Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пантеистический идеализм Георга Гегеля
Наиболее выдающейся фигурой в немецкой классиче-[сой философии был Георг Вильгельм Фридрих fk г е л ь (1770-1831), система которого по своему размаху ^значительности в духовной жизни Нового времени может сравнима с учением Платона, составившим целую ioxy в культуре античного мира. Кроме того, как и Платон, Г. Гегель был представителем классического идеализма, по которому физический мир есть только проявление или инобигие flyXOBHOg^ незримой реальности. Основной гегелевской мыслью является знаменитое положение: «В«действительное разумно, всё разумное действительно», Которое на первый взгляд кажется не совсем понятным. ДдУмаемся в первую часть фразы: «Всё действительное разумно». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаен порядок и гармонию во всем существующем. Вспомни* телеологический аргумент, который говорит как раз о Целесообразности и безупречности мирового целого. Могл a jib физическая природа, будучи неразумной (отсутствие ду*а естъ свойство материи), сама по себе так правильно и разумно устроиться? Если не могла (а это очевидно), tq совершенно необходимо предположите реальность некоего разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел материальное в состояние целесообразности а гармонии. Он существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, ^-5**?? се^ и яв^ется некой^вйдшлбТГнами рёалетостью. Ж.Н99?9Л.Ь1С.У эт° разумное представляет собой не^выдумку, не фантазию, Be продукт нашего ума, а нечто реально существующее, то мы говорим, что оно действительно, что оно. есть (об это*! и идет речь во второй части гегелевского положения: «всёразумное действительно»). Таким образоМ; по мнению Гегеля, чувственный, или физический, м>грС03дан какой-то духовной реальностью, а более точно Является ее проявлением, воплощением, реализацией в ивой, материальной форме. Эта мысль несомненно пантеистическая. т0( что мы видим вокруг себя, — это совсем не то, ц^ есть на самом деле, но всего лишь по-иному явленна* дщ^ идеальная, невидимая, умопостигаемая действительность. Что она собокг представляет, чем является: душо^щ^^д^^д^ (подобной Брахману в индийской философии), Числом (как у Пифагора), безличным
шым (как у Ксенофана), всеобщим законом (как гера-эвский Логос), миром идей (как у Платона), теистиче-: началом (как в Средние века), божественным макси-лом Бытия (как у Николая Кузанского)? Гегель называ-эту высшую духовную реальность Абсолютной Идеей, [ Мировым Разумом, а всё существующее представляет ее саморазвитие. Абсолютная Идея— это безличное еистическое начало, в котором сконцентрировано всё 5ще, и поэтому оно является Бытием, пребывающим в гаых формах или проходящим д своемхаморазвитии эй основных этапа. Первый из них — это существование Абсолютной Идеи i собственном лоне, когда она является самою собой, нахо-[ в исключительно идеальной сфере, в области чистого 1, совершенного мышления. Эта сфера называется у Гегеля Логикой и подобна миру платоновских идей — об-высшей, запредельной и неощущаемой. Поэтому зо отметить, что Логика в учении немецкого филосо-i — это совсем не то, что мы разумеем обычно под этим понятием: это ни в коем случае не наука, которую изучают iшколе или институте, а идеальный, незримый и умопо-гаемый мир, являющийся первичной и истинно сущей 1ЬН0СТЬЮ. ■ -—-- -................,......„. На втором этапе Абсолютная Идея покидает сферу 1огики и переходит в иную форму, воплощаясь в физиче- к, или материальный, мир, который, таким образом, яется не самостоятельной действительностью, а инобы-гем Абсолютной Идеи. Природа — это в чувственном или тесном виде существующий дух, или ж]^днвГёсть, по слр-Гетеля, «застывшая мысль» (под термином «мысль» цесь понимается, конечно же, Абсолютная Идея). В этом акте наиболее явно прослеживается гегелевский идеа-зм. Получается, что видимый нами мир — совсем не то, i есть на самом деле, он — проявление невидимой реаль-I, которую мы и должны усмотреть за всем физиче-сим и чувственно воспринимаемым. Иначе говоря, нам только кажется, будто он существует сам по себе,- На самом же деле он иллюзия, фантом, потому что представляет собой воплотившееся в материальном виде идеальное Бытие. Представьте себе, что перед вами чистый лист бумаги. На нем ничего нет, но в вашем сознании есть какие-то образы или представления, которые вы можете с помощью карандашей и красок перенести на бумагу, т.е. изобразить в рисунке некий свой замысел. Теперь на этом листе каждый прекрасно видит, что именно было в вашем сознании, какие образы вы хотели передать через свой рисунок, который, следовательно, есть не что иное, как представленные в другой форме мысли и чувства, инобытие или проявление вашего духа. Почему бы не предположить, что окружающая нас природа — воплощение какого-то разумного замысла, грандиозная материализовавшаяся композиция некой духовной реальности, выраженные в другой форме понятия и мысли? В любом случае такое понимание окружающего мира не исключено, но также нет никаких гарантий, что всё обстоит именно так. Основными разделами природы как инобытия Абсолютной Идеи являются, по Гегелю, механика (пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение), физика (небесные тела, свет, теплота, химизм и т.п.), органика (геологические реалии, растительный и животный мир).
