Пантеистический идеализм Георга Гегеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пантеистический идеализм Георга Гегеля



Наиболее выдающейся фигурой в немецкой классиче-[сой философии был Георг Вильгельм Фридрих fk г е л ь (1770-1831), система которого по своему размаху ^значительности в духовной жизни Нового времени может сравнима с учением Платона, составившим целую ioxy в культуре античного мира. Кроме того, как и


Платон, Г. Гегель был представителем классического идеа­лизма, по которому физический мир есть только проявле­ние или инобигие flyXOBHOg^ незримой реальности.

Основной гегелевской мыслью является знаменитое по­ложение: «В«действительное разумно, всё разумное дей­ствительно», Которое на первый взгляд кажется не совсем понятным. ДдУмаемся в первую часть фразы: «Всё действи­тельное разумно». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаен порядок и гармонию во всем существую­щем. Вспомни* телеологический аргумент, который гово­рит как раз о Целесообразности и безупречности мирового целого. Могл a jib физическая природа, будучи неразумной (отсутствие ду*а естъ свойство материи), сама по себе так правильно и разумно устроиться? Если не могла (а это оче­видно), tq совершенно необходимо предположите реаль­ность некоего разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел материальное в состояние целесообразности а гармонии. Он существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, ^-5**?? се^ и яв^ется некой^вйдшлбТГнами рёалетостью. Ж.Н99?9Л.Ь1Сэт° разумное представляет собой не^выдумку, не фантазию, Be продукт нашего ума, а нечто реально су­ществующее, то мы говорим, что оно действительно, что оно. есть (об это*! и идет речь во второй части гегелевского положения: «всёразумное действительно»).

Таким образоМ; по мнению Гегеля, чувственный, или физический, м>грС03дан какой-то духовной реальностью, а более точно Является ее проявлением, воплощением, ре­ализацией в ивой, материальной форме. Эта мысль несо­мненно пантеистическая. т0( что мы видим вокруг себя, — это совсем не то, ц^ есть на самом деле, но всего лишь по-иному явленна* дщ^ идеальная, невидимая, умопостигае­мая действительность. Что она собокг представляет, чем является: душо^щ^^д^^д^ (подобной Брахману в индий­ской философии), Числом (как у Пифагора), безличным


шым (как у Ксенофана), всеобщим законом (как гера-эвский Логос), миром идей (как у Платона), теистиче-: началом (как в Средние века), божественным макси-лом Бытия (как у Николая Кузанского)? Гегель называ-эту высшую духовную реальность Абсолютной Идеей, [ Мировым Разумом, а всё существующее представляет ее саморазвитие. Абсолютная Идея— это безличное еистическое начало, в котором сконцентрировано всё 5ще, и поэтому оно является Бытием, пребывающим в гаых формах или проходящим д своемхаморазвитии эй основных этапа.

Первый из них — это существование Абсолютной Идеи i собственном лоне, когда она является самою собой, нахо-[ в исключительно идеальной сфере, в области чистого 1, совершенного мышления. Эта сфера называется у Гегеля Логикой и подобна миру платоновских идей — об-высшей, запредельной и неощущаемой. Поэтому зо отметить, что Логика в учении немецкого филосо-i — это совсем не то, что мы разумеем обычно под этим понятием: это ни в коем случае не наука, которую изучают iшколе или институте, а идеальный, незримый и умопо-гаемый мир, являющийся первичной и истинно сущей

1ЬН0СТЬЮ. ■ -—-- -................,......„.

На втором этапе Абсолютная Идея покидает сферу 1огики и переходит в иную форму, воплощаясь в физиче- к, или материальный, мир, который, таким образом, яется не самостоятельной действительностью, а инобы-гем Абсолютной Идеи. Природа — это в чувственном или тесном виде существующий дух, или ж]^днвГёсть, по слр-Гетеля, «застывшая мысль» (под термином «мысль» цесь понимается, конечно же, Абсолютная Идея). В этом акте наиболее явно прослеживается гегелевский идеа-зм. Получается, что видимый нами мир — совсем не то, i есть на самом деле, он — проявление невидимой реаль-I, которую мы и должны усмотреть за всем физиче-сим и чувственно воспринимаемым. Иначе говоря, нам


только кажется, будто он существует сам по себе,- На самом же деле он иллюзия, фантом, потому что представляет со­бой воплотившееся в материальном виде идеальное Бытие.

