Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъективизм. Джорджа Беркли и Дэвида ЮмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Оригинальными и вполне самостоятельными в философии Нового времени были учения английских мыслителей [жорджа Беркли (1685-1753) и Дэвида Юма 1711-1776). Один из основных философскихдояросрэ — о гношении объективного и субъективного, мира и чело-вка — решается у них достаточно самобытно. Если Бэкон 1водил человеческое сознание из внешнего мира, а Цекарт, наоборот, из мышления — окружающую дёй75твй: ьность (а вернее, знания о ней), то Беркли и Юм вообще гко разграничили области объективного (внешнего, азического) и субъективного (внутреннего, духовного) и стически сняли вопрос об их соотношении и взаимодей-вии. Мы уже неоднократно говорили о том, что наши пред-гавления о существовании окружающего мира присут-зуют в сознании благодаря тому, что мы видим, слышим, 1заем, обоняем и т.д. Если у человека с рождения не ра-гал бы ни один орган чувств, его сознание было бы абсо- ю пустым или темным, в нем не могло бы возникнуть: одного образа. Чувства — это те каналы, по которым к поступает информация о наличии вовне некой реальности. Но где гарантия того, что они совершенно точно вос-эизводят действительность и предоставляют нам досто-эное знание о ней? А если чувства искажают окружаю-ш мир, обманывают нас? Тогда мы видим не совсем то 1и совсем не то, что существует на самом деле. Вспомним, что еще греческий софист Протагор гово-I, что человек — это мера всех вещей, т.е. утверждал не-дествование общезначимого и для всех одинакового: как кому кажется, то для каждого и есть истина. Иначе говоря, мы не знаем, каков мир сам по себе, но знаем то, как каждый из нас его воспринимает или видит. Не ведая объективной картины вещей, каждый имеет свое собственное представление о реальности. Последний и самый извест-ный~греческий скеТйТйк Секст Эмпирик уделил этой проблеме также немало внимания. У всех живых существ, говорил он, по-разному устроены органы чувств, поэтому не удивительно, что картина мира у каждого существа какая-то своя и значительно отличается от восприятий других. Представим себе, что перед нами — комнатное растение. Наблюдая этот предмет, мы скажем, какой он величины и формы, каков его цвет и запах, гладкие или жесткие у него листья, сухой он или влажный и т.п. Таким образом, в нашем сознании сложилось определенное представление о нем. А теперь вообразим, что по данному растению ползает, скажем, муравей и тоже воспринимает его свопми органами чувств, которые у него устроены совершенно иначе, нежели наши. Так вот, его впечатление о данном предмете будет ли таким же, как и у нас? Скорее всего, оно будет совершенно другим. Стало быть, известно, какую картину действительности рисуют каждому живому существу его органы чувств, но мы ничего не можем сказать о том, каков мир на самом деле. Но если даже, продолжает Секст Эмпирик, не сравнивать восприятия человека и всех других живых существ, а остановиться на чувственном опыте только людей, то и в этом случае нам не откроется объективная картина вещей. Ведь органы чувств у всех устроены неодинаково: один лучше видит, другой — слышит, третий — обоняет, а значит, и картина мира у каждого из нас будет отличаться от впечатлений любого другого. Так, человек, лишенный зрения и слуха, будет считать, что нет вообще ничего видимого и слышимого, нет цветов и звуков, а есть только осязаемое, обоняемое и вкусовое. А насколько отличается мир, видимый человеком со стопроцентным зрением, от воспри- близорукого: стоит последнему надеть очки, как всё округ него преображается и становится совершенно иным, иедовательно, мы можем сказать, какой нам кажется вйствительность в зависимости от наших чувственных IX, но ничего не знаем о том, какова она сама по себе. И наконец, греческий скептик предлагает нам следую-ш замечательный пример. Представим себе, что перед га яблоко. Оно желтое (зрительное