На третье м этапе саморазвития Абсолютная Идея переходит из области физического, природного в сферу опять идеальную, или разумную, которая является человеческим сознанием. Теперь она существует^ мышлении ^— или в человеческом духе. Формами ее Бытия на этом этапе являются субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (правоТ нравственность, государство) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). В гегелевском учении о трех стадиях саморазвития Абсолютной Идеи мы видим триаду. Существование ее в гвенном лоне — это пребывание (тезис), переход в фор- ' чувственного мира, в предметы и вещи является отпаде-аем ее от самой себя (антитезис), ибо она материализует-I, как бы изменяет своей идеальной природе, однако но-; ее воплощение в различных видах человеческого созна- (синтез) представляет собой вновь обретённую ею духовность, а значит, возвращение к самой себе. С триадой Пнеоднбкратно сталкивались раньше, она присутствует £ самых различных учениях, как древних, так и современ-с, находит место и в идеалистических, ив материали-1ческих построениях и^поэтому.„является то ли «врож-енной идеей» человеческого ума (как сказал бы Декарт), i ли вечным_философским сюжетом, а возможно, и тем и ругим одновременно. Гегель был не только создателем одного из классиче-шх вариантов идеалистической философии. В его воззре-ix достигла своего апогея диалектика — философ-учение (зародившееся еще в древности) о всеобщей шосвязи и вечном изменении и развитии всего суще-вующего. Он сформулировал основные законы (всеобщие вила, или принципы) и категории (основные понятия) аалектики, которые являются, с его точки зрения, уни-ьными, т.е. пронизывают собой всё Бытие. Но по-иьку последнее, по Гегелю, это прежде всего Мировой с, Абсолютная Идея, то его диалектическое учение от-сится по преимуществу именно к этой духовной реаль-, и уже во вторую очередь — к материальному миру, орый является ее инобытием. Гегелевские идеи во мно-рм стали основой философских идей выдающихся^немец-l философов~Х1Х в Карла Маркса и Фридриха Энгельса, эрые восприняли диалектику Гегеля, но дали ей иную, атериалистическую интерпретацию. Первый закон—единства и борьбы противоположностей — говорит, что всё в мире состоит из прр-авоположных начал (день — ночь, расцвет — упадок, со-аие — разрушение и т.д.), которые веднд.борются друг
с другом. Эта борьба и есть источник постоянного движения, изменения и развития. Но противоположные начала не только находятся в состоянии борьбы, они также образуют единство: без одной противоположности не может быть другой, они друг друга обуславливают, предполагают, создают (об этом законе мы уже говорили в параграфе про элеатов и Гераклита). Второй закон— перехода количественных изменений в качественные — говорит о том, что количество и качество, будучи противоположностями, диалектически взаимосвязаны таким образом, что при изменении количества (увеличении или уменьшении) до какого-то предела (меры) происходит переход (скачок) к новому качеству. Например, воду можно нагревать до 10, 20, 30, 40, 50, 60 и т.д. градусов по Цельсию, но она всё равно будет оставаться водой; однако в некий момент прибавление всего одного градуса— 99°С + 1°С (изменение количества) — приводит к резкому изменению качества: вода превращается в пар. Третий закон — отрицания отрицания — говорит о том, что любая вещь, появляясь на свет из какой-нибудь другой вещи (своей причины), занимает ее место и тем самым отрицает ее, но через какое-то время сама отрицается новой вещью, которую она порождает себе на смену. Так, брошенное в весеннюю землю семя превращается в растение и уступает ему место, отрицается им, а потом это растение превращается в созревшие на исходе лета плоды, т.е., в свою очередь, отрицается ими. Как видим, отрицание — это не уничтожение, а переход на новый уровень существования: старое присутствует в новом в ином, преобразованном (или снятом, выражаясь по-гегелевски, виде). Вообще, до Гегеля существовало два основных представления о движении: прямолинейное и циклическое движение. В одном случае имеет место постоянное возникновение нового (графически это можно изобразить восходящей прямой), а в другом — бесконечное повторение старого „(графически изображается окружностью). Движение, в снове которого лежит закон отрицания отрицания, предоставляет собой диалектическое единство противоположных начал: и создания нового, и повторения старого, и графически оно может быть изображено витками спирали ^старое повторяется, но каждый раз на новом уровне). Например, нынешняя зима — такая же, как и прошлогод-(холодно, снежно и т.д.), но всё же это именно новая, г нынешняя зима, а не прошлогодняя, которая навсегда ушла в прошлое.
