Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциализм о человеческой свободеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из духовных наследников философии жизни стал экзистенциализм — широко распространенное направление в современной философии. Его родоначальником, а вернее, предшественником считается живший в XIX веке датский философ Серен Кьеркегор, а наиболее значительными представителями являются французские философы Альбер Камю и Жан Поль Сартр, немецкие философы Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, русские философы Николай Бердяев и Лев Шестов. В ряду основных идей экзистенциалистов содержится утверждение о том, что существование человека всегда индивидуально, конкретно, единично, в то время как всё общее ^это конструкция ума и реально не существует. Что такое человек вообще? Как он выглядит, где живет и что собой представляет? «Человек» есть всего лишь понятие, название, термин, которым мы обозначаем некие общие черты, присущие всем людям. Но является ли этот «человек» реальностью? Понятно, что он не существует. А что же тогда реально? Только каждый отдельный человек, в котором воплощено, реализовано, наглядно или ощутимо представлено это родовое (общее) понятие. Точно так же не обозначают никакого действительного существования такие термины, как «мужчина», «женщина», «европеец», «китаец», «древний грек», «современный американец» и т.п. Очевидно, что существовать по-настоящему может только единичный, конкретный, данный человек, а не обобщенные названия его. Реальностью является индивидуальное существование, или экзистенция (в переводе с ат. — существование), а философия, предметом которой егда было и есть сущее, может быть поэтому только экзи-енциальной (т.е. посвященной'единичному, индивиду-гому существованию). Всё же общее: «человечество», [«общество», «история» — это фантомы или фантастиче-ркая среда, так как подлинная действительность сосредо-эчена в отдельных людях, каждый из которых в силу сво-|ей единичности уникален и неповторим и потому является [высшей ценностью и настоящим предметом философского ^внимания. Да и не будет ли преступлением перед самим со-|бой единственную и бесценную, жизнь растворить в некоем I нереальном обществе, посвятить ее безличной истории или |абстрактному человечеству? Косяк сельдей в море, говорят зистенциалисты, зрелище, несомненно, впечатляющее, цнако каждая сельдь в нем ровным счетом ничего не зна- Но если признать, что экзистенция (индивидуальное чествование человека) должна быть предметом изучена, то немедленно возникает вопрос: каким образом сде-ать ее этим предметом. Дело в том, что ее главным свой-эм является необъективируемость, т.е. невозможность евратить ее в объект рассмотрения; это можно сделать с потно любым предметом, но только не с экзистенцией. 1ельзя же собственную жизнь (а она и является экзистенцией) сделать объектом наблюдения, т.е. посмотреть на нее давне, со стороны. Наша жизнь всегда с нами и неотделима нас, поэтому постижение ее представляет собой боль-трудность. Экзистенция не поддается рационально-, научному познанию, которое может иметь дело только: объектами. Значит, единственный способ постичь индивидуальное существование заключается в том, чтобы его ережить и описать так, как оно открывается внутреннему ству в йепосредственном переживании. Любая вещь пне всего понимается через свою противоположность, эимер, мы знаем, что такое день, только благодаря на-шю его противоположности — ночи. Если, допустим, существовал бы только день, а ночи не было бы вовсе, то могли бы мы знать, что такое день? Коль скоро всё познается через противоположное, то и существование, или жизнь, стало быть, наиболее полно может раскрыться перед лицом смерти. Именно через нее мы можем уловить экзистенцию, увидетьее, получить о ней некое представление. Поэтому тема смерти является одной из основных в экзистенциализме. Почему человек задумывается о смысле жизни? Потому что есть смерть. Если бы ее не было, вопрос о смысле жизни не мог бы возникнуть. В чем он заключается? Зачем жить, если я всё равно умру; и если мне суждено умереть, то что я должен сделать в отпущенное мне время, чтобы моя жизнь что-то из себя представляла*, была чём-то, была жизнью, а не пустотой или живой смертью? Что и зачем делать — вот суть всякого вопроса о смысле жизни. Но смертно ведь вообще всё, так почему же только человек задается подобной проблемой? Потому что -г и это главное — он знает о собственной' смерти. Если бы не знал, то не ставил бы перед собой такого вопроса, как и в случае, если бы он был бес смертным. Животные тоже смертны, но не знают о смерти и потому безмятежны, боги знают о смерти, но бессмертны и потому блаженны. Между^дарством природы и миром богов находится человек — самое трагическое и несчастное существо, которому достался наиболее незавидный удел: и быть смертным, и знать об этом. Не удивительно, что он непроизвольно и бессознательно пытается убежать от смерти. В