Представьте себе, что перед вами чистый лист бумаги. На нем ничего нет, но в вашем сознании есть какие-то об­разы или представления, которые вы можете с помощью карандашей и красок перенести на бумагу, т.е. изобразить в рисунке некий свой замысел. Теперь на этом листе каж­дый прекрасно видит, что именно было в вашем сознании, какие образы вы хотели передать через свой рисунок, кото­рый, следовательно, есть не что иное, как представленные в другой форме мысли и чувства, инобытие или проявле­ние вашего духа. Почему бы не предположить, что окружа­ющая нас природа — воплощение какого-то разумного за­мысла, грандиозная материализовавшаяся композиция некой духовной реальности, выраженные в другой форме понятия и мысли? В любом случае такое понимание окру­жающего мира не исключено, но также нет никаких гаран­тий, что всё обстоит именно так. Основными разделами природы как инобытия Абсолютной Идеи являются, по Гегелю, механика (пространство, время, материя, движе­ние, всемирное тяготение), физика (небесные тела, свет, теплота, химизм и т.п.), органика (геологические реалии, растительный и животный мир).

На третье м этапе саморазвития Абсолютная Идея пере­ходит из области физического, природного в сферу опять идеальную, или разумную, которая является человеческим сознанием. Теперь она существует^ мышлении ^— или в че­ловеческом духе. Формами ее Бытия на этом этапе являют­ся субъективный дух (антропология, феноменология, пси­хология), объективный дух (правоТ нравственность, госу­дарство) и абсолютный дух (искусство, религия, филосо­фия).

В гегелевском учении о трех стадиях саморазвития Абсолютной Идеи мы видим триаду. Существование ее в


гвенном лоне — это пребывание (тезис), переход в фор- ' чувственного мира, в предметы и вещи является отпаде-аем ее от самой себя (антитезис), ибо она материализует-I, как бы изменяет своей идеальной природе, однако но-; ее воплощение в различных видах человеческого созна- (синтез) представляет собой вновь обретённую ею ду­ховность, а значит, возвращение к самой себе. С триадой Пнеоднбкратно сталкивались раньше, она присутствует £ самых различных учениях, как древних, так и современ-с, находит место и в идеалистических, ив материали-1ческих построениях и^поэтому.„является то ли «врож-енной идеей» человеческого ума (как сказал бы Декарт), i ли вечным_философским сюжетом, а возможно, и тем и ругим одновременно.

Гегель был не только создателем одного из классиче-шх вариантов идеалистической философии. В его воззре-ix достигла своего апогея диалектика — философ-учение (зародившееся еще в древности) о всеобщей шосвязи и вечном изменении и развитии всего суще-вующего. Он сформулировал основные законы (всеобщие вила, или принципы) и категории (основные понятия) аалектики, которые являются, с его точки зрения, уни-ьными, т.е. пронизывают собой всё Бытие. Но по-иьку последнее, по Гегелю, это прежде всего Мировой с, Абсолютная Идея, то его диалектическое учение от-сится по преимуществу именно к этой духовной реаль-, и уже во вторую очередь — к материальному миру, орый является ее инобытием. Гегелевские идеи во мно-рм стали основой философских идей выдающихся^немец-l философов~Х1Х в Карла Маркса и Фридриха Энгельса, эрые восприняли диалектику Гегеля, но дали ей иную, атериалистическую интерпретацию.

Первый закон—единства и борьбы противо­положностей — говорит, что всё в мире состоит из прр-авоположных начал (день — ночь, расцвет — упадок, со-аие — разрушение и т.д.), которые веднд.борются друг


с другом. Эта борьба и есть источник постоянного движе­ния, изменения и развития. Но противоположные начала не только находятся в состоянии борьбы, они также обра­зуют единство: без одной противоположности не может быть другой, они друг друга обуславливают, предполага­ют, создают (об этом законе мы уже говорили в параграфе про элеатов и Гераклита).

