крити-ски рассматривает уже имеющиеся методы, продумыва-Р пути более эффективного их использования, ищет новые методы, исследует саму процедуру их выработки и т.д. Методы познания — это инструменты науки. Образно говоря, она постоянно проверяет и перепроверяет свои инструменты: наводит порядок в старых, совершенствует их или заменяет более качественными, приобретает новые, учится ими пользоваться и т.д. и т.п. Всему этому и посвящена методология науки. По большому счету, человека всегда интересовали два вопроса: что такое какая-то реальность и как с ней обращаться. Метод дает ответы на вопросы второго типа, и во многих случаях именно эти ответы имеют решающее значение. В одной китайской притче щедрый рыболов делится уловом с голодным крестьянином. Но когда тот приходит за рыбой и во второй, и в третий раз, рыболову становится ясно, что решить проблему можно, только научив крестьянина самого ловить рыбу, вместо того чтобы заниматься благотворительностью. Научить, как ловить рыбу, — это значит дать метод, систему правил, приемов практической деятельности. Когда человек вооружен методом, он отчетливо видит путь реализации стоящих перед ним задач, знает, каким именно образом следует совершить требуемое действие, и, скорее всего, достигнет желаемого результата. Строгость.и точность научного знания, его систематичность й упорядоченность, а также значительные достижения науки во многом обусловлены тем, что одним из объектов ее исследования являются методы, с помощью которых она осваивает окружающий мир и проникает в тайны природы. Таковы основные особенности науки. Теперь рассмотрим ее критерии, т.е. такие признаки, или показатели, с помощью которых можно отличить научное знание от псевдонаучного. Дело в том, что науку на протяжении всей ее истории сопровождала псевдонаука — совокупность различных идей и учений, только по внешним, формальным признакам сходных с научными, а на самом деле не имеющих с ними ничего общего, а также претендующих, j- как правило, на приобщенность к некоему якобы тайному знанию, которое доступно немногим. Например, все хоро-| шо знают, что такое астрономия и что такое астрология. I Первая представляет собой науку, вторая — псевдонауку. Однако, к сожалению, многие и по сей день воспринимают ее как науку и относятся к ней вполне серьезно. Как астрология сопровождала астрономию, так химию сопровожда- I ла алхимия, а арифметику — нумерология (якобы наука о том, что между числами, выражающими количество букв в 'имени, фамилии, а также час, день, месяц, год рождения и 1т.п., и человеческими судьбами существует некая тайная I связь, которую можно постичь, с тем чтобы каким-то об-1 разом воздействовать на ход вещей). И если алхимия ушла | в прошлое, то астрология и нумерология процветают и по-I ныне, равно как и иные псевдонауки, среди которых хиро-I мантия, физиогномика, парапсихология, уфология и другие. Псевдонаучное знание также можно назвать лженаучным или околонаучным. Любопытно, что его представители и приверженцы обижаются на подобные эпитеты, но с {благосклонностью воспринимают термины «паранаучное Знание» и «паранаука». Греческая приставка «пара» переводится на русский язык как «около», т.е. околонаучное и паранаучное — это одно и то же. Сопровождая науку на протяжении всей ее истории, псевдонаука обычно маскировалась под нее, «рядилась в ее ~ цы», прикрывалась ее заслуженным авторитетом. 1оэтому наука выработала два критерия, на основании ко-орых можно отграничить научное знание от псевдонаучного. Первый из них — это принцип верификации Йэтот термин нам уже встречался), в силу которого только • знание является научным, которое можно подтвердить; или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже). 