Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как происходит научное познание.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Структура научного познания включает в себя два уровня, или два этапа. 1. Эмпирический уровень (от греч. «эмпейрия» — 2. Теоретический уровень (от греч. «теория» — Нередко можно услышать ошибочное утверждение о том, что теория вытекает из фактов, или, иначе говоря, что с первого «этажа» научного познания (эмпирического) на второй (теоретический) есть плавный переход в виде некоей удобной «лестницы». В действительности всё обстоит иначе и сложнее. Теория не вытекает из фактов по той причине, что они сами по себе ничего не говорят и ни о чем не свидетельствуют. Наверняка все сталкивались с широко распространенным словосочетанием «голые факты», но многие ли задумывались над тем, что оно означает? По всей видимости, данное понятие указывает на то, что факты безмолвны и из них ничего не вытекает, кроме... самих фактов. Например, существует постоянно наблюдаемый нами факт медленного дневного движения Солнца по небосводу с востока на запад. О чем он говорит? О том, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли? Или, мо- I жет быть, о том, что, наоборот, Земля вращается вокруг неподвижного Солнца? Или же о том, что и Солнце, и Земля ■ вращаются друг относительно друга? А может быть, ни о [соответствовало бы только одно определенное объяснение. Если теория вытекает не из фактов, тогда откуда она берется? Теория выдвигается человеческим разумом и применяется к фактам с целью их объяснения. Причем перво- ■ начально разум создает не теорию, а гипотезу, т.е. теорети- мысленно накладывается на факты. Гипотеза — это пред-«положение, как правило, научного характера, выдвигае-)мое с целью объяснения каких-либо объектов, явлений, со-! бытии и т. п. От простого предположения, например до-' Гадки, гипотеза отличается большей сложностью и обосно- \ ванностью. В том случае, если она согласует (состыкует), Между собой факты, свяжет их в единую картину и даже! Предвосхитит обнаружение новых, ещё неизвестных фак-i тов, то она превратится в теорию и на долгое время займет господствующие позиции в том или ином разделе научного знания. Если же, наоборот, гипотезе не удастся согласовать между собой все имеющиеся в какой-либо области действительности факты и связать их в единую картину, то она будет отброшена и заменена новой гипотезой. Точно ответить на вопрос, почему некий ученый выдвигает для объяснения каких-нибудь фактов именно такую гипотезу, а не иную, невозможно, потому что ее создание — это во многом интуитивный акт, представляющий собой тайну научного творчества. Только после соотнесения гипотезы с фактами выясняется ее большая или меньшая состоятельность, происходит ее подтверждение или опровержение. Как уже говорилось, гипотеза может наложиться на факты более или менее удачно, и именно от этого будет зависеть ее дальнейшая судьба. ' Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней научного познания можно условно сравнить со всем известной игрой в детские кубики, на которых изображены фрагменты различных картинок. Допустим, в набор входит девять кубиков. Каждая грань любого кубика является фрагментом какой-либо картинки, состоящей, таким образом, из девяти частей. Поскольку у кубика шесть граней, то из набора можно составить шесть различных картинок. Чтобы ребенку было проще складывать.кубики в определенной последовательности, к набору прилагается шесть картинок-трафаретов, или рисунков, глядя на которые он находит нужные фрагменты. Так вот, беспорядочно разбросанные кубики в нашей аналогии — это факты, а картинки-трафареты — это мысленные построения (гипотезы и теории), на основе которых пытаются упорядочить и связать факты в некую систему. Бели желаемая картинка из кубиков не получается с помощью выбранного трафаретного рисунка, значит, выбран не тот рисунок и его следует заменить другим, соответствующим картинке, которую задумано построить. Так же, если с помощью некоей гипотезы из имеющихся фактов не складывается упорядоченная картина, значит, эта гипотеза должна быть заменена ка-кой-либо другой. Правильно выбранный трафарет при составлении кубиков — это та самая гипотеза, которая удачно накладывается на факты, находит свое подтверждение и превращается в теорию. Итак, научное познание состоит из двух «этажей»: нижнего — эмпирического и верхнего — теоретического. Причем второй «этаж», будучи надстроенным над первым, должен без него рассыпаться: теория для того и создается, Чтобы объяснить факты (если их нет, то и объяснять нечего). Теоретический уровень познания невозможен без эм-| пирического, но это не означает, как уже говорилось, что теория вытекает из фактов. При всей взаимосвязи этих двух уровней, они тем не менее достаточно автономны: между нижним и верхним «этажами» научного познания •не существует прямой и удобной «лестницы», попасть с •или же — опровержением и заменой новой гипотезой. Большая часть современного научного знания построе-Ыа с помощью гипотетико-дедуктивного мето- \ д а, предполагающего выполнение алгоритма, который состоит из четырех звеньев. Сначала обнаруживаются определенные факты, относящиеся к какой-то области действительности. Затем выдвигается первоначальная гипотеза, Обычно называемая рабочей, которая на основе некоей регулярности, повторяемости найденных фактов конструирует наиболее простое их объяснение. Далее устанавлива-|'ются факты, которые не встраиваются (не вписываются) в |него. И наконец, уже с учетом этих выпадающих из перво-'начального объяснения фактов создается новая, более раз-аботанная, или научная гипотеза, которая не только согласует все имеющиеся эмпирические данные, но и позволяет предсказать получение новых. Говоря иначе, из нее йюжно вывести (дедуцировать) все известные факты, а также указание на неизвестные (т.е. пока не открытые). Например, при скрещивании растений с красными и белыми цветками у получающихся гибридов цветки чаще всего бывают розовыми. Это обнаруженные факты, на основе которых можно предположить (создать рабочую гипотезу), что передача наследственных признаков происходит по принципу смешивания, т.е. родительские признаки переходят к потомству в некоем промежуточном варианте (такие представления о наследственности были распространены в первой половине XIX в.). Однако в это объяснение не вписываются другие факты. При скрещивании растений с красными и белыми цветками пусть не часто, но всё же появляются гибриды не с розовыми, а с чисто красными или белыми цветками, чего не может быть при усредняющем наследовании признаков: смешав, например, кофе с молоком, нельзя получить черную или белую жидкость. Для того чтобы вписать эти факты в общую картину, требуется какое-то иное объяснение механизма наследственности, необходимо изобретение другой, более совер-шенной (научной) гипотезы. Как известно, она была создана в 60-х годах XIX в. австрийским ученым Грегором Менделем, который предположил, что наследование признаков происходит не путем их смешивания, а, наоборот, посредством разделения. Наследуемые родительские признаки передаются следующему поколению с помощью маленьких частиц — генов. Причем за какой-либо признак отвечает ген одного из родителей (доминантный), а ген другого родителя (рецессивный), также переданный потомку, никак себя не проявляет. Вот почему при скрещивании растений с красными и белыми цветками в новом поколении могут быть или только красные, или только белые цветки (один родительский признак проявляется, а другой подавляется). Но почему появляются также растения с розовыми цветками? Потому что нередко ни один из родительских признаков не подавляется другим и оба они проявляются у потомков. Эта гипотеза, столь удачно объяснившая и согласовавшая между собой различные факты, превратилась впоследствии в стройную теорию, которая положила начало развитию одной из важных областей биологии— генетики. Кстати, из-за распространенных в первой половине |' XIX в. представлений о наследственности, по которым при -•передаче признаков от одного поколения к другому происходит их смешивание, долгое время находилась под угрозой краха эволюционная теория Чарльза Дарвина, в основе ^которой лежит принцип естественного отбора. Ведь если происходит смешивание наследуемых признаков, значит, они усредняются. Следовательно, любой, даже самый выгодный для организма признак, появившийся в результате гации (внезапного изменения), со временем должен исчезнуть, раствориться в популяции, из чего вытекает не-; возможность действия естественного отбора. Британский [инженер и ученый Френсис Дженкин доказал это строго [математически. «Кошмар Дженкина» на протяжении мно-: лет отравлял жизнь Ч. Дарвину, но убедительного от-га на вопрос он