Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеи о Брахмане и атмане в индийской философии↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первые цивилизации появились приблизительно пять тысяч лет назад на Древнем Востоке, под которым понимается огромный регион Земли от Египта до Индии. Мировоззрением этих цивилизаций был сплав религии и философии. Последняя еще не выделилась в самостоятельную форму человеческого сознания, и поэтому древневосточные учения часто называют религиозно-философскими. Наиболее известные из них были созданы в Индии и в Китае. Индийская философия выросла из ведической литературы. Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает «ведение» или «знание»,— это священные книги древних индийцев, в которых содержится их религиозное понимание мира. Ведическая литература складывалась длительное время, самые древние и основные ее памятники датируются приблизительно серединой второго тысячелетия до нашей эры. Впоследствии появились многочисленные комментарии к главным книгам (Ведам). Наиболее важным из этих комментариев являются Упанишады, в которых впервые делается попытка философского осмысления религиозного содержания Вед. В Упанишадах мы находим сюжет, на котором впоследствии строилась вся индийская философия. Он состоит в следующем. Всё мироздание — это Брахман, т.е. идеальное, духовное или разумное мировое начало. По смыслу — это Бог. Но представления о Боге у разных народов и в разные эпохи сильно отличаются друг от друга. Если считаетбя, что Бог — это идеальное существо в виде какой-либо личности, которое стоит вне мира или над миром и мир сотворило, то такое воззрение называется теизмом (от греческого «теос» — Бог). В теизме Бог — это личное начало (потому что существует в виде личности) и поэтому часто называется личным Богом. Но теизм появился только на рубеже античности и Средневековья, а в древности представление о Боге было иным. Считалось, что всё окружающее нас — это и есть Бог, или что мир равен Богу, а Бог — миру, что они тождественны. Бог растворен во всем мироздании, он везде и поэтому нигде конкретно, он не вне мира, но внутри него, так как он и есть мир. Такой Бог называется безличным, потому что он в данном случае не в виде личности и вообще не может быть ни в каком определенном виде, ибо он и Вселенная — одно и то же. Понятно, что в этом случае не было творения, а мир, который является бесконечным божеством, существует вечно, ниоткуда не взялся и никуда не может деться. Это воззрение называется пантеизмом (от греческого «пан» — всё и «теос» — Бог, т.е. всебожие). Через стадию пантеизма прошли многие древние народы. И теизм, и пантеизм являются вариантами монотеизма (от греч. «монос» — один и «теос» — Бог) — представления, по которому существует только один Бог (личный или безличный соответственно). Однако монотеизму историче-
ски предшествовал политеизм (от греч. «поли» — много и «теос» — Бог) — представление, по которому существует много богов. Причем они могут мыслиться в облике животных, т.е. быть зооморфными (от греч. «зоос» — жизнь и «морфос» — вид, форма) или антропоморфными (от греч. «антропос» — человек и «морфос» — вид, форма). Монотеизм является более развитой формой религиозных представлений и соответствует более высокой ступени исторического развития. Кроме того, монотеистические воззрения более близки философии, чем политеистические, а вернее, в монотеизме содержится больше философских элементов, чем в политеизме. Поэтому для философии больший интерес представляет именно монотеизм, существующий в виде теизма и пантеизма. Так вот, индийский Брахман и есть то самое безличное начало, пантеистическое божество. Брахман— это весь мир. Индивидуальная человеческая душа — это атман, который является частицей Брахмана и поэтому должен находиться в единстве с ним. Но душа не находится в единстве с Брахманом, потому что постоянно отпадает от него и существует в каком-нибудь теле в физическом, материальном мире. Вернее, атман единожды отпадает от Брахмана, т.е. частица целого отпадает от него и становится чем-то конкретным, индивидуальным, становится атманом и в то же самое время появляется в виде какого-либо материального предмета: растения, животного, человека. Пока живет это физическое тело, живет в нем и душа — атман; когда тело умирает, атману следовало бы вернуться к Брахману и раствориться в нем, стать им и перестать быть атманом, но этого не происходит, и душа (атман) вселяется в другое тело; когда погибает и оно, атман начинает жить в новом, и так происходит постоянно.
Это вечное возрождение называется сансарой (колесом перерождений). В каком теле атману родиться очередной раз, решается законом кармы (воздаяния): если одна жизнь была плохой,, следующая будет лучше, и наоборот, хотя любая физическая, телесная жизнь плоха. Тело ведь рождается и умирает, а при жизни подвержено разным страданиям, будь это тело растения, животного или человека. Поэтому лучше всего после очередной смерти соединиться с Брахманом и больше не рождаться вновь в физическом мире, не появляться на земле, не претерпевать отныне ни рождения, ни смерти, ни телесных страданий. Бели атман соединится с Брахманом, он перестанет быть индивидуальной частицей, но станет Брахманом, т.е. всем, потому что растворится в нем. Здесь можно привести грубый, но яркий пример: если крупицу сахара растворить в стакане с водой, крупица исчезнет, но она, соединившись со всей этой водой, станет всей этой массой воды, т.е., исчезнув, превратится в нечто гораздо большее, чем была сначала. Так же и атман, утратив свою индивидуальность, станет неизмеримо большим, будет равен Брахману; умерши насовсем и перестав рождаться на земле, соединившись с Брахманом, атман тем самым родится навсегда и будет жить вечно, ибо вечен Брахман. Но наша душа прочно привязана к колесу санса-ры, и после очередной смерти мы вновь рождаемся для того, чтобы потом вновь умереть. Заветная мечта — это не родиться больше, умереть окончательно, для того чтобы t родиться навечно, и, перестав быть собой, стать всем. Это возвращение к Брахману называется нирваной. Но как достичь ее? Мы рождаемся вновь потому, что сами воспринимаем себя в качестве некоей конкретной единицы, некоей индивидуальности, определенного «я». Мы сами себя обосабливаем, индивидуализируем, а потому и живем постоянно в каком-нибудь конкретном, индивидуальном теле; воспринимая себя как «я», мы и являемся каким-либо определенным «я». Надо отказаться от этой индивидуальности, конкретности и осознать, понять, почувствовать себя не обособленной единицей, а частицей целого — Брахмана, т.е. всего мира, надо воспринять себя не как «я», а как элемент
целого. Иначе говоря, следует понять, чта меня как такового нет, а есть только всё мироздание, а я — растворенная в нем его крупица. И как только вполне искренне и совершенно мы это поймем и осознаем, так мы оторвемся от колеса сансары, освободимся от пут кармы и погрузимся в нирвану, т.е., умерши очередной раз, больше не родимся на земле, но теперь появимся в виде всего необъятного и вечного мира. Трудно отказаться от индивидуального сознания, трудно перестать быть собой, почти невозможно вполне уверовать в то, что меня на самом деле нет, что нет никакого моего «я», но только таким образом можно победить злую участь постоянных перерождений и обрести жизнь бесконечную и совершенную, не подверженную превратностям рождений, смертей и страданий. Вопросы и задания 1. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют ре- 2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формиро Д/Что такое теизм и пантеизм? / 4.J Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии: Брахман, атман, карма, сансара. ,_5/Что обозначает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?
6. Прокомментируйте следующий фрагмент из Упанишад: «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий (мудрец), отрешенный от имени и облика, преходит к божественному Пуруше, что выше высокого».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.012 с.) |