Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздаточный материал к семинарам по философии

Поиск

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО ФИЛОСОФИИ

(СТАЦИОНАР)

Рекомендуемые основные учебники и методические пособия

1. Калмыков В.Н. Основы философии: учеб.пособие. – Минск, 2006.

2. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А.В.Барковская, Е.В.Хомич. – Минск, 2008.

3. Философия::учебник для высш.уч.заведений /Отв.ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Д., 2006.

4. Философия::учебник для высш. уч. заведений /Под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2006.

5. «Учебно-методический комплекс «Философия». /Сост.: Кондратов Б.Я., Ивчик В.В., Попова Р.В., Кондратова М.В. Горки, 2010.

 

Занятие 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Основные разделы философии и их проблематика.

Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества. Первый из них - философское учение о бытии - онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, понятие, учение), т.е. рассуждения обо всем существующем. Вот примерный перечень традиционных онтологических проблем: наш мир когда-то возник или был всегда; он погибнет или является вечным; есть ли в мире какие-то сверхъестественные сущности (Бог, дух, Мировой Разум); существуют ли универсальные законы, упорядочивающие Вселенную, либо в ней господствуют хаос и случайность; что такое движение, пространство и время; как существует человеческое сознание – независимо от материальной оболочки (и тогда оно бессмертно), либо оно зависимо от тела и умирает вместе с ним.

Основной вопрос философии. В зависимости от того, как философы понимали соотношение сознания и окружающего нас материального мира, что принимали за исходное, определяющее, сложились два противоположных направления философской мысли – идеализм и материализм.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая: что первично - дух или материя? Материалисты за основу берут мате­рию, а сознание рассматривают как ее исторический продукт, как нечто вторичное. Разновидности материализма: метафизический, вульгарный, диалектический. Идеалисты первичным считают дух, сознание, которые породили из себя материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: 1) субъективный идеализм – его представители считают первичным сознание, которое конструирует для себя образ внешнего мира; 2) объективный идеализм - сторонники которого считают первич­ным мировой дух, существующий до материи и независимо от нее. Спор о первенстве материального либо духовного начал решался в философии по-разному – в виде монизма, дуализма и плюрализма. Монизм – убежденность в наличии единственной субстанции (идеальной либо материальной первоосновы всех вещей и явлений). Дуализм предполагает двойственность основ мироздания, действие в нем двух равных и независимых начал, а плюрализм – их бесконечную множественность.

В настоящее время основной вопрос философиидостоверно не решен и фактически является вечной (неразрешенной) философской проблемой. ВХХ в. в философы Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. полагали, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема человеческой экзистенции (подлинного существования),то есть проблемы свободы, смысла жизни и счастья.

Второй раздел философского знания – гносеология (теория познания). Она изучает соотношение чувственного и рационального, опытного и теоретического познания, обсуждает феномен интуиции, обосновывает методологию научных исследований. Главной проблемой гносеологии является вечный вопрос: что есть истина? Иными словами, в какой степени мы можем быть уверены, что внутренние образы нашего сознания адекватно отражают действительность? Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос, они уверены в результатах познания и предлагают различные критерии проверки истинности знаний. Однако часть философов отрицает возможность познания мира пол­ностью или частично. Это были представители агностицизма (от греч. а - нет, гносис - знание). Часть философов, признавая познавае­мость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их назы­вали скептиками, а данное направление - скептицизм.

Третий раздел – антропология (философское учение о человеке). Ее вопросы – как возникло человечество, есть ли в нас врожденная человеческая сущность (от Бога или природы) либо мы ее формируем, постепенно становясь человеческой личностью; в чем смысл труда, игры, любви, жизни и смерти; возможны ли свобода и бессмертие и др. Перечень проблем настолько велик и важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию (учение о ценностях, смысле жизни).

