![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К каким выводам приходит прагматически-позитивная мысль,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I результаты двухтысячелетнего развития философии и результа-I других (частных) наук? 3. Что такое позитивизм? Раскройте его основные идеи. Что должна Ание понятия «методология». 4. Одним из любимых девизов позитивистов является фраза: I ли вы с ним? 5. Какие мыслители прошлого, на ваш взгляд, являются предшествен- 6. Какие три стадии выделяет О. Конт в историческом развитии зна- Яется в первую очередь и почти исключительно прогрессом в об-1 духовной культуры? 7. О чем идет речь в следующем рассуждении О. Конта: «Это общее на осязательным, хотя и косвенным, путем, а именно рассматривая не индивидуального ума... И не вспомнит ли каждый из нас, огля-> на свое собственное прошлое, что он по отношению к своим важ-i понятиям был теологом в детстве, метафизиком в юности и физи-iв зрелом возрасте?»? Какое направление в философии XX в. стало преемником поэити- : идей? В чем сходство и различие позитивизма и неопозитнвиз- 9. Объясните, почему философия, с точки зрения неопозитивизма,. 10. Что такое верификация? Приведите примеры верифицируемых и Емых высказываний. |! 11. Что такое социотерапия? Согласны ли вы с утверждением о том, i социальные несчастья коренятся, помимо всего прочего, в неправиль-i употреблении слов?
Вернемся к кризису философии, который она испытала в середине XIX века. Одним из значительных выделившихся тогда направлений был, как мы уже видели, позитивизм, рассматривавший в качестве основного источника знания конкретные, эмпирические науки, а философию превращавший в их служанку. Однако с не меньшим основанием можно было бы предположить, что наука бессильна узнать (даже поверхностно) окружающий нас действительный мир, что человеческий разум вовсе не так силен, как кажется, и ворота Бытия закрыты перед ним, в силу чего следует искать другие, не научные и не рациональные (рассудочные, разумные) формы познания реальности. Это утверждение легло в основу другого влиятельного философского направления, во многом противостоящего позитивизму и названного философией ж из ни.
Во второй половине XIX в. произошли значительные изменен«я в философской мысли, связанные прежде всего с упадком классических представлений. Классической философией считаются представления Г. Гегеля, по которым в основе и мира, и человеческой деятельности лежит разум. Вспомним его знаменитое утверждение: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно». Мироздание, по Гегелю, является в различных формах существующим Мировым Разумом, всё, что нас окружает, — это его воплощения, или проявления; неудивительно поэтому, что всё в мире разумно. Однако в XIX веке, почти сразу после триумфа гегелевской философии, сначала робко, а потом всё более уверенно начали звучать противоположные классическим философские идеи. Так ли всё разумно в мире, как это утверждает Гегель, спрашивали их представители. Неужели в основе мироздания лежит разум? Почему же тогда мы видим вокруг себя так много неразумного? Разве разумны преступления, насилие, крово- питие, которые постоянно сопровождают человеческую арию? После всех ужасов, которые люди натворили на не, можно ли называть человеческую деятельность раз-|ной? И неужели разумен мир, в котором возможны пре-тьства, войны и убийства? Скорее всего, неразумен, ачит, надо предположить, что в основе^ мироздания ле-г не разум, а нечто совсем другое. Эти философские идеи пи называться неклассическими. Появившись в XIX ее, они стали широко известными и приобрели большую улярность в прошлом столетии. Поэтому философия '. века, как правило, считается неклассической. Поскольку Гегель полагал, что в основе мироздания ле-1 разум и поэтому^всёх.что существует, разумно^его фи-софские идеи часто называют философией разума, to в основной гегелевской мысли вполне можно усо-гься. Спорить с тем, что разум существует и что есть i разумное, никто не будет. Но можно ли утверждать, • абсолютно всё разумно? Можно ли считать наш мир ис-эчительно разумом, а не чем-то еще? Видя вокруг себя юго неразумного и даже безумного (войны и преступле-I, например), мы должны предположит ь, что раз ум — (единственная характеристика мира, не весь мир, а толь-его часть, причем, скорее всего, очень маленькая. В ззни помимо разума есть много чего еще. Ведь если бы. была полностью разумной, то все давным-давно были счастливы. Однако дела обстоят, скорее всего, наобо-1 — значит, разум, разумность играют слишком малую. в мире и в жизни. Так что же нам тогда делать пред-эм философии — разум или жйзнь7Кон^шо^ке жизнь!:<им образом, гегелевская философия разума сменяется пософией жизни. Именно так стали называться многие пассические философские учения, выступавшие про-гегелевских идей о всеобщей разумности и логично-
Одно из важных утверждений философии жизни состо-1 в том, что жизнь представляет собой нечто единое и це-
Основной же особенностью вашего разума является емление выделить в целом части и рассмотреть каждую |5тдёль1ности."?5н неспособен уловить или понять целост-и единство вещи, ему необходимо для этого рассмо-ГёёТвнутрённюю структуру, открыть элементы, из ко-Ьрых она состоит, и определить их взаимодействие, эму разум не может не подходить к предметам анал.и-зески, механически, т.е. он не может не расчленять всё ножное на простые составные элементы. Но мы уже виде-что любая жизнь убивается таким разложением, и сет перестает быть самим собой. Значит, разум оказы -1 себе дурную услугу; разбивая то, что оа хочет изучить, i части, он получает не исследуемую вещь, а мертвый на-элементов, в котором нет ничего от первоначальной яостности и подлинности. Получается, что жизнь посто-io ускользает от разума, и он в принципе н е способен по-> ее, так как своей деятельностью только омертвляет, ает или постоянно теряет то, к чему направлены > познавательные усилия.
