Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпикурейцы, стоики, скептики, киники: поиски счастьяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 334 г, до н.э. греческое войско под предводительством Александра Македонского начало продолжившийся девять лет поход на Восток. Самоназвание греков — эллины. Они завоевали Восток, эллинизировали его. Эпоха, которая началась с этого времени, называется эллинистической, или эллинизмом. Основной ее чертой была крайняя нестабильность и непредсказуемость. Весь старый, привычный и веками незыблемый уклад жизни рухнул, всё менялось стремительно и безусловно. Действительность стала для человека жестокой и враждебной, в силу чего у него пропала уверенность в завтрашнем дне. Типичное ощущение для этой эпохи — чувство потерянности и ненадежности, А когда утрачиваются все внешние гарантии, у людей возникает стремление обрести их внутри себя. Как выжить и сохранить самообладание в мире, где каждый брошен на произвол судьбы? Как оставаться спокойным и невозмутимо взирать на происходящие вокруг катаклизмы? Как оставаться самим собой, несмотря на разрушающуюся действительность? В эллинистической философии на первый план выходит антропологическая проблематика, а вопросы онтологические и гносеологические занимают подчиненное по отношению к ней положение. • Главный вопрос философской мысли этого времени — как быть счастливым, как обрести внутри себя уверенность и благо, когда во внешнем мире ничего подобного найти уже невозможно. Счастье по-гречески звучит как «эвдемо-ния», поэтому философия эллинизма может быть названа эвдемонистической (ищущей счастье). В ней оформились четыре основные школы, сходные между собой в стремлении обосновать и разработать эвдемонизм, но различающиеся способами или путями, которыми они предлагали человеку достичь счастья. Основателем одной из них был Эпикур с острова Самос (341-270 гг. до н.э.). Прежде чем выяснять, считал он, каким образом можно достичь счастья, надо устранить препятствия к нему. Что мешает обрести благо? Прежде всего — страх, который является вечным спутником человеческого рода и постоянно отравляет его существование. Из всех возможных страхов есть три главных, от которых следует избавиться в первую очередь. Это страх перед богами — существами высшими и могущественными, способными не только помочь нам, но и навредить; страх перед смертью — печальным, а главное, совершенно непостижимым финалом любой человеческой жизни; страх перед судьбой — предопределением, от нас не зависящим, которое может быть как добрым; так и злым.
По поводу первого Эпикур говорит так: боги— бес-4 смертные существа, а значит, и совершенно блаженные (т.е. обладают полным благом, абсолютно счастливые). Представьте себе того, кто имеет всё возможное благо, кому предельно хорошо: будет ли он к чему-то стремиться, чего-. то избегать, ставить перед собой цели и задачи и вообще что-либо делать? Не будет. Значит, боги, как совершенно блаженные, являются полностью бездеятельными и поэтому никак не могут повлиять на нашу жизнь. Стало быть, хотя они и существуют, их вовсе не следует бояться. Что касается смерти, говорит Эпикур, то мы прекрасно знаем, что всё хорошее и дурное заключается в ощущениях, а смерть — это лишение всех ощущений, а значит, после нее нет ни хорошего, ни дурного. Напрасно мы думаем, что она имеет к нам какое-либо отношение. Как раз наоборот: пока мы есть, смерти нет; когда смерть есть, нас нет, т.е. она и мы — это совершенно разные вещи, которые никак не соприкасаются, и поэтому смерти не надо бояться. Относительно страха перед судьбой получается следующее. Если предопределение существует, значит, есть и высшие силы, которые его назначают. Но только что мы видели, что боги совершенно бездеятельны и не влияют на нас. Кому же тогда предопределять наш путь, в чьих руках наша жизнь? Остается сказать только: в наших собственных. Каждый г- хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья. На нас никто не влияет, кроме вас самих. Судьба — это результат своих собственных действий, поступков и усилий, и бояться ее — значит бояться себя самих. Освободившись от страхов, необходимо выяснить, что следует делать, а чего не следует, для того чтобы обрести счастье. Надо, говорит Эпикур, выбирать удовольствия и избегать страданий. Этот пункт его учения, кажется, на первый взгляд, гедонистическим утверждением. Гедонизм (от греч. «гедонэ»— удовольствие)— это культивация удовольствий. Но при более детальном ознакомлении с эпикурейской теорией выбора и избегания вид- < но, что охарактеризовать ее как гедонизм невозможно.