Четвертый раздел – социальная философия и философия истории. В нем выстраивается образ человеческого общества как целостной системы, выявляются закономерности функционирования и развития общества, обсуждаются вопросы логики исторического процесса, возможности прогресса и его критериев, проблемы и перспективы современной цивилизации.

Пятый раздел – история философии. Именно с него обычно начинают изучение философии, так как развитие философских идей предстает школой мысли, учит ставить и решать проблемы, приобщает к сложному языку философских терминов.

Подведем итог: в чем заключается специфика философских проблем? Это поисковые задачи, поставленные о бесконечно сложном и непрерывно развивающемся объекте (Вселенной, человеке, обществе). Проблемы философии носят предельно широкий характер и являются вечными, так как ответы на них в каждую следующую эпоху переосмысливаются. Слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» показывают, что чем глубже и шире мы познаем мир и себя самих, тем больше встает еще непознанного. Но главное – философствуя, человечество становится мудрее.

Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Древнеиндийская философия.

Философское мировоззрение возникло в середине первого тысячелетия до н.э.втрех относительно самостоятельных регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Первые философские школы выступали наследниками древних мифов. Однако уже тогда философия проявляла себя формой знания, основанной на критической оценке предшествующих традиций.

Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она практически всегда сохра­няла тесную связь с верованиями людей. Начало философской традиции восходит к Ведам – древнейшему литературному памятнику древних индийцев. Веды – это собрание гимнов, молитв, заклинаний и обрядовых наставлений. Собственно философской частью Вед были Упанишады, которые легли в основу всей индийской философии. Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории «сансара» и «карма». «Сансара» означает круговорот перерождений человека, который при­носит душе страдание. После смерти душа вновь рождается в новом теле. «Карма» указывает на наличие причинно-след­ственной связи между нравственным поведением личности и характером ее перевоплощений. Согласно религиозным представлениям Вед, если жизнь прожита достойно, то новое рождение будет лучшим, и человек попадет в более высокую касту. Пройдя через тела людей примерно ста подкаст, можно оказаться в теле раджи или жреца-брахмана, а затем круговорот перерождений начинается заново, с самых низов.

В VII–VI вв. до н. э. в Индии сформировались шесть классических философских систем, провозглашавших Веды основным источником знания, и ряд неортодоксальных школ, споривших с некоторыми положениями священных книг. Ортодоксальные направления – это: веданта (исследует природу мирового духа Брахмана и его связь с миром); ньяя (занимается по большей части логикой и доказательством); вайшешика (знаменита учениемоб атомах, изучает физическую природу бытия), санкхья (объясняет природу явлений с точки зрения учения о развитии бытия и сознания); йога (одновременно и философская школа, и совокупность особых упражнений, образующих единство разума и тела, индивидуального и мирового сознания); миманса (в основном посвящена толкованию ведических религиозных ритуалов).

Самые известные из неортодоксальных течений: материалистическая чарвака, джайнизм и буддизм. Чарвака отрицает существование сверхъестественного мира, поскольку он не доступен нашим органам чувств, а то, что не доступно ощущениям, то и не существует; джайнизм учит суровому аскетизму, воздержанию от всех земных интересов и привязанностей. Особую ценность среди последователей джайнизма приобрел принцип ахимсы – уважения ко всему живому, поскольку индивидуальная душа находится во всех живых существах. Создателем оригинальной философии буддизма стал Сиддхартха Гаутама (Буд­да), живший в 563 - 483 гг. до н. э. Интересно, что сам Будда отрицал религию и богов, но после смерти был признан высшим божеством мировой религии – буддизма.