впечатление), глад-(для осязания), благоуханное (восприятие обоняния), (на вкус) и хрустящее (для слуха). У нас пять орга-i чувств (так мы устроены), и поэтому нам кажется, что наблюдаемого предмета пять вышеперечисленных ка-з. Но если бы у яблока было не пять качеств, а, екаем, десять, то тогда сколько бы качеств мы воспринима-I? Всё равно пять, потому что у нас нет тех органов чувств, эрыми мы могли бы воспринять оставшиеся качества. у если бы у яблока было только одно качество, то сколько в данном случае воспринимали бы качеств? Всё равно а, потому что каждый орган чувств это одно качество еподносил бы нам по-своему. И даже если бы у яблока эще не было никаких качеств, то мы воспринимали бы: ровно пять, так как каждый действующий орган чувстр асовал бы нам некую определенную реальность. Значит, t вообще не в состоянии сказать, каков предмет на самом не и что собой представляет, но можем знать только, ка-он нам кажется в зависимости от устройства наших гв. Мы видим мир не таким, какой он сам по себе, но ёгда — только таким, каким должны и единственно моем его увидеть в силу своей чувственной организации, иософская традиция, начинающаяся с Протагора и про-через учение греческих скептиков, н^ываётся Объективизмом (объективная реальность недоступно вполне известно, какой она представляется (кажет-|) познающему человеку — субъекту). Дж. Беркли и Д. Юм были последователями и продол-ателями этого направления, но уже в новой философии, и говорили, что когда мы воспринимаем какой-либо предмет, то в любом случае имеем его зрительный образ, слуховой, осязательный и т.д. Мы узнаем о наличии предмета через наши ощущения или чувства. Поэтому правильнее говорить, что перед нами — не предмет, а сумма наших ощущений или чувственных его восприятий. Ведь вне и помимо чувств мы не могли бы вообще ничего воспринимать. Мы имеем дело не с действительностью, а с нашими ощущениями этой действительности, которые для нас и являются настоящей, безусловной и первичной реальностью, т.е. самой действительностью. Что стоит за ними — неизвестно. Какой реальный мир за ними скрывается — мы никогда не узнаем, потому что не в состоянии выйти за пределы наших ощущений, воспринять существующее без них и помимо них. А в том, что они не представляют нам истинной картины вещей, сильно искажают действительность, обманывают нас, мы вполне убедились. То, что мы ощущаем, и то. что есть на самом деле, — далеко не одно и то же, но нам доступно только ощущаемое. Поэтому вполне можно утверждать, что действительность— это совокупность наших ощущений. Предметом философии, значит, должен быть поток впечатлений, сумма восприятий, чувственный опыт, а вопрос о том, каков подлинный мир, совершенно бессмыслен, так как мы абсолютно отрезаны от него своей субъективной реальностью (суммой ощущений). Более того, не имеет смысла даже вопрос о самом существовании объективного мира: не всё ли нам равно, что стоит за нашими впечатлениями и стоит ли вообще что-либо, если единственно возможная для нас действительность — это мир собственных.зишждшдущений. Однако в философии всё же было и такое редкое воззрение, по которому считается, что весь мир — это именно только мои ощущения, т.е. никакой реальности нет, а существую только я, всё же мной наблюдаемое вовне — это мои чувства, иллюзии, вымыслы, подобные образам сновидения. Я есть, а мира нет вовсе. Такое утверждение называ- ся солипсизмом (от лат. «солюс» — единственный и |ипсе» — я сам). Данное положение достаточно трудно обо-эвать и отстаивать, поскольку в пользу него аргументов ктически нет, против — огромное количество. Ни вркли, ни Юм не разделяли позиции солипсизма. Поэтому субъективизм можно назвать умеренным, а солип-зм — крайним вариантом субъективизма. Ничего говорить о настоящей реальности мы не можем познать ее не в состоянии. Нам всегда будут неведомы Причины происходящего, связи предметов и событий и содействия вещей. Мы можем не объяснить соверша-дееся, а всего лишь описать свой чувственный опыт, наш бессилен открыть невидимые механизмы сущего, но аособен только констатировать кажущееся. Поэтому ни-> знать, по большому счету, невозможно. Однако мы насдаем вокруг себя некую последовательность вещей и эильность происходящих событий (день сменяется но->, а зима — летом, булыжник непременно тонет в воде, i горит и взрывается, любой живой организм нуждается»влаге, планеты движутся вокруг Солнца, а человеческий 1аз воспринимает только освещенные предметы и т.