так и не нашел, иначе к его славе автора 1юционной теории добавилась бы еще и слава создателя гики... Обратим внимание на то, что удачность какой-либо гипотезы определяется не только численностью фактов, ко-эрые вписываются в нее (или выводятся из нее), но и ко-1еством теоретических средств, которые для этого припекаются. Гипотеза, а впоследствии и теория является ем более эффективной и тем на более длительный срок целяет развитие какой-либо области научного знания, более малыми теоретическими средствами она объяс-яет по возможности больший круг явлений. Например, «он всемирного тяготения выражается довольно про-1М принципом: любые два тела притягиваются друг к с силой прямо пропорциональной произведению их и обратно пропорциональной квадрату расстояния ними. Однако этим принципом объясняется очень экий круг явлений окружающего мира: от падения яблока на землю до движения планет вокруг Солнца. Здесь следует отметить, что сказанное относится по преимуществу к общим гипотезам. Помимо общих, гипотезы также бывают частными и единичными. С точки зрения логики гипотезы представляют собой высказывания, истинность или ложность которых еще не установлена. Поэтому наиболее простая их классификация опирается на форму суждений, в которых они выражаются. Таким образом, гипотезы, как и суждения, разделяются на общие, частные и единичные. Общие — это предположения обо всем множестве изучаемых объектов, частные — о некоторых элементах какого-либо множества, единичные — о конкретных, отдельных объектах или явлениях. Например, гипотеза Возможности любого человеческого организма в обычных условиях жизни задействованы в очень незначительной степени является общей; гипотеза Некоторые звезды нашей Галактики имеют спутники-планеты, на которых есть благоприятные условия для зарождения и дальнейшей эволюции различных форм жизни относится к частным, а гипотеза: Солнечная система произошла из гигантской газово-пылевой туманности под влиянием электромагнитных и гравитационных сил приблизительно 5 млрд. лет назад — к единичным. Вопросы и задания 1. Что представляет собой структура научного познания? 2. Если теория не вытекает из фактов, тогда откуда она выводится? 3. Чем объясняется то, что эмпирический и теоретический уровни на- аточно автономны? 4. Что такое гипотетико-дедуктивный метод? Какие этапы проходит 1 от научной? Приведите какие-либо примеры из истории науки, аллю* нрующие применение гипотетико-дедуктивного метода. 5. Что представляют собой общие, частные и единичные гипотезы? рвтих видов гипотез. Приведите один пример общей, частной и единичной [ из современного естествознания. Границы науки Как уже говорилось, бурное развитие науки началось эимерно в XVI-XVII вв. В эпоху Нового времени с ней 1И большие надежды, ожидая от нее решения чуть не всех проблем человечества. Тогда казалось, что она сильна и в скором времени научное познание, нигде не преград, проникнет во все тайны природы и до-агнет исчерпывающего знания о мире, на основе которо-> станет возможным всеобщее благоденствие. XVIII век вошел в историю под названием «века 1росвещения». Философы и ученые этого периода потому [ стали называться просветителями, что в числе их основ-идей было утверждение, согласно которому все чело-теские проблемы и несчастья связаны с недостаточным гачеством знаний, с малой просвещенностью людей, цо приумножить знания с помощью науки, считали они, 1ть умы, и тогда жизнь обязательно изменится к тему. В XIX в. восторженных ожиданий стало меньше: наука вно не справлялась с возлагавшимися на нее надеждами i достижение всеобщего процветания. Знаний было нако-тсно немало, люди стали намного более просвещенными i сравнению с предыдущими столетиями, а жизнь не ме- нялась к лучшему: по-прежнему в обществе царили раз Если в XIX в. люди всего лишь усомнились в неограниченных возможностях науки, то в настоящее время говорят о ее фундаментальных границах, т.е. о таких, которые. она не сможет преодолеть никогда. Первая граница обусловлена объектами и методами научного познания. Выше говорилось о том, что наука изучает только нечто уже данное, существующее и опирается на доказательство, т.е. включает в сферу своего внимания то, что можно подтвердить или опровергнуть. Понятно, что при этом огромное количество вопросов и проблем, причем очень широких и важных (например, откуда произошел мир? Реальностью или иллюзией он является? Такой ли он на самом деле, каким мы его видим? Материя или дух лежит в основе всего? Кто такой человек и в чем смысл его жизни? и т.