Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критическая философия Иммануила КантаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
\' Философия Нового времени достигла своего расцвета второй половине XVIII — первой половине XIX века в ермании в учениях нескольких выдающихся мыслители. Их интеллектуальная деятельность вошла в историю 1д названием немецкой классической филосо- tи. Ее родоначальником был Иммануил Кант |724-1804). Исходным пунктом его воззрений является утвержде-|е о том, что, прежде чем познавать мир, надо выяснить, кем ли мы его в принципе познать. Если да, то насколь- $. Необходимо установить возможности нашего позна- I, его границы. Главное познавательное орудие— это i; стало быть, прежде всего необходимо выяснить спо- эности и возможности нашего разума. Всестороннее ис- следование их Кант назвал его критикой, а философия, по его мнению, должна быть не постижением внешнего мира, а критикой разума, т.е. изучением его устройства, специфики и законов. Немецкий философ говорил, что к такому выводу его подтолкнуло учение Д. Юма, который «разбудил его от догматического сна». Вспомним утверждение Юма о том, что мир неизбежно скрыт от нас и поэтому знание возможно не о нем, а о своих собственных состояниях (ощущениях, чувствах, мыслях и т.п.) или что предметом философии может быть вполне доступная нам субъективная (внутренняя, духовная) реальность, но ни в коем случае не объективная (внешняя). Так же полагал и Кант: откуда нам знать, каков мир, если мы имеем дело не с ним самим, а с егс^отражениём в нашем сознании, в силу чего последнее может и должно быть главным объектом философского внимания. \JTo, что существует само по себе, он назвал ноуменом, или «вещью в себе»Т котораяГнепознав'ашаГТо, что видим мы, что представляется нам реально существующим, он обозначил феноменом, или «вещью для нас». Главный вопрос заключается в том, насколько соответствует первое второму, или в какой мере феномены могут предоставить нам информацию о ноуменах. Кант утверждал: две эти области жестко разграничены, видимое нами — совсем не то же самое, что действительно есть. В нашем уме содержатся некие врожденные или априорные (доо-пытные) формы сознания, под которые мы как бы подгоняем окружающий мир, втискиваем его в них, и он существует в нашем представлении совсем не в том виде, каков он на самом деле, а в том, каким он только и может быть в этих априорных формах^ Вспомним учение Секста Эмпирика: каждое живое существо устроено неким определенным образом и поэтому воспринимает действительность не такой, какая она сама по себе, но всегда видит только то, что может и должно увидеть в силу этого своего устройства. У человека, говорит г, тоже по-особенному устроены органы чувств и раз-I, и мы воспринимаем окружающий мир именно таким,; он должен быть по нашим представлениям, т.е. не se сообразуется с реальными вещами, познавая их, орот^вещи — с формами сознания. Иначе говоря, мы целяем мир своими изначальными, врожденными, доо-1ыми формами, схемами, структурами и постигаем в аствительности то, что сами же в нее вкладываем, эимёр, мы считаем, что реально существует время. Но вдумаемся в это понятие-— оно ведь существует ько в человеческом уме, являясь специфическим тер-jom, которого нет ни у какого другого живого существа. i если бы не было вовсе на земле человека, то кто тогда го-рил бы о времени? Ведь в этом случае данного понятия где, никак и никогда не могло бы быть. Что же тогда та- «время»: реальность или же наш способ восприятия ьности? Но ведь то же самое можно сказатьи обо всём 1ЬНОМ. ___ ■ *................ ""-'------------------- "" Мысленно проведем такую процедуру — устраним че-авека из мира, п^^ст^им]себе_реальность без него. Чем гда будет мир? Неужели таким же, как и сейчас? Но кто Гназовет один предмет деревом^ругой — животным, ш — рекой, кто тогда скажет, что гора выше, чем ение, что весенняя листва зеленая, что птицы летают и I.? Ведь нет существа, которое могло бы выработать все: понятия и увидеть действительность через их призму. [ просто настолько привыкли к своему представлению о з, что считаем его самим миром, наше субъективное сприятие реальности так прочно к ней приклеилось, что i уже давно не замечаем, что эта реальность совсем не та-1, какой мы ее мним. Вспомним всем хорошо знакомую ства операцию: какое-либо простое слово (например, рюля») надо повторить 30—50 раз, при этом постоян-вдумываясь в его значение. Через несколько десятков зрений это слово потеряет для нас свой смысл, превра-: в абсурдный набор звуков, и мы с удивлением спро- сим себя, почему данная вещь называется именно таким «странным» термином, а не другим. Мы привыкли к тому, что один предмет называется «кошкой», другой — «планетой», а третий — «цветком», и совершенно не задумываемся о связи названия с самим предметом, никогда не спрашиваем себя, почему дерево — это «дерево». Точно так же мы не задумываемся о связи наших представлений о мире с самим миром (хотя на самом деле связи-то никакой нет) и не спрашиваем себя, такая ли на самом деле действительность, какой мы ее видим (нисколько