Философия в системе культуры. Социальные функции философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия в системе культуры. Социальные функции философии.



В чем заключаются особенности философского знания?В философии в отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики и других, нет общепризнанных истин. Философии свойственен плюрализм (множественность) представлений, дух свободного поиска истины. Специфика философского знаниязаключается в его двойственности,так как оно имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде. Оно во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, «вечные» пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Так же, как искусство и религия, философия пытается разбудить человека, ибо большинство людей, погруженные в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании иного мира, другой, истинной жизни, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного унылого существования. Цель философии - помочь людям постичь истинный мир. Так же, как религия и искусство, философия считает своим главным делом спасение человека. Философия – это учение о спасении, о том, как жить, чтобы оставаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями, перед лицом неизбежности смерти. В отличие от искусства философия обращается прежде всего не к чувствам, а к разуму; а в отличие от религии она считает, что другая, истинная, бодрствующая жизнь возможна здесь и сейчас, в этом мире. Это не потусторонний идеал, возможный только после божественного преображения мира. В отличие от религии в философии отсутствуют догматы. Она не призывает к безоговорочной вере в те или иные принципы – философия пытается их логически обосновать. Как и искусство, философия использует символы, метафоры, образы, но главным ее инструментом является язык теоретических понятий и категорий. Итак, от других областей человеческой культуры философию отличает не столько предмет изучения, сколько способ рассмотрения того или иного вопроса.

Функции философии. 1) Методологическая функция. Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки: обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей и взаимосвязей. Велика роль философии как средства разработки новых методов познания и преобразования действительности. 2) Гносеологическая функция. Философия разрабатывает теорию познания, раскрывает за­кономерности возникновения и развития познавательной деятельности человека, исследует способы достижения истины. Она берет на себя роль первопроходца в познании: обдумывает проблемы, к которым наука вообще либо пока не может подступиться из-за отсутствия методов исследования и алгоритмов решений. 3) Культурологическая функция. Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры и науки. Ученые, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих философских представлениях о мире, принципах его устройства. Философия выявляет наиболее общие идеи и представления, на которых базируется конкрет­ная культура. Их называют универсалиями культуры. 4) Критическая функция. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критического отбора, накопления опыта и его передачи последующим поколениям. 5) Прогностическая функция. Философия обладает возможностями формирования новых обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. Тем самым людям предлагается – как бы на выбор – целый спектр возможных мироориентаций, образов жизни, нравственных позиций. 6) Интегративная функция. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного. 7) Мировоззренческая функция. Исследуя мир в целом и положение человека в нём, филосо­фия выполняет мировоззренческую функцию: видеть и развивать в человеке человеческое.

Итак, мы видим, что философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. С точки зрения обыденного сознания она «бесполезна», потому что не учит никакому практическому ремеслу. Зато она учит мыслить глубоко, системно, нравственно (соединяя знание с совестью). «Есть много наук, более полезных, чем философия, – говорил Аристотель, – но нет более прекрасной, чем она».

Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Древнеиндийская философия.

Философское мировоззрение возникло в середине первого тысячелетия до н.э.втрех относительно самостоятельных регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Первые философские школы выступали наследниками древних мифов. Однако уже тогда философия проявляла себя формой знания, основанной на критической оценке предшествующих традиций.

Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она практически всегда сохра­няла тесную связь с верованиями людей. Начало философской традиции восходит к Ведам – древнейшему литературному памятнику древних индийцев. Веды – это собрание гимнов, молитв, заклинаний и обрядовых наставлений. Собственно философской частью Вед были Упанишады, которые легли в основу всей индийской философии. Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории «сансара» и «карма». «Сансара» означает круговорот перерождений человека, который при­носит душе страдание. После смерти душа вновь рождается в новом теле. «Карма» указывает на наличие причинно-след­ственной связи между нравственным поведением личности и характером ее перевоплощений. Согласно религиозным представлениям Вед, если жизнь прожита достойно, то новое рождение будет лучшим, и человек попадет в более высокую касту. Пройдя через тела людей примерно ста подкаст, можно оказаться в теле раджи или жреца-брахмана, а затем круговорот перерождений начинается заново, с самых низов.

В VII–VI вв. до н. э. в Индии сформировались шесть классических философских систем, провозглашавших Веды основным источником знания, и ряд неортодоксальных школ, споривших с некоторыми положениями священных книг. Ортодоксальные направления – это: веданта (исследует природу мирового духа Брахмана и его связь с миром); ньяя (занимается по большей части логикой и доказательством); вайшешика (знаменита учениемоб атомах, изучает физическую природу бытия), санкхья (объясняет природу явлений с точки зрения учения о развитии бытия и сознания); йога (одновременно и философская школа, и совокупность особых упражнений, образующих единство разума и тела, индивидуального и мирового сознания); миманса (в основном посвящена толкованию ведических религиозных ритуалов).

Самые известные из неортодоксальных течений: материалистическая чарвака, джайнизм и буддизм. Чарвака отрицает существование сверхъестественного мира, поскольку он не доступен нашим органам чувств, а то, что не доступно ощущениям, то и не существует; джайнизм учит суровому аскетизму, воздержанию от всех земных интересов и привязанностей. Особую ценность среди последователей джайнизма приобрел принцип ахимсы – уважения ко всему живому, поскольку индивидуальная душа находится во всех живых существах. Создателем оригинальной философии буддизма стал Сиддхартха Гаутама (Буд­да), живший в 563 - 483 гг. до н. э. Интересно, что сам Будда отрицал религию и богов, но после смерти был признан высшим божеством мировой религии – буддизма.

Основная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, ле­ни, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, страданий, физического и мо­рального изнеможения). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования, ко­нечной целью которого является Нирвана – высшая благодать. В буддизме считали единым основанием мира безличный мировой дух – Брахман. Это Абсолют, из которого рождается наш мир, и в который он циклически уходит, погибая в огне. Мир Брахмана – подлинный, чистый, бестелесный. Земной мир – его злое искажение. Мир вещей вокруг нас – иллюзия (майя), мешающая нам ощутить наше единство с Брахманом. Надо отрешиться от влияния чувств и понять, что мировой дух и наш собственный дух (атман) – одно и то же. Любое рождение человека на Земле в цепи сансары приносит душе страдание. Чтобы избавиться от страданий, человек любой касты еще при жизни может прервать цепочку рождений, вырваться из круга сансары и путем внутреннего озарения впасть в нирвану. Понятие «нирвана» означает состояние успокоения, переживания единства всего сущего в результате слияния с мировым духом – Брахманом. Таким образом, главной проблемой индийской философии был поиск пути спасения души из мира страданий. Этот путь – внутреннее совершенствование, самоограничение потребностей, духовность.

Особенности философской мысли Древней Индии:

1) на протяжении тысячелетий философия развивалась в тесной связи с религией, границы между ними размыты, и научная мысль не оказывала серьезного влияния на философию;

2) особое внимание в Древней Индии уделялось сознанию, достижение истины считалось результатом особого состояния сознания, вышедшего на уровень соединения с Брахманом;

3) философская мысль была ориентирована на внутреннее совершенствование личности и поэтому была тесно связана с этико-нравственными учениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.007 с.)