Во-первых, стремление к удовольствиям, полагал Эпикур, должно быть разумным: надо уметь и отказаться иной раз от чего-то соблазнительного, и претерпеть, если нужно, какое-нибудь страдание. Во-вторых, удовольствия делятся, по Эпикуру, на три вида: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходимые и 3) неестественные и не необходимые. Из этих трех групп надо выбирать только первую, удовольствия же второго и третьего вида следует отбросить, как совершенно пустые и бессмысленные. В-третьих, само отсутствие страданий, по мнению Эпикура, уже есть удовольствие. В-четвертых, и это главное, счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих. Ведь ни для кого не секрет, что одно и то же событие может быть по-разному воспринято различными людьми в зависимости от их установок, оценок и мнений. Один об' радуется чему-либо, другой расстроится из-за этого, третий останется равнодушным по тому же самому поводу. Счастье — не в вещах, а в нашем отношении к ним. Стало быть, если мы произвольно поменяем свои оценки происходящего, всё вокруг может (для нас) радикально измениться. Если мы иначе отнесемся к событиям собственной жизни, то понятно, что наше восприятие их станет совершенно другим, сможет превратиться из отрицательного в положительное, и поэтому от нас вполне зависит, чтобы печали стали радостями, а напряжение сменилось спокойствием. Значит, если кто-то хочет быть счастливым, то он легко может им быть, надо только открыть источник счастья в себе самом. А мы, как правило, ищем его вовне и, понятное дело, не находим. Из всего сказанного мы видим, что Эпикур вовсе не призывает к максимальному удовлетворению всех возможных желаний. Как раз напротив: он предлагает человеку довольствоваться малым и при этом испытывать не страдание от недостатка, а удовольствие от самого наличия. Зачем, спрашивает он, нам богатый стол и роскошные кушанья, когда и грубая еда может доставить столько же удовольствия? Не случайно же говорят, что голод — лучшая приправа к пище. Человеку, который хочет есть, простой черный хлеб покажется очень вкусным и доставит ему немало положительных эмоций, в то время как того, кто постоянно переедает, не удовлетворят даже изысканные яства. Зачем человеку, продолжает Эпикур, мягкая перина и десяток подушек, когда можно прекрасно выспаться даже на жестких досках — была бы возможность просто поспать в течение ночи, а не бодрствовать, борясь со сном, охраняя, например, какой-нибудь объект. Получать удовольствие от немногого—вот действительное жизненное искусство, говорит Эпикур. Понятно поэтому, что назвать его учение гедонизмом невозможно. 'Как это ни странно, философ, призывающий стремиться к удовольствиям, будет в данном случае являться представителем противоположной модели — аскетизма. Но если буддистские, например, аскеты готовы претерпеть страдания лишений, то для Эпикура сознательное ограничение собственных желаний есть средство удовольствия. В центре философии самосского мыслителя стоит человек, устройство же мира, его законы и способы познания не являются для Эпикура столь же существенными вопросами, как проблема человеческого счастья. В онтологической части своей философской системы он повторил, несколько видоизменив, атомистическую теорию Демокрита.
