Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К каким выводам приходит прагматически-позитивная мысль,
I результаты двухтысячелетнего развития философии и результа-I других (частных) наук? 3. Что такое позитивизм? Раскройте его основные идеи. Что должна Ание понятия «методология». 4. Одним из любимых девизов позитивистов является фраза: I ли вы с ним? 5. Какие мыслители прошлого, на ваш взгляд, являются предшествен- 6. Какие три стадии выделяет О. Конт в историческом развитии зна- Яется в первую очередь и почти исключительно прогрессом в об-1 духовной культуры? 7. О чем идет речь в следующем рассуждении О. Конта: «Это общее на осязательным, хотя и косвенным, путем, а именно рассматривая не индивидуального ума... И не вспомнит ли каждый из нас, огля-> на свое собственное прошлое, что он по отношению к своим важ-i понятиям был теологом в детстве, метафизиком в юности и физи-iв зрелом возрасте?»? Какое направление в философии XX в. стало преемником поэити- : идей? В чем сходство и различие позитивизма и неопозитнвиз- 9. Объясните, почему философия, с точки зрения неопозитивизма,. 10. Что такое верификация? Приведите примеры верифицируемых и Емых высказываний. |! 11. Что такое социотерапия? Согласны ли вы с утверждением о том, i социальные несчастья коренятся, помимо всего прочего, в неправиль-i употреблении слов? 7.2. Философия жизни о разуме и интуиции Вернемся к кризису философии, который она испытала в середине XIX века. Одним из значительных выделившихся тогда направлений был, как мы уже видели, позитивизм, рассматривавший в качестве основного источника знания конкретные, эмпирические науки, а философию превращавший в их служанку. Однако с не меньшим основанием можно было бы предположить, что наука бессильна узнать (даже поверхностно) окружающий нас действительный мир, что человеческий разум вовсе не так силен, как кажется, и ворота Бытия закрыты перед ним, в силу чего следует искать другие, не научные и не рациональные (рассудочные, разумные) формы познания реальности. Это утверждение легло в основу другого влиятельного философского направления, во многом противостоящего позитивизму и названного философией ж из ни.
Во второй половине XIX в. произошли значительные изменен«я в философской мысли, связанные прежде всего с упадком классических представлений. Классической философией считаются представления Г. Гегеля, по которым в основе и мира, и человеческой деятельности лежит разум. Вспомним его знаменитое утверждение: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно». Мироздание, по Гегелю, является в различных формах существующим Мировым Разумом, всё, что нас окружает, — это его воплощения, или проявления; неудивительно поэтому, что всё в мире разумно. Однако в XIX веке, почти сразу после триумфа гегелевской философии, сначала робко, а потом всё более уверенно начали звучать противоположные классическим философские идеи. Так ли всё разумно в мире, как это утверждает Гегель, спрашивали их представители. Неужели в основе мироздания лежит разум? Почему же тогда мы видим вокруг себя так много неразумного? Разве разумны преступления, насилие, крово- питие, которые постоянно сопровождают человеческую арию? После всех ужасов, которые люди натворили на не, можно ли называть человеческую деятельность раз-|ной? И неужели разумен мир, в котором возможны пре-тьства, войны и убийства? Скорее всего, неразумен, ачит, надо предположить, что в основе^ мироздания ле-г не разум, а нечто совсем другое. Эти философские идеи пи называться неклассическими. Появившись в XIX ее, они стали широко известными и приобрели большую улярность в прошлом столетии. Поэтому философия '. века, как правило, считается неклассической. Поскольку Гегель полагал, что в основе мироздания ле-1 разум и поэтому^всёх.что существует, разумно^его фи-софские идеи часто называют философией разума, to в основной гегелевской мысли вполне можно усо-гься. Спорить с тем, что разум существует и что есть i разумное, никто не будет. Но можно ли утверждать, • абсолютно всё разумно? Можно ли считать наш мир ис-эчительно разумом, а не чем-то еще? Видя вокруг себя юго неразумного и даже безумного (войны и преступле-I, например), мы должны предположит ь, что раз ум — (единственная характеристика мира, не весь мир, а толь-его часть, причем, скорее всего, очень маленькая. В ззни помимо разума есть много чего еще. Ведь если бы. была полностью разумной, то все давным-давно были счастливы. Однако дела обстоят, скорее всего, наобо-1 — значит, разум, разумность играют слишком малую. в мире и в жизни. Так что же нам тогда делать пред-эм философии — разум или жйзнь7Кон^шо^ке жизнь!:<им образом, гегелевская философия разума сменяется пософией жизни. Именно так стали называться многие пассические философские учения, выступавшие про-гегелевских идей о всеобщей разумности и логично-
Одно из важных утверждений философии жизни состо-1 в том, что жизнь представляет собой нечто единое и це- лое. Пусть в ней множество слагаемых, но они теснейшим образом взаимосвязаны и переплетены, проникают друг в друга и образуют органическое единство, которое невозможно разложить на первичные составляющие элементы. Так, дерево состоит из корней, ствола, листьев, коры и прочего. Но является ли оно простой механической суммой этих частей? Конечно же нет. Отдельные части соединены в дереве не механически, а органически, так тесно взаимозависимы и связаны, что без одного из них невозможно любое другое. Поэтому дерево есть нечто гораздо большее, чем просто сумма составляющих его частей, оно является удивительно организованным их единством, которое представляет собой жизнь данного предмета, т.