Второй закон— перехода количественных изменений в качественные — говорит о том, что количество и качество, будучи противоположностями, ди­алектически взаимосвязаны таким образом, что при изме­нении количества (увеличении или уменьшении) до како­го-то предела (меры) происходит переход (скачок) к новому качеству. Например, воду можно нагревать до 10, 20, 30, 40, 50, 60 и т.д. градусов по Цельсию, но она всё равно бу­дет оставаться водой; однако в некий момент прибавление всего одного градуса— 99°С + 1°С (изменение количе­ства) — приводит к резкому изменению качества: вода пре­вращается в пар.

Третий закон — отрицания отрицания — гово­рит о том, что любая вещь, появляясь на свет из какой-ни­будь другой вещи (своей причины), занимает ее место и тем самым отрицает ее, но через какое-то время сама отрицает­ся новой вещью, которую она порождает себе на смену. Так, брошенное в весеннюю землю семя превращается в растение и уступает ему место, отрицается им, а потом это растение превращается в созревшие на исходе лета плоды, т.е., в свою очередь, отрицается ими. Как видим, отрица­ние — это не уничтожение, а переход на новый уровень су­ществования: старое присутствует в новом в ином, преоб­разованном (или снятом, выражаясь по-гегелевски, виде).

Вообще, до Гегеля существовало два основных пред­ставления о движении: прямолинейное и циклическое дви­жение. В одном случае имеет место постоянное возникно­вение нового (графически это можно изобразить восходя­щей прямой), а в другом — бесконечное повторение старого


„(графически изображается окружностью). Движение, в снове которого лежит закон отрицания отрицания, пред­оставляет собой диалектическое единство противополож­ных начал: и создания нового, и повторения старого, и гра­фически оно может быть изображено витками спирали ^старое повторяется, но каждый раз на новом уровне). Например, нынешняя зима — такая же, как и прошлогод-(холодно, снежно и т.д.), но всё же это именно новая, г нынешняя зима, а не прошлогодняя, которая навсегда ушла в прошлое.

Примеры, иллюстрирующие законы диалектики, бес­конечны, потому^что эти законы универсальны, т.е. дей-ьствуют на всех уровнях организации мира.

Важным элементом гегелевского диалектического уче­ния являются его основные категории — наиболее общие (широкие) понятия, максимально охватывающие различ­ные области существующего и являющиеся парными, т.е. обозначающими противоположности, находящиеся в борь-■ бе и единстве.

Одна из пар—это общее и единичное: любая, вещь сочетает в себе признаки, делающие ее сходной с дру­гими вещами и — отличной от них. Так, любой из нас об-. ладает чертами, присущими всем людям, человеку вообще, (прямохождение, членораздельная речь, мышление, соци­альность и т.п.), но в то же время ни один человек на Земле не похож полностью на другого, уникален и единичен. Его общая человеческая природа выражается через его единич­ную уникальность: каждый конкретный человек — это диалектическое единство общего и единичного.

Вторая пара категорий— это причина и след­ствие: любая вещь имеет какую-либо причину (ведь ни-, что не происходит из ничего) и является ее следствием, но через какое-то время сама становится причиной для буду­щих следствий. Например, растение — следствие брошен­ного в землю зерна, но в тоже время — причина будущих.семян, которые в нем созреют. Таким образом, любая


вещь — это диалектическое единство причины и следствия. То же самое можно сказать и о других парных категориях, таких, как возможность и действительность, форма и содержание, целое и часть, сущ­ность и явление.

Подробнее следует остановиться на парах категорий свобода — необходимость и случайность — закономерность. На первый взгляд, свобода и необ­ходимость друг друга исключают: ведь свобода — это от­сутствие какого-либо внешнего принуждения, полная про­извольность, а необходимость, наоборот, наличие внешне­го принуждения, непроизвольность. Однако при более при­стальном взгляде на свободу и необходимость оказывается (с точки зрения и гегельянства, и марксизма), что они диа­лектически взаимосвязаны. Приведем простой пример. Допустим, два человека заблудились в лесу. Один из них, пытаясь выйти из него, движется совершенно свободно в любом, произвольно выбранном направлении. Когда угод­но он мржет изменить свой путь и идти куда заблагорассу­дится, будучи абсолютно свободным. Но, действуя таким образом, он вряд ли выберется из леса. Другой заблудив­шийся, наоборот, ориентируется по звездам и идет в неко­ем определенном, строго заданном направлении, никуда не отклоняясь от него. Понятно, что в этом движении он не свободен, но именно поэтому ему удается выйти из леса и обрести свободу. Как это ни удивительно, свобода заключа­ется в познании необходимости и ее практическом исполь­зовании. Говоря иначе, свобода — это познанная необходи­мость. -