Второй эллинистической школой была стоическая. В Древней Греции весьма распространенным архитектурным сооружением были портики -— открытые с нескольких или со всех сторон беседки с колоннами, которые были защищены от солнца и продуваемы ветром. В одном из таких портиков философ 3 е н о н из города Китион (ок. 336 - ок. 264 гг. до н.э.) основал свою философскую школу. Портик в переводе с греческого означает «стоя», потому школа получила название стоической, а ее представителей называют стоиками. Человек, полагал Зенон, является частицей мироздания. Что больше: часть или целое? Конечно же целое. А что чему подчиняется: часть — целому или же целое — части? Конечно же, часть подчиняется целому. Поэтому каждый из нас подчиняется мирозданию, малым элементом которого он является. Было бы смешно думать, говорит Зенон, будто бы отдельный человек был могущественнее мирового целого и делал бы с ним что угодно по своему собственному произволу. Всё как раз наоборот: никто не может заставить весь мир подчиняться чьим-либо желаниям, однако мировое целое постоянно диктует нам свою волю, определяет нашу жизнь, формирует наш путь.; Оно является судьбой, или роком, который от нас не зависит. Оно представляет собой ту силу, которой мы не можем не подчиняться, ибо онаиведет нас не известными никому путями. Человеческая жизнь подобна мельчайшей частице в огромном смерче пыли, которая сама по себе ничего не значит и вместе с миллионами других таких же частиц, не принадлежа самой себе, несется в неведомом ей направлении. Такое воззрение является фаталистическим. Ведущему нас року, считают стоики, бесполезно противостоять или сопротивляться: можно сколько угодно не соглашаться с его волей, но в любом случае всё произойдет так, как запланировано и предопределено, независимо от наших желаний. Формула стоической философии представлена знаменитым положением* «Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит». Человек совершенно не свободен и всецело пребывает в распоряжении внешних и не зависящих от него сил. А вернее, свобода состоит в том, чтобы понять их замысел и добровольно его выполнять, подчиняться своей судьбе и следовать предначертанному. В чем же тогда заключается стоическое счастье? Понятно, чем положительна волюнтаристическая модель Эпикура: каждый совершенно свободен и сам распоряжается своей жизнью. Но что хорошего в том, что от человека ничего не зависит и за него всё заранее предрешено? Результатом фаталистического миропонимания является полная свобода от всякой суеты, пустых хлопот и волнений. Тот, кто считает, что всё в его власти, обязательно ставит перед собой какие-то цели и задачи, к чему-то стремится и чего-то избегает, радуется, если у него получается задуманное, и печалится, если что-то не удается, а главное, он постоянно что-либо должен: одно делать, другое — нет, быть таким-то, не быть другим, добиваться неких результатов, а потому — напрягаться и беспокоиться. Тот же, кто считает, что от него ничего не зависит, не будет «и к чему стремиться и чего-либо желать. Его жизнь свободна от волнений, забот и тревог. Если человек всего лишь игрушка в руках мирового рока и его собственные желания ничего не значат и абсолютно бессмысленны, то чему он может радо-
ваться или печалиться, к чему стремиться и чего избегать? Зачем ему волноваться и тревожиться, думать, решать и предпринимать что-либо, если за него всё уже давно решено, а он не в силах ничего изменить? Такой человек будет абсолютно спокоен и безмятежен, ни положительные, ни| отрицательные эмоции не смогут пробраться в его душу. Что бы ни происходило вокруг, он будет, смотреть на всё] равнодушным взором, никак не оценивать совершающее- ■ ся, мудро безмолвствовать и хранить невозмутимость. Поскольку человек при таком взгляде на вещи сам себе неj принадлежит, то и жизнь его также не принадлежит ему, и i с ней можно легко расстаться. Одной из основных добро-, детелей стоиков является способность спокойно и мужественно встретить собственную смерть. Стоическое счастье, таким образом, заключается в полном безразличии ко всем' жестоким превратностям судьбы, какими бы ужасными; они ни были. Третьей философской школой эллинизма была скептическая. Греческое слово «скептикос» переводится как «исследующий, рассматривающий». Поэтому скептицизм основывается на сомнении, его представители — скептики — сомневающиеся во всем философы. Родоначальником этой школы был П и р р о н из Элиды] (ок. 360 - ок. 270 гг. до н.э.). Для того чтобы достичь счас- ■ тья, говорил он, человек должен ответить на три вопроса: 1) какова природа вещей? 2) как нам к ним относиться? I 3) что из этого для нас следует? Отвечая на первый вопрос, Пиррон утверждает, что природа вещей непознаваема. То, что мы видим, и то, что действительно есть, — не одно и то же. Вещи сами по себе нам недоступны, а известным может быть лишь то, как они | нам себя являют, то, что нам кажется, то, как мы их воспринимаем. Т.е. нам доступны только явления (по-грече- ] ски — феномены) вещей, но не сами вещи. И поэтому мир как бы удваивается, разделяясь на реальный —, существующий сам по себе и феноменальный — видимый или вос- принимаемый нами. Первый — подлинный, второй — иллюзорный. Знание о втором возможно, о первом же — нет. Мы никогда не сможем сказать — «это так», но только — «мне кажется, что это так». Ответ на второй вопрос таков: если вещи непознаваемы, то все суждения о них, как утвердительные, так и отрицательные, являются и истинными, и ложными одновременно. Всё можно доказать и опровергнуть. Ни одно из противоположных положений не может быть более или менее достоверным, чем другое. Такую ситуацию Пиррон называет изостенией («изос»— равный + «стейнос».— сила), т.е. равносилием различных высказываний. Вследствие этого все суждения о вещах ничего не значат и совершенно бессмысленны, и поэтому от них надо воздержаться или отказаться. Безмолвие— вот наиболее правильная философия, считают скептики.
