В своей работе «исторические дела философии» владимир з отмечал: «на вопрос: что делает философия. — мы имеем право ь: она делает человека вполне человеком». Как вы понимаете это Е. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В своей работе «исторические дела философии» владимир з отмечал: «на вопрос: что делает философия. — мы имеем право ь: она делает человека вполне человеком». Как вы понимаете это Е.



и чем

Г ГЗ. Что такое София в учении Соловьева? В чем она проявляется

CpaBHHTe взгляды Соловьева на мировое развитие; идущее к обре-> положительного Всеединства и «духовной телесности», со взгляда-(русских космистов на эволюцию и ноосферу. Что общего можно найти с учениях?

Как представлял себе В. Соловьев «подлинно христианское обще-э» и почему отказывался считать таковым средневековую и современ-»ему цивилизацию?


ГЛАВА IX

Наука в духовной культуре общества

9.1. Наука как форма духовной культуры

В начале этой книги мы говорили о том, что философия представляет собой самостоятельную и специфическую форму духовной культуры и что другими основными ее формами являются наука, религия и искусство. Кроме того, мы отмечали, что философия тесно связана с наукой; истфия философии всегда переплеталась с историческим развитием науки: многие знаменитые философы остались в памяти человечества и как выдающиеся ученые. Среди них такие известные мыслители, как Фалес, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Уильям Оккам, Роджер Бэкон, Джордано Бруно, Френсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Иммануил Кант, М. В. Ломоносов, Огюст Конт, Зигмунд Фрейд, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Карл Поппер, А.И.Герцен, К.Э.Циолковский, В. И. Вернадский и другие. Философия, конечно же, свя­зана и с другими формами духовной культуры, однако можно утверждать, что точек соприкосновения с наукой у нее больше, чем с религией или искусством. Поэтому по­следняя глава нашей книги будет посвящена общему взгля­ду на науку как форму духовной культуры и краткому опи­санию основных научных картин мира, последовательно сменявших друг друга в истории человечества, которые


ювно называются по именам их наиболее выдающихся цставителей — аристотелевской, ньютоновской и эйн-ейновской.

Как уже говорилось, наука — это одна из форм духов­ой культуры, которая направлена на изучение естествен-ого мира и базируется на доказательстве. Такое определе-ке, несомненно, вызовет некоторое недоумение: если на-sa представляет собой форму духовной культуры, направ-внную на освоение естественного, или природного мира, гда получается, что гуманитарные науки не могут быть ауками: ведь природа не является объектом их изучения, гановимся на этом вопросе подробнее. Всем известно, что науки делятся на естественные (или гвознание) и гуманитарные (также часто называемые хально-гуманитарными). Предметом естественных аук является природа, исследуемая астрономией, физи-I, химией, биологией и другими дисциплинами; а пред-эм гуманитарных — человек и общество, изучаемые сологией, социологией, культурологией, историей и

Ш- Обратим внимание на то, что естественные науки, в от-ie от гуманитарных, часто называют точными. И дей-ательно, гуманитарным наукам не хватает той степени тости и строгости, которая характерна для естествен-с. Даже на интуитивном уровне под наукой подразуме-t в первую очередь естествознание. Когда звучит сло- f* наука», то прежде всего на ум приходят мысли о физи-, химии и биологии, а не о социологии, культурологии и арии. Точно так же, когда звучит слово «ученый», то [ мысленным взором сначала встает образ физика, хи-■ка или биолога, а не социолога, культуролога или исто­ка.

Кроме того, по своим достижениям естественные науки -юго превосходят гуманитарные. За свою историю есте-знание и базирующаяся на ней техника добились поис-s фантастических результатов: от примитивных орудий


I


труда до космических полетов и создания искусственного интеллекта. Успехи же гуманитарных наук, мягко говоря, намного скромнее. Вопросы, связанные с постижением че­ловека и общества, по большому счету, до настоящего вре­мени остаются без ответов. Мы знаем о природе в тысячи раз больше', чем о самих себе. Бели бы человек знал о себе столько же, сколько он знает о природе, люди* наверное, уже добились бы всеобщего счастья и процветания. Однако всё обстоит совсем иначе. Давным-давно человек вполне осознал, что нельзя убивать, воровать, лгать и т.п., что надо жить по закону взаимопомощи, а не взаимопоедания. Тем не менее вся история человечества, начиная с египет­ских фараонов и заканчивая нынешними президентами, — это история бедствий и преступлений, которая говорит о том, что человек почему-то не может жить так, как он счи­таетнужным и правильным, не может сделать себя и обще­ство такими, какими они должны быть по его представле­ниям. Всё это — свидетельство в пользу того, что человек почти не продвинулся в познании самого себя, общества и истории... Вот почему под понятиями наука, научное п о з н ан ие, научные достижения и т.п., как пра­вило, подразумевается всё связанное с естествознанием. Поэтому, говоря далее о науке и научном познании, будем иметь в виду естественные науки.