Примеры, иллюстрирующие законы диалектики, бесконечны, потому^что эти законы универсальны, т.е. дей-ьствуют на всех уровнях организации мира. Важным элементом гегелевского диалектического учения являются его основные категории — наиболее общие (широкие) понятия, максимально охватывающие различные области существующего и являющиеся парными, т.е. обозначающими противоположности, находящиеся в борь-■ бе и единстве. Одна из пар—это общее и единичное: любая, вещь сочетает в себе признаки, делающие ее сходной с другими вещами и — отличной от них. Так, любой из нас об-. ладает чертами, присущими всем людям, человеку вообще, (прямохождение, членораздельная речь, мышление, социальность и т.п.), но в то же время ни один человек на Земле не похож полностью на другого, уникален и единичен. Его общая человеческая природа выражается через его единичную уникальность: каждый конкретный человек — это диалектическое единство общего и единичного. Вторая пара категорий— это причина и следствие: любая вещь имеет какую-либо причину (ведь ни-, что не происходит из ничего) и является ее следствием, но через какое-то время сама становится причиной для будущих следствий. Например, растение — следствие брошенного в землю зерна, но в тоже время — причина будущих.семян, которые в нем созреют. Таким образом, любая вещь — это диалектическое единство причины и следствия. То же самое можно сказать и о других парных категориях, таких, как возможность и действительность, форма и содержание, целое и часть, сущность и явление. Подробнее следует остановиться на парах категорий свобода — необходимость и случайность — закономерность. На первый взгляд, свобода и необходимость друг друга исключают: ведь свобода — это отсутствие какого-либо внешнего принуждения, полная произвольность, а необходимость, наоборот, наличие внешнего принуждения, непроизвольность. Однако при более пристальном взгляде на свободу и необходимость оказывается (с точки зрения и гегельянства, и марксизма), что они диалектически взаимосвязаны. Приведем простой пример. Допустим, два человека заблудились в лесу. Один из них, пытаясь выйти из него, движется совершенно свободно в любом, произвольно выбранном направлении. Когда угодно он мржет изменить свой путь и идти куда заблагорассудится, будучи абсолютно свободным. Но, действуя таким образом, он вряд ли выберется из леса. Другой заблудившийся, наоборот, ориентируется по звездам и идет в некоем определенном, строго заданном направлении, никуда не отклоняясь от него. Понятно, что в этом движении он не свободен, но именно поэтому ему удается выйти из леса и обрести свободу. Как это ни удивительно, свобода заключается в познании необходимости и ее практическом использовании. Говоря иначе, свобода — это познанная необходимость. -
То же можно сказать о случайности незакономерности. На первый взгляд, это взаимоисключающие противоположности. Никто, наверное, не будет отрицать наличие в мире закономерности. Еще древние философы говорили, что если бы ее не было, то всё представляло бы собой сплошной хаос, в котором невозможно было бы разобраться: муравьи могли бы рождаться от слонов, а мыши — от кроко- :ов, окружность запросто могла бы быть треугольником, а Солнце — планетой и т.д. и т.п. Но если в мире присутствует упорядоченность и закономерность, то что же тогда представляет собой случайность? И гегелевская, и марксистская диалектика утверж-ет, что случайность — это форма реализации закономер-:ости, ее дополнение: закономерность пробивает себе доро- ' через массу случайностей. Говоря иначе, случайность — Г это неопределенность в проявлении (осуществлении) закономерности по месту, времени и форме (событие неизбежно | должно произойти, но неизвестно, где, когда и как оно со-| вершится). Например, французский ученый Анри IБеккерель открыл явление радиоактивности случайно: | урановая соль оказалась в одном шкафу с фотопластинкой. [Однако не будь этой случайности, радиоактивность всё равно была бы обнаружена, так как это открытие было подготовлено всем ходом развития науки, было закономерным (возможно, что оно могло бы быть сделано в другое время, |в другом месте, не Беккерелем, — но оно не могло бы во-I обще не быть сделанным). ^Вопросы и задания 1. Как понимать одно из центральных положений гегелевской фнло- 2. Можно ли утверждать, что учение Гегеля продолжает пантеистиче- З.Что представляет собой мироздание по Гегелю? Какие стадии саморазвития проходит гегелевская Абсолютная Идея? 4. Как понимать гегелевское утверждение о том, что природа — это 5. Что такое гегелевская триада? Охарактеризуйте ее основные але- 6. Почему систему идеализма 'Гегеля называют классической? 7. Б одном из своих сочинений Гегель говорит, что многие из факта друг другу и называющих себя — каждое — истиной, выводят вообще невозможность философии. Этому утверждению он противопоставляет следующее рассуждение: «Мы должны дать понять, что это многообразие философских систем не толькр не наносит ущерба самой философии — возможности философии, — а что, наоборот, такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии, что это является ее существенной чертой... исходным пунктом, конечной целью философии является познание, что эта единая истина вместе с тем есть источник, только из которого истекает всё другое, все законы природы, все явления жизни и сознания, представляющие собою лишь отражение этого источника; или, выражая это иначе, цель философии состоит в том, чтобы свести все эти законы и явления, обратным на внешний взгляд путем, к этому единому источнику, но сделать это лишь для того, чтобы познать, как они из него выводятся». Как вы думаете, о какой единой истине и едином источнике идет речь в этих гегелевских словах? 8. Вспомните, что такое диалектика. Каковы ее основные законы, 9. Что такое категории диалектики? Почему они являются парными?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.021 с.) |