Каким же будет ответ на третий, самый главный вопрос? Поскольку мы ничего не знаем, говорит Пиррон, то мы в трм числе не знаем, что является хорошим, а что — плохим, чему следует радоваться, а чему — печалиться, а значит, не можем испытывать'ни положительных, ни отрицательных эмоций. Можно сказать иначе: так как нам доступен только феноменальный мир (см. ответ на первый вопрос), который является неподл иным, то возникает резонный вопрос: стоит ли по поводу неподлинного мира испытывать подлинные эмоции, т.е. по-настоящему радоваться и печалиться? Обыкновенный человек скажет себе по поводу какого-либо собы'тия: «Это плохо» — и расстроится из-за него. Скептик же скажет: «Мне кажется, что это плохо, но ведь всего лишь кажется». Как же он сможет расстроиться из-за этого события, если он даже не знает, какое оно на самом деле — плохое или хорошее? Это отсутствие позитивных и негативных эмоций, полную невозмутимость души, безразличие ко всему происходящему греческие скептики называют атараксией. Она-то и является несомненным счастьем и результатом скептической философии. Один античный историк сообщает нам такой эпизод. Однажды корабль, на котором плыл Пиррон, попал в сильную бурю, и среди его спутников началась паника. Философ указал паниковавшим на поросенка, который, не обращая ни малейшего внимания на происходящее, спокойно продолжал поедать свой корм, и произнес знаменитые впоследствии слова: «Вот в какой атараксии должен находиться мудрец». Как видим, результат скептического умонастроения значителен: если вокруг закипят самые ужасные страсти, начнутся немыслимые катастрофы и станет рушиться мир, философу-скептику не будет до этого никакого дела, он сохранит полную невозмутимость, хотя бы ему даже предстояло погибнуть вместе со всем мирозданием. И, наконец, еще одной, не менее известной эллинистической школой была киническая (от названия холма Киносарг близ Афин, где собирались ее последователи), основанная философом Антисфеном Афинским (ок. 450 - ок. 360 гг. до н.э.), который полагал, что стремление к Благу является главной особенностью любой человеческой жизни и поэтому достойно философского рассмотрения. Прежде всего Антисфен задает вопрос о препятствиях, которые мешают достижению Блага. Ведь прежде всего надо устранить то, что преграждает нам путь к счастью. Первой, самой главной помехой, по мнению Антисфена, является имущество или частная собственность. Кажется, что плохого в том, если кто-то чем-либо обладает? Напротив, имущество всеми считается несомненным Благом. На самом же деле оно самое большое на свете несчастье из всех возможных. Тот, у кого ничего нет, во-первых, завидует тому, у кого есть, а зависть — чувство несомненно страдальческое; во-вторых, неимущий изо всех сил стремится | что-то приобрести и при этом напрягается, проводя дни свои в вечной погоне и борьбе, а значит„в страдании. Тот, кто владеет каким-либо имуществом, боится его потерять, и жизнь его превращается в страх — чувство самое непри- ятное. Если же ему й случится расстаться со своим богатством, он будет страдать еще сильнее, потому что, раз привыкнув к одному, он вряд ли сможет приучить себя к тому, чтобы довольствоваться меньшим. Неимущие завидуют, имущие боятся, первые готовы посягнуть на вторых, которые, в свою очередь, стремятся оградить себя от произвола первых. Зависть и страх порождают ненависть и вражду, и на земле постоянно происходят столкновения, люди терпят всяческие бедствия. Имущество — корень всех человеческих зол. Какое преступление — от маленького до самого великого— не было порождено корыстными мотивами? «Проклятая жажда