не подозревая, что она совершенно иная). Но если нам ничего неизвестно о мире, то как в нем ориентироваться и, более того, жить? Надо выяснить, есть ли (или может ли быть) что-либо общее и безусловное для всех людей, некое представление, или убеждение, или знание, в котором бы никто вообще не мог сомневаться. Таким принципом является понятие добра, которое неизменно представлено в сознании любого нормального (не больного психически) человека. Каждый из нас прекрасно знает, что хорошо, а что плохо, что делать можно и чего нельзя, и считает добро, как и зло, чем-то реально существующим, а не просто человеческой выдумкой. Предположим, что вам предложили убить человека, гарантировав отсутствие всякого юридического наказания, а также привели убедительные аргументы в пользу того, что добро и зло — это вздор, всего лишь вымысел ума, что в действительности их нет и поэтому каждый волен делать абсолютно всё. Вам доказали, что убить можно, — станете ли вы убиватьШСонечно же нет. Но почему? Потому что нечто вас удерживает от этого, вы, несмотря ни на какие аргументы, видите, что этого делать нельзя, что это зло и преступление. Вам не требуется никаких доказательств, так как вы это знаете наверняка, а точнее — не знаете, а верите в это полностью и безусловно. Такая вера и является врожденной идеей добра, которая прочна встроена в наше сознание, является его неотъемлемой частью и удерживает нас ^непозволительных поступков. Ведь если бы мы искрен-стали добро произвольной выдумкой, то творили бы i! ПОДРЯД. |е Значит, мы однозначно верим в то, что добро существу-до по себе, в качестве некой реальности. Откуда в на-Гуме эта идея? Оттуда же, откуда Солнце в небе, сердце эуди, крылья у птицы. Что следует из нее? Ведь если до-It, как мы полагаем, существует на самом деле, значит, ен быть какой-то вечный его источник или некий не-пгемый гарант, которым может быть только Бог. Иначе оря, если мы неизбежно верим в наличие добра в дей-чьности, то вследствие этого мы также обязательно в Бога как в непременную причину этого добра. кое рассуждение является знаменитым кантовским до-ательством существования Бога, который чаще всего нравственным аргументом. Он будет четвертым i счету после трех рассмотренных нами в главе о средне-ковой философии. И. Кант говорит, что ни доказать, ни опровергнуть нелогическим путем существование Бога невозможно, эму его мысль только условно можно назвать аргумен-1, ведь в ней Бог выводится из нравственности. Захочется (нам, спрашивает немецкий философ, жить в мире, кото-устроен по законам зла, где торжествуют злодеи и невинные, где процветает только ложь и под-е>, насилие и жестокость, где преступление почитается 5родетелыо и возможна одна несправедливость, где тво-ся самые жуткие и немыслимые вещи? Конечно же не кочется. Мы непроизвольно считаем, что мир, в котором: живем, нётаков, что в нем~есть и правда, и справедли-ь, и добро, и порядок. И поскольку мы так твердо убеж-[ в этом, то обязательно должны признать существова-Бога как гарантии действительности и незыблемости вышеперечисленного. Такое предположение абсо-гно необходимо, так как без него наше существование ершенно немыслимо. Таким образом, если бы Бога и не было, то мы всё равно не могли бы в него не верить, а значит, его следовало бы создать; а если Бога и нет, то он всё равно есть. Вот так парадоксально, но в то же время вполне убедительно звучит кантовский аргумент. Его можно было бы сформулировать и иначе. Представьте себе, что один человек строит свое благополучие за счет другого. Знакомая ситуация? Наверное, каждый из нас с ней сталкивался. Удивляет нас такая ситуация? Нисколько не удивляет: ведь для человека вполне естественно думать о личной выгоде, улучшать свою жизнь, следовать инстинкту самосохранения и проявлять эгоизм. Так существует вся природа: одно растение устремляется к солнцу и забивает собой другое, лев в пустыне пожирает антилопу и т.п. Жить по закону личной выгоды и эгоизма — значит жить по закону природы, и когда человек так живет, то в этом нет ничего удивительного, потому что таким образом он проявляет себя как природное, естественное су1цество.(Однако иногда (пусть очень редко, но всё же!) человек поступает не по, а вопреки законам природы, поступает не естественно, а_свер_хъестественно. Например, бросается в ледяную воду и спасает тонущего, хотя сам может утонуть, или делится последним куском хлеба с нуждающимся, хотя прекрасно знает, что завтра сам будет голодать. Откуда в человеке такие действия и порывы? Ни из каких законов природы они не следуют и никак с ними не связаны. А если они^геот природы, значит, от Бога — ведь иное предположить невозможно. Если человек поступает порой естественно, «поедая», например, своего ближнего, следовательно, есть природа, которая порождает такие действия; а если порой он поступает сверхъестественно (например, рискуя собственной жизнью, спасает ближнего), значит, есть Бог, от которого исходят такие проявления человека. И вообще, всё благородное, честное, доброе, бескорыстное и жертвенное в нас говорит о том, что помимо естественного мира есть