1 принцип был предложен известным английским фи-софом и ученым XX в. Бертраном Расселом. Однако для тличения науки от псевдонауки одного только принципа рификации недостаточно: псевдонаука иногда так ловко и хитро выстраивает свои аргументы, что вроде -бы всё, о чем она говорит, подтверждается. Поэтому принцип верификации дополняется вторым критерием, который был предложен крупным немецким философом XX в. Карлом Поппером. Это принцип фальсификации (от лат. «фальсе» — ложь и «фацере» — делать), в силу которого только то знание'является научным, которое можно (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже) опровергнуть. На первый взгляд принцип фальсификации звучит странно: понятно, что научное знание можно подтвердить, но как понимать утверждение, по которому его можно опровергнуть? Дело в том, что наука постоянно развивается, идет вперед: старые научные теории и гипотезы меняются новыми, опровергаются ими; поэтому в науке важна не только подтверждаемость теорий и гипотез, но и их опровержимость. Например, с точки зрения древней науки центром мира является Земля, а Солнце, Луна и звезды движутся вокруг нее. Это было именно научное представление, которое существовало и «работало» примерно две тысячи лет: в его рамках велись наблюдения, делались открытия, составлялись карты звездного неба, рассчитывались траектории небесных тел. Однако со временем такое представление устарело: накопленные факты начали противоречить ему, и в XV в. появилось новое объяснение мирового устройства, по которому в центре Вселенной находится Солнце, а Земля вместе с другими небесными телами движется вокруг него. Такое объяснение, конечно же, опровергало древнее представление о Земле как центре мира, которое от этого вовсе не переставало быть научным, а, наоборот, оставалось им, только для своего времени. Если псевдонаука в своем стремлении замаскироваться под науку может обойти принцип верификации, взятый в отдельности, то против двух принципов вместе (верификации и фальсификации) она бессильна. Представитель псевдонауки, конечно же, может сказать: «В моей науке всё подтверждается». Но сможет ли он сказать: «Мои идеи и утверждения когда-либо будут опровергнуты и уступят место новым, более верным представлениям»? В том-то и дело, что не сможет. Вместо этого он скажет примерно следующее: «Моя наука древняя, тысячелетняя, она впитала в себя мудрость веков, и в ней ничто не подлежит опровержению». Когда он утверждает, что его идеи неопровержимы, он тем самым, по принципу фальсификации, объявляет их псевдонаучными. В отличие от него, представитель науки, ученый, признает как подтверждаемость на настоя-. щий момент, так и будущую опровержимость своих идей. | «Мои утверждения, — скажет он, — подтверждаются ныне так-то и тем-то, но пройдет время — и они уступят место ' новым представлениям, более основательным и более верным». Псевдонаука не может обойти принцип фальсифика- \ ции, потому что она, в отличие от науки, не развивается, а.стоит на месте. Сравнив достижения науки за 2,5 тысячи;;лет с результатами псевдонауки, мы увидим, что успехи первой колоссальны, в то время как второй «похвастаться» 'нечем. Современные представители псевдонауки говорят ^человеку примерно то же самое (поменялась форма, но не: содержание), что и древние шаманы, маги и колдуны. Итак, если какое-то знание нельзя ни верифицировать ^подтвердить), ни фальсифицировать (опровергнуть), то |рно является псевдонаучным, лженаучным, околонауч-|иым, или паранаучным, но в любом случае — не научным. f Вопросы и задания 1. На какого рода вопросы наука принципиально не отвечает, считая 2. Какую роль играет в науке доказательство? Каковы основные раз- рювидности доказательства? »._•■ I 3. Чем отличается объективное от субъективного? Что такое субьек-: предпочтения? Приведите какие-либо примеры, иллюстрирующие их влияние на философские учения. Каково соотношение объективного и субъективного в научном знании? Как вы думаете, почему философские идеи, как правило, не могут обойтись без субъективных предпочтении, а в научных построениях им почти не остается места? 4. Что такое естественный язык? В чем заключается его малая при 5. Что такое методология науки? Чем она занимается? Почему при 6. Что такое псевдонаука? Почему науке необходимо отграничивать 7. Что представляет собой принцип фальсификации? В чем заключа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.012 с.) |