То же можно сказать о случайности незакономерности. На первый взгляд, это взаимоисключающие противопо­ложности. Никто, наверное, не будет отрицать наличие в мире закономерности. Еще древние философы говорили, что если бы ее не было, то всё представляло бы собой сплош­ной хаос, в котором невозможно было бы разобраться: му­равьи могли бы рождаться от слонов, а мыши — от кроко-


:ов, окружность запросто могла бы быть треугольником, а Солнце — планетой и т.д. и т.п.

Но если в мире присутствует упорядоченность и зако­номерность, то что же тогда представляет собой случай­ность? И гегелевская, и марксистская диалектика утверж-ет, что случайность — это форма реализации закономер-:ости, ее дополнение: закономерность пробивает себе доро- ' через массу случайностей. Говоря иначе, случайность — Г это неопределенность в проявлении (осуществлении) зако­номерности по месту, времени и форме (событие неизбежно | должно произойти, но неизвестно, где, когда и как оно со-| вершится). Например, французский ученый Анри IБеккерель открыл явление радиоактивности случайно: | урановая соль оказалась в одном шкафу с фотопластинкой. [Однако не будь этой случайности, радиоактивность всё равно была бы обнаружена, так как это открытие было под­готовлено всем ходом развития науки, было закономерным (возможно, что оно могло бы быть сделано в другое время, |в другом месте, не Беккерелем, — но оно не могло бы во-I обще не быть сделанным).

^Вопросы и задания

1. Как понимать одно из центральных положений гегелевской фнло-
(софии: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно»?

2. Можно ли утверждать, что учение Гегеля продолжает пантеистиче-
. скую философскую традицию? В чем заключается гегелевский пантеизм?

З.Что представляет собой мироздание по Гегелю? Какие стадии само­развития проходит гегелевская Абсолютная Идея?

4. Как понимать гегелевское утверждение о том, что природа — это
I застывшая мысль?

5. Что такое гегелевская триада? Охарактеризуйте ее основные але-
; менты.

6. Почему систему идеализма 'Гегеля называют классической?
; Определите черты сходства платоновского и гегелевского идеализма.

7. Б одном из своих сочинений Гегель говорит, что многие из факта
i наличия разнообразных философских систем и учений, противоречащих


друг другу и называющих себя — каждое — истиной, выводят вообще невозможность философии. Этому утверждению он противопоставляет следующее рассуждение: «Мы должны дать понять, что это многообразие философских систем не толькр не наносит ущерба самой философии — возможности философии, — а что, наоборот, такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии, что это является ее существенной чертой... исходным пунктом, конечной целью философии является познание, что эта единая истина вместе с тем есть источник, только из которого истекает всё другое, все законы приро­ды, все явления жизни и сознания, представляющие собою лишь отраже­ние этого источника; или, выражая это иначе, цель философии состоит в том, чтобы свести все эти законы и явления, обратным на внешний взгляд путем, к этому единому источнику, но сделать это лишь для того, чтобы познать, как они из него выводятся». Как вы думаете, о какой единой ис­тине и едином источнике идет речь в этих гегелевских словах?

8. Вспомните, что такое диалектика. Каковы ее основные законы,
сформулированные Гегелем? Попытайтесь привести примеры из самых
различных областей жизни, иллюстрирующие законы диалектики.

9. Что такое категории диалектики? Почему они являются парными?
Каково содержание парных категорий общего и единичного, причины и
следствия, свободы и необходимости, случайности и закономерности?
Попытайтесь самостоятельно раскрыть содержание парных категорий
возможности' и действительности, формы и' содержания, целого и части,
сущности и явления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.021 с.)