Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Артур шопенгауэр и фридрих ницше о воле к жизни и воле к властиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из известных представителей философии жизни былнемецкиймыслительАртур Шопенгауэр (1788-1860). Гегель считал, что в основе мироздания лежит разум, говорит Шопенгауэр. Но почему же тогда всё, что происходит в нашей жизни, как правило, отличается неразумностью? Может быть, в основе мира находится не разум, а что-то совсем иное. Что? Нечто неразумное, нелогичное, неподвластное уму и пониманию., бессознательное, иррациональное, непредсказуемое и непостижимое привычными способами. Всё это Шопенгауэр назвал в о л ей и противопоставил ее разуму, о котором говорил Гегель. В основе мироздания лежит не разум, а воля, и поэтому в нем много неразумного, случайного и необъяснимого. Что представляет собой эта воля, чем является? Воля — это совокупность желаний и инстинктов, страстей и порывов, настроений и чувств, э-то бессознательные побуждения, безотчетные стремления, ничем и никем не контролируемые действия. Воле чужды вопросы «зачем?», «почему?», «каким образом?», «с какой целью?». Для нее нет никаких целей, причин, моти- з, следствий и любых других разумных оснований. Для достаточно только того, что она есть._Ее сугцествова^ ^^единственная нес^мненная_истина. Когда сорная i с неистовой силой устремляется к солнцу, заглушая эй культурные растения, разве руководствуется она ка-1-то разумной необходимостью? Конечно же нет. Она благодаря заложенному в ней слепому инстинкту зни, или воле к жизни, как говорит Шопенгауэр. Когда i в пустыне поедает антилопу, разве действует он в силу soro-либо осознанного мотива? Естественно, нет. Он про-1ет таким образом свою волю к жизни. То же самое шо сказать р любом существе на Земле. Человек не является исключением из общего правила. } него есть разум, и поэтому намкажется, что, в отличие от вх других существ, он действует не в силу безотчетных таний и слепых инстинктов, а в силу разумных и осо-1ых мотивов, действует разумно. Но это иллюзия, горит Шопенгауэр. Если человек поступает разумно, то по-■ же тогда он лжет, подличает, предает, почему спосо-[ убить себе подобного, сделать ему различные гадости и гселать зла? Как это ни печально признать, но человек эводствуется в своей деятельности не разумными осно-1иями, а слепой, неразумной волей. Все его действия и 1ки суть проявления его воли к жизни, его бессозна-1ьного желания жить, его неистового и инстинктивного емления существовать_во_что бы то ни стало, причем. как межно лучше, пусть даже и за счет страданий и гений себе подобных. Аразум — это всего лишь^инстру-' воли к жизни, ее орудие, с помощью^торого человек иолняет свои желания. Воля, следовательно, присутствует везде и во всём, яв-ся единственным свойством мироздания, самим миро-гаем. По Гегелю, мир — это разум; по Шопенгауэру, >— это воля. Будучи неразумной, она влечет нас по 1зни в неведомом нам направлении. Нам кажется, что [ поступаем сознательно и свободно, — на самом же деле мы просто не замечаем, что являемся заложниками своей собственной воли, которая действует помимо нашего разума, мы — рабы ее, безотчетно исполняющие все ее прихоти и капризы, требования и приказы. Воля превр ащает нашу жизнь в вечную_ борьбуД. напряжение^мьг-постоянно к чему-то стремимся, чего-то избегаем, мы вынуждены каждый день и час что-то делать, куда-то спешить, на что-то надеяться и чего-то бояться. Воля ни на секунду не оставляет нас в покое, наполняя жизнь агрессией, страхом, ненавистью и отчаянием. Мы сами не принадлежим себе, полностью подчиняясь воле, являемся ее бездумными исполнителями. Как видим, воззрения Шопенгауэра представляют собой печальный и мрачный фатализм. Что же он предлагает нам? Каким видится ему выход из столь удручающей ситуации? Выход есть, говорит немецкий философ, и заключается он в следующем. Если причиной нашего вечного жизненного напряжения и порождаемых им страданий явля- ется воля', то нам следу ет_сознательно ей противостоять: направить все свои силы на-ТО^атобы подавить ее, искоренить, угасить. Как это сделать? Отказаться от собственных желаний, умалить потребности, ни к чему не стремиться, ни за чем же гнаться. Не потакать воле, а отказывать ей во всем, не выполнять ее требования, а отворачиваться от них. Только таким способом можно погасить пламя воли и привести жизнь в состоя ние спокойствияждаже.