чем это выражается? В его повседневной жизни. Посмотрите, как активно, полноценно, даже упоенно он живет: ставит перед собой цели, к чему-то стремится, чего-то избегает, радуется, печалится, негодует, надеется и постоянно что-то делает, борется и напрягается. Зачем всё это, если в конце — смерть? К чему эти тысячи усилий? Человек живет так, будто бы смерти вовсе не будет, а если будет, то не с ним, а если и с ним, то слишком не скоро и настолько неизвестно когда, что, может быть, и вообще не /дет. В своей жизненной активности мы не только убега-[ от смерти, но и боремся с ней, отрицаем ее каждым пол-рценным и жизнеутверждающим днем своего существо-I. Всё сказанное прекрасно выражено в замечатель-: строках С. Я. Маршака: Всё умирает на земле и в море, Но человек суровей осужден: Он должен знать о смертном приговоре. Подписанном, когда он был рожден. Но, сознавая жизни быстротечность, Он так живет — наперекор всему, — Как будто жить рассчитывает вечность И этот мир принадлежит ему. В самой основе человеческой жизни заключен параде: будучи неизбежно смертным и зная об этом, человек дам мгновением своей жизни отрицает смерть, ается, что он стремится сделать невозможное, совер-> нереальное, осуществить неосуществимое. Эту траги-скую и парадоксальную человеческую сущность очень ррошо уловили и выразили в мифических символах древ-ае греки. Вспомним Сизифа, который был осужден бога-вкатывать в гору тяжелый камень. Как только он до-агает с неимоверными усилиями вершины горы, камень рывается и с грохотом падает вниз, а несчастный Сизиф ускается к подножию, чтобы вновь катить его, и так про-хжается вечно. А дочери царя Даная должны были в подомном царстве Аида бесконечно наполнять водой с помо-ковшиков бездонный сосуд. Наказание же мифиче-soro героя Тантала заключалось в том, что он стоял по в воде, томимый жаждой и голодом. Над ним висели i ветках деревьев прекрасные плоды. Как только он под-[ голову, чтобы вкусить их, ветви поднимались вверх, только он опускал ее, чтобы напиться, вода уходила 13, в результате чего он не мог сделать ни того, ни друго- Но откуда у нас знание о смерти? Оттуда же, что и все остальные~знания — из разумной нашей организации. Разум, а вернее, сознание или духовная жизнь — главная отличительная черта человека, в силу которой у него есть то, чем не располагает ни одно другое существо на земле, — свобода выбора "между добром и злом. Человек знает, что хорошо и что плохо, а значит, перед его мысленным взором и душой всегда две возможности: я могу поступить дурно, но также могу совершить добродетельный поступок. Тигр, например, ничего не знает о добре и зле. Если к нему в клетку бросить цыпленка, он не может выбирать между убийством или дарованием жизни этому беззащитному существу, он ничего не знает и не может знать о хорошем и дурном, о двух принципиальных возможностях своего поведения, и именно поэтому у него нет выбора между ними. Он обречен сделать только одно — в силу своего инстинкта хищника броситься на цыпленка и съесть его. Виноват ли он в этом* случае в содеянном, несет ли за него ответственность? Не виноват и не ответствен, потому что, будучи ли-шенным всякого выбора, является несвободным существом. И совершенно иначе обстоит дело с человеком: зная о добре и зле и всегда имея возможность выбрать, он свободен в этом выборе и поэтому если выбирает зло, то виноват в этом и несет полную ответственность. Таким образом, настоящая вина всегда свободна; где нет свободы, там нет и вины. Поэтому человек, как свободное существо, ответствен за всё совершаемое им, но также — и за всё творящееся" вокруг, потому что живет в происходящем, осознает его, а значит, в любом случае является его участником. Чувство вины и ощущение ответственности, равно как и страх Тгерёд смертью,— слишком тяжелое _бремя. Стремясь избавиться от него, человек пытаете» растворить себя в обществе, утешаясь тем, что все когда-либо умира-ют, совершают маленькие или большие проступки и имеют за" душой грехи, что обстоятельства порой сильнее_его, а значит, он не виноват в одном, не отвечает за другое и т.д. ■to жизнь в обществе — эт о эфемерное, неподлинное, язрачное существование, потому что растворитьсав мас-Глюдей невозможно. Свою индивидуальную жизнь, или астенцию, никуда не денешь, не спрячешь, не передашь /. Она всегда и везде с тобой, и она — только твоя, сто не проживет твою жизнь за тебя, никто не сможет ёреть вместо тебя. Ты один на один со своей жизнью, и «ощи ждать неоткуда. В этом смысле каждый из нас без-кодно одинок. Не лучше ли не убегать от себя, пытаясь i замечать трагических черт нашего существования, а от-посмотреть в лицо собственной экзистенции и про-гь свою жизнь так, чтобы быть оправданным перед ли-[ ее быстротечности и неизбежного конца? сы и задания 1. Что такое экзистенция? Почему философия, с точки зрения 2. Почему экзистенция необъективируема? Возможно ли ее рацио-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.011 с.) |