е. качественный уровень в тысячу раз более совершенный по сравнению с простым набором несвязанных исходных элементов. Попробуйте дерево разложить на отдельные части: сами по себе лежат корни, рядышком — отпиленный ствол, поблизости — сорванная кори, подле которой — ворох оборванных листьев. Будет ли в этом случае дерево самим собой? Теперь его не существует, потому что нет его жизни, вместо него — набор ненужного хлама. Значит, только жизнь делает любой предмет самим собой. Как уничтожить его? Очень просто — разложить на составные части и тем самым убить его жизнь. То же самое можно сказать про что угодно: жизнь молекулы, например, это единство ее атомов, и причем органическое (они сложным образом взаимодействуют); разложите ее на составляющие атомы — и она исчезнет. Жизнь человеческая складывается из желаний, эмоций, интеллекта, воли, памяти, воображения и многого иного. Можно ли представить себе одно без другого? Только нерасчленимая, единая взаимосвязь всех этих компонентов и образуетживое явление, уникальное по своёй~слож-ности и непостижимое в своей органичности и гармонии. Целостность и неразделенность, стало быть, есть главная и неотъемлемая черта любой жизниГ^ёзкоторои она невозможна. Основной же особенностью вашего разума является емление выделить в целом части и рассмотреть каждую |5тдёль1ности."?5н неспособен уловить или понять целост-и единство вещи, ему необходимо для этого рассмо-ГёёТвнутрённюю структуру, открыть элементы, из ко-Ьрых она состоит, и определить их взаимодействие, эму разум не может не подходить к предметам анал.и-зески, механически, т.е. он не может не расчленять всё ножное на простые составные элементы. Но мы уже виде-что любая жизнь убивается таким разложением, и сет перестает быть самим собой. Значит, разум оказы -1 себе дурную услугу; разбивая то, что оа хочет изучить, i части, он получает не исследуемую вещь, а мертвый на-элементов, в котором нет ничего от первоначальной яостности и подлинности. Получается, что жизнь посто-io ускользает от разума, и он в принципе н е способен по-> ее, так как своей деятельностью только омертвляет, ает или постоянно теряет то, к чему направлены > познавательные усилия.
Наука, построенная на разуме, тоже не в состоянии эникнуть в реальность, будучи по самой своей разумной рироде безнадежно оторванной от жизни. Научное позна-яе построено на аналитической, т.е. разлагающей проце-г: разбивая изучаемое на части, оно упускает главное, l сплетением корней и ветвей не видит леса. В учебниках»психологии, например, одна глава посвящена воображе-, другая — памяти, третья — эмоциям, как будто каж-! из этих явлений существует само по себе, а не раство-ю во всех других и поэтому в принципе невыделяемо, в рльтате чего человеческая душа, представленная меха-юским набором психических свойств, остается непости-«ой тайной. Рассудочное^мышление обречено на то, 5ы вариться в собственном соку и ровным счетом ниче-»не знать о жизни, которая и есть единственная существу-[ реальность. Она, стало быть, по природе своей ирра-Юнальна (от лат. «иррационалис» — неразумный), т.е. построена по иным принципам, нежели разум, и поэтому неподвластна ему. А может быть, в ней вообще нет никаких составных элементов и она представляет собой только целостность и вечное единство, а отдельные части— это выдумка нашего интеллекта, без которой он не может обойтись и поэтому ищет несуществующее. В любом случае надо искать иные, не рассудочные формы постижения действительности» которые позволят увидеть целое и органическое, а значит— истинно сущее. Таким способом познания может стать интуиция (от лат. «интуэри» — пристально, внимательно смотреть)— способность к непосредственному обнаружению истины безо всяких обоснований и доказательств. Интуитивное понимание чего-либо — это именно не рассуждение _а усмотрение, когда нечто постигается вдруг, внезапно и полностью, и поэтому его часто называют озарением. Каким образом оно происходит — неизвестно, так как не подчиняется никаким законам и не построено ни на каких принципах, в отличие от рациональной деятельности (мышления). Но интуиция, будучи в принципе иррациональной, наиболее адекватна (соответствует) реальности и поэтому вполне может метать методом особого философского познания. Интуитивное постижение действительности характерно для такой формы человеческого духа, как искусство. Художник ведь никогда не анализирует и не препарирует предмет своего внимания, но пытается уловить его таким, каков он есть, во всей его сложности и непостижимости. Художественное творчество — это тоже разновидность познания, но совершенно иным образом организованная и действующая. Философия должна сбли зиться с искусством и заимствовать из его арсенала разнообразные ненаучные способы и приемы освоения мира.
Философия жизни представляет собой направление, объединяющее учения, созданные в различное время и в разных местах и существенно отличающиеся друг от друга, сходные только в наиболее общих своих положениях. Наиболее значительными ее представителями считаются немецкие философы Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей и французский мыслитель Анри ргсон. Философия жизни является своеобразной идей-[ основой, аа которой впоследствии выросли некоторые ачительные философские течения XX века. гросы и задания 1. Раскройте смысл словосочетания «философия жизни». 2. Каковы основные идеи философии жизни? Каким образом доказы- i она слагается? 3. На каких основаниях низводит философия жизни разум с его пер- ьность, по большому счету, иррациональна? Обоснуйте свой 4. Какие нерациональные способы и формы познания предлагает фи- i жизни вместо традиционно-рациональных? 5. Почему философия жизни предлагает отдалить философию от на 6. Каковы черты сходства и различия позитивизма и философии жиз-
7. Прочитайте следующее рассуждение известного представителя
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.031 с.) |