апатии. Как мы уже знаем, сознательный отказ от желаний называется в философии аскетизмом. Вспомним, именно аскетизм является одной из главных особенностей буддизма. А. Шопенгауэр был хорошо знаком с религиозно-философскими учениями Древней Индии и Китая и многое из них заимствовал при создании своего учения. Аскетическое поведение, считал он, позволит нам избежать борьбы, напряжения и страданий, подавит волю к жизни. И пусть аскетизм не подарит нам безусловного счастья, однако ничего лучшего в нашем несовершенном и неразумном мире нам не предложено. Другим известным представителем философии жизни немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844-1900). Его идеи, с одной стороны, очень сходны с воззрени-ш А. Шопенгауэра. Мир представляет собой, как_говорит щше, не разумную упорядоченность и вечную целесоо-знбсть, а"беспорядок и сплошную случайность, потому»в основе его лежит не разум, а воля. Мироздание — это Ггармония, как считал Гегель, а хаос, в котором нет ниче-устойчивого, определенного и истинного. В этом хаосе Гна что ориентироваться и не на что опереться, в нем от-гвуют какие-либо нормы, правила или законы. А это ючит, что жить и действовать в нем можно как угодноТ сто ничем не связан и не ограничен, никто никому ниче-i не должен, ничем не обязан и поэтому волен делать всё, > ему заблагорассудится. Если нет ничего истинного,_значит, всё дозволено, гово-1 Ницше. Поскольку всем управляет не разум, а воля, то |f человек тоже характеризуется ею. Ницше называет ее во-i к власти. Однако этот термин надо понимать не в узком геле — как желание командовать или властвовать, а в 1роком — как волю к силе, могуществу, как волю к полненной, мощной, яростной жизни, как стремление гься, воплотить, реализовать себя наиболее полно. В этом пункте заключается главное отличие идей К Ницше от взглядов А. Шопенгауэра. Если посл едний гал волю к жизни нашей главной бедой, приносящей ько страдания, и призывал ее уничтожить, то Ницше, эрот, говорил, что воля к жизни (или к власти^— это гаственная возможная истина в мировом хаосе, несо-зое благо и поэтому ее надо всячески поощрять, раз-ать, взращивать и лелеять. Надо не гасить, как предла-Шопенгауэр, а раздувать изо всех сил нашу_волю до хсимальных пределов, делать пламя жизни как можно и интенсивнее. Чем сильнее горит воля к власти, тем юценнее и значительнее наша жизнь, тем больше она i себя что-либо представляет. Жизнь, полная приключе- j и опасностей, борьбы и напряжения^^ зарта и ри ска, отваги и^гужества, ярости и агрессии, страданий и стойкости, закаляет человека, укрепляет его волю, делает его сильным, и независимым, горды»^и_ самодостаточн ым. Он никого ни о чем не будет просить, никого не станет бояться, он превратится в господина собственной судьбы и сможет властвовать над другими; он сделает всё, что захочет, возьмет у жизни всё, что ему потребуется. Конечно же, ни угрызений совести, ни раскаяний испытывать он не будет. Чувства вины и сострадания чужды ему. Он не понимает, что такое добро и зло, что значит — можно, а что — нельзя. Он считает, что можно всё, на что человек способен. Он полагает хорошим то, что укрепляет волю к власти и вытекает из силы, он видит пороком всё, что следует из слабости. Для такого человека добро и зло — это пустые выдумки, которые сочинили слабые для того, чтобы сдержать произвол и агрессию сильных. Надо, говорит Ницше, встать по ту сторону добра и зла, т.