![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В своей работе «исторические дела философии» владимир з отмечал: «на вопрос: что делает философия. — мы имеем право ь: она делает человека вполне человеком». Как вы понимаете это Е.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Г ГЗ. Что такое София в учении Соловьева? В чем она проявляется CpaBHHTe взгляды Соловьева на мировое развитие; идущее к обре-> положительного Всеединства и «духовной телесности», со взгляда-(русских космистов на эволюцию и ноосферу. Что общего можно найти с учениях? Как представлял себе В. Соловьев «подлинно христианское обще-э» и почему отказывался считать таковым средневековую и современ-»ему цивилизацию? ГЛАВА IX
В начале этой книги мы говорили о том, что философия представляет собой самостоятельную и специфическую форму духовной культуры и что другими основными ее формами являются наука, религия и искусство. Кроме того, мы отмечали, что философия тесно связана с наукой; истфия философии всегда переплеталась с историческим развитием науки: многие знаменитые философы остались в памяти человечества и как выдающиеся ученые. Среди них такие известные мыслители, как Фалес, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Уильям Оккам, Роджер Бэкон, Джордано Бруно, Френсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Иммануил Кант, М. В. Ломоносов, Огюст Конт, Зигмунд Фрейд, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Карл Поппер, А.И.Герцен, К.Э.Циолковский, В. И. Вернадский и другие. Философия, конечно же, связана и с другими формами духовной культуры, однако можно утверждать, что точек соприкосновения с наукой у нее больше, чем с религией или искусством. Поэтому последняя глава нашей книги будет посвящена общему взгляду на науку как форму духовной культуры и краткому описанию основных научных картин мира, последовательно сменявших друг друга в истории человечества, которые ювно называются по именам их наиболее выдающихся цставителей — аристотелевской, ньютоновской и эйн-ейновской. Как уже говорилось, наука — это одна из форм духовой культуры, которая направлена на изучение естествен-ого мира и базируется на доказательстве. Такое определе-ке, несомненно, вызовет некоторое недоумение: если на-sa представляет собой форму духовной культуры, направ-внную на освоение естественного, или природного мира, гда получается, что гуманитарные науки не могут быть ауками: ведь природа не является объектом их изучения, гановимся на этом вопросе подробнее. Всем известно, что науки делятся на естественные (или гвознание) и гуманитарные (также часто называемые хально-гуманитарными). Предметом естественных аук является природа, исследуемая астрономией, физи-I, химией, биологией и другими дисциплинами; а пред-эм гуманитарных — человек и общество, изучаемые сологией, социологией, культурологией, историей и Ш- Обратим внимание на то, что естественные науки, в от-ie от гуманитарных, часто называют точными. И дей-ательно, гуманитарным наукам не хватает той степени тости и строгости, которая характерна для естествен-с. Даже на интуитивном уровне под наукой подразуме-t в первую очередь естествознание. Когда звучит сло- f* наука», то прежде всего на ум приходят мысли о физи-, химии и биологии, а не о социологии, культурологии и арии. Точно так же, когда звучит слово «ученый», то [ мысленным взором сначала встает образ физика, хи-■ка или биолога, а не социолога, культуролога или истока. Кроме того, по своим достижениям естественные науки -юго превосходят гуманитарные. За свою историю есте-знание и базирующаяся на ней техника добились поис-s фантастических результатов: от примитивных орудий I
Указанные различия между естественными и гуманитарными науками обусловлены, конечно же, тем, что те и другие направлены на различные, несопоставимые друг с другом объекты и используют совершенно разные методы. Человек, общество, история, культура представляют собой неизмеримо более сложные для изучения объекты, чем окружающая нас неживая и живая природа. Естествознание широко и повсеместно пользуется экспериментальными методами, постоянно на них опирается. В области же гуманитарных исследований эксперимент является скорее исключением, чем правилом. В силу всего этого гуманитарные науки невозможно построить по образу и подобию ественных, равно как и нельзя обвинять их в недоста-зой точности, строгости и малой, по сравнению с есте-знанием, результативности. Ведь это, образно говоря, госильно упреку, адресованному ручейку, в том, что он водопад. Тем не менее наукой в полном смысле слова IHO считается естествознание. Существует несколько точек зрения на время возник-ения науки. Согласно одной из них, она появилась еще эху каменного века, около 2 млн. лет назад, — как пер-опыт по изготовлению орудий труда. Ведь для созда-даже" примитивных орудий требуется некоторое зна- ще о различных природных объектах, которое практиче-используется, накапливается, совершенствуется и пе- [ из поколения в поколение. Согласно другой точке зрения, наука появилась только гоху Нового времени, в XVI-XVII вв., когда начали ши-«о применяться экспериментальные методы и естествоз-ае заговорило на языке математики; когда увидели свет Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, X. Гюйгенса ix ученых. Кроме того, к этой эпохе относится и воз-гавение первых общественных научных организа-[ — Лондонского королевского общества и Парижской цемии наук. Наиболее распространенной точкой зрения на время пения науки является та, согласно которой она заро-сь приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции, гда мышление начало становиться всё более критиче-(, т.е. стремилось в большей степени опереться на щипы и законы логики, а не на мифологические пре-: и традиции. Чаще всего можно встретить утвёржде-! о том, что колыбель науки — Древняя Греция, а ее ро-ачальники — греки. Однако мы хорошо знаем, что и iro до греков их восточные соседи (египтяне, вавило-ie, ассирийцы, персы и другие) накопили немало факти-знаний и технических решений. Разве смогли бы гяне построить свои прославленные пирамиды, если