п.), остается вне сферы ее интересов. Она прин- шиально не задается этими вопросами и никогда не будет:кать ответы на них. Понятно, что, если бы наука занимаюсь подобными вопросами, она не была бы наукой. 1олучается, что данная ограниченность — это неотъемле*:й признак науки, без которого она не будет самою собой, этому она и является всего лишь одной из форм духов-гой культуры, наряду с другими ее формами, наиболее шые из которых — философия, религия и искусство. Занимаясь только тем, что есть, наука включает в поле (го зрения всё, что так или иначе поддается наблюде-I, описанию, измерению, вычислению и т.д., и предпо-<ает иметь дело с точными понятиями. Обратим внима-ю на то, что в естествознании широко употребляется по-[тие «Вселенная», но в то же время оно намного реже фирует понятиями «мир», «мироздание». В обыденном [ставлении Вселенная и мир — это чаще всего одно и то ■: термин «Вселенная», как и «мир», обозначает всё су-етвующее. Однако наука, отдавая предпочтение строгим определенным понятиям, никогда не стала бы иметь дело ~ «всем существующим», поскольку это нечто настолько определенное, что непонятно, как о нем вообще можно о-либо говорить, а тем более делать предметом исследо-i. Поэтому если под миром подразумевается «всё су-ствующее», то естествознание стремится избегать тер-ihob «мир», или «мироздание». Зато «Вселенная» — это пне научный, физический термин, потому что он обо-ачаетне «всё существующее» (несмотря на то что в нем оде бы присутствует слово «всё»), а всего лишь малую сть мироздания, которая доступна наблюдению, описано, измерению, вычислению и т.п. Обыденному сознанию • показаться странным, что у той Вселенной, о кото-ой говорит наука и которая вовсе не является всем, есть " змеры, и время жизни, и множество прочих параметров, вдающихся точному математическому описанию. Но ни Вселенная — это всего лишь часть мира, то могут быть Г другие Вселенные, скажете вы и будете совершенно пра- вы. Мы живем на планете Земля, однако есть и другие планеты. Мы находимся в Солнечной системе, но существует огромное множество иных планетных систем. Мы живем в галактике Млечный Путь, но есть мириады других галактик. Наконец, мы находимся во Вселенной (или — нашей Вселенной, не-имеющей никакого имени), но есть и другие вселенные, о которых, впрочем, как говорит наука, нам ничего не известно, потому что максимум, с чем мы можем иметь дело (т.е. наблюдать, исследовать, изучать), — это как раз наша Вселенная. Для иллюстрации сказанного приведем аналогию. Представьте себе темноту, в которой горит лампочка, освещая небольшое пространство вокруг себя. Мы можем говорить о лампочке и освещенном участке, потому что видим и то, и другое. Мы можем измерить эту освещенную область, потому что наблюдаем ее границы. Но что мы можем сказать обо всей прочей темноте? (Где она начинается? Где заканчивается? Велика ли по своим размерам? Что в ней есть помимо горящей лампочки?) Не очевидно ли, что мы ничего не можем сказать о ней? Так вот, для науки освещаемое во мраке пространство — это Вселенная, а вся остальная темнота — мир, или мироздание. Объектом изучения науки является Вселенная, потому что о ней можно говорить в известной мере строго и определенно; а мир, наоборот, не интересует науку, потому что ничего точного и определенного о нем сказать нельзя. Неточные и неопределенные рассуждения о мире она оставляет философии и религии. Понятно, что, исследуя Вселенную и отказываясь ставить более широкие вопросы, связанные с мирозданием, наука сознательно создает себе принципиальную и непреодолимую границу. Во избежание недоразумений следует отметить, что в научном обиходе иногда употребляется термин «мир» (например, в словосочетании «научная картина мира»), но не как обозначение всего существующего, а в качестве синонима термина «Вселенная» в его строгом и определенном естественнонаучном смысле (т.е. |«.научная картина мира» — это то же самое, что и «научная артина Вселенной»). Вторая граница науки порождается ее инструменталь-[ характером. За время своего существования наука добилась колоссальных результатов и ответила на огромное шчество вопросов. Теперь она знает, как добраться до Пуны или Марса, как создать искусственный интеллект и ке — как клонировать самого человека. Однако, будучи i состоянии ответить на эти и множество других сложных опросов, наука никогда не сможет ответить на один с виду тень простой и бесхитростный вопрос — зачем всё это ужпо (добираться до Марса, создавать искусственный ин-иект, клонировать живые организмы и т.