е. пересмотреть и переоценить все ценности, идеалы, правила и нормы. Следует понять, что никаких правил и норм нет, а вернее, есть только одно правило или закон —: сила: если ты силен — делай всё что хочешь, а если слаб — уйди с дороги и уступи жизненное пространство сильному. Бели силен — беззастенчиво съешь любого себе подобного, а если слаб — пеняй на себя и не стони, если кто-то станет поедать тебя. Идеал Фридриха Ницше — это Сверхчеловек, который дерзко и независимо идет по жизни, сокрушая все общепринятые установления, вековые привычки, взгляды и идеалы. Конечно же, никакого Бога, с точки зрения Сверхчеловека, не существует, потому что он сам себе Бог. Христианская религия для него — это порождение трусливых и слабых, которые, сами будучи не в состоянии что-либо сделать, просят чего-то у нереального и вымышленного Бога. Их философией являются выдумки о справедливости, добре, нравственности и всем прочем этого рода. Таких людей большинство. Им противостоит малочисленная, но |в тысячи раз более сильная и совершенная группа людей, {философией которых является сила, могущество и воля к "власти. Их призвание и удел — господство над всеми •остальными, а основное ремесло, конечно же, война. [Мыслитель предсказывал наступление эпохи грандиозных | катастроф и войн за господство над миром. Сам Фридрих Ницше вовсе не был Сверхчеловеком и отличался довольно мирным характером. Он не стремился властвовать над другими людьми, не совершал преступле-' ний и вообще за всю свою жизнь не причинил никому никакого вреда. Но его философские идеи пришлись очень кстати фашистскому Третьему рейху и стали (правда, в [ очень искаженном и примитивном виде) важной составной | частыо нацистской идеологии и пропаганды. тросы и задания 1. За что А. Шопенгауэр критиковал гегелевскую философию? Что 2. Что такое воля в учении Шопенгауэра? Как он доказывает, что в 3. Каково воззрение Шопенгауэра на человеческую жизнь? Почему 4. Как человек должен вести себя в жизни, с точки зрения ями Древней Индии и Китая? 5. В чем сходство философских воззрений Шопенгауэра и Ницше? В i представлениями о воле? 6. Что представляют собой добро и зло в учении Ницше? Что, с его 7. Что говорил Ницше о Сверхчеловеке? Мыслитель призывал к 8. Ницше говорил, что «истина — это полезная ложь». Как вы по- 9. Ф. Ницше — принципиальный враг христианства, христианской и христианской цивилизации. Одно из своих произведений он даже назвал «Антихристианин». Подумайте, за что он мог ненавидеть христианскую религию и христианскую мораль? 10. Философию Ницше, жившего в XIX веке, часто называют пророческой. Как вы думаете, какие идеи мыслителя получили особую актуальность и подтверждение в культуре и истории XX века? 7.4. Зигмунд Фрейд о сознании и бессознательном Известным представителем неклассических философских и, особенно, научных представлений о человеке был австрийский ученый, врач и психолог XIX—XX вв. Зигмунд Фрейд (1856-1939). Классические философские представления о человеке, как и о мире, заключаются главным образом в том, что он представляет собой разумное, сознательное существо. Как разумен мир, так разумен и человек. Сознание или мышление является его основной отличительной чертой. Вспомним знаменитое утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». В З&Х веке, как мы уже видели, прозвучала идея о том, что и мир/ и человек, скорее всего, неразумны, а разум представляет собой маленький элемент мира и играет незначительную роль в человеческой жизни. Но это были философские утверждения. А в науке о человеке — психологии (от греческих слов «психэ» —душаи «логос» — наука) первым усомнился в его разумной природе Зигмунд Фрейд. Нам кажется, говорит он, что человек — целиком разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, что он понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает человека не божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих животных. Так неужели он настолько далеко ушел от царства природы, что в нем не осталось ничего биологического? Конечно же, осталось, просто [ не хотим этого замечать. Причем, по мнению 3. Фрейда, аологического, природного в человеке гораздо больше, разумного, или культурного, или социального. Всё дологическое в человеке, представляющее собой различие инстинкты, которые есть у любого живого существа, |Фрейд назвал областью бессознательного.