Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Артур шопенгауэр и фридрих ницше о воле к жизни и воле к власти

Поиск

Одним из известных представителей философии жизни былнемецкиймыслительАртур Шопенгауэр (1788-1860). Гегель считал, что в основе мироздания лежит раз­ум, говорит Шопенгауэр. Но почему же тогда всё, что про­исходит в нашей жизни, как правило, отличается неразу­мностью? Может быть, в основе мира находится не разум, а что-то совсем иное. Что? Нечто неразумное, нелогичное, неподвластное уму и пониманию., бессознательное, ирра­циональное, непредсказуемое и непостижимое привычны­ми способами.

Всё это Шопенгауэр назвал в о л ей и противопоставил ее разуму, о котором говорил Гегель. В основе мироздания лежит не разум, а воля, и поэтому в нем много неразумно­го, случайного и необъяснимого. Что представляет собой эта воля, чем является? Воля — это совокупность желаний и инстинктов, страстей и порывов, настроений и чувств, э-то бессознательные побуждения, безотчетные стремления, ничем и никем не контролируемые действия. Воле чужды вопросы «зачем?», «почему?», «каким образом?», «с ка­кой целью?». Для нее нет никаких целей, причин, моти-


з, следствий и любых других разумных оснований. Для достаточно только того, что она есть._Ее сугцествова^ ^^единственная нес^мненная_истина. Когда сорная i с неистовой силой устремляется к солнцу, заглушая эй культурные растения, разве руководствуется она ка-1-то разумной необходимостью? Конечно же нет. Она благодаря заложенному в ней слепому инстинкту зни, или воле к жизни, как говорит Шопенгауэр. Когда i в пустыне поедает антилопу, разве действует он в силу soro-либо осознанного мотива? Естественно, нет. Он про-1ет таким образом свою волю к жизни. То же самое шо сказать р любом существе на Земле. Человек не является исключением из общего правила. } него есть разум, и поэтому намкажется, что, в отличие от вх других существ, он действует не в силу безотчетных таний и слепых инстинктов, а в силу разумных и осо-1ых мотивов, действует разумно. Но это иллюзия, го­рит Шопенгауэр. Если человек поступает разумно, то по-■ же тогда он лжет, подличает, предает, почему спосо-[ убить себе подобного, сделать ему различные гадости и гселать зла? Как это ни печально признать, но человек эводствуется в своей деятельности не разумными осно-1иями, а слепой, неразумной волей. Все его действия и 1ки суть проявления его воли к жизни, его бессозна-1ьного желания жить, его неистового и инстинктивного емления существовать_во_что бы то ни стало, причем. как межно лучше, пусть даже и за счет страданий и гений себе подобных. Аразум — это всего лишь^инстру-' воли к жизни, ее орудие, с помощью^торого человек иолняет свои желания.

Воля, следовательно, присутствует везде и во всём, яв-ся единственным свойством мироздания, самим миро-гаем. По Гегелю, мир — это разум; по Шопенгауэру, >— это воля. Будучи неразумной, она влечет нас по 1зни в неведомом нам направлении. Нам кажется, что [ поступаем сознательно и свободно, — на самом же деле


мы просто не замечаем, что являемся заложниками своей собственной воли, которая действует помимо нашего разу­ма, мы — рабы ее, безотчетно исполняющие все ее прихоти и капризы, требования и приказы. Воля превр ащает нашу жизнь в вечную_ борьбуД. напряжение^мьг-постоянно к чему-то стремимся, чего-то избегаем, мы вынуждены каж­дый день и час что-то делать, куда-то спешить, на что-то надеяться и чего-то бояться. Воля ни на секунду не остав­ляет нас в покое, наполняя жизнь агрессией, страхом, не­навистью и отчаянием. Мы сами не принадлежим себе, полностью подчиняясь воле, являемся ее бездумными ис­полнителями.