д.)? На этот опрос может ответить только человек, наделенный свободой воли, т.е. свободой выбора между добром и злом; а на-ка всегда будет оставаться пассивным инструментом в его с, который можно использовать как в благих, созида-яьных, так и в дурных, разрушительных целях. Третья граница науки обусловливается специфическим арактером научного познания, которое имеет одну важ-> и примечательную черту: чем больше наука открыва-i тем большим становится количество принципиально возможных вещей, т.е. тем больше она «закрывает», ример, открытие законов термодинамики (вспомним, аовной ее закон — сохранения и превращения энергии — сит, что энергия не может браться из ниоткуда и исче-. в никуда) показало принципиальную невозможность аого двигателя — чудесной машины, над созданием ко-ррой много веков трудились ученые и изобретатели (лишь - второй половине XVIII в. Парижская академия наук риняла решение не рассматривать более проекты вечного гателя). Как классическая термодинамика «запрети-I» вечный двигатель, так же и теория относительности пожила строжайший запрет на превышение скорости та. Уже упоминавшийся нами философ Карл Подпер утверждал, что чем больше некая теория что-то за- прещает, тем она лучше. Открывая человеку большие воз' можности, наука одновременно показывает и области невозможного. И чем более она развита, тем больше «площадь» запрещенных областей. Наука не является волшебницей, поэтому и мечтать рекомендует исключительно в «разрешенных» ею направлениях. Четвертая граница науки связана с возрастом человечества. По современным научным представлениям Вселенная существует приблизительно 20 млрд. лет, а человек современного типа — примерно 40 тыс. лет. Первые цивилизации появились приблизительно 5 тыс. лет назад, а возраст науки, как уже говорилось, насчитывает всего 2,5 тыс. лет. Срок жизни человечества и время существования науки неизмеримо малы на фоне возраста Вселенной: ведь 20 млрд. лет по сравнению с 40 тыс. лет — это почти бесконечность. Понятно, что если бы человек прожил намного больше и его возраст был бы хоть как-то сопоставим с возрастом Вселенной (например, 1 млрд. лет вместо 40 тыс.), то он и знал бы о ней намного больше, чем знает сейчас. Иначе говоря, сколько бы еще человек ни прожил и сколько бы ни накопил научных знаний, всё равно срок его жизни и все его знания по отношению к возрасту Вселенной будут оставаться ничтожно малыми. Пятая граница науки определяется природой человека. По современным научным представлениям окружающая нас действительность подразделяется на три большие сферы. Первая из них называется макромиром (от греч. «макрос» — большой). Это то, что повседневно нас окружает. Расстояния в макромире измеряются миллиметрами, сантиметрами, метрами и километрами, а время — секундами, минутами, часами, месяцами и годами. Однако по современным представлениям помимо макромира есть еще две области природы. Одна из них — это м и к ром ир (от греч. «микрос» — маленький), т.е. сфера необычайно малых объектов—атомов и элементарных частиц, где расстояния измеряются величинами от 10"8 до 10"1в см, а время язни — от бесконечности до 1024 сек. Для пояснения ска-|жем, что 1010 см — это величина, равная одной миллиард-|ной части миллиметра, т.е. если один миллиметр на вашей аейке вы мысленно разделите на миллиард частей, то i такая часть и будет равна 10"10 см. Величина 10"1в см в Цмиллион раз меньше, чем 1010 см, т.