д.), в чего непроизвольно ожидаем, что в будущем они бу-происходить так же, как в прошлом, что сегодня всё свершится так же, как было вчера. Мы фактически бес-знательно надеемся на то, что завтра Солнце взойдет на оке и будет новый день, что благодатная весенняя по-.примет брошенные в нее семена и на исходе лета даст; свои плоды, что у разожженного костра будет тепло и вступивший в стадию ранней юности человек станет екать любви... Из нашего непроизвольного ожидания вырастает, лри-к устойчивому порядку вещей, из привычки же вера в этот порядок. В данном случае понятие ера» трактуется предельно широко: речь идет не о веро-1ии в потусторонние, сверхъестественные, высшие силы, о вере во всё происходящее вокруг нас. Поскольку мы ничего не можем знать о мире, нам ничего другого не остается, как верить в него. Мы верим, что весной должны разлиться реки, что всякий родившийся человек растет и взрослеет, что за год Земля непременно обернется один раз вокруг Солнца и что на ясном ночном небосводе обязательно будут видны мириады далеких звезд. Эта всеохватывающая вера и есть главная характеристика нашего существования. Дэвид Юм назвал ее «естественной религией», т.е. верой в существующее, в наличное и повседневно нас окружающее Бытие. В состоянии этой веры все мы и живем на земле. Некоторые, правда, говорят о том, что могут что-то достоверно знать, и пытаются постичь некие истины сущего, однако все их усилия совершенно напрасны. Л философия вовсе и не должна открывать причины происходящего и проникать в его глубины и тайны, так как она всё равно не сможет этого сделать. Ее задача гораздо скромнее: она должна быть практическим руководством в повседневной жизни, помогать человеку ориентироваться в окружающем мире, облегчать его реальное существование. Если философия спустится с небес и займется земными делами, она тем самым принесет немало ощутимой пользы, наполнится конкретным смыслом и вполне оправдает свое наличие в качестве вида духовной деятельности. Такое воззрение получило название утилитаризма (от лат. «утилитас* — польза) или прагматизма (от греч. «прагма» — дело, действие) и стало теоретической основой более поздних философских учений, ставших достаточно популярными и получивших широкое распространение в наше время. Вопросы и задания 1 1. Согласны ли вы с тем, что идея о несовпадении видимого нами с реально существующим является одной из наиболее важных в философии? Покажите на различных примерах из истории философии, как эта идея выражалась в различных учениях. ' 2 /Проблема несовпадения видимого и сущего решалась в философии двояко: одни мыслители предлагали, игнорируя видимое, искать вечно су- , а другие считали, что надо ориентироваться на видимое, не пытаясь > истинно существующее. Какие мыслители из известных вам прись первой точки зрения, а какие — второй? (_3) Как вы понимаете утверждение Беркли и Юма о том, что действи-i — это поток ощущений? ,| (4. Каким образом Беркли и Юм доказывают, что вопрос о существо-внешнего мира можно отбросить ввиду его несостоятельности? Црогласны ли вы с этим их утверждением? ■\ 5.JMojkho ли охарактеризовать учение Юма такими понятиями, как л, скептицизм, эмпиризм? Если да, то почему? Обоснуйте свой > такое «естественная религия» в учении Юма? Каким образом; о «естественной религии» связан с юмовским скептицизмом? I! ' ТуРаскройте содержание понятий «прагматизм» й «утилитаризм».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.01 с.) |