Основная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, ле­ни, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, страданий, физического и мо­рального изнеможения). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования, ко­нечной целью которого является Нирвана – высшая благодать. В буддизме считали единым основанием мира безличный мировой дух – Брахман. Это Абсолют, из которого рождается наш мир, и в который он циклически уходит, погибая в огне. Мир Брахмана – подлинный, чистый, бестелесный. Земной мир – его злое искажение. Мир вещей вокруг нас – иллюзия (майя), мешающая нам ощутить наше единство с Брахманом. Надо отрешиться от влияния чувств и понять, что мировой дух и наш собственный дух (атман) – одно и то же. Любое рождение человека на Земле в цепи сансары приносит душе страдание. Чтобы избавиться от страданий, человек любой касты еще при жизни может прервать цепочку рождений, вырваться из круга сансары и путем внутреннего озарения впасть в нирвану. Понятие «нирвана» означает состояние успокоения, переживания единства всего сущего в результате слияния с мировым духом – Брахманом. Таким образом, главной проблемой индийской философии был поиск пути спасения души из мира страданий. Этот путь – внутреннее совершенствование, самоограничение потребностей, духовность.

Особенности философской мысли Древней Индии:

1) на протяжении тысячелетий философия развивалась в тесной связи с религией, границы между ними размыты, и научная мысль не оказывала серьезного влияния на философию;

2) особое внимание в Древней Индии уделялось сознанию, достижение истины считалось результатом особого состояния сознания, вышедшего на уровень соединения с Брахманом;

3) философская мысль была ориентирована на внутреннее совершенствование личности и поэтому была тесно связана с этико-нравственными учениями.

Занятие 7. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

1. Движение как атрибут бытия. Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибута­ми. К ним относятся движение, пространство, время. В истории философии до XIX в. движение понималось как возникновение и уничтожение тел, а также их механическое перемещение. Не было представления о внутреннем движении и самодвижении, поэтому в картину мира добавляли божественный перводвигатель, который сам был неизменен и неподвижен, зато придавал импульс движения всем телам. Диалектический материализм отказался от сведения движения только к одной механической форме и определил его как любое изменение (Ф. Энгельс).

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. По­этому движение есть изменение вообще.

Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, кото­рые не изменяют качественных характеристик предметов. На­пример, все знают, что внутри предметов происходит «беше­ная пляска» электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохра­няются неизменными. Мы воспринимаем их как находящиеся в покос. Покой-- это состояние движения, которое не нару­шает качественной специфики предмета, его стабильно­сти. Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Здесь воз­можны два результата: распад предмета па более простые элементы (например, в процессе гниения) и, наоборот, обра­зование нового, более сложного объекта. Изменение, сопровождающееся появлением новых качест­венных состояний, называют развитием. Развитие – это закономер­ные качественные изменения сложных системных объектов, отличаю­щиеся направленностью и необратимостью. Развернутая концептуальная модель развития была разработана в классической философии. Постклассическая философия наделяет представление о развитии многомерным и разнообразным содержанием. Так, философия постструктурализма в лице Ж. Делёза и Ф. Гваттари образно сравнивает процессы изменения с особым (ризомным) способом роста, не имеющим преобладающего направления, а идущим во все стороны без какой-либо регулярности, позволяющей предсказать следующее изменение.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя основная форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обус­ловлено глубинным процессами взаимопревращения эле­ментарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями силь­ных и слабых взаимодействий в микромире. Каждая последующая форма существует на основе предыдущей, но имеет и свои специфические черты, поэтому недопустим радикальный редукционизм - полное сведение закономерностей высших форм движения к низшим (биологизаторство и фрейдизм, социал-дарвинизм). Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития всего мира.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы.

3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.

4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией.

5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.

6. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы.

7. Натурфилософские школы ранней греческой философии.

8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля.

9. Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики.

10. Формирование новых принципов культуры эпохи Возрождения. Пантеизм и натурфилософия Ренессанса.

11. Научная революция ХVII в. и гносеологическая направленность философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм как ее методологические программы.

12. Основные темы философии Просвещения: разум, человек, общество. Социально-политические учения английских и французских просветителей.

13. Классическая немецкая философия. Трансцендентальная философия И. Канта.

14. Абсолютный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Историческое значение классической немецкой философии.

15. Предпосылки возникновения и особенности неклассической философии ХIХ в. Критика классической традиции в учении Л.Фейербаха, позитивизме О. Конта, «философии жизни».