е. для того, чтобы предоставить себе величину 1016 см, надо один миллиметр поде-, на миллион миллиардов частей и мысленно представить себе одну эту часть. Что касается временных проме-гков, то 109 сек, например, — это одна миллиардная сть секунды. Другая область природы — это м е г а м и р Кот греч. «мегас» — огромный), сфера колоссальных кос-ческих расстояний и громадных временных промежут-ов. Расстояния в ней измеряются световыми годами, а ля существования различных объектов — миллионами [миллиардами лет. Например, ближайшая к намгалакти-туманность Андромеды — находится от нас на рас-оянии приблизительно 2 700 000 световых лет. Это зна-г, что для достижения этой галактики нам надо 2 700 000 1 (а один год, как известно, — это 365 дней) лететь к ней»скоростью света — 300 000 километров в секунду. Человек родом из макромира, или, говоря иначе, он об-ает макроприродой, и поэтому ему довольно трудно ис-педовать то, что происходит в микро- и мегамирах: ведь полноценного постижения этих областей ему надо Выть, условно говоря, размером с электрон или с галакти- у. Но неужели современная наука не изучает микро- и ме-«ир, спросите вы. Конечно же, изучает, но не так успеш-»и эффективно, как макромир. Насколько благополучно 1 дела в изучении последнего, настолько же с малы-: результатами продвигается естествознание в освоении других областей природы. Насколько много суще-г твердых положений и точных теорий, посвященных кромиру, настолько же мало в науке чего-либо надежно гановленного и общепризнанного, относящегося к ми-d- и мегамиру: до настоящего времени там царят по боль- шей части гипотезы и догадки. Здесь может возникнуть вопрос: как можно говорить о малой результативности тех областей науки, которые занимаются изучением микромира, если в нашу жизнь давно уже вошли атомные электростанции, например, и ядерное оружие—технические результаты научных исследований микромира? По этому по-воДу авторы одной известной научно-популярной книги говорят, что ученые, изучающие микромир, находятся в настоящее время «...в таком же примерно положении, как каменщик, который умеет складывать из кирпичей здание, но о многих свойствах самих кирпичей, может быть, даже о том, как они делаются, имеет лишь смутное представление». (Григорьев В. И., МякишевГ. Я. Силы в природе. Изд. 7-е. М.: Наука, 1988. С.277). Человек познает природу с помощью мышления, а полученные им знания находят свое выражение в языке. Таким образом, мышление и язык — это инструменты познания. Однако человек неизбежно обладает макромышлением и макроязыком. И с этими макроинструментами он пытается исследовать микро- и мегаобласти окружающего мира. Получается, что инструмент познания не соответствует его объектам. Приведем аналогию: вам предлагают покрасить шестнадцатиэтажный дом... акварельной кисточкой или, наоборот, нарисовать маленькую акварельную картинку размером 5x5 сантиметров с помощью... малярного валика. Понятно, что и в том ив другом случае ничего не получится именно по причине несоответствия объектов и направленных на них инструментов. Здесь могут возразить, что существует универсальный язык для описания каких угодно объектов — язык математики, который, будучи предельно абстрактным, вполне может быть одним из эффективных инструментов для освоения микро-и мегамйра. Однако и божественная (как говорили древние философы) математика родом из привычного нам макромира: ведь она родилась из практических потребностей и интересов, которые, конечно же, имеют макроприроду. тросы и задания 1. Как вы думаете, почему в эпоху Нового времени на науку возлагали говорили просветители XVIII в. о причинах человеческих несчастий и | чем видели залог будущего всеобщего благоденствия? 2. Почему в XIX и особенно в XX в. с прогрессом науки связывают 3. Какая граница науки обусловлена объектами и методами ее позна- ки зрения естественнонаучных представлений? Почему наука предпо-- оперировать понятием «Вселенная», а не «мир», оставляя послед-: философии и религии? 4. На какой вопрос, при всех своих достижениях и возможностях, ни- трументальным характером? . 5. Как понимать утверждение о том, что чем больше наука открывает, больше она «закрывает», т.е. объявляет принципиально невозможным? Приведите какие-либо примеры, иллюстрирующие это положение. г 6. В чем состоит граница науки, связанная с возрастом человечества? к 7. Что такое макромир, микромир и мегамир? Каким образом макро-i человека порождает одну из границ науки? Почему даже универ-[ язык математики нельзя считать идеально подходящим для опи-■ микро- и мегамйра? Общие модели развития науки До XX в. считалось, что наука развивается плавно, по-епенно, эволюционно: год за годом накапливаются новые «ты, делаются научные открытия, приумножаются тео-I, в результате чего люди узнают о природе всё больше и тыле. Рост научного знания, согласно этим представле-можно условно сравнить с постепенным подъемом эвня жидкости в сосуде, в который она непрерывно на-1вается: с каждой секундой этот уровень становится всё гше. В XX в. представление радикально изменилось: теперь считается, что в развитии науки есть не только эволюция, которая выражается в постепенности, плавности и последовательности, но и революции, т.