золота» все пять тысяч лет человеческой истории толкала людей на кровопролитие и насилие, подлость и бесчинства. Инстинкт частной собственности заставлял их совершать самые низкие поступки и забывать подчас о своей человеческой природе. Вторым препятствием к достижению Блага является зависимость каждого из нас от стереотипов, правил, норм и условностей, навязанных нам обществом. Все мы с детства прекрасно знаем, что одно считается хорошим, а другое — дурным, что-то обязательно поощряется, а иное непременно осуждается и даже наказуемо. Каждый должен постоянно подавлять свои желания и делать не то, что хочется, но то, что предписано и надлежит. Ограничение себя искусственными и условными общественными установлениями, подчас глупыми и бессмысленными, доставляет нам, несомненно, отрицательные эмоции. Для того чтобы быть счастливым, человеку необходимо освободиться от того, что мешает этому. Прежде всего следует сделать себя свободным от всякого имущества, а во-вторых, обрести свободу от общественных стереотипов и норм, поступать всегда так, как хочется, быть в гармонии с самим собой и не сообразовываться с людскими мнениями. Тот, кто выполнит эти требования, станет существом живущим совершенно естественно, т.е. в полном согласии с природой, а также — предельно свободно и именно поэто- ! sV - му — счастливо. Но такая жизнь подобна существованию животных, чего Антисфен нисколько не отрицает. Напротив, он подчеркивает, что животные, находясь в единстве с окружающим миром, живут необычайно просто, ничего не имея и никогда не стыдясь, не раскаиваясь, не надеясь, не отчаиваясь, они не ведают наших страстей и свободны от наших страданий и потому всегда безмятежны и беззаботны. В латинском языке придерживавшиеся кинизма стали называться циниками. Сейчас мы понимаем под этим словом наглеца, пренебрегающего нормами морали, но, как] видим, современный смысл этого понятия слишком далек от его первоначального содержания. Кинизм — это философия, говорящая о совершенстве и гармонии природы и губительном несовершенстве цивилизации, призывающая вернуться к естественному состоянию и проповедующая аскетизм — ограничение потребностей и анархизм — безусловную личную свободу человека от всего навязанного ему извне. Вопросы и задания х 1.,Что такое эллинизация и эллинизм? ; /^Почему в эллинистической философии на первый план выдвинулась антропологическая проблематика? (^3.)В чем заключается сходство всех эллинистических философских учений? Раскройте содержание понятия «эвдемонизм». (4. Каковы основные идеи эпикурейского учения? 1 5.)Почему можно утверждать, что учение Эпикура об удовольствиях является скорее аскетизмом, нежели гедонизмом? (6. Попытайтесь определить, какие удовольствия, с точки зрения Эпикура,- являются естественными и необходимыми; какие — естественными, но не необходимыми; какие — неестественными и не необходимыми. (7. Раскройте основные идеи философского учения стоиков. В чем заключается стоическое счастье? ' вЛРаскройте основные философские идеи скептицизма. Что представляет собой счастье, согласно этой концепции? Чем отличается стоическая невозмутимость души от скептической? 9. Кто такие киники и что такое кинизм? Раскройте основные поло 10. Что общего и в чем различие между античными киниками и со . 11. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «...когда мы говорим, что удовольствие — это конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые... но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение». В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)? 