Египтяне, например, не были чужды науке, но занимались ею практически, т.е. измеряли, взвешивали, вычисляли и т.п. тогда, когда необходимо было что-либо соорудить (плотины, каналы, пирамиды и т.п.). Греки же, в отличие от них, могли измерять, взвешивать и вычислять ради самого измерения, взвешивания и вычисления, т.е. безо веякой практической нужды. Это и означает заниматься наукой теоретически. Причем практический и теоретический уровни отстоят друг от друга слишком далеко. Для иллюстрации этой мысли приведем пример-аналогию. ■ Каждый из нас начал практически пользоваться родным языком примерно в 2-3 года своей жизни, а теоретически мы стали его осваивать только со школьного возраста, занимаясь этим приблизительно 10 лет, и всё равно в большинстве своем так и не освоили до конца. Мы практически владеем родным языком и в 3 года, и в 30 лет, но насколько разным является его использование в том и в другом возрасте! В три года мы владеем родным языком, не имея ни малейшего понятия не только о склонениях и спряжениях, но также о словах и буквах, даже о том, что язык этот русский и что мы на нем говорим. В более старшем возрасте мы по-прежнему практически пользуемся : языком, но уже не только благодаря интуитивно-г знакомству с ним, но и в большей степени на основе его эротического освоения, что позволяет нам использовать i намного более эффективно. Возвращаясь к вопросу о родине науки и времени ее жновения, отметим, что переход от ее интуитивно-ктического состояния к теоретическому, который осх-вили древние греки, был настоящей интеллектуаль-k революцией и поэтому может считаться отправной точ-: ее развития. Также обратим внимание на то, что пер-t образец научной теории — геометрия Евклида — поя-сь, как и логика Аристотеля, в Древней Греции, шдова геометрия, которой 2,5 тысячи лет, до сих пор ^устаревает именно потому, что представляет собой безу-яое теоретическое построение: из неболыдощжишнег. простых исходных утверждений (аксиомjh^подтула-), принимаемых без доказательства в силу их очевидно-Г," выводится всё многообразие геометрического знания, все признают исходные основания, то и логически екающие из них следствия (т.е. теория в целом) тоже как общезначимые и общеобязательные. [ уже представляют собой мир подлинного знания, а не»мнений — разрозненных, субъективных и спорных. < мир обладает такой же неотвратимостью и непререка-гью, как ежедневный восход солнца. Конечно, теперь i знаем, что и очевидные основания геометрии Евклида ао оспаривать, однако в пределах истинности своих эваний-аксиом она по-прежнему несокрушима. / |;Итак, по наиболее распространенному утверждению,. появилась задолго до нашей эры в Древней Греции. 1 период и последующую за ним эпоху Средних веков [развивалась крайне медленно. Бурный рост науки на-приблизительно 300-400 лет назад, в период цения, и особенно в Новое время. Все основные на-ie достижения, с которыми имеет дело современный ек, приходятся на несколько последних столетий.
Наука XX-XXI вв. характеризуется не только небывалыми результатами, но еще и тем, что ныне она превратилась в'эдощную общественную силу и во многом определяет облик современного мира. Сегодняшняя наука охватывает огромную область знаний — около 15 тыс. дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Сейчас за каждые 10-15 лет научная информация удваивается. Если в 1900 г. выходило около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время — несколько сотен тысяч. Более 90% всех ученых, когда-либо живших на земле, — наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу XX в. достигло свыше 5 млн. человек. Сегодня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы. Однако вопрос о том, в лучшую или худшую сторону, является остро дискуссионным. Одни безоговорочно приветствуют успехи науки и техники, другие считают научно-технический прогресс источником многих несчастий, обрушившихся на человека в последние сто лет. Правоту : или других покажет будущее. Мы же только отметим, > достижения науки и техники — это «палка о двух кон- I*. С одной стороны, они многократно усиливают совре-внного человека по сравнению с людьми прошлых столе-i, но с другой стороны, так же многократно ослабляют э: современный человек, лишенный привычных ему тех-зеских благ, мягко говоря, намного уступает по силам и южностям (как физическим, так и духовным) своим Удаленным и недавним предшественникам из предыду-его столетия, эпохи Нового времени, Средних веков или евнего мира. гросы и задания } 1. Каковы основные формы духовной культуры? В чем они сходны 2. Что такое наука? Какое возражение может вызвать ее определение рт природного мира? 3. Каковы различия между естественными и гуманитарными наука- ие? Почему гуманитарным наукам не хватает той степени точно- \ и строгости, которая характерна для естественных? | 4. Каковы основные точки зрения на время возникновения науки? [ из них является наиболее распространенной? 5. Почему родоначальниками науки обычно считаются древние греки, i на то что их восточные соседи (египтяне, вавилоняне и другие) до них накопили немало научных знаний, решений, рецептов и ' Чем отличается интуитивно-практическое состояние науки от теоре-кого? Что явилось первым в истории образцом научной теории? |г 6. Как развивалась наука в эпоху Древнего мира и Средних веков?»начался ее бурный рост? Чем характеризуется наука XX—XXI вв.? i вы думаете, в лучшую или худшую сторону изменил научно-техниче- Щ прогресс жизнь человечества и окружающей его природы?
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.111.193 (0.014 с.) |