Указанные различия между естественными и гумани­тарными науками обусловлены, конечно же, тем, что те и другие направлены на различные, несопоставимые друг с другом объекты и используют совершенно разные методы. Человек, общество, история, культура представляют собой неизмеримо более сложные для изучения объекты, чем окружающая нас неживая и живая природа. Естествознание широко и повсеместно пользуется экспериментальными методами, постоянно на них опирается. В области же гума­нитарных исследований эксперимент является скорее ис­ключением, чем правилом. В силу всего этого гуманитар­ные науки невозможно построить по образу и подобию


ественных, равно как и нельзя обвинять их в недоста-зой точности, строгости и малой, по сравнению с есте-знанием, результативности. Ведь это, образно говоря, госильно упреку, адресованному ручейку, в том, что он водопад. Тем не менее наукой в полном смысле слова IHO считается естествознание. Существует несколько точек зрения на время возник-ения науки. Согласно одной из них, она появилась еще эху каменного века, около 2 млн. лет назад, — как пер-опыт по изготовлению орудий труда. Ведь для созда-даже" примитивных орудий требуется некоторое зна- ще о различных природных объектах, которое практиче-используется, накапливается, совершенствуется и пе-

[ из поколения в поколение. Согласно другой точке зрения, наука появилась только гоху Нового времени, в XVI-XVII вв., когда начали ши-«о применяться экспериментальные методы и естествоз-ае заговорило на языке математики; когда увидели свет Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, X. Гюйгенса ix ученых. Кроме того, к этой эпохе относится и воз-гавение первых общественных научных организа-[ — Лондонского королевского общества и Парижской цемии наук.

Наиболее распространенной точкой зрения на время пения науки является та, согласно которой она заро-сь приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции, гда мышление начало становиться всё более критиче-(, т.е. стремилось в большей степени опереться на щипы и законы логики, а не на мифологические пре-: и традиции. Чаще всего можно встретить утвёржде-! о том, что колыбель науки — Древняя Греция, а ее ро-ачальники — греки. Однако мы хорошо знаем, что и iro до греков их восточные соседи (египтяне, вавило-ie, ассирийцы, персы и другие) накопили немало факти-знаний и технических решений. Разве смогли бы гяне построить свои прославленные пирамиды, если


бы не умели взвешивать, измерять, вычислять, рассчиты­вать, т.е. если бы не были знакомы с наукой? И всё же ее родоначальниками считаются именно греки, потому что они первыми обратили внимание не только на окружаю­щий мир, но и на сам процесс его познания, на мышление. Не случайно неука о формах и законах правильного мыш­ления1 —логика Аристотеля — появилась именно в Древней Греции. Греки навели порядок в хаосе накопленных их восточными соседями знаний, решений, рецептов, прида­ли им систематичность, упорядоченность и согласован­ность. Говоря иначе, они стали заниматься наукой не толь­ко практически, но и, в большей степени, теоретически. Что это значит?

Египтяне, например, не были чужды науке, но занима­лись ею практически, т.е. измеряли, взвешивали, вычис­ляли и т.п. тогда, когда необходимо было что-либо соору­дить (плотины, каналы, пирамиды и т.п.). Греки же, в от­личие от них, могли измерять, взвешивать и вычислять ради самого измерения, взвешивания и вычисления, т.е. безо веякой практической нужды. Это и означает зани­маться наукой теоретически. Причем практический и тео­ретический уровни отстоят друг от друга слишком далеко. Для иллюстрации этой мысли приведем пример-анало­гию. ■

Каждый из нас начал практически пользоваться род­ным языком примерно в 2-3 года своей жизни, а теорети­чески мы стали его осваивать только со школьного возрас­та, занимаясь этим приблизительно 10 лет, и всё равно в большинстве своем так и не освоили до конца. Мы практи­чески владеем родным языком и в 3 года, и в 30 лет, но на­сколько разным является его использование в том и в дру­гом возрасте! В три года мы владеем родным языком, не имея ни малейшего понятия не только о склонениях и спряжениях, но также о словах и буквах, даже о том, что язык этот русский и что мы на нем говорим. В более стар­шем возрасте мы по-прежнему практически пользуемся


: языком, но уже не только благодаря интуитивно-г знакомству с ним, но и в большей степени на основе его эротического освоения, что позволяет нам использовать i намного более эффективно.

