Буддизм о преодолении желаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Буддизм о преодолении желаний



Одним из наиболее известных и значительных направ­лений в индийской философии является буддизм.


Создание этого учения связано с легендой о принце по име­ни Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.), который жил в Индии. Он был сыном знатного правителя, жил в роскош­ном дворце, окруженном великолепным садом, в котором росли необыкновенно красивые цветы и деревья, гуляли экзотические животные, раздавалось чарующее пение птиц, текли прозрачные ручьи с диковинными рыбами и били, сияя в солнечных лучах, прекрасные фонтаны. Гаутама был молод, здоров и богат. Он проводил дни без­мятежно и счастливо, гуляя в своем райском саду и любу­ясь цветущей природой. Его дворец и сад были совершенно изолированы от всего остального мира, он его никогда не видел и потому не знал, что творится в нем. Ему казалось, что его молодость, здоровье и богатство вечны и неизмен­ны, а счастье его бесконечно и постоянно.

Но однажды, гуляя по саду, принц подошел к самой его окраине, преодолел высокое ограждение и, влекомый лю­бопытством, пошел посмотреть, что существует за предела^ ми его прекрасного мира. По дороге он встретил старца с головой, белой как снег, и с изрезанным глубокими мор­щинами лицом и понял, что молодость его не вечна и он сам когда-нибудь станет таким же старцем — слабым и бес­помощным. Потом он повстречал человека, мучимого тя­желой болезнью, всё тело которого было покрыто ужасны­ми язвами, и понял, что здоровье его не вечно и что неиз­вестно, где и когда его тоже может настичь болезнь и при­нести несчастия. Потом принц увидел нищего в грязном рубище, который протягивал к нему костлявую руку за по­даянием, и понял, что сам он тоже мог бы быть нищим и влачить жалкое существование, прося милостыню. Ведь богатство его не вечно — сегодня оно есть, но нет никакой гарантии, что и завтра он будет так же богат, а кроме того, ему просто повезло: он родился у богатых родителей, а ведь вполне мог бы быть и сыном бедняка. Гаутама понял, что, живя безмятежно в своем саду и считая жизнь прекрасной, глубоко заблуждался, потому что не видел, какой несчаст-


ной и печальной она может быть. Только в его маленьком уголке она хороша, но в огромном мире — совсем иначе. Ведь он только сейчас (и причем случайно, не по своей за­слуге) молод, здоров и богат, но вполне мог бы быть стар, болен и нищ. Печали в жизни случаются гораздо чаще, чем радости, а счастье словно черный лебедь— редкая птица на земле. Жизнь человеческая, понял он, по преимуществу наполнена страданиями и несчастиями, и потому тяжело ее бремя.

Гаутама обдумал всё это и открыл истину, которая оза­рила его, и он стал «просветленным» (по-древнеиндий­ски — Буддой), положив эту истину в основу своего учения, которое в скором времени стало знаменитым и нашло мно­гих приверженцев. Ядро буддизма— это «четыре благо­родных канона», т.е. четыре основных положения, кото­рые состоят в следующем.

Во-первых, жизнь — это страдание и потому зло. Какой человек скажет, что жизнь его счастлива и что у него всё точно так, как ему хотелось бы, а не наоборот? Трудно най­ти счастливца, зато каждый из нас чем-то недоволен, рас­строен, обижен, претерпевает скорее страдания, чем радо­сти, а если последние и случаются, то печалей, неустроен­ности, неудовлетворенности всё равно больше.

Во-вторых, надо ответить на вопрос, в чем причина че­ловеческого страдания и несчастной жизни. Причина эта заключается в постоянном стремлении человека к чему-либо, которое понимается весьма широко и называется в буддизме жаждой. Человек всегда стремится к чему-то, чего-то хочет, имеет определенные желания и жаждет их реализовать. Начертите мысленно круг ваших желаний, а. потом круг ваших возможностей. Второй окажетоя мень­ше первого и будет располагаться внутри'него. Не удиви­тельно,чтомы всегдахотимбольшегоилучшего. Поскольку возможности не совпадают с желаниями, мы увеличиваем свои возможности, совершенствуем себя, чтобы достичь желаемого, мы ставим перед собой цели и стремимся к ним,


и потому вся наша жизнь — борьба и напряжение. Но как только мы достигаем, чего хотели, как только круг воз­можностей совпал с кругом желаний, последний тут же увеличивается, у нас появляются новые цели, и мы опять стремимся и напрягаемся и, главное, вновь страдаем от того, что желаемое не совпадает с действительным.