Как видим, воззрения Шопенгауэра представляют со­бой печальный и мрачный фатализм. Что же он предлагает нам? Каким видится ему выход из столь удручающей ситу­ации? Выход есть, говорит немецкий философ, и заключа­ется он в следующем. Если причиной нашего вечного жиз­ненного напряжения и порождаемых им страданий явля- ется воля', то нам следу ет_сознательно ей противостоять: направить все свои силы на-ТО^атобы подавить ее, искоре­нить, угасить. Как это сделать? Отказаться от собственных желаний, умалить потребности, ни к чему не стремиться, ни за чем же гнаться. Не потакать воле, а отказывать ей во всем, не выполнять ее требования, а отворачиваться от них. Только таким способом можно погасить пламя воли и при­вести жизнь в состоя ние спокойствияждаже.апатии. Как мы уже знаем, сознательный отказ от желаний называется в философии аскетизмом. Вспомним, именно аскетизм яв­ляется одной из главных особенностей буддизма. А. Шопенгауэр был хорошо знаком с религиозно-философ­скими учениями Древней Индии и Китая и многое из них заимствовал при создании своего учения. Аскетическое по­ведение, считал он, позволит нам избежать борьбы, напря­жения и страданий, подавит волю к жизни. И пусть аске­тизм не подарит нам безусловного счастья, однако ничего лучшего в нашем несовершенном и неразумном мире нам не предложено.


Другим известным представителем философии жизни немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844-1900). Его идеи, с одной стороны, очень сходны с воззрени-ш А. Шопенгауэра. Мир представляет собой, как_говорит щше, не разумную упорядоченность и вечную целесоо-знбсть, а"беспорядок и сплошную случайность, потому»в основе его лежит не разум, а воля. Мироздание — это Ггармония, как считал Гегель, а хаос, в котором нет ниче-устойчивого, определенного и истинного. В этом хаосе Гна что ориентироваться и не на что опереться, в нем от-гвуют какие-либо нормы, правила или законы. А это ючит, что жить и действовать в нем можно как угодноТ сто ничем не связан и не ограничен, никто никому ниче-i не должен, ничем не обязан и поэтому волен делать всё, > ему заблагорассудится.

Если нет ничего истинного,_значит, всё дозволено, гово-1 Ницше. Поскольку всем управляет не разум, а воля, то |f человек тоже характеризуется ею. Ницше называет ее во-i к власти. Однако этот термин надо понимать не в узком геле — как желание командовать или властвовать, а в 1роком — как волю к силе, могуществу, как волю к пол­ненной, мощной, яростной жизни, как стремление гься, воплотить, реализовать себя наиболее полно. В этом пункте заключается главное отличие идей К Ницше от взглядов А. Шопенгауэра. Если посл едний гал волю к жизни нашей главной бедой, приносящей ько страдания, и призывал ее уничтожить, то Ницше, эрот, говорил, что воля к жизни (или к власти^— это гаственная возможная истина в мировом хаосе, несо-зое благо и поэтому ее надо всячески поощрять, раз-ать, взращивать и лелеять. Надо не гасить, как предла-Шопенгауэр, а раздувать изо всех сил нашу_волю до хсимальных пределов, делать пламя жизни как можно и интенсивнее. Чем сильнее горит воля к власти, тем юценнее и значительнее наша жизнь, тем больше она i себя что-либо представляет. Жизнь, полная приключе-


j и опасностей, борьбы и напряжения^^ зарта и ри ска, отваги и^гужества, ярости и агрессии, страданий и стойко­сти, закаляет человека, укрепляет его волю, делает его сильным, и независимым, горды»^и_ самодостаточн ым. Он никого ни о чем не будет просить, никого не станет бояться, он превратится в господина собственной судьбы и сможет властвовать над другими; он сделает всё, что захочет, возь­мет у жизни всё, что ему потребуется. Конечно же, ни угры­зений совести, ни раскаяний испытывать он не будет. Чувства вины и сострадания чужды ему. Он не понимает, что такое добро и зло, что значит — можно, а что — нельзя. Он считает, что можно всё, на что человек способен. Он по­лагает хорошим то, что укрепляет волю к власти и вытека­ет из силы, он видит пороком всё, что следует из слабости.

Для такого человека добро и зло — это пустые выдум­ки, которые сочинили слабые для того, чтобы сдержать произвол и агрессию сильных. Надо, говорит Ницше, встать по ту сторону добра и зла, т.е. пересмотреть и пере­оценить все ценности, идеалы, правила и нормы. Следует понять, что никаких правил и норм нет, а вернее, есть толь­ко одно правило или закон —: сила: если ты силен — делай всё что хочешь, а если слаб — уйди с дороги и уступи жиз­ненное пространство сильному. Бели силен — беззастенчи­во съешь любого себе подобного, а если слаб — пеняй на себя и не стони, если кто-то станет поедать тебя.