В силу са-кой своей природы оно скрыто от нас, а вернее, недоступно 1ему сознанию, разуму. Говоря иначе, оно в нас есть, но его не осознаем и поэтому не знаем или не понимаем, f^ro оно существует. Представьте себе айсберг — огромную ледяную глыбу, ощую в океане. Как известно, надводная, видимая | его часть намного меньше подводной, невидимой. Нам ка-I, что айсберг — это только то, что находится над во-пдай, и мы не знаем его настоящих размеров, потому что они срыты от непосредственного наблюдения. Так же и с бес-знательным: оно представляет собой невидимую, скры-i часть человеческой психики, а сознание или разум человека — это видимая и незначительная ее частица. Как 1сберг — это главным образом то, что находится под во-эй, а не над ней, так и человек — это в основном сфера его ссознательного, а вовсе не сознания, как нам кажется, ается, что мы по-настоящему не знаем самих себя, ей природы. Бессознательное в человеке — это совокупность его эиродных качеств, первобытных инстинктов, унаследо-шых от животных предков. Эти-то инстинкты и опреде-1ют человеческие чувства, желания, мысли и поступки, в сознании или в разуме следует искать главную при-шу деятельности человека, а в области бессознательного, пенно оно из неведомых нам глубин направляет каждую энкретную человеческую жизнь. Из всех бессознательных инстинктов наиболее силь-: является половая, или сексуальная страсть, которую игмунд Фрейд называет термином либидо. В либидо энцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло. Она может преобразоваться в энергию художественного творчества, научного поиска, в общественно-политическую деятельность, спортивные достижения, во что угодно еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией (от лат. «сублимаре» — возносить, высоко поднимать).
Другим сильным инстинктом после сексуального является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения Фрейда, объясняются взаимодействием трех слоев или пластов его психики. Определяют человеческие мысли, действия и поступки различные биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного, ^главными из которых являются сексуальный инстинкт (в греческом — Эрос) и инстинкт -смерти (в греческом — Танатос). Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «Оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх'Я». Само же человеческое сознание Фрейд именует словом «Я». На приводимой схеме проиллюстрирован механизм взаимодействия этих трех слагаемых человеческой психики. Получается, что человеческое сознание (Я) не является «хозяином в собственном доме», потому что вынуждено постоянно раздваиваться, рваться пополам между бессозна- ьными инстинктами и общественными ограничениями. 1еловеку всегда приходится выбирать нечто среднее меж- ' своими биологическими влечениями (желаниями) и мо-ьными нормами общества, в котором он живет. Говоря эще, ему чего-то хочется, и в то же время ему нельзя это-i сделать. Он вынужден или подавить свои желания, или енебречь общественными нормами. Ему трудно сделать [то, и другое. На этой почве у человека могут возникнуть различные р№:ихические расстройства, главной причиной которых яв-ся, по Фрейду, подавленные или вытесненные жела-1Я (как правило, сексуального характера). Австрийский Цученый разработал особый метод лечения психических за-1евани)'я, который получил название психоанализа, ювно этот термин можно перевести как развязывание [ освобождение души. Сущность его заключается в том, врач в ходе длительной беседы выясняет истинную эичину психического расстройства (заболевания^ своего зента, которой чаще всего оказываются когда-то пода-пённые им сексуальные желания. Врач показывает (де-энстрирует) пациенту эти причины, и тот, осознавая или энимая их, сам может справиться со своей болезнью, поэму что с врагом видимым бороться всегда намного легче, вм с невидимым противником. Идеи Зигмунда Фрейда, неожиданные и очень смелые г конца XIX века, потрясли Европу, вызвали как острую 1ку, так и восторженные отзывы, стали широко из-гными, завоевали огромную популярность, положили ачало новому направлению в психологии и составили це-• эпоху в истории наук о человеке. тросы и задания 1. Почему фрейдовские представления о человеке можно назвать не- 2. Что представляет собой бессознательное в учении Фрейда? Как [ сознание и бессознательное, с его точки зрения? 3. Какие бессознательные инстинкты Фрейд, считал наиболее силь- 4. Каков механизм взаимодействия трех пластов человеческой психи 5. Что такое психоанализ? Каков его основной принцип?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.012 с.) |