также мир сверхъестественный, поми- эироды есть Бог. Ведь если бы его не было, то не было человека. Когда последний живет по закону личной вды и эгоизма, он очень недалеко стоит от природы и ому является не столько человеком, сколько суперобе-|шой. Почему супер? Потому что более хитер, умен, ло-к, чем просто обезьяна, потому что лучше знает, где до-, пищу. А когда же человек из суперобезьяны превра-ся в собственно человека? Тогда, к огда_стан(№ИТ-&я пдтл, понпйпжд датдя от них; когда спо-№, рискуя собой, спасти другого; когда способен посту-по чести и справедливости, даже если пострадает от |го; когда не способен совершить подлость, если даже i принесет ему немалую выгоду. ^Обратите внимание, есть тысячи оправданий и мотивов [ наших плохих поступков: я был слаб, ленив, струсил, I так делают и т.п. Только нет никаких мотивов для по-хов хороших. Почему человек, рискуя жизнью, спас jero, почему бросился один против десяти хулиганов, вставших к девушке, почему сказал правду, когда все Круг молчали и боялись? На все эти «почему» нет отве- 9. Да не почему, а просто по совести! Когда не почему, l — по совести, к оторая и ес тьпоказатёль человечёско-эвеке. Ее полное отсутствие, дажеТфй блестящей юсти, выдающемся уме и высоком социальном полога, говорит о том, что перед нами не человек, а всего, суперобезьяна. -Человек совестливый является человеком в полном юле этого слова. Он способен совершать добрые дела сто так, безо всякой личной выгоды. Такие поступки называет моральными (т.е. по-настоящему до- т). Если же человек делает что-то хорошее в надежде |)сакую-то выгоду (например, спасая тонущего, я знаю, > он очень богат и щедро меня отблагодарит), то его поток обесценивается и добрым в полной мере не являет- fТакие поступки Кант называет легальными. Как видим, кантовская философия посвящена не толь-!проблемам познания, но и в не меньшей мере проблемам морали. В этой части своего учения он сформулировал знаменитый категорический императив — простое и однозначное правило, соблюдение которого и является главным мерилом нравственности, делает человека по-настоящему человеком. В его формулировке оно звучит следующим образом: «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства». Говоря иначе, живи всегда по совести, не придумывай себе никаких оправданий, когда ты ей изменяешь; умей быть сполна виноватым и искренне раскаиваться в своих плохих поступках; будь ответственным за всё, что думаешь и делаешь; будь, проще говоря, человеком, а не суперобезьяной. Категорический императив можно было бы сформулировать и так: совершай по преимуществу моральные, а не легальные поступки, потому что именно они действительно прекрасны. И правда, что может быть более удивительным в нас, чем голос совести, который, как мыуже говорили,ставитчеловекавышезаконовВселенной, делает его свободным от них? Голос совести, или, выражаясь %р-кантовски, моральный закон в душе, — это самое прекрасное, что есть в человеке. Этот закон, как внутренняя красота и совершенство человека, заставляет нас трепетать и восхищаться не в меньшей степени, чем видимая физическая гармония и великолепие мироздания. Две вещи, говорит Кант, всегда завораживали и потрясали меня: это звездное небо над головой и моральный закон в душе. Вопросы и задания 1LB чем видел И. Канг главный предмет философии? Почему его философия называется критической? 2^,Что такое феномен и ноумен в учении Канта? Как они соотносят-я^ V3. Что называл Кант априорными формами сознания? Каким образом выглядит процесс познания в его учении? 4. Считается, что Кант произвел в философии переворот, равный по г значению перевороту Н. Коперника в естествознании. Как вы ду-е, в чем заключается «коперниканский переворот» Канта? Ц(5) Каковы этические воззрения И. Канта? Что представляет собой ное доказательство существования Бога? Какие поступки Кант г легальными, а какие — моральными? Что такое категорический в? )1 Когда Кант говорил, что моральный закон в душе так же прекра-и, как звездное небо над головой, что он, на ваш взгляд, называл мо- >im законом? Щ. 7. Философскую деятельность И. Канта принято делить на докрити-i период и критический, в который он создал свои главные произве-я. Сам Кант говорил, что в докритический период своего творчества 1 находился в догматическом сне и что разбудил его от этого сна Д. Юм. ие идеи Д. Юма оказали влияние на формирование кантовской фило-и? 8. Согласны ли вы со следующим рассуждением Канта, доказываю-и иллюстрирующим наличие априорных форм сознания (обоснуйте ifi ответ): «Однако не только в суждениях, но даже и в понятиях обна-пвается априорное происхождение некоторых из них. Отбрасывайте:пенно от вашего эмпирического понятия тела всё, что есть в нем эм-:кого: цвет, твердость или мягкость, вес, непроницаемость; тогда Ж же останется пространство, которое тело (теперь уже совершенно ис-:) занимало и которое вы не можете отбросить... Поэтому вы под давлением необходимости, с которой вам навязывается это:, признать, что оно a priori пребывает в нашей познавательной спо-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.014 с.) |