Получается, что наши желания — это стремительно убегающий вдаль горизонт, а наша жизнь — постоянная погоня за неосуществимым и невозможным — оттого и яв­ляется страданием, что мы изо всех сил хотим получить то, чего получить не можем. Этот сюжет знаком каждому с детства по прекрасной пушкинской сказке о рыбаке и рыб­ке: как только очередное желание старухи исполнялось, она немедленно хотела большего, а в результате оказалась у разбитого корыта. К такому же печальному концу при­ходит и наша погоня за эфемерным горизонтом желаний.

Каждый день мы живем', готовясь к некоему «завтра», в котором наконец-то реализуются наши цели и наступит желаемое, начнется «настоящая» жизнь. Но приходит «завтра», а мы тратим его на подготовку уже к другому «завтра», полагая, что там-то наверняка откроется наше счастье. Так проживаем мы жизнь свою — как бы на черно­виках, всё к чему-то готовясь и чего-то ожидая, а в резуль­тате оказывается, что беловика-то жизни не будет, что «завтра» не наступит и для будущего уже прошло время. Французский писатель Анатоль Франс в сочинении «Сад Эпикура» писал: «Мне еще не было десяти, я учился в де­вятом классе (имеется в виду обратный счет — авт.), когда наш преподаватель г-н Грепинэ прочел нам на уроке басню ♦Человек и гений». Но я помню ее, как если б это было вче­ра. Гений дает ребенку клубок ниток и говорит ему: «Это нить твоей жизни. Возьми ее. Когда захочешь, чтобы вре­мя шло скорей, дерни нитку: дни твои потекут быстрее или медленнее, смотря по тому, с какой скоростью ты будешь разматывать клубок. А пока не будешь до него дотраги­ваться, жизнь твоя будет стоять на месте». Ребенок взял


клубок; он стал дергать нить— сперва для того, чтобы стать взрослым, потом — чтобы жениться на девушке, ко­торую полюбил, потом — чтобы увидеть, как выросли дети, чтобы скорее добиться удачи, денег, почестей, чтобы сбро­сить бремя забот, чтобы избежать огорчений, связанных с возрастом недугов, наконец — увы! — чтобы покончить с докучной старостью. После прихода гения он прожил на свете четыре месяца и шесть дней».

Третьим пунктом учения является положение о том, что преодолеть страдание возможно через устранение жаж­ды, т.е. постоянного человеческого стремления к чему-либо. Если бесполезно гнаться за расширяющимся кругом желаний, увеличивая при этом круг возможностей, то не лучше ли сузить круг желаний до круга возможностей? Ведь возможности меньше не станут, а желания, ограни­ченные до них и с ними совпавшие, есть долгожданная гар­мония человека с самим собой, прекращение борьбы и на­пряжения, прекращение страданий. Кроме того, наше веч­ное стремление к большему и к лучшему, погоня за жела­ниями приковывает нас к колесу сансары и заставляет рождаться вновь — для новой жизни, новых стремлений и страданий. Отказываясь от своих желаний, мы тем самым отказываемся от самих себя, теряем индивидуальное «я» и погружаемся в нирвану, т.е. умираем насовсем, для того чтобы жить вечно. Ограничение и уничтожение желаний, стало быть, единственный способ преодолеть зло земной страдальческой жизни и обрести вечность и счастье. Устранение собственных желаний называется аскетизмом и является путем правильной жизни в буддистском уче­нии.

Четвертый его пункт раскрывает этот путь и поясняет его. Правильный жизненный путь, ведущий к нирване, — это правильное суждение (т.е. понимание жизни как стра­дания), правильное решение (решимость проявлять сочув­ствие ко всем живым существам), правильная речь (бесхи­тростная, правдивая, дружественная), правильная жизнь


(не вредить живым существам, не брать чужого, не прелю­бодействовать, не вести праздных, лживых речей, не поль­зоваться опьяняющими напитками)! Аскетизм, таким об­разом, это преодоление различного рода желаний и специ­фический стиль или способ жизни — и практической, и эмоциональной, и интеллектуальной. Как ни удивительно, но для того, чтобы достичь счастья, надо отказаться от по­стоянных стремлений к нему. Мы оттого и несчастны, что гонимся за ним, полагая, что оно — в реализации наших желаний. Налицо парадокс: отказаться, чтобы получить; пренебречь, чтобы приобрести; остановиться, чтобы до­стичь.

Вопросы и задания

1. Расскажите легенду о принце Гаутаме. В чем заключается, на ваш взгляд, ее философский смысл?

: 2. Почему земная жизнь является, по буддистским воззрениям, несо­мненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?

3. В чем главная причина земных страдании, с точки зрения буддиз-ма?7

'■4. Каким образом буддистское учение предлагает избавиться от стра­дании и печалей земной жизни?

5. Широко распространено мнение о том, что аскет — это человек,
который может жить в пустыне или в лесу, есть что придется, одеваться
только для того, чтобы прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как
вы думаете, достаточно ли перечисленных качеств для полного понимания
того, кто такой аскет? ' -



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.008 с.)