Наука, построенная на разуме, тоже не в состоянии эникнуть в реальность, будучи по самой своей разумной рироде безнадежно оторванной от жизни. Научное позна-яе построено на аналитической, т.е. разлагающей проце-г: разбивая изучаемое на части, оно упускает главное, l сплетением корней и ветвей не видит леса. В учебниках»психологии, например, одна глава посвящена воображе-, другая — памяти, третья — эмоциям, как будто каж-! из этих явлений существует само по себе, а не раство-ю во всех других и поэтому в принципе невыделяемо, в рльтате чего человеческая душа, представленная меха-юским набором психических свойств, остается непости-«ой тайной. Рассудочное^мышление обречено на то, 5ы вариться в собственном соку и ровным счетом ниче-»не знать о жизни, которая и есть единственная существу-[ реальность. Она, стало быть, по природе своей ирра-Юнальна (от лат. «иррационалис» — неразумный), т.е.
В любом случае надо искать иные, не рассудочные формы постижения действительности» которые позволят увидеть целое и органическое, а значит— истинно сущее. Таким способом познания может стать интуиция (от лат. «интуэри» — пристально, внимательно смотреть)— способность к непосредственному обнаружению истины безо всяких обоснований и доказательств. Интуитивное понимание чего-либо — это именно не рассуждение _а усмотрение, когда нечто постигается вдруг, внезапно и полностью, и поэтому его часто называют озарением. Каким образом оно происходит — неизвестно, так как не подчиняется никаким законам и не построено ни на каких принципах, в отличие от рациональной деятельности (мышления). Но интуиция, будучи в принципе иррациональной, наиболее адекватна (соответствует) реальности и поэтому вполне может метать методом особого философского познания. Интуитивное постижение действительности характерно для такой формы человеческого духа, как искусство. Художник ведь никогда не анализирует и не препарирует предмет своего внимания, но пытается уловить его таким, каков он есть, во всей его сложности и непостижимости. Художественное творчество — это тоже разновидность познания, но совершенно иным образом организованная и действующая. Философия должна сбли зиться с искусством и заимствовать из его арсенала разнообразные ненаучные способы и приемы освоения мира.
Философия жизни представляет собой направление, объединяющее учения, созданные в различное время и в разных местах и существенно отличающиеся друг от друга, сходные только в наиболее общих своих положениях. Наиболее значительными ее представителями считаются немецкие философы Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей и французский мыслитель Анри ргсон. Философия жизни является своеобразной идей-[ основой, аа которой впоследствии выросли некоторые ачительные философские течения XX века. гросы и задания 1. Раскройте смысл словосочетания «философия жизни». 2. Каковы основные идеи философии жизни? Каким образом доказы- i она слагается? 3. На каких основаниях низводит философия жизни разум с его пер- ьность, по большому счету, иррациональна? Обоснуйте свой 4. Какие нерациональные способы и формы познания предлагает фи- i жизни вместо традиционно-рациональных? 5. Почему философия жизни предлагает отдалить философию от на 6. Каковы черты сходства и различия позитивизма и философии жиз-
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.105.175 (0.009 с.) |