16. Переосмысление классического наследия в философии К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектический и исторический материализм. Исторические судьбы марксизма.

17. Антропологическое направление в современной философии. Основные темы и представители философии экзистенциализма.

18. Социально-критическое направление в современной философии. Основные идеи и представители философии франкфуртской школы.

19. Сциентистское направление в современной философии. Логический позитивизм и постпозитивизм.

20. Структуралистское направление в современной философии. Постструктурализм. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв.

21. Основные темы и особенности средневековой философии в России и Беларуси.

22. Становление национального самосознания и философия Беларуси в XVI-XX вв.

23. Основные направления и проблематика русской философии ХIХ-ХХ вв.

24. Метафизика и онтология как стратегии познания бытия. Категории «бытие», «небытие», «субстанция», «материя». Системная организация материального мира.

25. Движение как атрибут бытия. Диалектическая и синергетическая модели развития.

26. Пространство и время как атрибуты бытия, их субстанциональная и реляционная концепции.

27. Понятие природы, специфика ее анализа в философии и науке. Современные научные концепции происхождения и эволюции Вселенной. Концепция глобального эволюционизма.

28. Природа как среда обитания человека. Исторические типы взаимодействия общества и природы. Проблема их коэволюции.

29. Образы человека в классической и неклассической философии. Антропосоциогенез.

30. Человек как личность. Теории личности. Свобода и отчуждение личности.

31. Модусы человеческого бытия (труд, любовь, игра, забота, счастье, страдание и др.) и проблема его смысла. Тема смерти и бессмертия человека.

32. Проблема сознания и основные философские программы его исследования: субстанциальная, функциональная, экзистенциально-феноменологическая.

33. Генезис сознания. Сознание как особый тип отражения, его основные функции и сущностные черты. Структура сознания.

34. Понятие, функции, виды, иерархия ценностей. Проблема ценностного выбора человека в меняющемся мире.

35. Деятельность как способ бытия человека. Структура и основные виды деятельности. Практика как материально-предметная деятельность. Особенности профессиональной деятельности в АПК.

36. Гносеология как философское учение о познании. Основные принципы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.

37. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания.

38. Познание как постижение истины. Основные философские концепции истины. Критерии истинности знаний в современной науке.

39. Понятие науки. Специфика научного познания. Роль науки в обществе. Этика науки и проблема социальной ответственности ученого.

40. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.

41. Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования. Основные формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, теория.

42. Предмет, проблемное поле и функции социальной философии. Основные исследовательские программы в обществознании.

43. Общество как сложноорганизованная система. Сферы (подсистемы) общества, их основные функции и взаимосвязь.

44. Специфика социальных законов. Проблема источников исторического процесса. Факторы социальной эволюции. Субъекты и движущие силы истории. Основные типы социальных изменений.

45. Предмет и проблематика философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации истории.

46. Предмет политической философии. Понятия политики и власти. Релятивистско-прагматический и этический подходы к политическому мышлению и практике.

47. Взаимосвязь политики, права, идеологии. Понятие права. Предметное поле философии права. Понятие и функции идеологии. Социально-философские основы ведущих политических идеологий.

48. Понятие и функции культуры, ее основные философские модели и типы. Субкультура и контркультура. Взаимодействие национальных культур.

49. Понятие цивилизации, ее типы и уровни. Противоречия современной цивилизации. Проблема цивилизационного выбора Беларуси.

50. Понятие техники и техносферы. Основная проблематика философии техники. Идеологии сциентизма, технократизма, антисциентизма. Проблема гуманизации техносферы.

51. Характер и типология глобальных проблем современности, их проявление в Республике Беларусь. Философия о путях решения глобальных проблем.

52. Сущность современной глобализации и ее социокультурные последствия.

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО ФИЛОСОФИИ

(СТАЦИОНАР)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.187 (0.016 с.)