е. кризисы, обвалы, скачки, перестройки и т.п. В настоящее время существует множество общих моделей развития науки. Наибольшую известность приобрели в XX в. модель американского ученого Т. Куна и модель британского ученого И. Лакатоса. С точки зрения Томаса Куна (1922-1996), развитие науки представляет собой смену научных парадигм. Парадигма, в широком смысле слова, — это совокупность каких-либо идей, взглядов, положений и т.п. Научная парадигма представляет собой систему наиболее общих, широких научных представлений об окружающем мире. Приведем несколько примеров научных парадигм. 1. Геоцентрическая парадигма (от греч. «гео» — Земля) 2. Гелиоцентрическая парадигма (от греч. «гелиос» — 3. Релятивистская парадигма А. Эйнштейна— это Можно привести и другие примеры научных парадигм, среди которых механика И. Ньютона, теория относительности А. Эйнштейна, теория эволюции Ч. Дарвина и т.п. Та или иная парадигма какое-то время господствует в науке, определяет направление ее развития; в рамках парадигмы накапливаются факты, делаются научные открытия, создаются новые теории. Содержание научной парадигмы отражено в трудах крупнейших ученых и в учебниках, а основные ее идеи проникают даже в массовое сознание через научно-популярную литературу. Причем во время господства той или иной парадигмы ее положения признаются и разделяются всеми представителями научного сообщества: никто, как правило, не сомневается в ее верности и эффективности. Кстати, отправным пунктом раз-шшлений Томаса Куна над проблемами эволюции науки Еетал отмеченный им любопытный факт: ученые-общество-|веды и гуманитарии славятся своими разногласиями по фундаментальным вопросам, исходным основаниям своих эрий, в то время как представители естествознания по |такого рода проблемам дискутируют редко, большей час-> — в периоды так называемых кризисов в их науках. В Зычное же время они относительно спокойно работают и бы молчаливо поддерживают неписаное соглашение: пока храм науки не шатается, качество его фундамента не суждается. Возможно, в этом заключается одна из при- большой результативности естественных наук и весь-i скромных достижений гуманитарных: первые, постро-фундамент, давно приступили к сооружению самого ля, а вторые в основном занимаются только тем, что постоянно строят и перестраивают фундамент. В естествознании также случаются перестройки фунда-внта научного знания, но крайне редко. Это происходит эгда, когда очередная парадигма устаревает, т.е. уже с рудом справляется с объяснением новых фактов, утрачи-прежнюю широту- научного видения мира, начинает эрмозить дальнейшее поступательное развитие науки. В эм случае происходит научная революция и старая пара-*а заменяется новой. Причем появляется несколько хьтернативных вариантов новой парадигмы, и прогрес- сивное научное сообщество выбирает одну из них, как считает Т. Кун, во многом стихийно, случайно, немотивированно, или иррационально, т.е. не на основе логики и жесткого расчета, а в большей степени на основе ощущения, наития, интуиции. Переходьгот одной научной парадигмы к другой Т. Кун сравнивал с обращением людей в новую религиозную веру: мир привычных объектов предстает в совершенно ином свете благодаря решительному пересмотру исходных объяснительных принципов. Аналогия с обращением в новую веру понадобилась ему для того, чтобы подчеркнуть, что смену парадигм нельзя объяснить строго рационально, т.е. с помощью одной только логики. Утверждение новой парадигмы осуществляется в условиях мощного противодействия сторонников прежней. Причем новаторских подходов, как уже говорилось, может оказаться несколько. Поэтому выбор принципов, которые составят будущую успешную парадигму, осуществляется учеными не столько на основании логики или под давлением эмпирических фактов, сколько в результате внезапного озарения, просветления, иррациональной веры в то, что окружающий мир устроен именно так, а не иначе. По Куну, развитие науки можно условно сравнить не с ростом симметричного дерева, тянущегося строго вверх, к солнцу, когда появление каждой ветки предсказуемо, а с ростом несимметричного кактуса,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.02 с.) |