Идеал Фридриха Ницше — это Сверхчеловек, который дерзко и независимо идет по жизни, сокрушая все обще­принятые установления, вековые привычки, взгляды и идеалы. Конечно же, никакого Бога, с точки зрения Сверхчеловека, не существует, потому что он сам себе Бог. Христианская религия для него — это порождение трусли­вых и слабых, которые, сами будучи не в состоянии что-либо сделать, просят чего-то у нереального и вымышленно­го Бога. Их философией являются выдумки о справедливо­сти, добре, нравственности и всем прочем этого рода. Таких людей большинство. Им противостоит малочисленная, но


|в тысячи раз более сильная и совершенная группа людей, {философией которых является сила, могущество и воля к "власти. Их призвание и удел — господство над всеми •остальными, а основное ремесло, конечно же, война. [Мыслитель предсказывал наступление эпохи грандиозных | катастроф и войн за господство над миром.

Сам Фридрих Ницше вовсе не был Сверхчеловеком и отличался довольно мирным характером. Он не стремился властвовать над другими людьми, не совершал преступле-' ний и вообще за всю свою жизнь не причинил никому ни­какого вреда. Но его философские идеи пришлись очень кстати фашистскому Третьему рейху и стали (правда, в [ очень искаженном и примитивном виде) важной составной | частыо нацистской идеологии и пропаганды.

тросы и задания

1. За что А. Шопенгауэр критиковал гегелевскую философию? Что
[ он противопоставил Мировому Разуму, о котором говорил Гегель?

2. Что такое воля в учении Шопенгауэра? Как он доказывает, что в
| основе мироздания лежит не разум, а воля?

3. Каково воззрение Шопенгауэра на человеческую жизнь? Почему
> учение можно назвать фатализмом?

4. Как человек должен вести себя в жизни, с точки зрения
^Шопенгауэра? В чем сходство его воззрений с религиозно-философскими

ями Древней Индии и Китая?

5. В чем сходство философских воззрений Шопенгауэра и Ницше? В
i заключается главное различие между шопенгауэровскими и ницшеан-

i представлениями о воле?

6. Что представляют собой добро и зло в учении Ницше? Что, с его
i зрения, является хорошим, а что — плохим?

7. Что говорил Ницше о Сверхчеловеке? Мыслитель призывал к
ценке ценностей». Как вы думаете, что он имел в виду?

8. Ницше говорил, что «истина — это полезная ложь». Как вы по-
: это парадоксальное высказывание?

9. Ф. Ницше — принципиальный враг христианства, христианской

и христианской цивилизации. Одно из своих произведений он


даже назвал «Антихристианин». Подумайте, за что он мог ненавидеть христианскую религию и христианскую мораль?

10. Философию Ницше, жившего в XIX веке, часто называют про­роческой. Как вы думаете, какие идеи мыслителя получили особую акту­альность и подтверждение в культуре и истории XX века?

7.4. Зигмунд Фрейд о сознании и бессо­знательном

Известным представителем неклассических философ­ских и, особенно, научных представлений о человеке был австрийский ученый, врач и психолог XIX—XX вв. Зигмунд Фрейд (1856-1939). Классические философ­ские представления о человеке, как и о мире, заключаются главным образом в том, что он представляет собой разу­мное, сознательное существо. Как разумен мир, так разу­мен и человек. Сознание или мышление является его основ­ной отличительной чертой. Вспомним знаменитое утверж­дение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В З&Х веке, как мы уже видели, прозвучала идея о том, что и мир/ и человек, скорее всего, неразумны, а разум представляет собой маленький элемент мира и играет не­значительную роль в человеческой жизни. Но это были философские утверждения. А в науке о человеке — пси­хологии (от греческих слов «психэ» —душаи «логос» — наука) первым усомнился в его разумной природе Зигмунд Фрейд.

Нам кажется, говорит он, что человек — целиком раз­умное существо, которое живет и действует только рацио­нально или логично, что он понимает мотивы своих по­ступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает че­ловека не божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих животных. Так неужели он на­столько далеко ушел от царства природы, что в нем не оста­лось ничего биологического? Конечно же, осталось, просто


[ не хотим этого замечать. Причем, по мнению 3. Фрейда, аологического, природного в человеке гораздо больше, разумного, или культурного, или социального. Всё дологическое в человеке, представляющее собой различ­ие инстинкты, которые есть у любого живого существа, |Фрейд назвал областью бессознательного.В силу са-кой своей природы оно скрыто от нас, а вернее, недоступно 1ему сознанию, разуму. Говоря иначе, оно в нас есть, но его не осознаем и поэтому не знаем или не понимаем, f^ro оно существует.