12. Как вы понимаете известное утверждение стоика Сенеки: 13. Скептический мыслитель Секст Эмпирик предлагает следующую '~% 14/ Говоря о предпочтительной позиции, которую человек должен занять в отношении к обществу, Эпикур выдвинул девиз: «Проживи незаметно!» Как такая позиция философа была обусловлена-историческими условиями эпохи эллинизма? Сравните этот общественный идеал Эпикура с социальной позицией Платона. 15. Чье этическое учение: эпикурейское, стоическое, скептическое или киническое — ближе лично вам и почему? ГЛАВА IV Средневековая философия 4.1. Основные идеи патристики Эпоха, пришедшая на смену Древнему миру, получила название Средневековья. Она охватывает период приблизительно с V по XV вв. В идейном смысле это время было периодом безраздельного господства в Европе христианской религии, которая сформировалась в начале нашей эры в римской провинции Иудее, быстро распространилась по всей империи, завоевав огромное число последователей. Поскольку официальной религией Древнего Рима было язычество, то появившееся христианство в первые века нашей эры подвергалось жестоким гонениям со стороны государства. Однако в IV в. оно было провозглашено новой официальной религией, и притеснявшиеся ранее христиане из гонимых превратились в гонителей, начали неумолимо преследовать язычников и ревностно бороться с остатками старой государственной религии. / В чем же столь явная непримиримость язычества и христианства? Первое является политеизмом — многобожием, второе — монотеизмом (единобожием). Но дело не только в этом. В языческом политеизме каждое божество олицетворяет собой какую-нибудь природную стихию, т.е. находится не вне мира, но внутри него, растворено в нем, слито с ним воедино, а совокупность языческих богов и есть мироздание. Христианский же монотеизм утверждает не только то, что Бог один, но, главное, то, что он находится вне мира, первичен по отношению к нему, потому что его сотворил. Для язычника окружающий его мир прекрасен и единствен, вне природы и больше ее ничего нет, потому что она и есть Бог. Природа вечна, беспредельна и потому божественна. Он благоговеет перед ней и ей поклоняется. Для христианина же, сколь ни совершенен был бы окружающий мир, он всего лишь творение, а за видимым великолепием природы стоит невидимая сила, тысячекратно более совершенная и бесконечно восхитительная — Творец, который есть действительное начало и источник всего, истинное Бытие. Поэтому именно перед ним следует преклониться, а за красотой мира всегда надо пытаться усмотреть великий и непостижимый замысел потустороннего Бога. Христианин считает, что, когда язычник поклоняется природе, он тем самым ее принимает за самого Творца, он подменяет его творением, совершая самую непростительную ошибку, ибо умаляет и принижает роль Бога, растворяя его в окружающем мире. Христианский взгляд является теизмом, т.е. утверждением о первичности и потусторонности Бога по отношению к миру и о со-творенности последнего. Таким образом, античные политеизм и пантеизм сменились средневековым теизмом, под идейными знаменами которого (христианского— на Западе и мусульманского — на Востоке) прошло тысячелетие человеческой истории. Но прежде чем христианство завоевало людские умы, их надо было очистить от языческих представлений, а также разработать и обосновать новое вероучение, что и сделали основоположники христианского мировоззрения, которых называют его отцами. В греческом языке отец— это «патер», поэтому их философская деятельность получила название патристики, которая датируется первыми веками нашей эры и может быть названа начальным периодом средневековой философии, ее становлением и формированием.