Возвращаясь к вопросу о родине науки и времени ее жновения, отметим, что переход от ее интуитивно-ктического состояния к теоретическому, который осх-вили древние греки, был настоящей интеллектуаль-k революцией и поэтому может считаться отправной точ-: ее развития. Также обратим внимание на то, что пер-t образец научной теории — геометрия Евклида — поя-сь, как и логика Аристотеля, в Древней Греции, шдова геометрия, которой 2,5 тысячи лет, до сих пор ^устаревает именно потому, что представляет собой безу-яое теоретическое построение: из неболыдощжишнег. простых исходных утверждений (аксиомjh^подтула-), принимаемых без доказательства в силу их очевидно-Г," выводится всё многообразие геометрического знания, все признают исходные основания, то и логически екающие из них следствия (т.е. теория в целом) тоже как общезначимые и общеобязательные. [ уже представляют собой мир подлинного знания, а не»мнений — разрозненных, субъективных и спорных. < мир обладает такой же неотвратимостью и непререка-гью, как ежедневный восход солнца. Конечно, теперь i знаем, что и очевидные основания геометрии Евклида ао оспаривать, однако в пределах истинности своих эваний-аксиом она по-прежнему несокрушима. / |;Итак, по наиболее распространенному утверждению,. появилась задолго до нашей эры в Древней Греции. 1 период и последующую за ним эпоху Средних веков [развивалась крайне медленно. Бурный рост науки на-приблизительно 300-400 лет назад, в период цения, и особенно в Новое время. Все основные на-ie достижения, с которыми имеет дело современный ек, приходятся на несколько последних столетий.


Однако успехи науки в Новое время всё же являются весь­ма скромными по сравнению с теми высотами, на которые она поднялась в XX веке. Мы уже говорили о том, что если бы можно было каким-нибудь чудом переместить средне­векового европейца в нынешнюю эпоху, то он не поверил бы своим глазам и ушам, счел бы всё, что видит, наважде­нием или сном. Достижения науки и базирующейся на ней техники (которая представляет собой прямое практическое следствие научных разработок) на рубеже веков являются действительно фантастическими и поражают воображе­ние. Мы привыкли не удивляться им именно потому, что слишком тесно и часто с ними соприкасаемся. Для того чтобы по достоинству оценить последние, надо мысленно перенестись всего на 400-500 лет назад, когда не было не только компьютеров и космических кораблей, но даже примитивных паровых машин и электрического освеще­ния.

Наука XX-XXI вв. характеризуется не только небыва­лыми результатами, но еще и тем, что ныне она преврати­лась в'эдощную общественную силу и во многом определяет облик современного мира. Сегодняшняя наука охватывает огромную область знаний — около 15 тыс. дисциплин, ко­торые в различной степени отдалены друг от друга. Сейчас за каждые 10-15 лет научная информация удваивается. Если в 1900 г. выходило около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время — несколько сотен тысяч. Более 90% всех ученых, когда-либо живших на земле, — наши совре­менники. Число ученых по профессии в мире к концу XX в. достигло свыше 5 млн. человек.

Сегодня можно утверждать, что наука коренным обра­зом изменила жизнь человечества и окружающей его при­роды. Однако вопрос о том, в лучшую или худшую сторону, является остро дискуссионным. Одни безоговорочно при­ветствуют успехи науки и техники, другие считают науч­но-технический прогресс источником многих несчастий, обрушившихся на человека в последние сто лет. Правоту


: или других покажет будущее. Мы же только отметим, > достижения науки и техники — это «палка о двух кон- I*. С одной стороны, они многократно усиливают совре-внного человека по сравнению с людьми прошлых столе-i, но с другой стороны, так же многократно ослабляют э: современный человек, лишенный привычных ему тех-зеских благ, мягко говоря, намного уступает по силам и южностям (как физическим, так и духовным) своим Удаленным и недавним предшественникам из предыду-его столетия, эпохи Нового времени, Средних веков или евнего мира.

гросы и задания }

1. Каковы основные формы духовной культуры? В чем они сходны
' собой и чем отличаются друг от друга?

2. Что такое наука? Какое возражение может вызвать ее определение
; формы духовной культуры, направленной на изучение естественного,

рт природного мира?

3. Каковы различия между естественными и гуманитарными наука-
1 Почему под наукой в первую очередь обычно подразумевается есте-

ие? Почему гуманитарным наукам не хватает той степени точно- \ и строгости, которая характерна для естественных? | 4. Каковы основные точки зрения на время возникновения науки?

[ из них является наиболее распространенной? 5. Почему родоначальниками науки обычно считаются древние греки, i на то что их восточные соседи (египтяне, вавилоняне и другие) до них накопили немало научных знаний, решений, рецептов и ' Чем отличается интуитивно-практическое состояние науки от теоре-кого? Что явилось первым в истории образцом научной теории?

|г 6. Как развивалась наука в эпоху Древнего мира и Средних веков?»начался ее бурный рост? Чем характеризуется наука XX—XXI вв.? i вы думаете, в лучшую или худшую сторону изменил научно-техниче- Щ прогресс жизнь человечества и окружающей его природы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.013 с.)