Представьте себе айсберг — огромную ледяную глыбу, ощую в океане. Как известно, надводная, видимая | его часть намного меньше подводной, невидимой. Нам ка-I, что айсберг — это только то, что находится над во-пдай, и мы не знаем его настоящих размеров, потому что они срыты от непосредственного наблюдения. Так же и с бес-знательным: оно представляет собой невидимую, скры-i часть человеческой психики, а сознание или разум че­ловека — это видимая и незначительная ее частица. Как 1сберг — это главным образом то, что находится под во-эй, а не над ней, так и человек — это в основном сфера его ссознательного, а вовсе не сознания, как нам кажется, ается, что мы по-настоящему не знаем самих себя, ей природы.

Бессознательное в человеке — это совокупность его эиродных качеств, первобытных инстинктов, унаследо-шых от животных предков. Эти-то инстинкты и опреде-1ют человеческие чувства, желания, мысли и поступки, в сознании или в разуме следует искать главную при-шу деятельности человека, а в области бессознательного, пенно оно из неведомых нам глубин направляет каждую энкретную человеческую жизнь.

Из всех бессознательных инстинктов наиболее силь-: является половая, или сексуальная страсть, которую игмунд Фрейд называет термином либидо. В либидо энцентрирована вся жизненная энергия человека. Но,


живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом слу­чае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло. Она может преобразоваться в энергию художествен­ного творчества, научного поиска, в общественно-полити­ческую деятельность, спортивные достижения, во что угод­но еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преоб­разование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией (от лат. «сублимаре» — возносить, вы­соко поднимать).

СВЕРХ-Я
1 I I I I
I I I I t

Другим сильным инстинктом после сексуального явля­ется, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убий­ствах и преступлениях, сопровождающих историю челове­ческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения Фрейда, объясняются взаимодей­ствием трех слоев или пластов его психики. Определяют человеческие мысли, действия и поступки различные био­логические инстинкты, составляющие сферу бессознатель­ного, ^главными из которых являют­ся сексуальный инстинкт (в грече­ском — Эрос) и инстинкт -смерти (в греческом — Танатос). Эту бессозна­тельную инстинктивную область Фрейд называет термином «Оно». Кроме нее, на человеческое поведе­ние влияют различные обществен­ные нормы, принципы и законы, ко­торые австрийский ученый обозна­чает термином «сверх'Я». Само же человеческое сознание Фрейд име­нует словом «Я». На приводимой

схеме проиллюстрирован механизм взаимодействия этих трех слагаемых человеческой психики.

Получается, что человеческое сознание (Я) не является «хозяином в собственном доме», потому что вынуждено по­стоянно раздваиваться, рваться пополам между бессозна-


ьными инстинктами и общественными ограничениями. 1еловеку всегда приходится выбирать нечто среднее меж- ' своими биологическими влечениями (желаниями) и мо-ьными нормами общества, в котором он живет. Говоря эще, ему чего-то хочется, и в то же время ему нельзя это-i сделать. Он вынужден или подавить свои желания, или енебречь общественными нормами. Ему трудно сделать [то, и другое.

На этой почве у человека могут возникнуть различные р№:ихические расстройства, главной причиной которых яв-ся, по Фрейду, подавленные или вытесненные жела-1Я (как правило, сексуального характера). Австрийский Цученый разработал особый метод лечения психических за-1евани)'я, который получил название психоанализа, ювно этот термин можно перевести как развязывание [ освобождение души. Сущность его заключается в том, врач в ходе длительной беседы выясняет истинную эичину психического расстройства (заболевания^ своего зента, которой чаще всего оказываются когда-то пода-пённые им сексуальные желания. Врач показывает (де-энстрирует) пациенту эти причины, и тот, осознавая или энимая их, сам может справиться со своей болезнью, по­эму что с врагом видимым бороться всегда намного легче, вм с невидимым противником.

Идеи Зигмунда Фрейда, неожиданные и очень смелые г конца XIX века, потрясли Европу, вызвали как острую 1ку, так и восторженные отзывы, стали широко из-гными, завоевали огромную популярность, положили ачало новому направлению в психологии и составили це-• эпоху в истории наук о человеке.

тросы и задания

1. Почему фрейдовские представления о человеке можно назвать не-
ссическими?

2. Что представляет собой бессознательное в учении Фрейда? Как

[ сознание и бессознательное, с его точки зрения?

3. Какие бессознательные инстинкты Фрейд, считал наиболее силь-
н? Что такое либидо и сублимация? •


4. Каков механизм взаимодействия трех пластов человеческой психи­
ки по теории Фрейда? В чем заключается двойственность человеческой
природы, с его точки зрения?

5. Что такое психоанализ? Каков его основной принцип?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.012 с.)