Одним из основных вопросов патристики была проблема соотношения веры и знания, религии и философии. Понятно, что знание — это принятие чего-либо в силу обоснования и доказательства, т.е. опосредованной по необходимости, в то время как вера — это принятие чего-либо помимо всяких обоснований и доказательств, т.е. непосредственно и свободно. Верить и знать — совершенно разные вещи. Религия опирается на веру, философия — на знание, и поэтому разница между ними также очевидна. Поскольку Средние века — это эпоха безусловного идейного господства в Европе христианства, проблема заключалась в возможности применения философского знания к религиозной вере. Ни о каком приоритете философии не могло быть и речи, так как главенство религии было само собой разумеющимся. Поэтому следовало всего лишь выяснить, может ли быть философия хоть в какой-то степени совместима с религией и поэтому следует ее оставить, сделав подпоркой веры, «служанкой богословия», или же, напротив, необходимо вовсе отбросить любое философствование, как занятие вредное и богопротивное. Например, один из первых представителей патристики Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 215) считал, что философия не противоречит религии и является подготовкой к ней, ступенькой на пути к более совершенному способу познания — вере. Бог назначил людям философствовать, говорит Климент, чтобы подготовить их к высшему — религиозному — этапу духовной жизни. Другой известный христианский автор — Тертул-л и а н (ок. 160: - после 200 г.) — полагал, что философское знание и религиозная вера несовместимы и исключают друг друга. Основные положения веры, считал он, являются в принципе непостижимыми и находятся вне всякого разумения, поэтому в них можно и непременно должно только верить с трепетом и благоговением, ни в коем случае не пытаясь их понять, осознать или обосновать, ибо любая такая попытка приведет только к недоразумению и обернется абсурдом. Тертуллиану приписывают знаменитую формулу: «Верую, ибо абсурдно» (Credo, quia absurd-um), т.е. следует только верить, хотя слепая вера нелепа и абсурдна с точки зрения разума и знания; следует только верить, потому что бессмысленно или абсурдно пытаться понять что-либо в сверхразумных и в принципе недоступных осознанию положениях веры. Или, говоря иначе, Тертуллиан утверждает, что чем абсурднее предмет веры с точки зрения разума, тем более у нас уверенности в том, что он сверхразумного, сверхъестественного происхождения, и, следовательно, тем более у нас решимости и вдохновения верить в него. Философия, опирающаяся на знание, поэтому должна быть всячески истребляема, как деятельность, злонамеренно уводящая человеческую душу от истинной и чистой веры. Если Тертуллиан считал невозможным применить логическое разумение к религиозным предметам, то другой представитель патристики— Оригев (ок. 185 - ок. 254) — полагал это осуществимым. Вполне с позиций разума он рассуждает так: человек был создан Богом, но, нарушив запрет, отпал от него и был наказав; с тех пор весь род человеческий грешен, но среди людей есть немногие праведные, которые спасаются в раю, в то время как грешники мучаются в аду. Но ведь человек, каким бы он ни был впоследствии, изначально вышел из рук всеблагого Творца, а значит, по большому счету, всё же является хорошим, и поэтому когда-либо он всё равно вернется к Богу, т.е. все спасутся, а ада вовсе не будет. Кроме того, говорит Ориген, первые люди, положившие своим ослушанием начало греху, не вполне и виноваты: зачем им была предоставлена свобода выбирать — нарушить запрет или Не нарушить. Ведь запретный плод всегда сладок, и понятно, что они его должны были вкусить, использовать свою свободу в сторону зла, т.е. их грех был в какой-то степени предопределен. А коли так, то за "что первых людей жестоко и навечно наказывать? Поэтому вполне возможно их, а вместе с ними и весь человеческий род в конце концов простить, оправдать и спасти в раю. Самым выдающимся представителем патристики был Аврелий Августин, епископГиппонский(354-430). Вслед за Тертуллианом он утверждал, что божественный замысел непостижим. Бог изначально предопределяет одних к спасению в раю, других — к вечным мукам в аду. Поэтому праведный является добродетельным не в силу свободного выбора, а волей предопределения, и потому нет никакой его заслуги в собственной праведности^Равно как и грешник совершает преступления не в силу сознательного выбора зла, а потому, что предопределен к нему. Одни должны спастись и поэтому при жизни праведны, а другие обречены погибнуть и оттого грешны. Получается, что последние ни в чем не виноваты и ни в чем нет заслуги первых; стало быть, ни добрыми, ни злыми делами нельзя1ни-чего изменить или как-то повлиять на свою будущую участь. Но тогда возникает вопрос: за что же наказывать грешников адом и поощрять праведников раем, если никто не является плохим или хорошим добровольно, но всегда—в силу сверхъестественного предопределения? 'Этот вопрос вполне правомерен, но только с точки зрения разума; он логичен и вытекает из мышления, а божественная воля стоит совершенно вне всякого осознания и понимания, а потому данный вопрос является бессмысленным. Равно как лишен смысла и вопрос о том, чем руководствуется Бог, творя свое предопределение, назначая одних к спасению, а других — к погибели. На первый взгляд божественное предопределение, по Августину, исключает свободу человеческой воли, т.е. сознательный выбор добрых или злых мыслей и поступков в земной жизни. И действительно, зачем человеку думать о том, что делать и чего не делать, выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои дела, если изначально всё предопределено? Однако существенным элементом учения Августина о предопределении является утверждение о том, что мы не знаем этого предопределения, не ведаем своей будущей участи, а это незнание и открывает пространство для свободы воли. И действительно, хотя всё тотально предопределено, но я об этом ровным счетом ничего не знаю, и это предопределение никак не может влиять на мою повседневную жизнь. Ведь если я не знаю о будущем, то волей-неволей должен сам строить его, на свой страх и риск принимать решения, к чему-то стремиться, от чего-то от* вращаться, задумываться о своей жизни и отвечать за всё творимое мной. Кроме того, если даже люди и разделены изначально на праведных и грешных, мы также не знаем о возможности или невозможности изменения этого предопределения на основе жизненных деяний каждого из нас. А вдруг возможно изменение начальной предопределенности в результате тех или иных мыслей и поступков человека (ведь для Бога нет ничего невозможного, а воля его бесконечна)? Это неведение божественных замыслов и планов, непредсказуемость божественной воли и делает волю человека свободной. Таким образом, предопределение не только не освобождает человека от выбора и ответственности, но и, как это ни удивительно, предполагает в его жизни и то и другое. Жесткая только на первый взгляд, заданность каждой человеческой жизни всё же не так безусловна: будучи существом разумным, человек осознаёт свои поступки, может выбирать между хорошим и дурным, добром и злом, жить по совести или же бессовестно, при этом ни на что однозначно не надеясь и не рассчитывая, потому что кто будет спасен, а кто наказан — не знает ни один из нас. Вообще, говорит Августин, наказание существует только потому, что есть грех или зло, которое не может быть безнаказанным. Но откуда оно взялось, если Бог — абсолютное добро, а значит, не мог создать ничего плохого? Зла первоначально не было вовсе. Бог создал только добро, поэтому оно — самодостаточный и автономный мировой элемент, который существует вечно. Откуда же тогда зло? Принципиальной идеей христианского учения является утверждение о том, что зло не со-вечно добру, что оно —, не что иное, как умаление добра, нарушение его, отпадение от него. Ведь прародитель зла — дьявол — это падший ан-| гел, у которого была свобода выбора — оставаться с Богом или восстать против него и отпасть от него. Он восстал против Бога и увел с собой часть ангелов. Так появилось зло. Но где есть отпадение, там возможно и возвращение. Если зло вторично и не со-вечно добру, значит, оно в принципе искоренимо. В истории философии были и другие объяснения зла. Итак, по христианским воззрениям зло — это отпаде ние от добра. Здесь могут возразить: а почему бы не предпс дожить наоборот, что добро — это отпадение от зла. Однакс такое утверждение невозможно: ведь отпадение (наруше ние, искажение, умаление) — это уже зло. Следовательно^ от зла отпасть невозможно. А вот от добра можно вполне." как когда-то от Бога отпал один из ангелов и тем самым: дожил начало злу, так же отпали от Бога и первые люди^ История с отпадением повторилась. Первые люди располагали свободным выбором: ош могли нарушить божественный запрет вкушать с древа пс знания или же могли не нарушить его. В случае нарушение зло (уже на человеческом уровне) появилось бы, а в случае послушания его не было бы. Т.е. оно могло быть, а могло и не быть, находилось всего лишь в возможности, в потенциальном
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 3051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.88.246 (0.02 с.) |